Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами – подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

По каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами аудитор должен проверить:

– состояние внутреннего контроля этих расчетов (путем тестирования);

– правильность определения налогооблагаемой базы (с помощью таких приемов контроля, как прослеживание, сканирование, сверка документов и регистров учета);

– правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, пересчета);

– правильность применения льгот при расчете и уплате налогов (путем прослеживания, сверки с нормативными материалами, изучения особенностей организации и т. д.);

– правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ресурсам (путем прослеживания, изучения первичных документов, пересчета арифметических данных);

– полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности (путем проверки платежных документов, налоговых расчетов и т. д.);

– правильность оформления первичных платежно-расчетных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей (путем сканирования, сверки данных различных регистров учета).

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются расчетные ведомости по начислению заработной платы, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 641, 642, 643, 644, 66, 65 и др., Главная книга, «Баланс» (ф. № 1), «Отчет о финансовых результатах» (ф. № 2), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам и пр.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, аудитор должен помнить, что налогооблагаемая база, ставки и другие параметры начисления налогов в предыдущем периоде наверняка изменялись, вследствие чего необходимо пользоваться нормативными материалами, учитывающими все внесенные в них изменения и дополнения.

На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам предприятие ведет расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Полезно также ознакомиться с результатами предыдущих налоговых проверок предприятия органами Государственной налоговой инспекции. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущенные в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.

Детальной проверки требуют расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, НДС, подоходному налогу с физических лиц, налогам, уплачиваемым в дорожные фонды, расчеты с Пенсионным фондом. Именно на долю этих налогов приходится основная масса платежей предприятия в бюджет, а также нарушений налогового законодательства и обусловленных этими нарушениями финансовых санкций (штрафов, пеней и др.). Если предприятие является участником внешнеэкономической деятельности, то углубленному анализу должно быть подвергнуто и налогообложение экспортно-импортных операций.

Аудитору следует помнить, что учет расчетов с бюджетом по налогам ведется на счете 641 «Расчеты по налогам», 642 «Расчеты по обязательным платежам», Аналитический учет организуется по каждому налогу, сбору и платежу на соответствующих субсчетах указанных счетов.

Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли предприятия, заработной платы персонала).

В соответствии с действующим налоговым законодательством учет реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения может осуществляться одним из следующих методов: «по отгрузке» или «по оплате». Если в учетной политике предприятия установлен второй метод, то аудитору следует выяснить точность исчисления (корректировки) налогооблагаемой базы в соответствующем отчетном периоде по налогу на прибыль и налогам, уплачиваемым с «оборота» (НДС, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автодорог и др.), поскольку бухгалтерская и налоговая отчетность предприятия не будут совпадать. При этом сумма начисленного, но не оплаченного НДС учитывается на отдельном субсчете счета 37 «Расчеты с разными дебиторами». При поступлении оплаты от покупателей (в том числе путем зачета взаимных требований) соответствующая сумма НДС относится на расчеты с бюджетом, то есть на счет 64. Доходы от внереализационных операций подлежат включению в налогооблагаемую базу преимущественно по моменту их начисления (признания) независимо от поступления денежных средств. Расходы по этим операциям учитываются для целей налогообложения, как правило, при условии фактической оплаты.

В заключение аудитор должен установить соответствие данных аналитического учета по счетам 64, 65, 66, 67, 68 с данными синтетического учета в Главной книге и в отчетности.

Выявленные в ходе проверки нарушения регистрируются в рабочей документации аудитора.

Типичные ошибки:

– неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

– неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии его указания в расчетно-платежных документах отдельной строкой;

– ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др.);

– нарушение сроков платежей по налогам.

 

 

тема 6 Методика аудиторской проверки хозяйственных операций по формированию финансовых результатов и использованию прибыли

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 254.