При литье зубопротезных деталей самым важным является борьба с усадкой сплавов и восковых композиций. Этому подчинены все промежуточные операции, уменьшение усадки восковых композиций, создание специальных компенсационных формовочных масс, система и характер литников и методы плавления сплавов.
Все восковые композиции, а также сплавы металлов, при переходе из жидкого состояния в твердое дают усадку: восковые композиции – 0,5-2,0%, нержавеющая сталь – 1,1-2,2%, золотые сплавы – 1,25%, серебряно-палладиевые сплавы – до 2%. Усадку восковых композиций уменьшают путем создания смесей восков с введением карнаубского, монтанного и других восков, а также моделированием деталей не из расплавленной, а из размягченной смеси. Усадку сплавов компенсируют при помощи специальных компенсационных формовочных масс, которые имеют двойной коэффициент расширения: расширение в процессе затвердевания (0,8-1,0%) и тепловое расширение при нагревании (0,6-0,75%). Чем больше удается уравновесить процент усадки восковых смесей и смесей металлов расширением формовочных масс, тем точнее и качественнее получается литьё.
При всех способах литья в литейной форме, кроме формы металлической отливки, предусматривается и литниковая система, представляющая собой каналы, по которым жидкий металл подводится к отливке. Литниковая система создается путем подвода к восковой детали литникообразующих штифтов. Эти штифты могут быть металлическими или восковыми. Построение литниковой системы в точном литье по выплавляемым моделям определяется следующими принципами:
· все участки отливки должны находиться в равных условиях при литье;
· все толстостенные участки отливки должны иметь дополнительное депо жидкого металла для устранения усадочной раковины, рыхлости и пористости в металле;
· к тонким участкам отливок должен быть подведен наиболее горячий металл;
· направление литьевых каналов должно соответствовать направлению полого пространства, чтобы расплавленный металл не менял резко направление, а применяемая при литье центробежная сила способствовала уплотнению металла;
· количество литников зависит от конструкции протеза – для лучшей проводимости металла от 2 до 4;
· расплавленный металл должен течь от толстостенных участков к тонкостенным, если деталь имеет несколько толстостенных участков, связанных посредством тонкостенных, то каждый толстостенный участок должен иметь свой литьевой канал;
· литники должны устанавливаться на наиболее массивных участках конструкции, например, на переходе от седловидной части к дуге протеза;
· массивные части, в которые металл может попасть только через другие тонкие части восковой модели, следует снабдить дополнительным круглым литником диаметром 3 мм;
· при моделировании каркаса на верхней челюсти и из-за большого количества широких и дополнительных элементов, на дуге воскового каркаса следует устанавливать как можно более плоские литейные каналы;
· сечение литников зависит от толщины отливки; их сечения должны быть равными или сечение литников должно быть не много больше;
· систему литников дугообразно изгибают, что обеспечивает снятие напряжения в сплаве при его охлаждении – усадке, этим предотвращается деформация частей металлического каркаса. Необходимо избегать чрезмерно изогнутых каналов, препятствующих свободному протеканию металла;
· ближе к отливаемой поверхности на литниках на расстоянии 1-1,5 мм от воскового каркаса делают приливы в виде шариковых утолщений. Они служат в качестве литейных резервуаров, препятствующих появлению усадочных раковин;
· толщина литнокообразующего штифта должна быть не менее 1,5 мм даже у маленьких отливочных деталей;
· чем толще деталь или чем больше её протяженность, тем большее количество литников большего диаметра должно быть к ней подведено. Не рекомендуется брать литникообразующий штифт диаметром более 3-4 мм, так как расплавленный металл под влиянием силы тяжести может войти в широкий канал ещё до центрифугирования и забить его.
Качество деталей может сильно пострадать вследствие образования усадочных раковин. Отлитый в форму металл начинает затвердевать с наружных слоев, и некоторое время поверхность отливки представляет собой твердую корку, под которой имеется жидкий металл. Раньше затвердевает участок металла, находящийся над поверхностью формы. Сокращаясь при охлаждении, он втягивает в себя частицу расплавленного металла, находящегося в глубине кюветы, или, уменьшаясь в объёме, не заполняет всего пространства формы. Чтобы избежать образования усадочных раковин и снизить степень усадки детали, создают депо металла вне предела детали – муфты. Усадочные раковины перемещаются в эти муфты, т.к. последние дольше являются резервуаром расплавленного металла, застывающее изделие, а также остаток металла на поверхности словно втягивают в себя из муфты жидкий металл. При этом, должна быть предусмотрена последовательность затвердевания: вначале изделие, а затем муфта. С помощью муфты компенсируется усадка. Большую роль при этом играет правильный режим прогрева формы перед литьём. Чтобы при литье тонкостенных деталей или деталей большой протяженности и разной толщины не образовалось недоливов, в литниковую систему необходимо ввести отводные каналы для воздуха.
После установки литниковой системы приступают к созданию литейной формы. Восковую композицию литникового дерева с нанесенной огнеупорной рубашкой укрепляют на подопочном конусе. Форма конуса играет большую роль в процессе литья. Размер конуса определяет размер образуемой воронки, в которой плавится металл. При невысоком конусе воронка получается неглубокой, и расплавленный металл может легко, расплескаться. Кроме того, не будет обеспечена концентрация металла у входа в литьевые каналы, а, следовательно, не будет обеспечено необходимое давление при литье и деталь может получиться с недоливами или с ухудшенной структурой.
При высоком конусе образуется глубокая воронка, что затрудняет плавку металла, а при расплавленном металле образовавшийся высокий слой может обусловить самопроизвольное затекание металла в литниковую систему и закупорку литьевых каналов.
Для получения качественного литья важен уровень расположения отливаемой детали в литейной кювете. Отливаемая деталь должна располагаться на расстоянии 0,8—1,2 см от дна кюветы, вне зоны так называемого центра тепла кюветы. Такое расположение кюветы обеспечивает начало охлаждения литья именно с отливаемой детали. Зона тепла в кювете располагается по центру объема формовочной массы, и в ней расплавленный металл охлаждается в последнюю очередь, В этой зоне должны быть расположены и компенсационные муфты, поэтому подбору кюветы следует придавать большое значение (рис.7).
Рис. 7. Схема литьевой кюветы в разрезе. а — восковая модель; б — противоусадочная муфта; в — литьевой канал; г — канал для отвода воздуха из литьевой формы; д — тепловая зона кюветы.
Применение обычной кольцеобразной металлической опоки для деталей большого объема нецелесообразно, так как она препятствует объемному расширению формовочной массы, как в процессе затвердевания, так и при нагревании, вследствие чего в облицовочном слое может появиться трещина. Чтобы предотвратить это, перед формовкой опоку с внутренней стороны обкладывают несколькими слоями пергаментной бумаги, служащей компенсатором. При высокой температуре она сгорает и формовочная масса имеет возможность свободно расширяться на толщину бумажного слоя (0,3 мм). Эффективно также использование тонкого слоя асбестовой бумаги.
Для изготовления качественного бюгельного протеза, особенно с кламмерной фиксацией, для изготовления стабильной, ажурной конструкции, которая будет долго и верно служить пациенту, необходимо применение хорошего, качественного сплава, предназначенного для этих целей (рис. 8). Три сплава для литья бюгельных протезов: remanium 380+, remanium 800+ и remanium 900, на современном этапе развития ортопедической стоматологии, отвечают самым высоким требованиям в технике изготовления бюгельных протезов: великолепные пружинящие свойства, кламмера работают долго и надёжно. Одновременно имеется возможность изготавливать более ажурные конструкции что, в свою очередь, повышает комфортность изготовленных бюгельных протезов. Для изготовления бюгельных протезов в РФ выпускаются: кобальто-хромовые сплавы (КХС, Бюгодент) и золотые сплавы (супер ЛБ, ЗлСрПлМ 750×30).
Рис.8. Сплавы для литья каркасов бюгельных протезов.
Литьё осуществляется в высокочастотных печах (рис. 9). К токам высокой частоты относятся переменные токи частотой от 500 до 10000000 Гц (обыкновенный ток городской сети имеет частоту 50 Гц). Токи высокой частоты получают от высокочастотных генераторов. Сущность метода индукционного нагрева токами высокой частоты заключается в том, что расплавленный металл помещают в электромагнитное высокочастотное поле индуктора. При этом в слитке металла индуктируются переменные токи, называемые вихревыми токами высокой частоты. Благодаря большой плотности индуктированных токов на поверхности слитков происходит быстрый нагрев и расплавление металла. Сплавы очень легко и хорошо плавятся и имеют абсолютно точную индикацию момента разлива. В начале цилиндрики нагреваются, оплавляются и сплавляются вместе. На поверхности расплава образуется тонкая оксидная плёнка, по истечении нескольких секунд она трескается и «разбегается», поверхность металла становиться гладкой и блестящей, как зеркало — так называемое «зеркало расплава». Именно в этот момент следует привести в действие механизм заливки .
Если пропустить этот момент, то есть возможность перегреть, «вскипятить» металл и получить каркас бюгельного протеза плохого качества. Причём, как правило, был металл перегрет или нет не видно, так как получается литьё с уже отрезанными литниковыми каналами, а у готового протеза через несколько недель возможен отлом элементов фиксации (кламмера). Кроме того отливку каркасов для кламмерных бюгельных протезов следует производить только из «свежего» металла, так как только тогда гарантированы те механические свойства, о которых пишет производитель. Для отливки каркаса бюгеля на замковой фиксации можно использовать до 30% вторичного металла.
Чтобы металл заполнил полость формы, образовавшуюся после выплавления воска, следует создать давление на металл. В зависимости от характера получаемого давления на металл различают следующие методы литья сплавов:
Литьё под давлением и центробежное основано на создании давления на металл извне. При таком литье получают более точные отливки, оно исключает пористость, недоливки, усадочные раковины. Широкое распространение получило центробежное литье.
Рис.9. Высокочастотная литейная установка.
Рис. 10. Центробежная литейная установка.
Рис.11. Вакуумная литейная установка.
Есть много систем аппаратов для литья, построенных на действии центробежной силы. Существует автоматическая центрифуга для литья зубных протезов. Вакуумное литьё основано на создании отрицательного давления внутри формы. Это способствует удалению пузырьков газов из полости формы, что предупреждает образование пор, но при этом получаются менее уплотненные отливки. Наиболее часто используется центробежное литье.
Обработка отлитых металлических деталей. После того, как центрифуга закончила своё вращение, достают опоку и дают ей спокойно остынуть, не применяя принудительного охлаждения, детали разной толщины по протяженности и крупные детали (каркас бюгельного протеза) помещают в прогретые муфельные печи и охлаждают вместе с ней. Затем необходимо хорошо вымочить опоку, что значительно облегчит распаковку. Используя щипцы для распаковки, пневмомолоточек или гипсовый нож, удаляют как можно больше паковочной массы. Ни в коем случае не стучат молотком по литьевому конусу! Так как паковочная масса при этом очень хорошо отделяется от металла, значительно сокращая процесс пескоструйной обработки, но одновременно деформируется каркас бюгельного протеза.
Далее приступают к обработке отлитых деталей. Обработка необходима, если на поверхности обнаружены неровности, шероховатости, излишки металла. Начинают обработку с удаления литников, оно производится на моторе карборундовым диском. Ввиду большой твердости сплавов дальнейшая обработка ведется сначала пескоструйным аппаратом (рис. 12), затем с помощью карборундовых камней и твердосплавных боров. Одними из лучших для этого являются спеченные алмазные головки, полировальные резиночки для кобальт-хромовых сплавов и конечно же незаменимая Tiger brillant — полировочная паста для окончательной полировки и придания знаменитого блеска сплавам remanium. Обработкой достигают ровной поверхности (рис. 13). При обнаружении недоливов и пор в литье обработку прекращают и вновь приступают к моделированию восковой композиции.
Рис.12. Аппарат для пескоструивания.
Рис. 13. Обработанный каркас бюгельного протеза.
· базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:
Раздел для повторения | Смежная дисциплина |
Конструкционные и вспомогательные стоматологические материалы. | Пропедевтика |
Различные виды съемных протезов. | Пропедевтика |
Материалы, применяемые для восстановления зубов и зубочелюстной системы в ортопедической стоматологии. | Материаловедение |
Строение и процесс кристаллизации металлов и сплавов. Классификация и основные свойства сплавов. Коррозия металлических сплавов и методы защиты от коррозии. | Материаловедение |
Эластомеры и гидроколлоиды. Моделировочные материалы. Основные представления о назначении, свойствах и составе восков. Состав и классификация формовочных материалов. Факторы, влияющие на процессы шлифования и полирования. Абразивные инструменты. | Материаловедение |
· вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
№ | Вопросы практического занятия: |
1 | Клинико-лабораторные этапы изготовления каркаса бюгельного протеза со снятием с модели. |
2 | Клинико-лабораторные этапы изготовления каркаса бюгельного протеза при литье на огнеупорной модели. |
3 | Особенности планирования каркаса бюгельного протеза. |
4 | Подготовка гипсовой модели к дублированию. Материалы, применяемые для дублирования. |
5 | Получение огнеупорной модели. |
6 | Конструкционные материалы для изготовления каркасов бюгельных протезов. |
7 | Моделирование каркаса бюгельного протеза и литникообразующей системы. |
8 | Технология литья каркаса бюгельного протеза, обработка и припасовка его на модели. |
· обучающие ситуационные задачи с эталонами ответов (2-3 задачи):
Содержание задачи, ответ |
Задача № 1 : Пациент, 50 лет. Обратился с жалобами на отсутствие зубов на верхней челюсти и нижней челюсти, плохое пережевывание пищи, эстетический недостаток. Объективно: зубная формула 0 0 16 15 0 0 0 11 / 21 22 0 0 0 26 0 0 0 47 0 0 44 43 42 41 / 0 0 33 34 0 0 37 0 Прикус ортогнатический. Атрофия альвеолярного отростка в области отсутствующих зубов равномерная, зубы на верхней и нижней челюсти имеют хорошо выраженную анатомическую форму. Уздечки прикрепляются у основания альвеолярного отростка. Вопросы и задания: Предложите дополнительные методы исследования для уточнения диагноза. Поставьте диагноз с учетом данных клинического и рентгенологического исследования. Выберите конструкции зубных протезов. |
Эталон ответа к задаче № 1 : Дополнительные методы исследования: Рентгенологическое исследование. Диагноз – Частичное вторичное отсутствие зубов на верхней (1 класс, 2 подкласс по Кеннеди) и нижней челюсти (3 класс, 1 подкласс по Кеннеди) вследствие осложненного кариеса. Потеря жевательной эффективности по Агапову 96%. Эстетический, фонетический и функциональный дефект. Конструкция протеза (варианты): частичный съёмный пластиночный протез на нижнюю и верхнюю челюсть; или бюгельный протез на нижнюю челюсть с элементами фиксации в виде опорно-удерживающих кламмеров (замковая или балочная система фиксации); или бюгельный протез на верхнюю челюсть с элементами фиксации в виде опорно-удерживающих кламмеров (замковая система фиксации) |
Задача № 2 : После получения диагностической модели верхней челюсти при её горизонтальном положении выявляется, что на левых боковых зубах межевая линия располагается с щечной поверхности по шейкам зубов (из-за язычного наклона зубов). Необходимо равномерно распределить степень ретенции на опорных зубах обеих половин челюсти. Вопросы и задания: Выберете наклон модели при методе выбора параллелометрии диагностических моделей. |
Эталон ответа к задаче № 2: Метод параллелометрии диагностических моделей: метод выбора, применяют боковой наклон модели, то есть модель наклоняют вправо или влево. Так, например, если на левых боковых зубах межевая линия располагается с щечной поверхности по шейкам зубов (из-за язычного наклона зубов), то целесообразно наклонить модель влево, чтобы «поднять» межевую линию. Степень бокового наклона модели определяется по достаточности ретенционой зоны на боковых зубах. Такой способ выбора наклона зубов особенно показан при изготовлении шинирующих бюгельных протезов. |
· тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию
001 | Функциональное назначение бюгельного протеза: 1) перераспределение жевательного давления; 2)удержание протеза от смещения; 3) шинирование зубов; 4) удержание опорного зуба от смещения при вертикальной нагрузке | |
002 | Окклюзионная накладка к продольной оси зуба должна располагаться: 1) со стороны рядом стоящего зуба; 2) перепендикулярно к оси зуба; 3) под углом 80-85º к оси зуба. | |
003 | Конструкция цельнолитого дугового протеза включает: 1) металлический каркас; 2) пластмассовый базис с искусственными зубами 3) кламмер по Кемени; 4) гнутые кламмера. | |
004 | Окклюзионная накладка располагается: 1) между разделительной (межевой линией) и шейкой зуба; 2) в опорной зоне зуба; 3) в ретенционной зоне зуба; 4) строго на разделительной (межевой) линии. | |
005 | Разделительную (межевую) линию пересекают: 1) окклюзионная накладка; 2) ретенционная часть кламмера; 3) кипмайдер; 4) когтеобразный отросток. | |
006 | Каркас седла дугового протеза на верхней челюсти доходит: 1) до 1/3 длины седла; 2) ½ длины седла; 3) 2/3 длины седла; 4) до бугорков верхней челюсти; 5) на всю длину седла. | |
007 | Дистальная граница седла дугового протеза при I классе дефектов зубного ряда нижней челюсти располагается: 1) на середине слизистого ретромолярного бугорка; 2) перед слизистым ретромолярным бугорком; 3) сразу же за слизистым ретромолярным бугорком; 4) значительно распространяясь за слизистый ретромолярный бугорок. | |
008 | Часть поверхности коронки зуба, расположенная между разделительной (межевой) линией и краем десны, называется: 1) зоной поднутрения; 2) окклюзионной зоной; 3) ретенционной зоной; 4) кламмерной зоной. | |
009 | Часть поверхности коронки зуба, расположенная между разделительной (межевой) линией и жевательной (режущей) поверхностью зуба, называется: 1) зоной поднутрения; 2) окклюзионной зоной; 3) ретенционной зоной; 4) кламмерной зоной. | |
010 | Высокую точность каркасам бюгельных протезов обеспечивает: 1) спаивание элементов протеза; 2) цельная отливка всего каркаса протеза; 3) смешанный метод их изготовления; 4) сочетание цельнолитого каркаса и гнутых плеч кламмеров. | |
011 | После окончания параллелометрии рабочую модель перед её дублированием необходимо: 1) обрезать цоколь модели; 2) изолировать зоны поднутрений на зубах; 3) пропитать водой; 4) удалить линии, нанесенные на цоколе модели. | |
012 | Синоним бюгельного протеза: 1) адгезивный протез; 2) дуговой протез; 3) условно съёмный; 4) съёмный мостовидный протез. | |
013 | В настоящее время дуговые протезы изготавливают, главным образом, методом: 1) литья; 2) ковки; 3) штамповки; 4) изгибания деталей и их спайки. | |
014 | При нанесении разделительной (межевой) линии в параллелометре используют: 1) штифт-нож; 2) штифт-анализатор; 3) штифт-грифель; 4)измеритель глубины поднутрения. | |
015 | Если параллелометрию проводить при заднем наклоне модели, то путь наложения дугового протеза: 1) вертикальный; 2) спереди назад; 3) сзади наперед; 4) слева направо. | |
016 | Для определения уровня расположения на передних зубах вестибулярных плеч кламмеров Роуча необходимо отметить: 1) продольную ось зубов; 2) линию улыбки; 3) линию смыкания губ | |
017 | Если зуб наклонен орально, то разделительная (межевая) линия с язычной стороны смещается: 1) медиально; 2) латерально; 3) вертикально; 4) к окклюзионной поверхности. | |
018 | Процент объёмного расширения огнеупорной массы для дублирования моделей должен быть: 1) равен проценту расширения металла; 2) близким к проценту усадки металла; 3) меньше процента усадки металла; 4) больше процента расширения металла. | |
019 | При изготовлении бюгельного протеза после определения центральной окклюзии и параллелометрии следует клинический этап: 1) проверка конструкции бюгельного протеза с искусственными зубами; 2) припасовка и наложение готового бюгельного протеза; 3) припасовка каркаса бюгельного протеза; 4) коррекция бюгельного протеза. | |
020 | Лабораторное изготовление каркаса бюгельного протеза (установите последовательность): 1) моделировка каркаса; 2) устранение поднутрений на рабочей гипсовой модели; 3) перенесение чертежа каркаса с гипсовой на дублированную (огнеупорную модель); 4) дублирование модели; 5) отливка каркаса; 6) припасовка каркаса на гипсовой модели. | |
021 | Причины появления неточностей при изготовлении каркаса бюгельного протеза: 1) объёмная усадка сплава металла при отливке каркаса; 2) деформация восковой репродукции каркаса; 3) дефекты гипсовой модели; 4) все выше перечисленное. | |
022 | Оценка качества каркаса бюгельного протеза проводится по следующим параметрам: 1) расположение окклюзионных накладок в ложах для них; 2) расположение плеч опорно-удерживающих кламмеров, окклюзионные контакты; 3) отсутствие баланса на модели и в полости рта; 4) наличие пространства между дугой и слизистой оболочкой; 5) все выше перечисленное. | |
023 | Причинами непригодности каркаса бюгельного протеза являются: 1) ощущение во рту инородного тела при припасовке и наложении каркаса; 2) большая протяженность каркаса и сложность его конструкции; 3) деформация каркаса; 4) применение кламмеров разных типов; 5) отсутствие зазора между дугой и слизистой оболочкой; 6) расположении кламмеров на естественных опорных зубах (не покрытых коронками); 7) отсутствие зазора между каркасом и слизистой оболочкой в области седел. | |
024 | Последовательность клинических этапов изготовления бюгельного протеза (установите последовательность): 1) припасовка каркаса бюгельного протеза на модели; 2) припасовка и наложение бюгельного протеза; 3) определние центральной окклюзии и параллелометрия; 4) снятие оттисков с челюстей; 5) проверка каркаса бюгельного протеза | . |
001-1; 002-2; 003-1,2; 004-2; 005-2; 006-3; 007-3; 008-3; 009-2; 010-2; 011-2; 012-2; 013-1; 014-3; 015-3; 016-1; 017-4; 018-2; 019-3; 020-2,4,3,1,5,6; 021-4; 022-5; 023-3,5,7; 024-4,3,5,2. |
· рекомендованная литература: обязательная, дополнительная, блок информации разработанной на кафедре.
Основная:
1) Аболмасов Н.Г. Ортопедическая стоматология. /Н.Г. Аболмасов, Н.Н. Аболмасов, В.А. Бычков, А. Аль-Хаким//М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 576с.
2) Копейкин В.Н. Руководство по ортопедической стоматологии. /В.Н. Копейкин// — М.: Триада-Х, 2004.- 496 с.
3) Копейкин В.Н. Зубопротезная техника.- М.: «Издательский дом «Успех», 1998.-416с.
4) Копейкин В.Н. Руководство по ортопедической стоматологии. М., Медицина.-1993г
5) Лебеденко И.Ю. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии для студентов 4 курса. /И.Ю.Лебеденко, В.В. Еричев, Б.П. Маркова// М.: Практическая медицина, 2007. – 368 с.
6) Летягина Р.А. Схема истории болезни и обследования больного в клинике ортопедической стоматологии. /Р.А. Летягина, М.В. Мартюшева// Пермь: ГОУ ВПО ПГМА Росздрава, 2012. – 20с.
Дополнительная:
1) Жулев Е.Н. Частичные съемные протезы (теория, клиника и лабораторная техника). Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2000.- 428с.
2) Ирошникова Е.С., Шевченко В.И. Параллелометрия в ортопедической стоматологии. М.: Медицина, 1989.-128с.: ил.
3) Коновалов А.П., Курякина Н.В., Митин Н.Е.. Фантомный курс ортопедической стоматологии (Под редакцией В.Н. Трезубова). Москва, Медицинская книга, Н.Новгород, Изд-во НГМА, 1999г.
4) Перзашкевич ЛМ., Стрекалова ИМ., Липшиц Д.Н., Иванов А.В. Опирающиеся зубные протезы. - М.: Медицина, 1974.
5) Трезубов В.Н., Штейнгарт М.З., Мишнев Л.М.. Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение: учебник для медицинских вузов.- С-Пб.: Специальная литература, 1999г
6) Журнал «Институт стоматологии».
7) Журнал «Клиническая стоматология».
8) Журнал «Панорама ортопедической стоматологии».
9) Журнал «Стоматология».
10) Материалы лекций и интернет.
5. Работа на занятии:
· план занятия:
5.1. Организационные вопросы – 3 мин.
5.2. Цель занятия – 1 мин.
5.3. Мотивация – 1 мин.
5.4. Проверка исходного уровня знаний – 15 мин.
5.5. Коррекция исходного уровня знаний – 15 мин.
5.6. Семинар по теме – 30 мин.
5.7. Самостоятельная работа под контролем преподавателя для овладения практическими навыками: участие в приеме тематического больного преподавателем, обследование друг друга, работа с блоком информации, историями болезни, данными обследования, алгоритмами диагностики и лечения, решение ситуационных задач – 30 мин.
5.8. Клинический разбор больных – 20 мин.
5.9. Итоговый контроль: тестирование – 10 мин.
5.10. Подведение итогов занятия – 10 мин.
· место проведения занятия: кафедра ортопедической стоматологии – учебная аудитория, лечебный зал.
· оснащение и время проведения занятий:
- лечебные залы
- стоматологические установки
- стоматологические и зуботехнические инструменты
- стоматологические расходные материалы
- средства индивидуальной защиты
- компьютер
- мультимедийный проектор
- комплект тестовых и ситуационных задач
· форма отчетности:
o Доклад студента
o Тестирование
o Ситуационная задача
o Отчет по практике: бланк истории болезни с результатами обследования
o Рейтинговая оценка студента
Практическое занятие (уточнение критериев оценки):
| Название манипуляции | Не выполнено | Выполнено частично | Выполнено |
0 баллов | 1 балл | 2 балла | ||
1 | Оформление необходимой документации, с учетом сопутствующих заболеваний и патологических процессов у стоматологического больного | |||
2 | Анализ результатов основных и дополнительных методов обследования | |||
3 | Получение оттисков для изготовления бюгельных протезов | |||
4 | Изготовить диагностические модели по предъявляемым требованиям | |||
5 | Планировать конструкцию каркаса бюгельного протеза | |||
Итого | 10 баллов |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е.А. ВАГНЕРА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
| |
УТВЕРЖДАЮ: заведующий кафедрой ортопедической стоматологии проф. Г.И.Рогожников _________________________________ заседание №____ от ________________ | |
ЗУБОПРОТЕЗИРОВАНИЕ
(ПРОСТОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ)
Практическое занятие № 8
Припасовка и проверка каркаса бюгельного протеза в клинике, критерии оценки его качества. Клинический этап припасовки и наложения бюгельного протеза. Коррекция.
Итоговое занятие.
Методическая разработка для студентов
стоматологического факультета
Курс 3, семестр 6
Факультет: стоматологический
Продолжительность занятия: 3 часа
Пермь, 2013
1. Тема занятия: Припасовка и проверка каркаса бюгельного протеза в клинике, критерии оценки его качества. Клинический этап припасовки и наложения бюгельного протеза. Коррекция. Итоговое занятие.
2. Значение изучения данной темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности врача стоматолога ортопеда заключается в систематизации сведений о методах ортопедического лечения больных с частичным отсутствием зубов бюгельными и последовательности клинико-лабораторных этапов изготовления бюгельных протезов.
3. Цель занятия: ознакомить студентов с последовательностью проведения и особенностями клинических и лабораторных этапов при изготовлении литых бюгельных протезов с кламмерной фиксацией. Разобрать особенности проведения клинических этапов проверки конструкции цельнолитого каркаса бюгельного протеза и припасовки бюгельного протеза в полости рта
Перечисленные результаты освоения образовательной программы являются основой для формирования следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
П/№ |
Номер/ индекс компетенции |
Содержание компетенции (или ее части) | |
1 | 2 | 3 | |
1. | ОК-1 | способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной деятельности | |
2. | ОК-7 | способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции | |
3. | ОК-8 | способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну | |
4. | ПК-1 | способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением | |
5. | ПК-3 | способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности | |
6. | ПК-4 | способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность | |
7. | ПК-5 | способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного больного | |
8. | ПК-6 | способностью и готовностью обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения с учетом их возрастно-половых групп | |
9. | ПК-7 | способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций | |
10. | ПК-9 | способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач | |
11. | ПК-11 | способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин | |
12. | ПК-12 | способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам | |
13. | ПК-17 | способностью и готовностью к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья | |
14. | ПК-18 | способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных процедур | |
15. | ПК-19 | способностью и готовностью к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта | |
16. | ПК-20 | способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом | |
17. | ПК-21 | способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов | |
18. | ПК-22 | способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах; выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний | |
19. | ПК-23 | способностью и готовностью поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) | |
20. | ПК-24 | способностью и готовностью к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов | |
21. | ПК-26 | способностью и готовностью анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонений в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и пороков | |
22. | ПК-32 | способностью и готовностью к лечению заболеваний пародонта у пациентов различного возраста | |
23. | ПК-36 | способностью и готовностью к проведению несложного ортопедического лечения заболеваний полости рта у пациентов различного возраста | |
24. | ПК-38 | способностью и готовностью к осуществлению приемов реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике | |
25. | ПК-43 | способностью и готовностью применять методы физической культуры и курортологии для профилактики и лечения больных, улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия здоровых | |
26. | ПК-44 | способностью и готовностью понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача-стоматолога в охране здоровья граждан; нормативную правовую базу деятельности врача-стоматолога | |
27. | ПК-45 | способностью и готовностью управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций | |
28. | ПК-48 | способностью и готовностью оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний | |
29. | ПК-50 | способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования |
4. Самоподготовка к занятию:
· цель самоподготовки: в результате освоения темы занятия студент должен:
Знать:
- методы обследования, диагностики и принципы оказания стоматологической ортопедической помощи пациентам с частичным вторичным отсутствием зубов;
- клинико-лабораторные этапы изготовления каркаса бюгельного протеза методом литья со снятия с модели;
- клинико-лабораторные этапы изготовления бюгельного протеза при литье на модели;
- технологию литья каркаса бюгельного протеза.
Уметь:
- обследовать пациента с частичным вторичным отсутствием зубов;
- анализировать результаты основных и дополнительных методов обследования;
- ставить диагноз;
- получать слепки для изготовления бюгельных протезов;
- проводить параллелометрию диагностических моделей различными методами и планировать конструкцию каркаса бюгельного протеза;
- проводить припасовку и наложение готового бюгельного протеза;
- давать рекомендации пациенту по вопросам пользования бюгельными протезами;
- проводить коррекцию бюгельного протеза;
- вести дискуссию и диалог с пациентом, коллегами по работе.
Владеть:
- методами основного клинического стоматологического обследования больных
- оформлением необходимой документации, с учетом сопутствующих заболеваний и патологических процессов у стоматологического больного.
· работа с методической разработкой кафедры по теме занятия:
Содержание практического занятия :
Припасовка каркаса на модели. Следует помнить, что при припасовке каркаса на рабочую модель необходимо накладывать его по избранному «пути введения». При этом ретенционные части плеча кламмера не рекомендуется стачивать: допустимо, чтобы они срезали часть гипса коронки, так как упругость этой части кламмера выше прочности гипса (рис. 1).
Границы каркаса бюгельного протеза должны соответствовать тем границам, которые были намечены врачом. Каркас должен быть устойчивым на модели, не балансировать.
Расположение дуги и седел: дуга на модели верхней челюсти отстоит на 0,5 мм, ширина 8-10 мм, толщина 0,9-1,2 мм. Дуга на модели нижней челюсти отстоит на 0,5 мм, ширина 2-3 мм, толщина 1,5-2,0 мм. Расположена посредине между шейками естественных зубов и переходной складкой. Под сетками должно быть место для пластмассы.
Рис. 1. Обработанный и припасованный на модели каркас бюгельного протеза.
Кламмер должен иметь плечо, тело и отростки. Необходимо проверить правильность изготовления кламмеров и уточнить расположение их элементов. Стабилизирующая часть кламмера на опорном зубе должна находиться на нижней челюсти выше линии обзора, на верхней челюсти – ниже. Фиксирующая (ретенционная) часть кламмера находится на нижней челюсти ниже линии обзора, на верхней челюсти – выше. Окклюзионная накладка должна располагаться на жевательной поверхности зуба в фиссурах или искусственно созданных углублениях.
При проверке баланса каркаса бюгельного протеза на модели следует пальцами нажимать на окклюзицнные накладки и другие опорные элементы протеза, но не седловидную часть, так как она моделируется с зазором для слоя пластмассового базиса.
Также немаловажно осмотреть обработку каркаса бюгельного протеза и качество литья на наличие недоливов, пор, неровностей, шероховатостей и дефектов.
Только при выполнении этих требований на модели приступают к проверке конструкции во рту больного.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 2744.