Определение численности оперативных работников,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 связанных с движением поездов

Нормирование труда руководителей осуществляется с помощью нормы управляемости. Под такой нормой понимается число работников или подразделений, которыми должен руководить один руководитель. Для начальника отделения, например, нормой управляемости является число его заместителей, а также число структурных подразделений, находящихся в его непосредственном подчинении; для мастера – число рабочих или число бригадиров.

Внутри служб и подразделений организации для расстановки людей применяются нормы соотношений, которые являются разновидностью норм управляемости. Под нормой соотношения понимается число работников той или иной квалификации или должности, которое должно приходиться на одного работника другой квалификации или должности. С помощью норм соотношения устанавливаются прежде всего оптимальные соотношения между численностью управленческого персонала, руководителей, специалистов и служащих.

Для нормирования труда управленческого персонала применяют нормы численности работников (регламентированная численность работников, необходимая для качественного выполнения той или иной функции в определенных организационно-технических условиях) рассчитывается по факторам, которые оказывают решающее влияние на численность служащих либо в целом по предприятию, либо по отдельным функциям управления.

При расстановке персонала по подразделениям и службам организации необходимо учитывать различия в численности явочного, списочного и среднесписочного состава работающих.

Под явочной численностью понимается потребное количество работников в смену для обеспечения нормальной работы предприятия. Явочная численность определяется исходя из времени загрузки в течение смены:

 

, (3.7)

 

где  – суммарные затраты времени на выполнение технологических операций за смену, мин;

 – время на отдых и личные надобности (составляет 10 % от продолжительности смены), мин;

 – допустимое время расчетной загрузки оперативного работника (95 % от продолжительности смены), мин.

Списочная численность – это общее количество работников данной должности, необходимое для обеспечения нормальной работы предприятия. Списочная численность превышает явочную, так как в ней учитываются планируемые невыходы на работу во время отпуска, болезни и т. д. Списочная численность работников определяется по формуле

 

  , (3.8)

где  – коэффициент графиковой потребности численности работников, необходимой для обеспечения круглосуточной работы: при 40-часовой рабочей недели = 4,31; при 36-часовой рабочей недели = 4,79;

 – коэффициент перевода явочной численности в списочную,

    , (3.9)
            , (3.10)

 

где  – человеко-дни неявок на работу по уважительным причинам;

 – номинальный фонд рабочего времени, человеко-дней;

– количество человеко-дней неявок на работу, связанных: с очередными отпусками и в связи с родами;

 – неявки в связи с отпусками по учебе, днями болезни;

 – прочие неявки по закону.

Загрузка работников в течение смены рассчитывается хронометражным методом или определяется исходя из норм времени на выполнение определенных операций. Нормативы и нормы времени устанавливаются в тех случаях, когда возможно прямое нормирование затрат труда. Это, как правило, однородные работы, состоящие из повторяющихся операций. Объем, содержание и методы выполнения таких работ строго регламентированы. На железнодорожном транспорте нормы времени могут быть использованы для нормирования труда билетных кассиров, дежурных по станции, операторов станционно-технологических центров.

Величина загрузки оперативных работников зависит от размеров движения поездов, установленной технологии выполнения работ, особенностей путевого развития и технической оснащенности станций. Коэффициент загрузки определяется по формуле

               , (3.11)

где  – затраты времени оперативного работника на управление про-

                 цессом перевозок, мин;

 – продолжительность смены, мин.

Сравнение рассчитанного коэффициента с нормой позволяет определить численность работников в смену для обеспечения заданного объема перевозок. Загрузка оперативных работников станции не должна превышать 90 % с учетом времени на отдых и личные надобности.

Пример расчета численности работников станции

Исходные данные. Станция А является сортировочной станцией с последовательным расположением парков. На предстоящий год на станции планируется увеличение работы по переработке вагонопотока (плановые нормы приведены в таблице 3.1). Кадровой службе поставлена задача разработать план численности рабочих сортировочной станции на предстоящий год, на основе отчетных данных о фонде рабочего времени и влияющих на него факторов (таблица 3.2).

Таблица 3.1 – Количество операций с поездами за смену

Операция Число операций за смену
1 Прием пригородных поездов 10
2 Отправление пригородных поездов 10
3 Пропуск пассажирских поездов 10
4 Прием поездов в расформирование 25
5 Прием транзитных поездов 10
6 Отправление поездов своего формирования 27
7 Прием прочих подвижных единиц 5
8 Отправление прочих подвижных единиц 3
9 Уборка поездных локомотивов от транзитных поездов 8
10  Уборка поездных локомотивов в депо 25
11  Подача поездных локомотивов под поезда своего формирования 27
12  Подача поездных локомотивов к транзитным поездам 8
13  Передача составов из парка в парк 27
14  Отцепка вагонов от поезда 5
15  Подача вагонов на подъездные пути 2
16  Уборка вагонов с подъездных путей 2

Таблица 3.2 – Баланс времени одного работника за год

 

Показатель Значение
Календарный фонд времени, дни 365
Количество выходных дней 107
Количество праздничных дней 10
Неявки на работу, дни, в том числе: 36,5
очередные и дополнительные отпуска 25,3
учебные отпуска 4,3
отпуска по беременности и родам 0,8
по болезни 3,2
прочие, разрешенные законом 1,5
по разрешению администрации 1,2
прогулы (по отчету) 0,2
Номинальная продолжительность рабочего дня, ч 8,00
Потери времени в связи с сокращением длительности рабочего дня, ч  0,07

Требуется:

1 Составить баланс рабочего времени одного рабочего на год при 40-часовой рабочей неделе.

2 Рассчитать явочную численность дежурного по станции.

3 На основании фонда рабочего времени и явочной численности работников определить потребность в персонале на плановый год.

Баланс рабочего времени одного рабочего устанавливает среднее количество часов, которое он должен отработать в течение планового периода. При его разработке рассчитывают среднее количество явочных дней рабочего в течение планового периода и среднюю продолжительность рабочего дня для одного рабочего. Их произведением определяют количество рабочих часов, которое должен отработать рабочий в плановом периоде.

При расчетах среднего количества явочных дней рабочего различают три вида фондов рабочего времени: календарный – число календарных дней планового (отчетного) периода; номинальный – количество рабочих дней, которое максимально может быть использовано в течение данного периода времени; эффективный – среднее количество рабочих дней, полезно используемых в течение планового периода (рисунок 3.4).

 

 


Рисунок 3.4 – Расчет эффективного фонда рабочего времени

Рассчитаем явочную численность работников станции, определив загрузку работников в течение смены. Количество операций, выполняемых работниками, приведено в таблице 3.1. Загрузка дежурных по станции определяется исходя из нормативов времени на выполнение основных технологических операций с учетом особенностей работы станций (классности, наличия автоматизации управления стрелками и сигналами и др.). Нормы времени на выполнение операций дежурным по станции и расчет загрузки приведен в таблице 3.3.

Таблица 3.3 - Расчет загрузки дежурных по железнодорожной станции

Наименование операции Норматив времени, мин Номер строки задания Число операций за смену Время выполнения, мин

Прием, отправление и безостановочный пропуск поездов

Прием пригородных и местных поездов 1,4 1 10 14
Прием грузовых поездов 1,73 4 + 5 35 60,55
Прием прочих подвижных единиц 1,69 7 5 8,45
Отправление пригородных местных поездов 1,62 2 10 16,2
Отправление грузовых поездов 1,85 5 + 6 37 68,45
Отправление прочих подвижных единиц 1,85 8 3 5,55
Пропуск пассажирских поездов 1,82 3 10 18,2

Приготовление маршрутов для выполнения маневров

Подача поездных локомотивов к составам 1,17 11 + 12 35 40,95
Уборка поездных локомотивов от составов 1,23 9 +10 33 40,59
Подача маневровых локомотивов к составам 1,17 4 + 6 52 60,84
Уборка маневровых локомотивов от составов 1,23 4 + 6 52 63,96
Отцепка вагонов от поезда 2 14 5 10
Подача вагонов под грузовые операции 1,57 15 2 3,14
Уборка вагонов после грузовых операций 1,65 16 2 3,3
Перестановка составов из парка в парк 1 13 27 27

Выполнение вспомогательных операций

Оценка и прогноз управляемой системы 40 0 1 40
Прием-сдача дежурства 5 0 2 10
Получение и запись приказов ДНЦ 4,7 * 4 18,8
Получение подхода поездов от ДНЦ 2,5 0 12 30
Передача приказов в случаях приема, отправления поездов по запрещающему сигналу светофора 1 ** 5 5
Передача приказов в случаях маневров при запрещающем сигнале светофора 0,4 * 4 1,6

Окончание таблицы 3.3

Наименование операции Норматив времени, мин Номер строки задания Число операций за смену Время выполнения, мин
Переговоры с ДСЦ о плане работы 0,5 4 25 12,5
Сообщение в СТЦ о приеме поезда 0,5 4 + 5 35 17,5
Запись поезда в журнал движения поездов 0,14 Σ(1 - 8) 100 14
Проверка исправности технических средств 0,15 ** 5 0,75
Искусственное размыкание маршрута 3,5 * 4 14
Контроль положения стрелок 0,08 Σ(1 - 8) 100 8
Выписка разрешения для хозяйственных поездов 1,5 8 3 4,5
Запись в журнал СЦБ 2,5 * 4 10
Фиксация поездных и маневровых локомотивов колпачками 0,05 Σ(4 - 6) 62 3,1
Предъявление составов к техническому и коммерческому осмотру 0,12 Σ(4 - 6) 62 7,44
Предъявление составов к списыванию 0,12 Σ(4 - 6) 62 7,44
Включение сигнала ограждения поезда 0,1 Σ(4 - 6) 62 6,2
Закрепление состава башмаками 0,6 4 + 6 + + 9 60 36
Передача стрелок на местное управление 0,75 ** 5 3,75
Уборка тормозных башмаков 0,6 4 + 6 + + 9 60 36
Оповещение работающих в зоне движения поезда 0,13 Σ(1 - 8) 100 13
Прочие переговоры (за смену) 30 0 1 30
Прочие записи (за смену) 10 0 1 10
Прием, отправление и безостановочный пропуск поездов 0,13 Σ(1 - 8) 100 13
Маневровые передвижения 0,15 *+** 9 1,35

Итого

795,11 Время на отдых 72 - - 72

Всего

867,11

* последняя цифра учебного шифра студента

** предпоследняя цифра учебного шифра студента.

 

 

Тогда явочная численность дежурных по станции

 человека.

Расчет загрузки дежурных по железнодорожной станции показал, что необходимо ввести должность оператора при дежурном по станции для уменьшения загрузки дежурного.

Определим списочную численность дежурных по станции. Для этого рассчитаем коэффициент перевода явочной численности в списочную

.

Тогда списочная численность работников

 человек.

Таким образом, эффективный фонд одного работника составит 1587,75 ч, явочная численность персонала 2 человека, списочная – 7 человек.

 

Контрольные вопросы

 

1  Цели и задачи технического нормирования труда.

2  Виды норм труда и их классификация.

3  Методы нормирования труда.

4  Режимы труда и отдыха работников транспорта.

5  Понятие фонда рабочего времени (номинальный, полезный) и его использование при экономических расчетах.

6  Классификация затрат рабочего времени.

7  Особенности учета работы управленческого персонала.

8  Определение численности оперативных работников, связанных с движением поездов.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 497.