Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель аудита расчетов с персоналом – проверка соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между предприятием и его работниками.

Аудиторская проверка расчетов с персоналом является весьма трудоемкой для средних и крупных предприятий по причине их разнообразия и систематического характера. Данная группа расчетов помимо взаимоотношений предприятия со своими работниками по поводу оплаты труда включает также расчеты по выданным в подотчет суммам на хозяйственные, командировочные и другие расходы и расчеты по прочим операциям (личному страхованию, предоставленным ссудам, оплате товаров в кредит, возмещению причиненного ущерба и др.).

Учет этих расчетов осуществляется на счетах: 67 «Расчеты с участниками», 66 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 377 «Расчеты с прочими дебиторами».

Задачами аудита расчетов с персоналом являются:

– подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;

– установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда, других юридических и физических лиц;

– проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом и взаимосвязи аналитического и синтетического учета:

– оценка мер, принимаемых администрацией по своевременному взысканию задолженности с работников (по подотчетным суммам, по фактам недостач и порчи ценностей, возврату ссуд и др.).

Источниками информации для проверки расчетов с персоналом являются штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и другие формы трудового договора), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и пр.. табели учета использования рабочего времени, наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетные и платежные ведомости, лицевые счета и налоговые карточки работников, авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами, акты инвентаризации имущества, учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 371, 372, 373, 374, 375, 377, 661, 662, и т. д., Главная книга, отчетность и др.

Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда и по другим операциям, аудитор должен выяснить, какие формы и системы оплаты труда применяются на предприятии; имеется ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор; списочный и среднесписочный состав работников; как организован учет расчетов по оплате труда (состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризирован ли данный участок учета и т. д..); ограничен ли состав сотрудников, получающих наличные деньги на хозяйственные и другие расходы; осуществляется ли на предприятии выдача ссуд, продажа товаров в кредит, как оформляются эти операции и пр. С целью получения ответов на эти и другие вопросы целесообразно провести дополнительное тестирование системы внутреннего контроля и учета по данному разделу проверки (табл. 19).

Таблица 19 – Тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом

№ п/п

Содержание вопроса или объект исследования Содержание ответа (результат проверки) Символ Выводы и решения аудитора

1

2 3 4 5

А. Внутренний контроль

1

Проверяется ли списочкый состав работников, правильность подсчета среднесписочной численности? Ежемесячно проводятся сверки чис-ленности сотрудников отделом кадров иподразделениями У4 Контроль удовлетворительный

2

Проверяется ли достоверность начисления оплаты труда (наличие приказов, договоров)? Выборочно, не чаще одного раза в полугодие У2 Ослаблен внутрен-ний контроль. Сле-дует провести вы-борочную проверку

3

Соблюдается ли штатное расписание и оплата по штатному расписанию? Штатное расписание пересматривается один раз в год У2 Ослаблен внутрен-ний контроль. Воз-можны нарушения

4

Проверяется ли правиль-ность удержаний из заработной платы? Выборочно, один раз в полугодие У2 Необходимо прове-сти выборочную про-верку

5

Соблюдается ли установленный порядок начисления премий, отпускных, выдачи ссуд и др.? Выплаты оформляются приказами руково-дителя предприятия. Положений о порядке выплат нет У2 Возможны случаи нецелевого использования средств предприятия

6

Установлен ли круг лиц, которым разрешено получение наличных денег на хозяйственные и другие расходы? Список таких лип отсутствует У2 Слабый внутренний контроль. Возможны случаи бесконтроль-ного расходования средств предприятия

7

Контролируются ли сроки возврата в кассу подотчетных сумм? Нет У1 Слабый внутренний контроль

8

Принимаются ли меры к должностным липам по возмещению причиненного ущерба в связи с недостачами, хищениями и т. п.? Имеют место случаи покрытия ущерба от недостач за счет чистой прибыли предприятия У2 Слабый внутренний контроль. Необходимо проверить результаты инвентаризации ценностей

Б. Система учета

9

Осуществляется ли выплата заработной платы сотрудникам готовой продукцией?

Такие выплаты в проверяемом периоде осуществлялись У2 Проверить правильность налогообложения по таким операциям
10

Разработаны ли схемы организации и отражения на счетах расчетов с персоналом?

Определен только рабочий план счетов, схем нет У2 Велика вероятность ошибок в корреспонденции счетов
           

 


Продолжение таблицы 19

1 2

3

4 5
11

Как регулярно сопоставляются данные первичных документов, аналитического и синтетического учета по каждому виду расчетов с персоналом?

Выборочно в конце квартала У3 Следует провести выборочную провер-ку
           

 

После тестирования аудитор подготавливает программу проверки (табл. 20), в соответствии с которой осуществляет детальное изучение операций по каждому виду расчетов с персоналом.

Достоверность произведенных работникам начислений заработной платы и других выплат (премий, материальной помощи, подарков и т.д.) проверяется обычно выборочно. Для этого в выборку включаются данные по различным категориям работающих или уволенных сотрудников (руководителей, специалистов, рабочих), по основным видам начислений (удельный вес которых, как правило, превышает 5 % от общей суммы заработной платы) и по разным временным периодам (обычно, за один месяц каждого квартала). Проверке подвергаются расчетные и платежные ведомости, лицевые счета сотрудников, а также первичные документы (табели, наряды и др.), на основании которых произведены начисления заработной платы. Особое внимание обращается на правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов.

При повременной оплате труда выясняется обоснованность применения тарифных ставок и соблюдения условий контрактов, а при сдельной – выполнение количественных и качественных показателей, правильность применения норм и расценок.

При проверке первичных документов устанавливается полнота заполнения всех реквизитов, наличие подписей лиц, ответственных за учет выполненных работ, отсутствие в документах подчисток, неоговоренных исправлений. Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи, сопоставляя фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава, аудитор определяет, нет ли случаев включения в них подставных лиц, повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам. Методом арифметического контроля устанавливаются ошибки в подсчетах в первичных документах или расчетных ведомостях.

Следует обратить особое внимание на правильность оформления и начисления различных выплат работникам. К ним относятся выплаты стимулирующего характера (премии, вознаграждения по итогам работы за год и др.), выплаты компенсирующего характера (надбавки и доплаты за работу в ночное время, сверхурочную и др.), выплаты за непроработанное время (оплата очередных и дополнительных отпусков, по временной нетрудоспособности и др.), оплата простоев, брака и т. д.


Таблица 20 – Программа аудиторской проверки расчетов с персоналом

Перечень процедур

Источники информации

А. Расчеты по оплате труда

1

Оценка правильности оформления и начисления выплат сотрудникам по всем основаниям

Расчетно-пдатежные ведомости, на ряды, табели учета рабочего времени, штатное расписание

2

Проверка правильности удержания из заработной платы и других выплат подоходного налога, взносов в Пенсионный фонд и др.

Расчетно-платежные ведомости, журна-лы-ордера, машинограммы, приказы на материальную помощь

3

Проверка данных регистров учета расчетов с персоналом по оплате труда и сверка их со счетами Главной книги

Ведомости, журналы-ордера, машино-граммы, Главная книга

4

Проверка правильности корреспонден-ции счетов по учету расчетов с персоналом по оплате труда

Ведомости, журналы-ордера, машино-граммы

Б. Расчеты с подотчетными лицами

5

Проверка данных регистров учета расчетов с подотчетными лицами, сверка их с данными Главной книги

Журналы-ордера, машинограммы, Глав-ная книга

6

Проверка обоснованности произведен-ных подотчетными лицами расходов, своевременности и полноты возврата неиспользованных подотчетных сумм

Авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами, Кассовая книга

7

Проверка правильности учета норми-руемых расходов, произведенных подот-четными лицами, для целей налого-обложения

Журналы-ордера, машинограммы, аван-совые отчеты

8

Проверка правильности корреспонден-ции счетов по учету расчетов с подотчетными лицами

Ведомости, журналы-ордера, машино-граммы

В. Расчеты с персоналом по прочим операциям

9

Оценка правильности документального оформления расчетов по прочим операциям

Договоры, расчетно-платежные ведо-мости, машинограммы, приказы

10

Проверка правильности налогообложе-ния прочих операций

Договоры, расчетно-платежные ведо-мости, приказы

11

Проверка данных регистров учета расчетов по прочим операциям и сверка их с данными Главной книги

Журналы-ордера, машинограммы, Глав-ная книга

12

Проверка правильности корреспонден-ции счетов по учету прочих операций

Ведомости, журналы-ордера, машино-граммы
         

 

Аудитор должен учитывать, что начисление премий должно быть подтверждено приказом руководителя, предусмотрено в договоре, контракте или положении. Простои не по вине рабочего, оформленные листком о простое, оплачиваются не ниже 2/3 тарифной ставки разряда (оклада) работника-Доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий труда оформляются нарядом на сдельную работу, в котором указываются дополнительные технологические операции, не предусмотренные технологическим процессом. Листком на доплату подтверждаются выплаты за несоответствие фактических условий работы запланированным.

Полный (неисправимый) и частичный (исправимый) брак в производстве не по вине работника, подтвержденный актом, оплачивается соответственно в размере 2/3 тарифной ставки разряда (оклада) работника и (в зависимости от процента годности продукции) не менее 2/3 части тарифной ставки повременщика соответствующего разряда за время, необходимое на изготовление этой продукции по норме.

Оплата работнику за работу в ночное время производится в повышенном размере, устанавливаемом в коллективном договоре или в положении об оплате труда. Работа за сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующее время – в двойном размере. Работа в праздничные и выходные дни производственным рабочим-сдельщикам оплачивается не менее чем по двойным сдельным расценкам, а работникам-повременщикам – не менее чем по двойной часовой или дневной ставке сверх оклада» если работа производилась сверх месячной нормы времени, и по одинарной, если работа выполнялась в пределах месячной нормы рабочего времени. По желанию работника вместо оплаты ему может быть предоставлен отгул.

Оплата за ежегодный отпуск начисляется из расчета среднего заработка за три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу ухода в отпуск, и количества дней отпуска. Средний заработок определяется путем деления фактической суммы оплаты труда на количество дней по графику за расчетный период.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается на основании листка временной нетрудоспособности медицинского учреждения. Размеры пособия зависят от среднего заработка за два предшествующих болезни месяца работы, количества дней болезни и непрерывного стажа работы. При непрерывном стаже работы до пяти лет размер пособия равен 60 %, до восьми лет – 80 % и свыше восьми лет – 100 % заработка.

При проверке правильности расчета среднего заработка следует учитывать, что в его сумму включаются все виды оплат, кроме оплаты за работу, выполненную в сверхурочное время, в праздничные дни, по совместительству, за непроработанное время, премий, не входящих в фонд оплаты труда, и других выплат, носящих единовременный характер.

Особое внимание уделяется проверке выплат по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (комиссии, поручения, аренды имущества у физических лиц и др.). Устанавливается правильность оформления договоров, экономическая целесообразность их заключения, реальность полученных по ним результатов и выгод для предприятия, правильность расчетов по договорам, налогообложения и отражения в учете.

Аудитор изучает также своевременность и полноту удержания из начисленной заработной платы подоходного налога, взносов в Пенсионный фонд, задолженности по подотчетным суммам, по возмещению материального ущерба, платежей по полученным ссудам, за купленные в кредит товары, по исполнительным листам и др. Общая сумма всех удержаний из заработной платы работника не должна превышать 50 % месячного заработка.

Основным видом удержания, которому при проверке уделяется внимание, является подоходный налог с физических лиц. При этом осуществляется арифметический контроль сумм удержанного налога, подтверждается правомерность применения льгот, предусмотренных действующим законодательством. Устанавливаются случаи неудержания или неполного удержания подоходного налога с сумм материальной помощи, подарков, с компенсационных выплат сверх установленных норм (по командировочным и другим расходам), с разницы между рыночной стоимостью товаров и ценой реализации при продаже их сотрудникам по льготной цене и др. По данным договоров страхования, заключенных со страховыми компаниями, платежных поручений и лицевых счетов работников определяются факты перечисления денежных средств со счетов предприятия в пользу работников по договорам добровольного страхования. Суммы страхового возмещения облагаются подоходным налогом при их выплате.

Удержания по исполнительным листам должны производиться только при их наличии либо на основании личного заявления работника. Удержания за товары, проданные в кредит, и по ссудам осуществляются на основании поручения-обязательства или договора.

Далее устанавливается правильность указанной в учетных регистрах корреспонденции счетов и сумм начисленной заработной платы и удержаний из нее в отчетном периоде. Подтверждается соответствие данных .аналитического и синтетического учета по начисленной, выплаченной и депонированной заработной плате. Для этого осуществляется арифметический контроль в разрезе табельных номеров и итоговых записей по расчетным ведомостям показателя «К выдаче», который определяется как разница между показателями «Итого начислено» и «Итого удержано». Сумма невыплаченной в конце месяца заработной платы должна соответствовать кредитовому сальдо по счету 66 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Выявленные отклонения фиксируются в рабочей документации аудитора с определением их влияния на показатели себестоимости и налогооблагаемой прибыли предприятия.

Расчеты с подотчетными лицами возникают по суммам денежных средств, выданных работникам предприятия на хозяйственные, командировочные, представительские расходы, на оплату поставщикам за продукцию (работы, услуги) и др. Их учет осуществляется на счете 372 «Расчеты с подотчетными лицами».

Аудитор должен помнить, что сроки выдачи денежных средств под отчет устанавливаются приказом руководителя предприятия. Для контроля за сохранностью имущества предприятия целесообразно также отдельным приказом определить состав должностных лиц, которым разрешено получать наличные денежные средства на хозяйственные и представительские расходы. Авансовые отчеты должны утверждаться руководителем и подписываться главным бухгалтером.

Методом сплошной проверки авансовых отчетов аудитор устанавливает суммы, выдаваемые отдельным сотрудникам в подотчет, назначение и фактическое использование авансов, наличие приказов о направлении работников в командировку, правильность оформления и своевременность представления авансовых отчетов, наличие по ним оправдательных документов, сроки возврата в кассу неиспользованных сумм, правильность составления корреспонденции счетов по операциям с подотчетными лицами. В результате выявляются факты оплаты командировочных расходов (суточных, оплаты проезда и проживания в местах командировки) сверх установленных норм. Суммы превышения установленных норм подлежат включению в совокупный доход работника и обложению подоходным налогом. Эти суммы не уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия, а уплаченный по ним НДС относится за счет чистой прибыли или фондов. Покрываются за счет чистой прибыли также расходы предприятия по компенсации своим работникам расходов по проезду в городском и пригородном транспорте (по оплате проездных билетов), по подписке на газеты и журналы для личного пользования (оформленной на домашний адрес) и т. п.

Особое внимание должно быть обращено на такие операции, как расчеты с водителями за приобретенные ими горюче-смазочные материалы, запасные части и пр. Списание израсходованных на эти цели сумм без предоставления оправдательных документов на себестоимость не допускается.

Обоснованность произведенных через подотчетное лицо представительских расходов должна подтверждаться наличием оправдательных документов: приказа о назначении лица, ответственного за проведение мероприятия; программы встречи с представителями другого предприятия; сметы расходов, утвержденной руководителем; акта с приложенными документами, подтверждающими расходы; списка участников встречи.

Выявляя факты нарушений, аудитор регистрирует их в рабочих документах и определяет сумму заниженной для налогообложения прибыли, а также дополнительных платежей в Пенсионный фонд и подоходного налога.

Аудиторская проверка прочих операций с персоналом, учет которых ведется на счете 37 «Расчеты с разными дебиторами» на соответствующих субсчетах по видам операций, направлена на установление реальности и достоверности задолженности по этим операциям. Например, выясняется, действительно ли были проданы товары в кредит, какие товары и в какой торговой организации были приобретены, возмещены ли они предприятием сразу или по мере удержания сумм из заработной платы работников, нет ли случаев реализации товаров ниже рыночной цены (со скидкой), удерживается ли при этом подоходный налог с разницы в ценах.

Проверяя операции по предоставлению займов, необходимо установить реальность задолженности по ссудам за работниками; наличие договоров займа на жилищное строительство и другие цели; за счет каких источников выдавались ссуды; предусмотрено ли начисление процентов по ним; полностью ли погашена задолженность по ссуде при увольнении работника. Если ссуды выдаются за счет кредитов банка, то задолженность работников по ссудам должна соответствовать задолженности предприятия перед банком. Если ссуда выдастся по процентной ставке ниже 2/3 учетной ставки Национального банка Украины, то разница между указанной величиной и фактической процентной ставкой кредитования сотрудника рассматривается как его материальная выгода и подлежит обложению подоходным налогом в составе совокупного дохода за отчетный период. Если выданная ссуда частично или полностью погашается за счет средств предприятия, то сумм:» дополнительного дохода работника облагается подоходным налогом и на нее начисляются отчисления в Пенсионный фонд.

Анализируя расчеты по возмещению работниками материального ущерба, аудитор должен выяснить, каковы причины его возникновения (несоблюдение условий хранения товарно-материальных ценностей, отсутствие контроля за их сохранностью, несвоевременное или формальное проведение инвентаризаций и др.); полностью ли отнесены на виновных лиц суммы по недостачам; соблюдались ли сроки и порядок рассмотрения случаев недостач, хищений, порчи ценностей. По распоряжению руководителя предприятия в целях предотвращения хищений и злоупотреблений взыскание сумм недостачи товарно-материальных ценностей с виновных лиц может производиться не по учетным, а по рыночным ценам с отнесением разницы на финансовые результаты по мере погашения недостачи. Но в любом случае в соответствии с действующим порядком недостача и порча ценностей сверх норм естественной убыли должна возмещаться виновными лицами. На издержки производства могут относиться только суммы недостачи в пределах норм естественной убыли, а недостачи сверх норм должны относиться на убытки, если виновные не установлены или во взыскании с них отказано судом. Следует рассматривать как неправомерное списание сумм выявленных недостач и порчи ценностей сверх норм по распоряжению руководителя за счет чистой прибыли предприятия (фондов) вместо отнесения их на виновных лиц. В этом случае аудитору необходимо проверить, подтверждаются ли актами инвентаризации и приказами руководителя списанные на издержки производства суммы недостач товарно-материальных ценностей; обоснованно ли были списаны недостачи на убытки; проводились ли административные расследования по фактам недостач; правильно ли организован аналитический учет по счету 37; достоверны ли корреспонденции счетов по расчетам с персоналом и соответствуют ли данные аналитического и синтетического учета по счету 37.

Выявленные в ходе проверки ошибки и отклонения фиксируются в рабочей документации аудитора с указанием нарушенных нормативных документов и определением количественного влияния на показатели отчетности.

Типичные ошибки:

– отсутствие документов, подтверждающих законность выплат работникам денежных средств (положений, приказов, распоряжений, договоров подряда и т. д.);

– ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и пр.);

– ненадлежащее ведение учета (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т. п.);

– несоблюдение порядка выдачи денежных средств в подотчет и возврата неиспользованных сумм (нарушение сроков возврата подотчетных сумм, выдача в подотчет денежных средств лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам и др.);

– неправомерное списание потерь от порчи ценностей сверх норм естественной убыли на издержки (или за счет фондов предприятия) вместо отнесения их на виновных лиц.

 



Дата: 2019-12-10, просмотров: 295.