Развитие профессионально-значимых качеств будущего учителя-технолога в творческом коллективе «Театр Моды»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пояснительная записка.

В условиях ускорения научно-технического и информационного прогресса, а также важнейших экономико-социальных преобразований, осуществляемых в стране, на первый план в области высшего образования выходит проблема подготовки специалистов, соответствующих требованиям времени, обладающих, помимо качественной профессиональной подготовки, также развитым творческим мышлением, неординарным воображением.

С изменениями требований общества изменяются требования, предъявляемые к педагогам, к профессиональной подготовке будущих учителей. И как следствие этого, становятся востребованными соответствующие профессионально-значимые качества (ПЗК) личности педагога. В связи с этим как одна из важнейших стала задача подготовки профессионально-грамотной личности, обладающей глубокими познаниями в выбранной профессиональной сфере.

Разработанная нами программа направлена на успешное формировании и развития профессионально-значимых качеств личности будущего учителя технологии. При этом в ней реализуются следующие условия: организация личностно ориентированной среды на занятиях, способствующей развитию профессиональных качеств студентов, работающих в творческом коллективе «Театр моды», активизация познавательной деятельности будущих учителей технологии через участие в творческом коллективе «Театр моды», создание ситуации, направленной на осмысление профессиональной деятельности.

Основой для составления программы послужили работы П.Ф. Каптерева, А. К. Марковой, Т. И. Петрухиной, Л.М. Митиной, Р.Х. Нуриманшиной, направленные на изучение профессионально-значимых качеств и научные исследования О.А.Абдулиной, В.И.Слободчикова, А.И.Щербакова, Н.М.Яковлевой по профессиональной подготовке учителя в педагогических вузах.

Данная программа рассчитана на 1,5 месяца и включает в себя 6 занятий (2 часа в день), общее время 12 часов.

В нашей программе мы использовали такие методы как индивидуально-групповая работа на занятиях, лекционные и лабораторно-практические занятия, ситуационно-ролевые игры.

Краткое содержание программы.

Процесс работы творческого коллектива предусматривает практические занятия, которые предназначены для углубленной детализации знаний и содействуют выработке навыков профессиональной деятельности, одним из таких является занятие, разработанное нами по теме: «Декор. Изготовление цветов из ткани» (см. приложение 5).


Цели занятия:

· Обучающая: научиться способам декорирования одежды цветами из ткани

· Воспитывающая: воспитание сосредоточенности, внимания, аккуратности, усидчивости, художественного вкуса.

· Развивающая: развитие самостоятельности, творческих способностей, развитие чувства ответственности за результат своего труда, развитие творческого воображения.

Тип занятия: комбинированное занятие

Вид занятия: практическое занятие

Материально-техническое оснащение: шаблоны цветов, иллюстрации, ткани.

Одним из средств активизации познавательной деятельности является деловая игра. Первая деловая игра, названная организационно-производственным испытанием, была разработана и проведена в 1932 г. в Ленинграде, но по ряду социально-исторических причин она была забыта в СССР и возродилась в 1957 г. в США с использованием ЭВМ. В советской педагогической науке проблема деловых игр стала активно разрабатываться, начиная с 60-х годов. В настоящее время деловые игры используются как в высших, так и средних специальных учебных заведениях.

Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, деловая игра воспитывает личностные качества, способствует развитию профессиональных качеств будущих учителей технологии.

Творческая активность личности в деловой игре стимулируется тем, что игра позволяет ощутить значимость своего «Я». Закомплексованность и скованность на основе интереса сменяются активностью, собранностью. Этот интерес вызывает положительные эмоции, задает творческую направленность личности, увеличивает темпы и результаты эвристического мышления.

Деловая игра способствует не только активизации познавательной деятельности студента, но и формированию творческой активности, профессиональных качеств личности будущего учителя технологии новой формации, удовлетворяющей требованиям времени. И поэтому мы разработали занятие по теме: «Швейное ателье» (см. приложение 6).

Цели занятия:

· Обучающая: научиться применять знания, умения и навыки в профессиональной сфере.

· Воспитывающая: воспитание аккуратности, эмоциональной устойчивости, ответственности, трудолюбия.

· Развивающая: развитие трудолюбия и ответственного отношения к работе, совершенствование навыков, развитие творческого мышления, развитие самостоятельности, развитие коммуникативных качеств.

Тип занятия: комбинированное занятие

Вид занятия: деловая игра

Материально-техническое оснащение: журналы моды, буклет с образцами ткани, эскизы моделей одежды.

Как показало наше исследование, преподавание в творческом коллективе «Театр моды» с использованием активных технологий на основе личностно ориентированного, культурологического и средового подходов обеспечивает развитие положительной мотивации профессиональной деятельности, стимулирование профессиональных качеств. Большую роль, согласно результатам исследования, в развитии профессиональных качеств играют проблемные, развивающие и другие активные технологии. Основной акцент в профессиональной подготовке студентов был сделан на развитии их личностно-значимых, ценностных мотивов деятельности.

Активные технологии обучения (ролевые игры, дискуссии (диспуты) и т. д.), реализуя в качестве одной из целей воздействие на мотивационную сферу студентов, способствуют проявлению положительного отношения обучающихся как к познанию профессиональной деятельности, так и к участию в творческой деятельности.

Обратимся ещё к одному важному вопросу - типологии проектов.

Творческие проекты. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемом результате и форме его представления. На основе этого мы разработали лекцию: «Разработка коллекции одежды школьной формы» (см. приложение 7)


Цели занятия:

· Обучающая: научиться графически изображать формы костюма

· Воспитывающая: воспитание аккуратности, художественного вкуса, эстетического чутья, работоспособности.

· Развивающая: развитие трудолюбия и ответственного отношения к работе, развитие навыков графического изображения костюма, развитие творческого мышления, развитие самостоятельности.

Тип занятия: комбинированное занятие

Вид занятия: практическое занятие

Материально-техническое оснащение: альбом, графические средства.

Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на профессионально-познавательные интересы будущих технологов.

Безусловно, выполнение заданий проекта требуют много сил от будущих специалистов, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

· занятия выходят на практические действия, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается профессионально-познавательная мотивация студентов;

· будущие учителя технологии получают возможность осуществлять творческую работу самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников;

· в проекте успешно реализуется различные формы деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие будущих учителей технологии, друг с другом и преподавателем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

· усиливается индивидуальная и коллективная ответственность будущих учителей технологии за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый их них, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

· создается ситуация успеха, профессиональные качества поднимаются на более высокую ступень развития.

Мы наблюдали, что, сотрудничая в ходе работы, будущие учителя технологии всем коллективом стремились к единой цели, при этом проявлялись профессиональные качества, активность, творческая самостоятельность, способность адекватно оценивать свои и чужие возможности.

Будущие учителя технологии получали удовлетворение от рабочего процесса, что, несомненно, способствовало потребности достижения успеха и развитию установки на саморазвитие. Помощь друг другу, сотрудничество в решении проблем, сопереживание успеха и неудачи создавали благоприятный психологический микроклимат в коллективе. В свою очередь, это способствовало оптимальной реализации индивидуальных возможностей каждого будущего специалиста, увеличению объема усваиваемого материала и скорости его усвоения, у будущих учителей технологии снимался психологический барьер «страха» и их профессиональное самовыражение становилось открытым и свободным, а эмоциональные реакции на ситуацию - более корректными.

Тема проведенного занятия: «Создание коллажа, оформление стенгазеты»

Цель занятия: научиться владеть техникой коллажа, научиться оформлять творческие работы.

Задание: Учащиеся выполняют модели одежды в технике коллаж, на основе анализа современных тенденций моды. Затем учащиеся выполняют групповую работу и оформляют стенгазету с помощью своих работ. Придумывают название газеты, вписывают необходимые дополнительные сведения.

Среди методов развития профессиональных качеств мы использовали наряду с монологовыми коллективные, диалоговые формы обучения (беседу, дискуссию (диспут), ролевую игру и др.).

На таких занятиях студенты учатся полноценному общению, аргументируют обсуждаемые вопросы, учатся оппонировать.

Проведение дискуссий вызывают у них особый интерес, так как создается ситуация успеха, вызывающая яркие эмоциональные переживания. Дискуссия, диспут оказывают большое стимулирующее воздействие на внутреннюю мотивацию как познавательной, так и профессиональной деятельности.

Успешное разрешение в ходе дискуссии конфликтной ситуации важно также с точки зрения профессиональной подготовки студентов: они приобретают навыки использования различных методов урегулирования возможных конфликтов для их будущей профессиональной деятельности.

Беседа - это диалог преподавателя и студентов. Диалоговая природа беседы обеспечивает воздействие на мотивационную сферу личности студента, стимулирует познавательный интерес.

Тема проведенного занятия: «Зрительные иллюзии в одежде»

Цель занятия: научиться корректировать недостатки фигуры с помощью зрительных иллюзий в одежде

Задание: учащиеся анализируют классификацию фигур с особенностями, предлагают корректирующую задачу с помощью зрительных иллюзий к каждой фигуре, объясняют выбор метода корректировки.

Личностно ориентированная среда стимулирует развитие профессиональных качеств будущих учителей технологии, пробуждает живой интерес к овладению будущей специальностью, повышая уровень их познавательной активности, познавательной самостоятельности, развивая профессионально-познавательные умения.

 

Выводы по П главе

 

1. Уровень рефлексивности у студентов, не входящих в творческий коллектив от курса к курсу снижается, в то же время у студентов, занимающихся в творческом коллективе уровень рефлексивности от курса к курсу возрастает, полагаем, что в определённой степени этот факт объясняется тем, что занятия в творческом коллективе принципиально отличаются применяемыми методами и формами работы со студентами от аудиторных занятий на факультете .

2. С переходом с курса на курс увеличивается связь иерархии ПЗК с идеальными представлениями студентов. Следовательно, процесс развития ПЗК является целенаправленным, т.е. саморазвитие студентов с каждым курсом начинает протекать в большем соответствии с идеальными представлениями.

3. У студентов, занимающихся в творческом коллективе «Театр моды» к третьему курсу диагностируются мотивы высокого уровня. А следовательно, наблюдается осознание ценности профессии, стремление к её познанию, желание и готовность участвовать в творческой деятельности. Повышение уровня мотивации, в свою очередь, сказывается на уровне рефлексивности, как одного из важнейших ПЗК личности, он увеличивается, соответственно растет уровень профессионального интереса и профессионально-значимых качеств личности будущих учителей технологии.

Таким образом, занятия в творческом коллективе благоприятно влияют на формирование и развитие профессионально-значимых качеств личности студентов. Созданные в творческом коллективе условия, а также применяемые инновационные методы и формы работы влияют на формирование профессионально – значимых качеств, повышают уровень профессионального развития студентов.



Заключение

Обобщая весь теоретический и эмпирический материал данной работы можно отметить, что на современном этапе развития общества профессиональное образование становится одной из важнейших сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни.

Профессиональное становление и движение специалиста к профессиональному мастерству невозможно без формирования мотивации на профессию и развития профессиональных качеств.

В данной работе нами была рассмотрена одна из актуальных проблем современного образования - формирование профессиональных качеств будущего учителя технологии.

По результатам нашего исследования отмечен стабильный рост уровня профессиональных качеств будущего учителя технологии в творческом коллективе «Театр моды», что подтверждает гипотезу исследования.

На основании итогов проведенного теоретико-экспериментального исследования можно сделать общие выводы:

1. Проведенный теоретический анализ подтвердил актуальность и значимость развития профессиональных качеств будущих учителей технологии.

2. Определены особенности профессиональной подготовки учителя технологии.

3. Раскрыто понятие творческого коллектива и театра моды как творческого коллектива.

4. В опытно-экспериментальной работе нами установлено, что будущие учителя технологии на начальном этапе имеют в большинстве низкий уровень развития профессиональных качеств.

5. Разработанный методический комплекс даёт возможность эффективного развития профессиональных качеств будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театр моды».

Результаты исследования дают основание сделать вывод, о том, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.



Библиографический список:

 

1. Аверъянов С. В., Описание системы диагностики знаний, основанных на вероятности критериях оценки// Школьные технологии. – 2005. - №2. – 202-206.

2. Алишев Н. В., Широков В. Д. Общие основы построения исследования// Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н. В. Алишева. М., 1987. – 167 с.

3. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - М., 1979.

4. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жиз­ненная cтратегия творческой личности. - Мн.: Беларусь, 1994.

5. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В., Фила­тов В. И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: «Картя Молдовеняскэ», 1989.

6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

7. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988.

8. Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд.-М.: Большая русская энциклопедия, 1998.

9. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. - СПб.:Литера, 1997.

10. Божевич Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. – Известия А.П.Н. РСФСР, 1957, вып. 36. – с. 45 – 53.

11. Васильев А.А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. [Текст] / Александр Васильев. - М., слово / slovo, 2004.

12. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психоло­гии. - 1990 №4. стр. 5-9.

13. Гладков А. К., Козлов А. С., Крашенинников В. В., Савва­теев И. В. Выполнение творческих проектов в образовательной об­ласти «Технология» с использованием ФСА-ТРИЗ // Качество об­разования: технологический аспект: Материалы всероссийской на­учно-практической конференции, 22-24 апреля 2002 г. - Новоси­бирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. - С. 207-209.

14. Гладков А. К., Козлов А. С., Савватеев И. В., Юсова З. В. Использование алгоритмических методов творчества в дипломных проектах // Технологическое образование (проблемы и перспекти­вы развития): Сборник трудов региональной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. - С. 30 - 40.

15. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1986.

16. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.

17. Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1981.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 229.