Влияние творческого коллектива на развитие профессионально-значимых качеств будущих учителей технологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сам способ существования личности есть постоянный выход за пределы самой себя, стремление к росту и развитию, направление которого воспитатель не может предугадать заранее и он не имеет права принимать ответственные решения за воспитуемого, какими эти решения не казались ему.

В результате анализа психолого-педагогической литературы нами были выявлены основополагающие условия успешного протекания процесса развития профессионально-значимых качеств личности будущих учителей технологии.

Но прежде дадим определение понятию «условие». С философской точки зрения, «условие» - это отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может; условия создают необходимую среду, в которой возникают данные явления, существуют и развиваются.

Психологическими условиями развития ПЗК будущих учителей технологии являются: рефлексия, саморегуляция личности и мотивация [68;70].

Под рефлексией понимают способность человека сознавать собственную деятельность, видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их и таким образом постепенно потреблять и производить культурные ценности, определять. Свое место в мире, знать вой возможности. Все это порождает свободную личность, обладающую достоинством.

Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом – лицом или общностью того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Она – не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выявление того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные представления. Когда содержанием последних выступает предмет деятельности совместной, развивается особая форма рефлексии – предметно-рефлексивные отношения.

Рефлексивные процессы пронизывают профессиональную деятельность учителя. Они проявляются:

1. В процессе практического взаимодействия учителя с учащимися, когда учитель стремится адекватно понимать и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки учащихся;

2. В процессе проектирования деятельности учащихся, когда учитель разрабатывает цели обучения и конструктивные схемы их достижения, причем разрабатывает их с учетом особенностей учащихся и возможностей их продвижения и развитие;

3. В процессе самоанализа и самооценки учителем собственной деятельности и самого себя как ее субъекта [68].

Без постоянного анализа и самоанализа учитель не был бы в состоянии глубоко осознавать возникающие в практике проблемы, правильно выбирать пути их решения, критически оценивать и корректировать полученные результаты.

Саморегуляция – возможность управления событиями окружающей среды и собственным поведением. Бандура разделяет две группы факторов саморегуляции. Внешние факторы: подкрепления и стандарты; внутренние факторы: самонаблюдение (self-observation), процесс вынесения суждений (judgmental process) и активная реакция на себя (active self reaction) [70].

Мотивация. Следующее психологическое условие, необходимое для успешной организации развития качеств, мотивация. Управление данным процессом требует большого опыта педагога и специфики организации, что в конечном итоге, дает возможность управлять процессом развития качеств у студентов.

Любая деятельность оценивается ее результатами. Если результаты растут, то усиливается мотивация деятельности.

Развитие личности будущего учителя технологии, таким образом, предполагает как развитие отдельных сущностных качеств индивида, так и формирование функциональных систем, с помощью которых происходит реализация основных видов деятельности (игры, учения, труда, общения) и осуществление социально значимых форм поведения.

Сам процесс развития ПЗК предполагает так же наличие определенных педагогических условий, способствующих успешному протеканию данного процесса.

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей» [69].

Под педагогическими условиями организации саморазвития ПЗК будущих учителей мы понимаем систему мер в учебно-воспитательном процессе, соблюдение которых способствует наиболее эффективному протеканию саморазвития ПЗК.

На наш взгляд, одним из оптимальных и перспективных подходов в решении проблемы организации процесса развития профессионально значимых качеств будущих учителей является создание таких педагогических условий, с учетом психологических, в которых студент в полной мере сможет развиваться и, следовательно, будут формироваться профессиональные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности. В частности, мы считаем, что наиболее эффективно профессионально – значимые качества будут развиваться в рамках занятий в творческом коллективе.

Проблема развития творческой личности сейчас очень актуальна. Поэтому как за рубежом, гак и у нас в стране, разрабатываются новые программы развития талантливых людей, дающие им возможность как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твердой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена, и будут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции.

Развитие творческих способностей возможно при организации различной деятельности студентов. Особенно актуальна работа не только во время учебных занятий, но и во внеаудиторной деятельности. Это объясняется тем, что студенты могут более подробно изучить интересующую их область деятельности, а также в полной мере проявить свои способности. В частности, такие способности могут успешно развиваться в условиях творческого коллектива.

Творческий коллектив - творческое объединение любителей одного из видов искусства [27].

 В настоящий момент создание театров моды является требованием нового времени.

Театр моды - это внеаудиторная структура созданная в учебных заведениях швейного профиля и является своеобразной площадкой для приложения знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе обучения [24].

Театр моды помогают студенту реализовать свои идеи в изготовлении одежды, для себя, изделий для дома. А так же способствует развитию индивидуальных особенностей в овладении способами шитья, работе с материалом и инструментами.

На занятиях в коллективе «Театр моды» развивается творческое начало. Студенты имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Такие занятия привлекают студентов результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды.

Будучи органически связанной, с учебной деятельностью, внеаудиторная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам студентов. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий.

Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность студентов во внеаудиторной работе больше, чем на учебных занятиях по специальным дисциплинам, нельзя исходить только из их желаний. В ВУЗе преподаватель должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобиться студентам в профессиональной деятельности [17].

Это не просто структура воспитательной системы учебного заведения - это яркий, талантливый коллектив моделей, умеющий не только красиво двигаться на подиуме, но и проявляющий свои творческие способности с помощью самобытной коллекции одежды, музыки, актерского таланта и в результате создающий красочное, запоминающееся шоу, способное украсить любой праздник. Коллекцию и аксессуары для показа разрабатывают и шьют, под руководством опытных преподавателей, сами модели - студенты вуза.

Театр Моды представляет собой жанр демонстрации коллекций костюмов, воплощенный в спектакле с элементами пластики и танца. Участники Театра Моды знают, как красиво носить одежду, учатся с помощью движений и пластики передавать идею, которую несет в себе костюм, использовать "язык" одежды для достижения желательного впечатления в общении, умеют подчеркивать свою природную красоту. Занятия в Театре Моды способствуют приобретению уверенности в себе.

Именно театр моды дает возможность проявить себя неординарным личностям. Приобщаясь к процессу творчества, дети более осознанно и заинтересованно судят о явлениях культуры.

Создание такого коллектива предполагает воспитание эстетических и моральных качеств, дисциплины, чувства коллективизма, пластика движения, постановка шага, поиск собственного образа и стиля в причёске, макияже, одежде, манере поведения. Всё это помогает студентам развивать эстетический вкус и театрально - творческую активность.

Первоначальные сведения о развитии швейной промышленности, студенты получают на уроках теоретического обучения. На занятиях в «Театре моды» имеются необходимые условия расширить и углубить эти сведения, что позволяет преподавателю включить во внеклассную деятельность несколько лекций и сделать занятие увлекательным.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что занятия в творческом коллективе «Театр моды» дают толчок к развитию творчества, фантазии, трудолюбия, что успешно при правильной организации работы.

Занятия строятся по принципу добровольности, поэтому их содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям студентов. Однако из этого не следует, что художественное творчество студентов исключает руководство им со стороны взрослых.

При организации в творческом коллективе «Театр моды» преподаватель должен соблюдать следующие принципы:

· обеспечивать добровольность выбора студентами содержания занятий с учётом личных склонностей студентов;

· опираться на самостоятельную творческую инициативу студентов;

· знакомить студентов с новыми видами творчества.

Основное внимание целесообразно уделять формированию практических умений и навыков работы, выполнению элементов изделий, правильному подбору материалов и фурнитуры для задуманного изделия, развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы [34].

В содержание занятий творческого коллектива целесообразно включить работу над изделиями, которые не дублируются с теми, что дети изготовляют на уроках трудового воспитания. Поэтому преподавателю коллектива следует быть в постоянном творческом поиске, фантазировать, вносить что-либо новое.

 

Выводы по главе I

§ Современный учитель технологии должен обладать определённым набором профессиональных качеств и умений.

§ Под качеством мы понимаем профессионально и личностно значимую существенную определенность, благодаря которой будущий технолог является именно профессионалом в своей сфере деятельности и благодаря которой он отличается от непрофессионала.

§ Успешность деятельности квалифицированного работника в современных условиях во многом определяется не только высоким уровнем знаний, владением технологическими умениями, но и творческим потенциалом, направленностью на профессиональное самосовершенствование, самореализацию.

§ Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.

§ Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

§ Успешное развитие творческих способностей за­ключается в предоставлении студенту большой свободы в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.

§ Развитию творческих способностей и профессионально-значимых качеств личности будущих учителей технологии способствуют занятия в творческих коллективах, в частности в коллективе «Театр мод».

 



Дата: 2019-12-10, просмотров: 247.