Ым  и  праведным.   Пифагор  учил:   Чтобы  люди  были  хорошо  воспитанными  –  Государство,   должно   быть  благо-
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

законным;  чтобы  хорошо  воспитать  детей –  их  надо «родить  в  благозаконном Государстве»  (Диог. Лаэр. VIII, 1, 16).

Пифагор  учил:   «Что  самое  лучшее  –  [это]  счастье»  (DK 58, C, 4);         и  чем  совершенней  человек  –  тем  счастье  его

совершенней.

   Пифагор учил,  что в Аиде ждут «...наказания тех, кто не хотел жить со своими жёнами» (Деог. Лаэр. VIII, 1, 21). «С богатой

для деторождения не сходиться» (DK 58, С, 4).   «Когда жену Пифагора Феано спросили: «На который день очищается женщи-

на после мужчины?»  Феано ответила: «После своего мужа – тотчас, а после чужого – никогда». Женщине, которая идёт к сво-

ему мужу,  она советовала вместе с одеждою совлекать и стыд, а вставая, вместе с одеждою облекаться и в стыд.  Её переспро-

сили: «Во что?» – она ответила: «В то, что даёт мне право зваться женщиною» »  (Диог. Лаэр. VIII, 1, 43).   У Пифагора и Феано

был сын Телавг и дочь Дамо, верные последователи своего отца (Диог. Лаэр. VIII, 1, 42 – 43).

   На основе учений Пифагора,  его  ученики-пифагорейцы,  очень  серьёзно  подходили  к вопросам секса  и  к зачатию детей.

«О  рождении  детей  они учили так:  всячески остерегаться так называемой  скороспелости,  ибо ни скороспелые растения, ни

рано созревшие животные  не приносят хороших плодов,  но требуется  некоторое подготовительное время для плодоношения,

по истечении которого окрепшие и созревшие тела способны производить семя и приносить плоды. В человеческой жизни есть

много такого,  чему лучше научиться с опозданием, – таковы  любовные сношения.  Поэтому  детей следует занимать упражне-

ниями так,  чтобы у них не оставалось досуга и чтобы они по возможности  не только не искали, но и не знали о существовании

такой связи  до двадцати лет. (...)  Этого можно достичь,  если он будет  ценить  хорошее самочувствие  и считать  его  за благо;

ведь невоздержанность и хорошее самочувствие исключают друг друга.  Говорят, что они  хвалили уже существующие к тому

времени установления греческих городов, запрещавшие  соитие с матерью, дочерью, сестрой, а также в храме и на людях; они

считали правильным и полезным чинить как можно больше препятствий таким действиям.  Судя по всему, они считали необхо-

димым  искоренять противоестественные зачатия и зачатия,  совершаемые в состоянии распущенности,  и допускать только за-

чатия,  совершаемые  естественно  и целомудренно  ради  целомудренного и законного деторождения.  Они  считали,  что надо

проявлять большую заботу  о будущем потомстве. Первая и важнейшая забота – приступать к деторождению, ведя целомудре-

нный  и  здоровый образ жизни,  избегая  как  несвоевременного обжорства,  так и употребления внутрь  того,  от чего  слабеют

потенции тела; и ни в коем случае  не быть пьяным в момент зачатия, ибо, по их мнению, от дурной, неслаженной и беспорядо-

чной конституции тела получается негодное семя.  Они  считали  совершеннейшим  легкомыслием  и  непредусмотрительно-

стью – собираясь производить на свет живое существо,  не заботиться со всяческим старанием о том, чтобы  появление на свет

новорожденных было как можно более счастливым,  тогда как любители собак со всяческим старанием заботятся о выращива-

нии собак,  определяя, от каких родителей,  когда и при каком состоянии родителей родятся добрые щенки,  и точно так же лю-

бители птиц.  Ясно, что и все прочие, кто выводит  благородные породы животных, проявляют всяческое старание о том, чтобы

зачатие их происходило не как попало,  а люди  не обращают никакого внимания на собственное потомство,  но и зачинают его

наобум и как придётся,  импровизируя на все лады,  и выкармливают и воспитывают его после этого спустя рукава. В этом важ-

нейшая и очевиднейшая причина порочности и худородности большинства людей, ибо у большинства деторождение происхо-

дит  по-скотски и наобум.  Такие наставления и обычаи в том, что касается целомудрия,  были в ходу у пифагорейцев на словах

и на деле, а восприняли они эти заповеди искони от самого Пифагора» (DK 58, D, 8).

   «Рассказывают, что даже не знавшие друг друга пифагорейцы старались оказывать дружеские услуги тем, кого они никогда

не видели,  стоило им лишь получить какое-нибудь свидетельство того,  что они посвящены в то же учение;  судя по этим услу-

гам, ...  добрые люди,  даже если они живут в разных концах земли, – друзья между собой» (DK 58, D, 7).   «Они [пифагорейцы]

говорили, что в дружбе должно быть как можно меньше царапин и уязвлений,  а это возможно,  если оба умеют уступать и сде-

рживать гнев, и первым должен уступать младший (...) Из дружбы никогда не исключать верность – ни в шутку, ни всерьёз, ибо

стоит лжи  однажды проникнуть в отношения тех,  кто называет себя друзьями,  как прежнюю дружбу  восстановить уже будет

нелегко.  Не отрекаться от дружбы  из-за несчастья или иной житейской немощи,  постигшей друга;  единственное  оправдание

отречению  от друга и дружбы – его большая и неисправимая порочность.  Никогда не затевать  по доброй воле вражду с теми,

кто не до конца испорчен, а затеяв, держаться стойко и непримиримо, покуда нрав противника не переменится и он не извинит-

ся первым.  Воевать же не словом, а делами; война будет законной и дозволенной, если воевать как человек с человеком. Зачи-

нщиком раздора по возможности не становиться никогда и избегать начала раздора изо всех сил.    Чтобы  дружба  была  нас-

Дата: 2019-12-09, просмотров: 225.