Этапы действия | Техническое оснащение | Критерий самоконтроля |
1. Провести сепарацию опорных зубов. | Бормашина, лоток с инструментами, наконечник, алмазные и карборундовые сепарационные диски. | Использовать только односторонние диски, чтобы не травмировать зубы, стоящие с препарируемым. Между опорными и рядом стоящим зубом должен проходить диск, не должно быть навесов. |
2. Сошлифовать экватор зуба. | Алмазные камни, фасонные головки | Зуб должен подставлять, собой цилиндр. Конусность не должна превышать 5-6°. |
3. Допрепарировать вестибулярные и апроксимальные стенки зубов с целью придания им параллельности у всех опорных зубов | Алмазные камни, фасонные головки. | Правильность оценивается визуально или при изучении внутриротовым параллелометром |
4. Сошлифовать окклюзионную поверхность зубов. | Алмазные камни, фасонные головки. | Зазор между окклюзионной поверхностью опорных зубом и зубами-антагонистами должен соответствовать толщине конструкционного материала, сохраняясь при всех окклюзионных движениях челюсти. В последнюю очередь препарируется окклюзионная поверхность жевательных зубов. |
· базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:
Раздел для повторения | Смежная дисциплина |
Владеть знаниями о строении зубочелюстного аппарата. Дать характеристику зубных рядов и зубов | Анатомия. |
Владеть знаниями о физико-механических свойствах материалов, которые входят в состав несъемных конструкций и знать об их влиянии на ткани полости рота и организм в целом. | Пропедевтика. |
Организация работы врача-стоматолога и оснащение стоматологического кабинета. Инструменты для обследования и лечения стоматологического больного. | Зубопротезирование (Простое протезирование) |
Методы обследования стоматологического больного. |
· вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
№ | Вопросы семинара: |
1 | Ведущие симптомы клиники частичной потерн зубов. |
2 | Характеристика дефектов зубных рядов и их классификации (Кеннеди, Гаврилов) |
3 | Клинические проявления вторичных деформаций прикуса, феномен Попова-Годона. |
4 | Подготовка полости рта к ортопедическому лечению, санационные и специальные мероприятия: терапевтическая, хирургическая (показания к удалению зубов с различной степенью подвижности, одиночно стоящих зубов, корней); ортодонтическая. |
5 | Понятие функциональной перегрузке зубов и компенсаторных механизмах зубо-челюстной системы. Травматическая окклюзия и ее виды. |
6 | Биомеханика мостовидного протеза. Характер распределения функциональной нагрузки на опорные зубы. |
7 | Особенности препарирования опорных зубов под различные виды мостовидных протезов. Принцип создания параллельности коронок опорных зубов. |
8 | Мостовидные протезы с односторонней опорой (консольные). Показания и противопоказания к применению. Составные мостовидные протезы. |
· обучающие ситуационные задачи с эталонами ответов (2-3 задачи):
Содержание задачи, ответ |
Задача № 1 : У больного дефект зубного ряда на нижней челюсти. Зубная формула 765432 1|1234567 76543 21|1234007 Определяется подвижность 3.4 зуба II-степени и атрофия лунки корня на 1/2 корня. Вопросы и задания: Поставьте диагноз. План лечения. |
Эталон ответа к задаче № 1 : |
Задача № 2: Больной имеет дефект зубного ряда. Зубная формула 7654321|1234507 70543211234567 При осмотре полости рта обнаружен наклон 45 зуба в оральную сторону, 47 - в медиальную, а также зубоальвеолярное удлинение 16, незначительно нарушающее окклюзионную плоскость. Вопросы и задания: Поставьте диагноз. План лечения. |
Эталон ответа к задаче № 2: |
· тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию
001 | Четвертая степень подвижности зубов по Энтину характеризуется движениями зуба в направлении 1) медио-дистальном 2) вестибуло-оральном и медио-дистальном, включая вертикальное 3) во всех направлениях, включая ротацию 4) вестибуло-оральном 5) вестибуло-оральном и медио-дистальном | |
002 | Препарирование зубов под коронки производят 1) металлическими фрезами 2) алмазными сепарационными дисками 3) карборундовыми фрезами 4) алмазными головками 5) вулканитовыми дисками | |
003 | Двойной уточненный оттиск можно получить: 1) в один этап 2) в два этапа 3) в три этапа | |
004 | Абсолютным показателем к протезированию является потеря жевательной эффективности по Н.А. Агапову 1) свыше 10% 2) 25% 3) 15% 4) 50% 5) 20% | |
005 | При препарировании зуба для изготовления коронки с боковых поверхностей зуба осуществ ляют сошлифовку 1) только экватор 2) соответственно периметру шейки зуба 3) на толщину материала коронки | |
006 | Дефект зубного ряда в области фронтальных зубов по классификации Кеннеди относится к классу 1) второму 2) четвёртому 3) третьему 4) первому | |
007 | В клинику ортопедической стоматологии обратился пациент 55 лет с отсутствием 11 зуба. Остальные зубы интактные. В анамнезе - две недели назад выписан из стационара после перенесенного инфаркта миокарда. Ваша тактика по ведению больного 1) предложить пациенту изготовить временный съемный пластиночный протез, который через полгода, при желании, будет заменен на несъемный мостовидный протез 2) отказать пациенту в ортопедической помощи и после полной реабилитации изготовить мостовидный протез с опорой на 1.2, 2.1 3) предложить больному изготовить мостовидный протез с опорой на 1.2, 2.1 | |
008 | При изготовлении консольного несъемного протеза отрицательным является 1) сошлифовывание большого количества тканей опорных зубов 2) неудовлетворительное эстетическое качество 3) наличие опрокидывающего момента в области опорных зубов 4) необходимость депульпации опорных зубов 5) препарирование большого количества зубов | |
009 | Величина сошлифовывания твердых тканей зуба при препарировании под одиночную коронку зависит от 1) материала для изготовления коронок 2) анатомической формы зуба и материала для изготовления коронок 3) анатомической формы зуба | |
010 | Односторонний дистально не ограниченный дефект зубного ряда по классификации Кеннеди относится к классу 1) третьему 2) второму 3) первому 4) четвёртому | |
001-4, 002-4, 003-1,2 , 004-4 , 005-3 , 006-2 , 007-1 , 008-3 , 009-2, 010- 2. |
· рекомендованная литература: обязательная, дополнительная, блок информации разработанной на кафедре
Основная:
1) Аболмасов Н.Г. Ортопедическая стоматология. /Н.Г. Аболмасов, Н.Н. Аболмасов, В.А. Бычков, А. Аль-Хаким//М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 576с.
2) Копейкин В.Н. Руководство по ортопедической стоматологии. /В.Н. Копейкин// — М.: Триада-Х, 2004.- 496 с
3) Хетагуров С.К., Дзгоева М.Г. Ортопедическое лечение твердых тканей зубов /Хетагуров С.К., Дзгоева М.Г.// Владикавказ, 2007 г.
4) И.Ю. Лебеденко, В.В. Еричева, Б.П. Маркова. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии. /И.Ю. Лебеденко, В.В. Еричева, Б.П. Маркова//, 2006 г.
5) Летягина Р.А. Схема истории болезни и обследования больного в клинике ортопедической стоматологии. /Р.А. Летягина, М.В. Мартюшева// Пермь: ГОУ ВПО ПГМА Росздрава, 2012. – 20с.
Дополнительная:
1) Мартюшева М.В. Лучевая диагностика в клинике ортопедической стоматологии. /М.В. Мартюшева, Г.И. Рогожников, Н.Б. Асташина и др.// Пермь: ГОУ ВПО ПГМА Росздрава, 2011. – 78с.
2) Журнал «Институт стоматологии».
3) Журнал «Клиническая стоматология».
4) Журнал «Панорама ортопедической стоматологии».
5) Журнал «Стоматология».
6) Материалы интернет.
5. Работа на занятии:
· план занятия:
5.1. Организационные вопросы – 3 мин.
5.2. Цель занятия – 1 мин.
5.3. Мотивация – 1 мин.
5.4. Проверка исходного уровня знаний – 15 мин.
5.5. Коррекция исходного уровня знаний – 15 мин.
5.6. Семинар по теме – 60 мин.
5.7. Самостоятельная работа под контролем преподавателя для овладения практическими навыками: участие в приеме тематического больного преподавателем, обследование друг друга, работа с блоком информации, историями болезни, данными обследования, алгоритмами диагностики и лечения, решение ситуационных задач – 60 мин.
5.8. Клинический разбор больных – 20 мин.
5.9. Итоговый контроль: тестирование – 10 мин.
5.10. Подведение итогов занятия – 10 мин.
· место проведения занятия: кафедра ортопедической стоматологии – учебная аудитория, лечебный зал.
· оснащение и время проведения занятий:
- лечебные залы
- стоматологические установки
- стоматологические и зуботехнические инструменты
- стоматологические расходные материалы
- средства индивидуальной защиты
- компьютер
- мультимедийный проектор
- комплект тестовых и ситуационных задач
· форма отчетности:
o Доклад студента
o Тестирование
o Ситуационная задача
o Отчет по практике: бланк истории болезни с результатами обследования
o Рейтинговая оценка студента
Рейтинговая оценка работы студента на занятии:
№ | Составляющие рейтинговой оценки: | Максимальная сумма баллов | Рейтинг студента* |
1 | Явка на занятие | 1 балл | |
2 | Активность на занятии | 1 балл | |
3 | Освоение теории | 10 баллов | |
4 | Решение тестов | 10 баллов | |
5 | Решение ситуационных задач | 10 баллов | |
6 | Практическое занятие | 10 баллов | |
7 | Самостоятельная работа студента: | ||
Подготовка мультимедийного доклада | 10 баллов | ||
Устный доклад | 5 баллов | ||
Устное сообщение | 2 балла | ||
Итого (100) | 52 балла | ||
Количество минимальных баллов (70) | 36 баллов |
Практическое занятие (уточнение критериев оценки):
| Название манипуляции | Не выполнено | Выполнено частично | Выполнено |
0 баллов | 1 балл | 2 балла | ||
1 | Использование защитных средств | |||
2 | Соблюдение правил асептики и антисептики | |||
3 | Обследование пациента | |||
4 | Планирование конструкции мостовидного протеза | |||
5 | Обоснование выбора конструкции протеза | |||
Итого | 10 баллов |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е.А. ВАГНЕРА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
| |
УТВЕРЖДАЮ: заведующий кафедрой ортопедической стоматологии проф. Г.И.Рогожников _________________________________ заседание №____ от ___31.01.13____ | |
ПРОТЕЗИРОВАНИЕ ЗУБНЫХ РЯДОВ
(СЛОЖНОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ)
Практическое занятие № 2
Мостовидные протезы с опорными штампованными коронками (паяные). Клинико-лабораторные этапы изготовления. Технологические приемы при изготовлении штампованных паяных мостовидных протезов. Припасовка искусственных коронок во рту пациента. Требования к правильно изготовленным и припасованным коронкам. Снятие рабочего слепка, подбор при наличии комбинированной конструкции. Повторное определение центральной окклюзии.Лабораторные этапы изготовления штампованно-паяного мостовидного протеза. Технологические приемы (паяние, отбеливание, отделка, шлифовка, полировка).
Методическая разработка для студентов стоматологического факультета
Курс 3, семестр 6
Факультет: стоматологический
Продолжительность занятия: 3 часа
Пермь, 2013
1. Тема занятия: Мостовидные протезы с опорными штампованными коронками (паяные). Клинико-лабораторные этапы изготовления. Технологические приемы при изготовлении штампованных паяных мостовидных протезов. Припасовка искусственных коронок во рту пациента. Требования к правильно изготовленным и припасованным коронкам. Снятие рабочего слепка, подбор при наличии комбинированной конструкции. Повторное определение центральной окклюзии. Лабораторные этапы изготовления штампованно-паяного мостовидного протеза. Технологические приемы (паяние, отбеливание, отделка, шлифовка, полировка).
2. Значение изучения данной темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности. Важно овладеть навыками препарирования под штампованно-паяные мостовидные протезы, понимать методы изготовления и технологические процессы.
3. Цель занятия: изучить клинико-лабораторные этапы изготовления штампованно-паянных мостовидных протезов, освоить особенности препарирования опорных зубов под опорные коронки штампованно-паянного мостовидного процесса, познакомиться с лабораторными этапами, оценивая возможные клинические и лабораторные ошибки.
Перечисленные результаты освоения образовательной программы являются основой для формирования следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
П/№ |
Номер/ индекс компетенции |
Содержание компетенции (или ее части) | |
1 | 2 | 3 | |
1 | ОК-1 | способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной деятельности | |
2 | ОК-8 | способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну | |
3 | ПК-5 | способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного больного | |
4 | ПК-7 | способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций | |
5 | ПК-9 | способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач | |
6 | ПК-18 | способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных процедур | |
7 | ПК-50 | способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования | |
8 | ПК-51 | способностью и готовностью к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине | |
9 | ПК-52 | способностью и готовностью к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований |
Самоподготовка к занятию:
· цель самоподготовки: в результате освоения темы занятия студент должен:
Знать:
- Общие показания к использованию несъемных конструкций;
- Классификацию мостовидных конструкций;
- Особенности препарирования различных зубов под опорные коронки;
- Набор инструментов и режим препарирования опорных зубов;
- Этапы и правила препарирования зубов под опоры для цельнолитых мостовидных протезов;
- Правила изучения моделей в параллелометре;
- Определение понятий «относительный физиологический покой» жевательной мускулатуры и нижней челюсти.
Уметь:
- Подобрать набор инструментов для препарирования зуба под одиночную цельнолитую металлическую, металлокерамическую, металлопластмассовую коронки;
- Препарировать зуб под одиночную цельнолитую металлическую, металлокерамическую, металлопластмассовую коронки, соблюдая щадящий режим препарирования;
- Оценить правильность препарирования зуба под одиночную цельнолитую металлическую, металлокерамическую, металлопластмассовую коронки;
- Выбрать сплав металлов для изготовления ортопедической конструкции в конкретной клинической ситуации;
- Уметь проводить припасовку цельнолитого мостовидного протеза в полости рта пациента;
- Уметь снимать рабочий слепок.
Владеть:
- методами основного клинического стоматологического обследования больных
- оформлением необходимой документации, с учетом сопутствующих заболеваний и патологических процессов у стоматологического больного.
- самостоятельно вести прием больных – препарировать зубы под цельнометаллическую, металлокерамическую, металлопластмассовую коронки.
- владеть методиками снятия анатомических оттисков.
· работа с методической разработкой кафедры по теме занятия:
Содержание семинара:
Дата: 2019-12-10, просмотров: 267.