При заливке формы жидким металлом стенки формы испытывают большое давление струи металла, поэтому необходимо облицовочный слой упрочить огнеупорными наполнительными смесями.
Подготовку к формовке и формовку ведут в следующем порядке: 1) установка облицовочных моделей на подопечный конус; 2) подбор литейной кюветы (опока); 3) укрепление кюветы на конусе; 4) заливка формовочными смесями.
Кювету с подопечным конусом и укрепленной на нем деталью устанавливают на вибратор и заполняют на всю высоту формовочной массой. Формовочной массой служит смесь речного песка с борной кислотой (90 частей песка и 10 частей борной кислоты) и гипсом в соотношении 1:1, смесь гипса с песком.
В настоящее время широко используется литье на огнеупорных моделях. Для получения этих моделей разработаны массы «Силамин», «Кристосил-2»( но это тема следующего занятия).
Выплавление модельной массы
Как только формовочная масса затвердеет, кювету освобождают от подопечного конуса легким вращательным движением. После нагревания удаляют металлические литникобразующие штифты при помощи крампонных щипцов. Выплавка воска должна проводиться в муфельных печах при температуре 40—60°С, которую медленно повышают в течение получаса до 100—150°С. При этом воск расплавляется и вытекает (кювета должна быть установлена литниковыми отверстиями вниз или наклонно).
Не следует выплавлять воск на открытом пламени газовой горелки, так как это ведет к одностороннему нагреванию формы, а слишком быстрый подъем температуры вызовет образование пара, который может разорвать облицовочный слой.
Сушка и обжиг формы
Форма содержит влагу, поэтому процессу обжига предшествует сушка. Сушку следует проводить медленно во избежание образования большого количества пара при температуре 100°С. Затем температуру муфельной печи постепенно, в течение 2 ч, доводят до 800—850°С, и проводят обжиг формы. Обжиг необходим для выжигания остатков воска, повышения газопроницаемости формы, получения необходимого теплового расширения и создания высокой температуры внутри формы и литниковой системы для лучшей текучести металла и заполнения тонкостенных участков формы. Обжиг формы ведут до тех пор, пока стенки литьевых каналов не станут красными.
Если температура в муфельной печи была повышена быстро или обжиг велся не в печи, а на открытом пламени, то форма может осыпаться и растрескаться.
После обжига формы следует процесс литья.
3) базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:
Раздел для повторения | Смежная дисциплина |
Конструкционные и вспомогательные стоматологические материалы. | Пропедевтика |
Различные виды съемных протезов. | Пропедевтика |
Материалы, применяемые для восстановления зубов и зубочелюстной системы в ортопедической стоматологии. | Материаловедение |
Строение и процесс кристаллизации металлов и сплавов. Классификация и основные свойства сплавов. Коррозия металлических сплавов и методы защиты от коррозии. | Материаловедение |
Эластомеры и гидроколлоиды. Моделировочные материалы. Основные представления о назначении, свойствах и составе восков. Состав и классификация формовочных материалов. Факторы, влияющие на процессы шлифования и полирования. Абразивные инструменты. | Материаловедение |
· вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
№ | Вопросы практического занятия: |
1 | «Путь введения и выведения» бюгельного протеза. Виды параллелометров, их составляющие элементы. |
2 | Определение понятия «клинический экватор» (линия обзора, межевая линия, общая экваторная линия), изменения его топографии в зависимости от положения зубного ряда модели по отношению к диагностическому штифту. |
3 | Произвольный метод параллелометрии. |
4 | Метод выявления среднего наклона длинных осей опорных зубов (по Новаку, Березовскому-Кулаженко). |
5 | Параллелометрия по методу выбора. |
6 | Варианты расположения межевой линии. Определение расположения ретенционной части кламмера. |
7 | Клинико-лабораторные этапы изготовления каркаса бюгельного протеза со снятием с модели. |
8 | Конструкционные материалы для изготовления каркасов бюгельных протезов. |
· обучающие ситуационные задачи с эталонами ответов (2-3 задачи):
Содержание задачи, ответ |
Задача № 1 : Пациент, 56 лет обратился в клинику ортопедической стоматологии с жалобами на эстетический недостаток, затруднение пережёвывания пищи. Объективно: зубная формула 0 0 16 15 0 12 11 / 11 12 0 13 0 26 0 0 0 47 0 0 44 43 42 41 / 0 0 33 34 35 0 0 0 Прикус ортогнатический. Атрофия альвеолярного отростка в области отсутствующих зубов равномерная, зубы, ограничивающие дефект зубного ряда, смещены в различных плоскостях и разной степени. Уздечки прикрепляются у основания альвеолярного отростка. Вопросы и задания: Предложите дополнительные методы исследования для уточнения диагноза. Поставьте диагноз с учетом данных клинического исследования. Выберете метод параллелометрии диагностических моделей. |
Эталон ответа к задаче № 1 : Дополнительные методы исследования: Рентгенологическое исследование. Диагноз – Частичное вторичное отсутствие зубов на нижней челюсти (2 класс, 2 подкласс по Кеннеди) и верхней челюсти (1 класс, 3 подкласс по Кеннеди) вследствие осложненного кариеса. Потеря жевательной эффективности по Агапову 88%. Эстетический, фонетический и функциональный дефект. Метод параллелометрии диагностических моделей: метод определения среднего наклона длинных осей опорных зубов по Новаку. |
Задача № 2 : Пациентка, 51 год, педагог, обратился в клинику ортопедической стоматологии с жалобами на эстетический недостаток, затруднение пережёвывания пищи. Объективно: зубная формула 0 0 16 15 14 13 0 0 / 0 0 0 24 25 0 0 0 0 47 0 0 44 43 42 41 / 0 0 33 34 35 0 0 0 Прикус ортогнатический. Атрофия альвеолярного отростка в области отсутствующих зубов равномерная. Зубы имеют хорошо выраженную анатомическую форму. Уздечки прикрепляются у основания альвеолярного отростка. Вопросы и задания: Предложите дополнительные методы исследования для уточнения диагноза. Поставьте диагноз с учетом данных клинического исследования. Выберете метод параллелометрии диагностических моделей. |
Эталон ответа к задаче № 2 : Дополнительные методы исследования: Рентгенологическое исследование. Диагноз – Частичное вторичное отсутствие зубов на нижней челюсти (2 класс, 2 подкласс по Кеннеди) и верхней челюсти (1 класс, 1 подкласс по Кеннеди) вследствие осложненного кариеса. Потеря жевательной эффективности по Агапову 68%. Эстетический, фонетический и функциональный дефект. Метод параллелометрии диагностических моделей: метод выбора, применяют задний наклон модели, то есть модель наклоняют назад. |
· тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию
001 | Параллелометрия осуществляется: 1) на этапе припасовки и проверки каркаса бюгельного протеза в клинике; 2) на этапе припасовки литого каркаса на модели в лаборатории; 3) перед этапом моделирования каркаса бюгельного протеза. | |
002 | При минимальном количестве опорных зубов, параллельности их вертикальных осей и несложной конструкции бюгельного протеза оптимально применить следующий метод параллелометрии 1) произвольный метод; 2) метод определения среднего наклона длинных осей опорных зубов; 3) метод выбора. | |
003 | Метод выбора имеет следующие положения модели в параллелометре по отношению к диагностическому стержню 1) переднее, заднее, правое, левое; 2) переднее, передне-левое, передне-правое, заднее, заднее-левое, заднее-правое; 3) переднее, заднее, правое, левое, горизонтальное; 4) переднее, передне-левое, передне-правое, заднее, заднее-левое, заднее-правое, горизонтальное. | |
004 | Точка расположения конца удерживающей части плеча опорно-удерживающего кламмера это: 1) ретенционная точка; 2) окклюзионная точка; 3) ретенционная зона; 4) окклюзионная зона. | |
005 | Ретенционную точку определяют с помощью: 1) измерительных калибров; 2) графитового стержня; 3) анализирующего стержня. | |
006 | При срединном расположении межевой линии целесообразно использовать: 1) 3-й тип кламмера по системе Нея; 2) 1-й тип кламмера по системе Нея; 3) 1-й и 3-й типы кламмеров по системе Нея. | |
007 | Высокое расположение межевой линии (вблизи окклюзионной поверхности) предполагает использование: 1) 3-й или 4-й тип кламмера по системе Нея; 2) 1-й тип кламмера по системе Нея; 3) 2-й или 5-й тип кламмера по системе Нея; 4) окклюзионной накладки или покрыть зуб коронкой. | |
008 | После изучения модели в параллелометре: 1) следует клинический этап проверки каркаса бюгельного протеза в полости рта; 2) наносят чертеж каркаса бюгельного протеза; 3) определяют точки ретенции опорных зубов | |
009 | При параллелометрии методом определения среднего наклона длинных осей опорных зубов на цоколь диагностической модели наносят линии: 1) разделительную (межевую); 2) экватора зуба; 3) продольных осей зубов; 4) отмечают ширину беззубой части альвеолярного отростка. | |
010 | При расположении элементов опорно-удерживающего кламмера наиболее важной линией является: 1) продольная ось зуба; 2) линия анатомического экватора; 3) линия вертикали; 4) разделительная (межевая) линия. | |
011 | Окклюзионная накладка к продольной оси зуба должна располагаться: 1) со стороны рядом стоящего зуба; 2) перепендикулярно к оси зуба; 3) под углом 80-85º к оси зуба. | |
012 | Окклюзионная накладка располагается: 1) между разделительной (межевой линией) и шейкой зуба; 2) в опорной зоне зуба; 3) в ретенционной зоне зуба; 4) строго на разделительной (межевой) линии. | |
013 | Разделительную (межевую) линию пересекают: 1) окклюзионная накладка; 2) ретенционная часть кламмера; 3) кипмайдер; 4) когтеобразный отросток. | |
014 | Каркас седла дугового протеза на верхней челюсти доходит: 1) до 1/3 длины седла; 2) 1/2 длины седла; 3) 2/3 длины седла; 4) до бугорков верхней челюсти; 5) на всю длину седла. | |
015 | Дистальная граница седла дугового протеза при I классе дефектов зубного ряда нижней челюсти располагается: 1) на середине слизистого ретромолярного бугорка; 2) перед слизистым ретромолярным бугорком; 3) сразу же за слизистым ретромолярным бугорком; 4) значительно распространяясь за слизистый ретромолярный бугорок. | |
016 | Высокую точность каркасам бюгельных протезов обеспечивает: 1) спаивание элементов протеза; 2) цельная отливка всего каркаса протеза; 3) смешанный метод их изготовления; 4) сочетание цельнолитого каркаса и гнутых плеч кламмеров. | |
001-3, 002-1, 003-3, 004-1, 005-1, 006-2, 007-4, 008-2, 009-3, 010-4, 011-2, 012-2, 013-2, 014-3, 015-3, 016-2. |
· рекомендованная литература: обязательная, дополнительная, блок информации разработанной на кафедре
Основная:
1) Аболмасов Н.Г. Ортопедическая стоматология. /Н.Г. Аболмасов, Н.Н. Аболмасов, В.А. Бычков, А. Аль-Хаким//М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 576с.
2) Копейкин В.Н. Руководство по ортопедической стоматологии. /В.Н. Копейкин// — М.: Триада-Х, 2004.- 496 с.
3) Копейкин В.Н. Зубопротезная техника.- М.: «Издательский дом «Успех», 1998.-416с.
4) Копейкин В.Н. Руководство по ортопедической стоматологии. М., Медицина.-1993г
5) Лебеденко И.Ю. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии для студентов 4 курса. /И.Ю.Лебеденко, В.В. Еричев, Б.П. Маркова// М.: Практическая медицина, 2007. – 368 с.
6) Летягина Р.А. Схема истории болезни и обследования больного в клинике ортопедической стоматологии. /Р.А. Летягина, М.В. Мартюшева// Пермь: ГОУ ВПО ПГМА Росздрава, 2012. – 20с.
Дополнительная:
1) Жулев Е.Н. Частичные съемные протезы (теория, клиника и лабораторная техника). Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2000.- 428с.
2) Ирошникова Е.С., Шевченко В.И. Параллелометрия в ортопедической стоматологии. М.: Медицина, 1989.-128с.: ил.
3) Коновалов А.П., Курякина Н.В., Митин Н.Е.. Фантомный курс ортопедической стоматологии (Под редакцией В.Н. Трезубова). Москва, Медицинская книга, Н.Новгород, Изд-во НГМА, 1999г.
4) Перзашкевич ЛМ., Стрекалова ИМ., Липшиц Д.Н., Иванов А.В. Опирающиеся зубные протезы. - М.: Медицина, 1974.
5) Трезубов В.Н., Штейнгарт М.З., Мишнев Л.М.. Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение: учебник для медицинских вузов.- С-Пб.: Специальная литература, 1999г
6) Журнал «Институт стоматологии».
7) Журнал «Клиническая стоматология».
8) Журнал «Панорама ортопедической стоматологии».
9) Журнал «Стоматология».
10) Материалы лекций и интернет.
5. Работа на занятии:
· план занятия:
5.1. Организационные вопросы – 3 мин.
5.2. Цель занятия – 1 мин.
5.3. Мотивация – 1 мин.
5.4. Проверка исходного уровня знаний – 15 мин.
5.5. Коррекция исходного уровня знаний – 15 мин.
5.6. Семинар по теме – 30 мин.
5.7. Самостоятельная работа под контролем преподавателя для овладения практическими навыками: участие в приеме тематического больного преподавателем, обследование друг друга, работа с блоком информации, историями болезни, данными обследования, алгоритмами диагностики и лечения, решение ситуационных задач – 30 мин.
5.8. Клинический разбор больных – 20 мин.
5.9. Итоговый контроль: тестирование – 10 мин.
5.10. Подведение итогов занятия – 10 мин.
· место проведения занятия: кафедра ортопедической стоматологии – учебная аудитория, лечебный зал.
· оснащение и время проведения занятий:
- лечебные залы
- стоматологические установки
- стоматологические и зуботехнические инструменты
- стоматологические расходные материалы
- средства индивидуальной защиты
- компьютер
- мультимедийный проектор
- комплект тестовых и ситуационных задач
· форма отчетности:
o Доклад студента
o Тестирование
o Ситуационная задача
o Отчет по практике: бланк истории болезни с результатами обследования
o Рейтинговая оценка студента
Практическое занятие (уточнение критериев оценки):
| Название манипуляции | Не выполнено | Выполнено частично | Выполнено |
0 баллов | 1 балл | 2 балла | ||
1 | Обследовать пациента с частичным вторичным отсутствием зубов | |||
2 | Поставить диагноз | |||
3 | Предложить пациенту все возможные варианты ротезирования | |||
4 | Получить оттиски для изготовления бюгельных протезов | |||
5 | Провести оценку диагностических моделей и распланировать конструкцию каркаса бюгельного протеза | |||
Итого | 10 баллов |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е.А. ВАГНЕРА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
| |
УТВЕРЖДАЮ: заведующий кафедрой ортопедической стоматологии проф. Г.И.Рогожников _________________________________ заседание №____ от ________________ | |
ЗУБОПРОТЕЗИРОВАНИЕ
(ПРОСТОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ)
Практическое занятие № 7
Изготовление цельнолитого каркаса бюгельного протеза при литье на модели и со снятием с модели. Подготовка моделей к дублированию и изготовление огнеупорной модели. Моделирование каркаса. Технология литья каркаса бюгельного протеза
Методическая разработка для студентов
стоматологического факультета
Курс 3, семестр 6
Факультет: стоматологический
Продолжительность занятия: 3 часа
Пермь, 2013
1. Тема занятия: Изготовление цельнолитого каркаса бюгельного протеза при литье на модели и со снятием с модели. Подготовка моделей к дублированию и изготовление огнеупорной модели. Моделирование каркаса. Технология литья каркаса бюгельного протеза
2. Значение изучения данной темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности врача стоматолога ортопеда заключается в систематизации сведений о методах ортопедического лечения больных с частичным отсутствием зубов бюгельными и последовательности клинико-лабораторных этапов изготовления бюгельных протезов.
3. Цель занятия: ознакомить студентов с последовательностью проведения и особенностями клинических и лабораторных этапов при изготовлении литых бюгельных протезов с кламмерной фиксацией.
Перечисленные результаты освоения образовательной программы являются основой для формирования следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
П/№ |
Номер/ индекс компетенции |
Содержание компетенции (или ее части) | ||
1 | 2 | 3 | ||
1. | ОК-1 | способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной деятельности | ||
2. | ОК-7 | способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции | ||
3. | ОК-8 | способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну | ||
4. | ПК-1 | способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением | ||
5. | ПК-3 | способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности | ||
6. | ПК-4 | способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность | ||
7. | ПК-5 | способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного больного | ||
8. | ПК-6 | способностью и готовностью обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения с учетом их возрастно-половых групп | ||
9. | ПК-7 | способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций | ||
10. | ПК-9 | способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач | ||
11. | ПК-11 | способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин | ||
12. | ПК-12 | способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам | ||
13. | ПК-17 | способностью и готовностью к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья | ||
14. | ПК-18 | способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных процедур | ||
15. | ПК-19 | способностью и готовностью к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта | ||
16. | ПК-20 | способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом | ||
17. | ПК-21 | способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов | ||
18. | ПК-22 | способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах; выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний | ||
19. | ПК-23 | способностью и готовностью поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) | ||
20. | ПК-24 | способностью и готовностью к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов | ||
21. | ПК-26 | способностью и готовностью анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонений в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и пороков | ||
22. | ПК-32 | способностью и готовностью к лечению заболеваний пародонта у пациентов различного возраста | ||
23. | ПК-36 | способностью и готовностью к проведению несложного ортопедического лечения заболеваний полости рта у пациентов различного возраста | ||
24. | ПК-38 | способностью и готовностью к осуществлению приемов реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике | ||
25. | ПК-43 | способностью и готовностью применять методы физической культуры и курортологии для профилактики и лечения больных, улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия здоровых | ||
26. | ПК-44 | способностью и готовностью понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача-стоматолога в охране здоровья граждан; нормативную правовую базу деятельности врача-стоматолога | ||
27. | ПК-45 | способностью и готовностью управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций | ||
28. | ПК-48 | способностью и готовностью оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний | ||
29. | ПК-50 | способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования |
4. Самоподготовка к занятию:
· цель самоподготовки: в результате освоения темы занятия студент должен:
Знать:
- методы обследования, диагностики и принципы оказания стоматологической ортопедической помощи пациентам с частичным вторичным отсутствием зубов;
- клинико-лабораторные этапы изготовления каркаса бюгельного протеза методом литья со снятия с модели;
- клинико-лабораторные этапы изготовления бюгельного протеза при литье на модели;
- технологию литья каркаса бюгельного протеза.
Уметь:
- обследовать пациента с частичным вторичным отсутствием зубов;
- анализировать результаты основных и дополнительных методов обследования;
- ставить диагноз;
- получать слепки для изготовления бюгельных протезов;
- проводить параллелометрию диагностических моделей различными методами и планировать конструкцию каркаса бюгельного протеза;
- вести дискуссию и диалог с пациентом, коллегами по работе.
Владеть:
- методами основного клинического стоматологического обследования больных
- оформлением необходимой документации, с учетом сопутствующих заболеваний и патологических процессов у стоматологического больного.
· работа с методической разработкой кафедры по теме занятия:
Содержание практического занятия :
Цельнолитой каркас можно изготовить двумя методами. В первом случае, восковую заготовку снимают с рабочей модели и каркас отливают технологией литья по выплавляемым моделям. Во втором случае изготавливают копию рабочей модели из специальной огнеупорной массы, на которой и производят процесс литья. Второму методу следует отдать предпочтение, так как он позволяет избежать деформации восковой заготовки при снятии с модели, устранить усадку и деформацию каркаса в процессе литья и во время остывания металла за счет коэффициента теплового расширения огнеупорной массы.
По первому методу обычно изготавливают каркас бюгельного протеза простой конструкции: 2—3 кламмера Аккера и дуга без дополнительных ответвлений.
Технологическая последовательность при этом складывается из следующих этапов:
1. получение рабочей модели из прочного гипса и вспомогательной модели из обычного гипса;
2. изучение опорных зубов рабочей модели в параллелометре и нанесение на них общей экваторной линии;
3. разметка рисунка кламмеров на опорные зубы;
4. нанесение рисунка дуги, удерживающей части каркаса базиса и границ седловидных частей;
5. нанесение изоляционного слоя на зоны расположения дуги и удерживающих частей;
6. индивидуальная моделировка или из стандартных восковых заготовок каркаса протеза;
7. установка литникобразующих штифтов;
8. снятие восковой репродукции с модели;
9. установка репродукции с литниковой системой ( включая отводные каналы) на подопочный конус;
10. нанесение облицовочного слоя литейной формы;
11. формовка выплавляемой модели огнеупорными наполнительными смесями;
12. выплавление воска, сушка и обжиг формы;
13. процесс литья;
14. удаление литниковой системы и обработка каркаса;
15. наложение каркаса на рабочую модель и уточняющая обработка;
16. проверка точности изготовления каркаса в клинике;
17. изготовление из воска искусственного базиса и постановка искусственных зубов;
18. замена воска пластмассой, полимеризация и обработка пластмассы.
19. наложение в полости рта готового бюгельного протеза.
Изучение на модели коронок зубов, которые врач выбрал в качестве опорных, производят в соответствии с методикой параллелометрии, варианты которой разобраны ранее. При логическом методе модель закрепляют на столике параллелометра и его площадку располагают горизонтально. К каждой коронке последовательно подводят штифт-анализатор и, проведя по всему периметру исследуемой коронки, зрительно определяют линию клинического экватора, величину окклюзионной и гингивальной частей. Если на каждом опорном зубе определяется зона ретенции, то штифт-анализатор заменяют на штифт с грифелем и проводят линию клинического экватора. Затем карандашом или фломастером, обязательно отличающимся по цвету от цвета грифеля, наносят рисунок контуров кламмеров и других частей металлического каркаса.
Если первый анализ опорных зубов показывает, что при таком положении модели ретенционные зоны близко прилежат к десневому краю или, наоборот, линия экватора приближена к окклюзионной поверхности зубов (т.е. отсутствует место для расположения стабилизирующей части), наклоняют модели в ту или иную сторону, руководствуясь описанными выше закономерностями перемещения линии экватора при наклоне зуба. Например, наклон модели кзади ведет к перемещению линии экватора на апроксимально-медиальной поверхности от жевательной поверхности к десневому краю, а на апроксимально-дистальной — к приближению линии экватора к окклюзионной поверхности. Наклоняя модель, штифтом-анализатором исследуют величину и топографию окклюзионной и гингивальной зоны, добиваясь равной их величины, что позволяет применить наиболее простой и эффективный вид кламмера — кламмер Аккера. Возможен, как указывалось, выбор одного из пяти основных видов кламмера.
Проведя линию экватора, наносят рисунок всех металлических частей каркаса бюгельного протеза. Положение нижнего края ретенционной части плеча кламмера определяют с помощью колибра — измерителя степени ретенции.
Для хромокобальтовых сплавов при толщине плеча кламмера, равной толщине стандартных восковых заготовок, лучше использовать ретенцию 0,5 мм.
Обратите внимание: После нанесения рисунка приступают к подготовке модели для того, чтобы дуга и участки каркаса для фиксации базиса не прилегали к слизистой оболочке. Для этого из оловянной или свинцовой пластинки толщиной до 1,5 мм вырезают соответствующих размера и формы плоскости, обжимают их по модели и приклеивают к ней универсальным клеем. Можно использовать лейкопластырь, на который следует нанести 1—2 слоя изоляционного лака или специальные пластинки бюгельного воска.
Моделировку каркаса бюгельного протеза осуществляют стандартными восковыми заготовками или заготовками, полученными из эластичной силиконовой матрицы (формодент), а так же пластиковыми заготовками, выпускаемыми некоторыми фирмами (например фирмы Бего). Преимуществом пластиковых заготовок считается то, что они сохраняют свои пропорции даже при высоких температурах. И также, как и восковые заготовки, во время прокаливания заформованных опок, пластиковые шаблоны выгорают без остатка. Отдельные элементы подбирают соответственно размерам зубов и виду кламмера, величине дефекта зубного ряда.
Изготовление восковой композиции каркаса начинают с размещения восковых заготовок для фиксации базиса, ориентируясь по рисунку на модели. Так как восковая заготовка фиксирующей части имеет часть дуги каркаса, то ее прижимают к модели, предварительно размягчив, по чертежу дуги. Недостающую часть ее восполняют профильными полосками воска. После этого линии стыка соединяют воском того же состава и проверяют плотность прилегания воска к модели.
Затем приступают к созданию кламмерной системы, предварительно нанеся на зубы тонкий слой вазелинового масла. Восковую заготовку кламмера, подобранную соответственно размеру коронки, вначале прижимают к боковой поверхности зуба телом кламмера, затем окклюзионной накладкой. Плечи кламмера Аккера располагают таким образом, чтобы 2/3 (стабилизирующая часть) разместились над линией экватора, а концевая треть (ретенционная часть)—под этой линией, соответственно начерченной штифтом-измерителем бороздке. При этом следят, чтобы переход от стабилизирующей части к ретенционной был плавным по ширине и толщине, постепенно уменьшаясь к концу плеча. После этого якорную часть кламмера пригибают к каркасу и присоединяют к нему дополнительной порцией воска.
Замещающую часть бюгельного протеза можно выполнить в виде, фасеток. Тогда ее моделируют по правилам изготовления промежуточной части мостовидного протеза, и соединяют с дугой. Затем устанавливают литникобразующие штифты по определенным правилам (рис. 1).
Рис. 1. Восковая композиция каркаса бюгельного протеза с литникообразующими штифтами.
Перед снятием восковой заготовки с модели для предупреждения ее деформации допустимо объединение участков седловидной части тонкой металлической проволокой или капроновой леской. Можно также скреплять тела кламмеров правой и левой сторон.
Далее наносят на восковую композицию огнеупорную рубашку, проводят паковку в огнеупорную формовочную массу, литье и обработку каркаса бюгельного протеза.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 950.