ЯВЛЕНИЕ ГАЛЬВАНОЗА В ПОЛОСТИ РТА.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изготовление несъемных конструкций зубных протезов по традиционной технологии (штампованно-паяные) предусматривает применение припоя на этапах изготовления. Во многих научно обоснованных работах, изучалось негативное влияние штампованно-паяных протезов в полости рта, указывается о возникновении электрохимических явлений в результате применения припоя.

Гальванизм возникает в полости рта без характерной клинической картины, а соответственно и симптоматика проявления, а гальваноз возникает в результате электрохимического взаимодействия ионов сплавов металлов в полости рта с характерными клиническими проявлениями, а соответственно с симптоматикой заболевания.

Можно считать доказанным, что между разнородными металлами в полости рта происходит постоянное изменение электролитов с низким и высокими потенциалами. Гальванические токи имеют многообразное общее влияние на организм в целом и местное влияние на ткани полости рта. Большинство авторов допускают, что продукты электролиза всасываются в слизистую оболочку полости рта и, попадая в желудочно-кишечный тракт, влияют на организм в целом. Металлические включения имеют сложное электрогальваническое, химически-токсичное и аллергическое влияние на слизистую оболочку полости рота и организм в целом. По этим причинам клиническая картина неререносимости металлических включений в полости рта многообразна по своим клиническим проявлениям.

Больше всего характерными признаками гальваноза в полости рта является привкус металла, нарушение вкусовой чувствительности, ощущение кислого, соленого вкуса, изжога или пощипывание языка, повышение слюноотделения или сухость в полости рта. Эти ощущения более выражены утром, особенно после приема острой и соленой пищи. У отдельных больных в момент смыкания зубных рядов может появляться боль дергающего характера. Долго считалось, что микротоки в полости рта возникают только при разнородных металлах, однако есть доказательства, что электрохимические влияния могут иметь место и при однородных металлах (нержавеющая сталь). Компоненты, которые вмещаются в нержавеющей стали (хром, никель, медь), могут быть многообразными в количественном отношении в зависимости от технологического режима и давности пользования зубными протезами.

Применение припоя значительно усиливает электрохимическое взаимодействие с нержавеющей сталью.

Гальванические микротоки влияют на многообразные физиологические процессы, протекающие в полости рта. Они влияют на рецепторный аппарат, на нарушение процессов возбудимости и адаптации, изменяя нормальную функцию, на мембранный потенциал клеток, на нарушение проницаемости клеточных мембран и ионного обмена в клетках.

Гальванотоки способствуют выходу ионов хрома, никеля, меди с многообразными потенциалами в слюну. Ионы хрома и меди легко проникают в неповрежденную слизистую оболочку, а ионы никеля могут депонироваться в тканях. Отмеченные ионы создают комплекс. Хром - центральный атом многих хеллатов (внутрикомплексных химических соединений, в состав которых могут входить такие важные для организма соединения и элементы, как рибонуклеиновая кислота, бром, фтор и др.). Поэтому хром, как и все тяжелые металлы, в повышенных количествах может иметь неблагоприятное влияние на обменные процессы в тканях.

Можно проследить определенную зависимость между гальванотоками и заболеваниями слизистой оболочки полости рта (эрозии, язвы языка, трещины, красный плоский лишай). Доказательством данной связи является лечение этих заболеваний в сравнительно короткий срок после снятия протезов. Воспалительные явления на слизистой оболочке полости рта у больных с непереносимости разнородных металлов имеют хронический характер. Длительное влияние ионов металлов вызывает сенсибилизацию организма и аллергические реакции.

Ионы металлов, проникнув через слизистую оболочку полости рта, соединяются с тканевыми белками и с гаптенами превращаются в полноценные аллергены.

Для диагностики аллергического состояния проводятся накожные пробы (0,5% раствора хромовокислого калия если пациент пользуется протезами из нержавеющей стали), а для измерения силы тока, разница потенциалов между металлическими включениями применяются миллиамперметр и милливольтметр.

Во всех случаях, когда накожная проба позитивна, необходимо удалить из полости рта все металлические включения - металлические пломбы заменить на пластмассовые или цементные, а зубные протезы изготовить из однородных сплавов. Паяные мостовидные протезы в таких случаях необходимо заменить на цельнолитые. Если накожная проба негативна, то необходимо уменьшить количество разнородных металлических включений, а из полости рта удалить те, что электрически больше всего активные. Рядом с этим проводится десенсибилизирующее общее лечение организма.

В плане профилактики подобного осложнения особенное значение имеет четкое соблюдение технологического режима работы с нержавеющей сталью, в частности режима термической обработки, расчетливое использование припоя и создания в полости рта наименьшего числа металлических точек с многообразными электропотенциалами.

2) базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:

Раздел для повторения Смежная дисциплина
Строение зубочелюстного аппарата, характеристика зубных рядов и зубов Анатомия.
физико-механические свойства материалов, которые входят в состав несъемных конструкций, их влияние на ткани полости рта и организм в целом. Материаловедение
Анатомия зубов. Пропедевтика
Инструменты для обследования и лечения стоматологического больного.

Зубопротезирование Простое протезирование)

Методы обследования стоматологического больного.
Методы лучевой диагностики в стоматологии. Лучевая диагностика.

· вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:

Вопросы семинара:
1 Строение зубов.
2 Этиология и патогенез частичного отсутствия зубов.
3 Основные методы обследования пациентов с дефектами зубных рядов.
4 Постановка диагноза при частичном отсутствии зубов.
5 Этапность ортопедического лечения мостовидными протезами.
6 Показания и противопоказания к изготовлению различных конструкций мостовидных протезов. Методика одонтопрепарирования под цельнолитой, металлокерамический, металлопластмассовый мостовидный протезы;
7 Клинические и лабораторные этапы изготовления цельнолитого мостовидного протеза с облицовкой из керамики, композита и без облицовки. Методика фиксации цельнолитого мостовидного протеза.
8 Ошибки и осложнения при изготовлении несъемных конструкций.

 

· обучающие ситуационные задачи с эталонами ответов (2-3 задачи):

Содержание задачи, ответ
Задача № 1 : Больной В. обратился с жалобами на затрудненное жевание. Зуб­ная формула 07654321|12345678               07054321|12340078                                                                                                                     Обнажение корней зуба 3.7 на 1/4 длины, маргинальная десна отечна, гиперемирована; деформаций зубного ряда нет, пародонт остальных зубов в норме. Вопросы и задания: Обоснуйте выбор конструкции протеза.
Эталон ответа к задаче № 1 : Возможно изготовление цельнолитых мостовидных протезов с облицовкой из керамики и композита с опорой на зубы 3.7, 3.4 и 4.5,4.7, после проведения обследования и ортопедической подготовки данных зубов.
Задача № 2 : 2.Больной М., 40 лет обратился к врачу-стоматологу с жалобой на частичное отсутствие зубов на верхней челюсти, на нарушение функции жевания в связи с удалением 14,15 зубов. Зубы были удалены по поводу осложненного кариеса. За ортопедической помощью ранее не обращался. Слизистая полости рта без изменений. Зубы, граничащие с дефектом, интактны. Прикус ортогнатический. Вопросы и задания: Поставьте диагноз. Ортопедическое лечение. Клинико-лабораторные этапы изготовления предлагаемой конструкции.
Эталон ответа к задаче № 2 : Диагноз: Частичное вторичное отсутствие зубов на верхней челюсти, вследствие осложненного кариеса. 3 кл. по кл. Кеннеди. Потеря жевательной эффективности по Агапову 16%. Функциональные и эстетические нарушения. Лечение: изготовление цельнолитого мостовидного протеза с облицовкой из керамики или композита.
Задача № 3 : Пациент А., 20 лет, обратился к врачу-стоматологу с жалобой на косметический дефект – отсутствие 11, 12 зубов. 13, 21, 22 зубы интактны, патологических изменений в периапикальных тканях нет, прикус ортогнатический. Вопросы и задания: Поставьте диагноз. Ортопедическое лечение. Клинико-лабораторные этапы изготовления предлагаемой конструкции.
Эталон ответа к задаче № 3: Диагноз: Частичное вторичное отсутствие зубов на верхней челюсти, вследствие осложненного кариеса. 4 кл. по кл. Кеннеди. Потеря жевательной эффективности по Агапову 6%. Функциональные и эстетические нарушения. Лечение: изготовление цельнолитого мостовидного протеза с облицовкой из керамики или композита.

· тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию

001 Несъемные мостовидные протезы восстанавливают жевательную эффективность 1) до 30% 2) до 60% 3) до 100%  
002 Несъемные мостовидные протезы по способу передачи жевательного давления относятся 1) к физиологическим 2) к нефизиологическим 3) к полу физиологическим  
003 Нагрузка на опорные зубы (мостовидный протез с опорой на 23 и 26 зубы), при расположении пищевого комка в срединной части мостовидного протеза, распределяется 1) соответственно 50 и 50% 2) 25% нагрузки в области 23 зуба и 75% - в области 26 зуба 3) 25% нагрузки в области 26 зуба и 75% - в области 23 зуба  
004 Нагрузка на опорные зубы (мостовидный протез с опорой на 23 и 26 зубы), при расположении пищевого комка в области 23 зуба, распределяется 1) соответственно 50 и 50% 2) 25% нагрузки в области 23 зуба и 75% - в области 26 зуба 3) 25% нагрузки в области 26 зуба и 75% - в области 23 зуба  
005 Несъемный мостовидный протез состоит 1) из опорных элементов 2) из опорных элементов и промежуточной части 3) из опорных элементов, промежуточной части и базиса  
006 Классификация мостовидных протезов по материалу изготовления 1) цельнолитые, полимеризованные, паяные 2) паяные, пластмассовые, комбинированные 3) комбинированные, металлические, неметаллические 4) неметаллические, металлокерамические, фарфоровые 5) фарфоровые, металлоакриловые, полимеризованные  
007 После наложения мостовидного протеза проверяется: 1) точность прилегания краев искусственных коронок к шейкам опорных зубов 2) устойчивость мостовидного протеза на опорных зубах (не должно быть балансирования 3) контакт искусственных зубов и коронок с зубами-антагонистами 4) контакт искусственных коронок с соседними зубами 5) если есть повышение высоты нижнего отдела лица, то необходимо выявить причину и устранить ее 6) верно все выше перечисленное  
008 Выбор количества опорных зубов при планировании конструкции мостовидного протеза зависит 1) от состояния пародонта зубов-антагонистов 2) от топографии дефекта зубного ряда 3) от протяженности дефекта зубного ряда 4) от состояния пародонта зубов, ограничивающих дефект 5) от материала и метода изготовления протеза  
009 Для временной фиксации несъемных мостовидных протезов применяется 1) висфат цемент 2) силидонт 3) цинкоксиэвгеноловая паста  
010 Для припасовки литых мостовидных протезов точность прилегания коронок к зубам оценивают с помощью 1) базисного воска 2) гипса 3) эластического материала 4) копировальной бумаги  
  001-3, 002-1, 003-3, 004-3, 005-2, 006-3, 007-6, 008-1,2,3,4,5, 009-3, 010-3  

· рекомендованная литература: обязательная, дополнительная, блок информации разработанной на кафедре

Основная:

16) Аболмасов Н.Г. Ортопедическая стоматология. /Н.Г. Аболмасов, Н.Н. Аболмасов, В.А. Бычков, А. Аль-Хаким//М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 576с.

17) Копейкин В.Н. Руководство по ортопедической стоматологии. /В.Н. Копейкин// — М.: Триада-Х, 2004.- 496 с.

18) Лебеденко И.Ю., Еричев В.В., Марков Б.П. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии. / И.Ю.Лебеденко, В.В, Еричева, Б.П.Маркова// М.: Практическая медицина, 2006. - 432 с.                     

19) Летягина Р.А. Схема истории болезни и обследования больного в клинике ортопедической стоматологии. /Р.А. Летягина, М.В. Мартюшева// Пермь: ГОУ ВПО ПГМА Росздрава, 2012. – 20с.

Дополнительная:

19) Мартюшева М.В. Лучевая диагностика в клинике ортопедической стоматологии. /М.В. Мартюшева, Г.И. Рогожников, Н.Б. Асташина и др.// Пермь: ГОУ ВПО ПГМА Росздрава, 2011. – 78с.

20) Журнал «Институт стоматологии».

21) Журнал «Клиническая стоматология».

22) Журнал «Панорама ортопедической стоматологии».

23) Журнал «Стоматология».

24)  Материалы интернет.

5. Работа на занятии:

· план занятия:

5.1. Организационные вопросы – 3 мин.

5.2. Цель занятия – 1 мин.

5.3. Мотивация – 1 мин.

5.4. Проверка исходного уровня знаний – 15 мин.

5.5. Коррекция исходного уровня знаний – 15 мин.

5.6. Семинар по теме – 60 мин.

5.7. Самостоятельная работа под контролем преподавателя для овладения практическими навыками: участие в приеме тематического больного преподавателем, обследование друг друга, работа с блоком информации, историями болезни, данными обследования, алгоритмами диагностики и лечения, решение ситуационных задач – 60 мин.

5.8. Клинический разбор больных – 20 мин.

5.9. Итоговый контроль: тестирование – 10 мин.

5.10. Подведение итогов занятия – 10 мин.место проведения занятия: кафедра ортопедической стоматологии – учебная аудитория, лечебный зал.

· оснащение и время проведения занятий:

- лечебные залы

- стоматологические установки

- стоматологические и зуботехнические инструменты

- стоматологические расходные материалы

- средства индивидуальной защиты

- компьютер

- мультимедийный проектор

- комплект тестовых и ситуационных задач

· форма отчетности:

o  Доклад студента

o  Тестирование

o Ситуационная задача

o Отчет по практике: бланк истории болезни с результатами обследования

o Рейтинговая оценка студента

Рейтинговая оценка работы студента на занятии:

Составляющие рейтинговой оценки: Максимальная сумма баллов Рейтинг студента*
1 Явка на занятие 1 балл  
2 Активность на занятии 1 балл  
3 Освоение теории 10 баллов  
4 Решение тестов 10 баллов  
5 Решение ситуационных задач 10 баллов  
6 Практическое занятие 10 баллов  
7 Самостоятельная работа студента:    
  Подготовка мультимедийного доклада 10 баллов  
  Устный доклад 5 баллов  
  Устное сообщение 2 балла  
  Итого (100) 52 балла  
  Количество минимальных баллов (70) 36 баллов  

Практическое занятие (уточнение критериев оценки):

 

Название манипуляции

Не выполнено Выполнено частично Выполнено  
0 баллов 1 балл 2 балла
1 Использование защитных средств      
2 Соблюдение правил асептики и антисептики      
3 Подготовка мостовидного протеза к фиксации      
4 Подготовка фиксирующего материала      
5 Подготовка полости рта к фиксации      
  Итого     10 баллов

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е.А. ВАГНЕРА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КАФЕДРА ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

 

 

  УТВЕРЖДАЮ: заведующий кафедрой ортопедической стоматологии проф. Г.И. Рогожников _________________________________ заседание №____ от ___                  ____    

ЗУБОПРОТЕЗИРОВАНИЕ

 (ПРОСТОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ)

 

 

Практическое занятие № 5

«Опирающиеся» протезы (бюгельные и съемные мостовидные). Показания к применению. Клинико-лабораторные этапы изготовления.

Конструктивные элементы, их назначение и расположение по отношению к тканям протезного ложа. Клинические требования к опорному зубу для расположения на нем опорно-удерживающих кламмеров. Понятие о телескопической, замковой и балочной системах фиксации бюгельных протезов. Конструкционные и вспомогательные материалы, используемые при изготовлении бюгельных протезов.

 

 

Методическая разработка для студентов

стоматологического факультета

 

 

Курс 3, семестр 6

Факультет: стоматологический

Продолжительность занятия: 3 часа

 

 

 

Пермь, 2013

1. Тема занятия: «Опирающиеся» протезы (бюгельные и съемные мостовидные). Показания к применению. Клинико-лабораторные этапы изготовления. Конструктивные элементы, их назначение и расположение по отношению к тканям протезного ложа. Клинические требования к опорному зубу для расположения на нем опорно-удерживающих кламмеров. Понятие о телескопической, замковой и балочной системах фиксации бюгельных протезов. Конструкционные и вспомогательные материалы, используемые при изготовлении бюгельных протезов.

2. Значение изучения данной темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности врача стоматолога ортопеда заключается в систематизации сведений о методах ортопедического лечения больных с частичным отсутствием зубов бюгельными и съёмными мостовидными протезами.

3. Цель занятия: изучить показания к изготовлению бюгельных и съёмных мостовидных протезов, конструктивные особенности элементов бюгельных протезов, разобрать систему фиксации бюгельных протезов

Перечисленные результаты освоения образовательной программы являются основой для формирования следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

П/№

Номер/ индекс компетенции

Содержание компетенции

(или ее части)

1 2 3
28. ОК-1 способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной деятельности
29. ОК-7 способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции
30. ОК-8 способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну
31. ПК-1 способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением
32. ПК-3 способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
33. ПК-4 способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность
34. ПК-5 способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного больного
35. ПК-6 способностью и готовностью обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения с учетом их возрастно-половых групп
36. ПК-7 способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций
37. ПК-9 способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач
38. ПК-11 способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин
39. ПК-12 способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам
40. ПК-17 способностью и готовностью к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья
41. ПК-18 способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных процедур
42. ПК-19 способностью и готовностью к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта
43. ПК-20 способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом
44. ПК-21 способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов
45. ПК-22 способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах; выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний
46. ПК-23 способностью и готовностью поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)
47. ПК-24 способностью и готовностью к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов
48. ПК-26 способностью и готовностью анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонений в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и пороков
49. ПК-32 способностью и готовностью к лечению заболеваний пародонта у пациентов различного возраста
50. ПК-36 способностью и готовностью к проведению несложного ортопедического лечения заболеваний полости рта у пациентов различного возраста
51. ПК-38 способностью и готовностью к осуществлению приемов реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике
52. ПК-43 способностью и готовностью применять методы физической культуры и курортологии для профилактики и лечения больных, улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия здоровых
53. ПК-44 способностью и готовностью понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача-стоматолога в охране здоровья граждан; нормативную правовую базу деятельности врача-стоматолога
54. ПК-45 способностью и готовностью управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций
55. ПК-48 способностью и готовностью оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний
56. ПК-50 способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования

4. Самоподготовка к занятию:

· цель самоподготовки: в результате освоения темы занятия студент должен:

Знать:

- классификацию, этиологию, патогенез и основные симптомы частичного вторичного отсутствия зубов;

- методы обследования, диагностики и принципы оказания стоматологической ортопедической помощи пациентам с частичным вторичным отсутствием зубов.

Уметь:

- обследовать пациента с частичным вторичным отсутствием зубов;

- анализировать результаты основных и дополнительных методов обследования;

- ставить диагноз;

- вести дискуссию и диалог с пациентом, коллегами по работе.

Владеть:

 - методами основного клинического стоматологического обследования больных

 - оформлением необходимой документации, с учетом сопутствующих заболеваний и патологических процессов у стоматологического больного.

· работа с методической разработкой кафедры по теме занятия:

Содержание семинара :

Дата: 2019-12-10, просмотров: 289.