Учет материально-производственных запасов в ООО «Рандеву» осуществляется на основании ПБУ 5/01 «Учет производственно-материальных запасов», утвержденным приказом Минфина РФ от 09 июня 2001г. №44н.
К материально- производственным запасам в ООО «Рандеву» относят:
Счет 10 субсчет 2 «Материалы, расходы на приобретение которых признаются для целей налогообложения»;
Счет 10 субсчет 3 «Материалы, расходы на приобретение которых признаются для целей налогообложения (в валюте)»;
Счет 41 субсчет 2 «Товары, стоимость которых принимается для целей налогообложения»;
Счет 41 субсчет 3 «Товары, стоимость которых принимается для целей налогообложения (в валюте)»;
Счет 43 «Готовая продукция».
Согласно ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, включающей в себя суммы фактических затрат, связанных с их приобретением и доставкой.
К фактическим затратам на приобретение материально- производственных запасов (МПЗ) относятся:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациями за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
- затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования;
- затраты по содержанию склада, затраты за услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену МПЗ, установленную договором;
- затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных ценах.
Прием, хранение, отпуск и учет материальных запасов по каждому складу возлагаются на соответствующие должностные лица (заведующий складом, кладовщик и др.), которые несут ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранность вверенных им запасов, а также за правильное и своевременное оформление операций по приему и отпуску. С указанными должностными лицами заключены договора о полной материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поступившие на предприятие счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие материалы передаются складу как основание для приемки и оприходования материалов.
Материалы, закупленные подотчетными лицами предприятия, подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру - при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.
На основании оформленных в установленном порядке и исполненных первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных, товарно-транспортных накладных, других приходных и расходных документов) заведующий складом (кладовщик) делает записи в карточках складского учета с указанием даты совершения операции, наименования и номера документа и краткого содержания операции (от кого получено, кому отпущено, для какой цели). Карточки складского учета регистрируются бухгалтерской службой предприятия в специальном реестре (книге).
Движение материалов происходит в организации ежедневно, и документы на приход и расход должны оформляться своевременно. Учет ведется по твердым учетным ценам (покупные, договорные цены) [12].
Организация при выборе учетной политики на предстоящий год выбирает один из методов оценки материалов, списываемых на производство. В учетной политике ООО «Рандеву» выбран метод оценки материалов по средней себестоимости. Средняя себестоимость определяется по каждому виду запасов как частное от деления общей стоимости вида запасов, на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в отчетном месяце. Фактическая себестоимость на предприятии рассчитывается только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков материалов, за перевозку, погрузочно- разгрузочные работы и прочие расходы).
Для отражения в учете операций, связанных с оформлением поступления в организацию материалов и товаров в ООО «Рандеву» используется документ «Приходный ордер», типовая форма № М-4. Документ содержит: номер приходного ордера, дата, контрагент (поставщик), договор, склад, номер и дата входящего документа, наименование номенклатуры, количество, цена за единицу, сумма.
Для оформления операций, связанных с передачей МПЗ в производство предназначен документ «Перемещение материалов», типовая форма № М-11). Документ содержит: номер, дату, склад, затратный счет, вид деятельности, на который списываются МПЗ, номенклатура МПЗ, количество, сумма.
Сумма каждого документа рассчитывается исходя из средней себестоимости единицы материала на дату составления операции.
Складское перемещение материалов и товаров на комиссии оформляется документом «Накладная» (типовая форма № М-15).
Синтетический учет наличия и движения материальных ресурсов ведут на счете 10 субсчет 2 «Материалы, расходы на приобретение которых признаются для целей налогообложения». Счет активный, сальдовый, инвентарный.
Остатки материальных ценностей и их приход записывают по дебету счета 10.2, расход и отпуск - по кредиту счета 10.2.
В дебете счета 10.2 относят все затраты по их приобретению (покупная стоимость материалов, транспортные услуги, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов.
Для того чтобы организация могла получить, приобретенные материалы, назначается доверенное лицо. Для этого составляют доверенность, типовая форма № М-2 . Доверенность выдается на 10 календарных дней, содержит: реквизиты организации, которая выдает доверенность; период действия доверенности; порядковый номер документа; Ф.И.О., занимаемая должность доверенного лица; данные документа, удостоверяющего личность доверенного лица; наименование организации поставщика; документ, по которому выдают МЦ; перечень товарно- материальных ценностей, с указанием единицы измерения и количества; подпись доверенного лица, главного бухгалтера, руководителя; печать. Доверенность имеет отрывную часть, которая служит для отчета лица, получившего доверенность. Эту часть, с печатью поставщика, доверенное лицо сдает в бухгалтерию вместе с товарно- транспортной накладной.
Поступление материалов в организацию происходит по различным причинам и отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:
Дт 10.2 Кт 60.2 – 555,12 руб. Поступили гарюче -смазочные материалы (бензин А-80) в количестве 36 л. от ООО «Топливные ресурсы», товарно- транспортная накладная №355 от 11.11.09г.
Дт 19.2 Кт 60.2 – 99,92 руб. Отражен НДС по приобретенным гарюче-смазочным материалам (бензин А-80) в количестве 36 л. от ООО «Топливные ресурсы», товарно- транспортная накладная №355 от 11.11.09г.
Дт 10.2 Кт 60.2 – 6 272 руб. Поступили гарюче -смазочные материалы (дизельное топливо) в количестве 400 л. от ООО «Топливные ресурсы», товарно- транспортная накладная №355 от 11.11.09г. (приложение №7).
Дт 19.2 Кт 60.2 – 1 128,96 руб. Отражен НДС по приобретенным гарюче-смазочным материалам (дизельное топливо) в количестве 400 л. от ООО «Топливные ресурсы», товарно- транспортная накладная №355 от 11.11.09г. (приложение №57).
Дт 10.2 Кт 60.2 – 3 645 руб. Поступили гарюче -смазочные материалы (бензин А-80) в количестве 250 л. от ООО «Топливные ресурсы», товарно- транспортная накладная №355 от 11.11.09г. (приложение №8).
Дт 19.2 Кт 60.2 – 656,10 руб. Отражен НДС по приобретенным гарюче-смазочным материалам (бензин А-80) в количестве 250 л. от ООО «Топливные ресурсы», товарно- транспортная накладная №355 от 11.11.09г.
Дт 19.2 Кт 60.2 – 99,92 руб. Отражен НДС по приобретенным гарюче-смазочным материалам (бензин А-80) в количестве 36 л. от ООО «Топливные ресурсы», товарно- транспортная накладная №355 от 11.11.09г.
Дт 10.2 Кт 60.2 – 2 861,02 руб. Поступили гарюче -смазочные материалы (бензин А-80) в количестве 200 л. от ООО «Газпромнефть- Кузбасс», товарно- транспортная накладная №15102 от 30.11.09г.
Дт 19.2 Кт 60.2 – 514,98 руб. Отражен НДС по приобретенным гарюче-смазочным материалам (бензин А-80) в количестве 200 л. от ЗАО «Газпромнефть- Кузбасс», товарно- транспортная накладная №15102 от 30.11.09г.
Дт 10.2 Кт 60.2 – 8 595,38 руб. Поступили гарюче -смазочные материалы (бензин АИ-92) в количестве 539,22 л. от ООО «Газпромнефть- Кузбасс», товарно- транспортная накладная №15102 от 30.11.09г.
Дт 19.2 Кт 60.2 – 1 547,17 руб. Отражен НДС по приобретенным гарюче-смазочным материалам (бензин АИ-92) в количестве 539,22 л. от ЗАО «Газпромнефть- Кузбасс», товарно- транспортная накладная №15102 от 30.11.09г.
Если материалы оплачены полностью, то одновременно делается проводка:
Дт 90.4 Кт 19.2 - 1 1547,17 руб. Зачтен в расходы НДС по приобретенным ценностям.
Поступление материалов также может происходить по авансовому отчету. В ноябре месяце начальник лесного хозяйства Симонов Вячеслав Павлович сдал в бухгалтерию авансовый отчет, в бухгалтерии сделали следующие записи:
Дт 10.2 Кт 71.2 – 2600 руб. поступили по авансовому отчету Симонова В.П. №40 от 24.11.09г. запасные части.
В конце отчетного месяца материально ответственные лица сдают в бухгалтерию материальный отчет, отчет по движению ГСМ (приложение №59). ГСМ списываются по нормам, утвержденными директором предприятия.
Готовая продукция- это конечный продукт производственного процесса предприятия. Согласно учетной политике предприятия выбран балансовый метод оценки готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости.
Учет готовой продукции на складе по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому методу) аналогично учету материалов. Каждому виду изделий присваивается номенклатурный номер.
Готовая продукция сдается на склад в подотчет материально ответственному лицу. Для учета готовой продукции на каждый номенклатурный номер изделий открывается карточка складского учета или карточка учета материалов (форма № М-17). По мере поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе соответствующих документов записывает в карточках количество ценностей в графы «приход» и «расход» и рассчитывает остаток после каждой записи.
Бухгалтер ежедневно забирает со склада документы за истекшие сутки (приказы-накладные, товарно-транспортные накладные). Выборочно проверяет записи в карточках складского учета. Остатки готовой продукции периодически инвентаризуют. В конце месяца на основании карточек складского учета материально-ответственное лицо заполняет отчет о движении готовой продукции.
Готовая продукция, которая отпущена со склада покупателю или заказчику, но не оплачена считается отгруженной продукцией. Моментом отгрузки считается дата документа, удостоверяющего факт приема груза к перевозке транспортной организацией.
При признании в бухгалтерском учете выручки от продажи продукции в момент отгрузки ее стоимость списывается со счета 43 в дебет счета 90, одновременно показывается увеличение задолженности покупателей за продукцию Дт 62 «Расчеты с покупателем» Кт 90 «Продажи». НДС в ООО «Рандеву» не предусмотрен.
Для учета готовой продукции на предприятии используют два счета 43 «Готовая продукция» и 40 «Выпуск продукции (работ, услуг).
Для учета готовой продукции применяют счет 43 «Готовая продукция»-активный, балансовый, инвентарный. Дебетовое сальдо показывает стоимость готовой продукции на складах предприятия.
При учете выпуска продукции по нормативной (плановой) себестоимости используется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Этот счет предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчиком работ и оказанных услугах за отчетный период, а также для выявления отклонения фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости. По дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, выполненных работ, услуг (в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 90 «Реализация готовой продукции (работ, услуг) и др.) [10].
В конце ноября месяца 2009г. в бухгалтерии ООО «Рандеву» были сделаны следующие записи:
Дт 43 Кт 40 – 8 694,03 руб. - готовая продукция (лес в хлыстах) сдана на склад по нормативной (плановой) себестоимости готовой продукции по документу – выпуск готовой продукции (приложение №11).
Если бы в ноябре была отгружена готовая продукция покупателю, то сделали бы проводку:
Дт 90.4 Кт 43 – готовая продукция отгружена покупателям по нормативной (плановой) себестоимости готовой продукции.
Дт 62.1 Кт 90.1 – Учтена выручка реализованной готовой продукции.
В конце отчетного периода калькулируется фактическая себестоимость готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и списывается со счетов учета затрат на производство на счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»:
Дт 40 Кт 20 – 208,33 руб. – отражена фактическая себестоимость выпущенной продукции (лес в хлыстах) по статье – амортизация.
Дт 40 Кт 20 – 4 200,81 руб. – отражена фактическая себестоимость выпущенной продукции (лес в хлыстах) по статье – материалы.
Дт 40 Кт 20 – 4 284,89 руб. – отражена фактическая себестоимость выпущенной продукции (лес в хлыстах) по статье – оплата труда, налоги.
Отклонения фактической себестоимости реализованной продукции от ее нормативной или плановой величины списываются на счет учета реализации продукции:
Дт 43 Кт 40 -отражение превышения величины фактической производственной себестоимости над ее нормативной (плановой) величиной (перерасход).
Дт 90.4 Кт 40 – отражение корректировки фактической себестоимости (перерасход).
Дт 90.4 Кт 40 – отражение корректировки фактической себестоимости (экономия) методом «красное сторно».
Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» сальдо на отчетную дату не имеет и закрывается ежемесячно.
Движение готовой продукции отражают в отчетах, которые бухгалтер участка сдает в бухгалтерию по окончании отчетного месяца, по местам хранения
Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает организации проводить инвентаризацию материально- производственных запасов. Согласно учетной политике ООО «Рандеву» инвентаризация проводится по состоянию на 01 октября отчетного года, с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете в натуральном и стоимостном выражении. Инвентаризация осуществляется инвентаризационной комиссией, состоящей из компетентных лиц, назначаемой приказом руководителем организации, при обязательном участии материально ответственного лица.
Складские операции в момент инвентаризации не производятся.
Заведующий складом дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку учета материалов и сданы в бухгалтерию.
При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально ответственных лиц осуществляет подсчет, взвешивание каждого вида материально-производственных запасов и полученные результаты записывает в инвентаризационную опись.
Опись подписывают члены комиссии и материально ответственное лицо.
Данные инвентаризационной ведомости используются для составления сличительной ведомости, в которой фактические данные описей сопоставляются с учетными данными.
Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов и определяет порядок регулирования разниц и возмещения потерь.
Независимо от причин возникновения, все недостачи производственных запасов по фактической себестоимости списывают с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»: Дт 94 Кт 10
Дт 20 Кт 94 Недостача материалов в пределах норм естественной убыли списывают на издержки производства или обращения:
Дт 73.2 Кт 94 Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности списывают на виновных лиц:
Стоимость недостающих ценностей, взыскиваемых с виновных лиц, определяется исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба.
Разница между фактической себе стоимостью материально производственных запасов и их стоимостью по рыночным ценам, подлежащая взысканию, списывается на счет 98 «Доходы будущих периодов»: Дт 73.2 Кт 98.4
По мере погашения задолженности, учтенной на счете 73.2, соответствующая сумма разницы списывается со счета 98.4 на счет 91 «Прочие доходы и расходы»: Дт 98.4 Кт 91
Дт 91 Кт 10,43 Некомпенсируемые потери материально производственных запасов от стихийных бедствий относят на прочие расходы организации:
Когда конкретные виновники не установлены, недостачи относят в состав прочих расходов: Дт 91 Кт 94
Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с отнесением на доходы организации по текущим рыночным ценам: Дт 10 Кт 91.
Аналитический учет по учету материально- производственных запасов ведется по каждой номенклатурной единице в карточке складского учета и в журнале ордере (ведомости) по счетам материально- производственных запасов [10].
Дата: 2019-12-10, просмотров: 305.