В первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретические аспекты проблемы развития профессиональных качеств будущих учителей технологии в образовательном процессе, в творческом коллективе «Театр моды», определен комплекс условий эффективности вышеназванного процесса. Теоретическое осмысление проблемы привело нас к предположению, что процесс развития профессиональных качеств будущих учителей технологии будет успешным при реализации следующих условий:
1) активизация познавательной деятельности будущих учителей технологии через участие в творческом коллективе «Театр моды»;
2) создание ситуации, направленной на осмысление профессиональной деятельности;
3) организация личностно ориентированной среды, способствующей развитию профессиональных качеств студентов, работающих в творческом коллективе «Театр моды».
В соответствии с программой нашего исследования, цель опытно-экспериментальной работы заключается в апробации и проверке эффективности специального комплексно-методического обеспечения процесса развития профессиональных качеств будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театр моды».
Цель опытно-экспериментальной работы коннкретизирована в задачах:
1. Рассмотреть в психолого-педагогической литературе историко-педагогический аспект формирования профессионально – значимых качеств личности учителя.
2. Изучить использование инновационных форм обучения и организация личностно-ориентированной среды.
3. Обосновать эффективность сочетания основных форм обучения в ВУЗе с реализацией подготовки учителей технологии в рамках творческого коллектива «Театр моды».
4. Разработать и апробировать на практике учебные занятия в творческом коллективе «Театр моды» с целью формирования и развития профессионально-значимых качеств личности будущих учителей технологии.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе ЧГПУ, естественно-технологического факультета. В выборке приняло участие 30 человек. Студенты, обучающиеся по специальности «Технология и Предпринимательство». Эксперимент проводился с сентября 2006 года по октябрь 2009 года.
В начале опытно-экспериментальной работы нами был изучен контингент студентов первого курса специальности «Технология и предпринимательство» (девушки). В ходе нашего исследования, студенты обозначаются как «испытуемый 1, 2, 3» и т.д.
В нашем исследовании мы использовали 4 психодиагностические методики: тест на уровень рефлексивности (под ред. М.К. Тутушкиной); тест на определение профессиональной самооценки; «Мотивация обучения» по методике Т.И. Ильиной, методика Н.А. Беляевой.
1. Тест на уровень рефлексивности (под ред. М.К. Тутушкиной) (Приложение 1).
Назначение методики: Тест предназначен для определения степени рефлексивности в предметной сфере.
Процедура исследования: Для определения уровня рефлексивности необходимо ответить на 16 вопросов «да» или «нет», каждому ответу соответствует балл.
Обработка и интерпретация результатов исследования: После того как были получены ответы, необходимо сложить баллы, полученные за каждый ответ. Если в сумме получается больше 15 баллов, то это констатируется как повышенный уровень рефлексивности. Означает, что данный испытуемый достаточно осторожный, мнительный, вследствие чего слишком большое внимание уделяет перепроверке собственных действий, решений, умений. В большинстве случаев стратегия безошибочна, но следует помнить, что время не всегда позволяет затягивать решение тех или иных вопросов.
2. Методика «Мотивация обучения» Т.И. Ильиной (Приложение 2).
Назначение методики: Данная методика направлена на определение преобладающих мотивов учебной деятельности в ВУЗе и на выявление адекватности выбора студентом профессии и удовлетворенности ею.
Процедура исследования :
Испытуемому предлагается отметить согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» с утверждения теста.
В методике предложено три шкалы:
1. «Приобретение знаний, потребность в самореализации» - стремление к приобретению знаний, любознательность, стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества;
2. «Овладение профессией» - результат приспособления к внешним обстоятельствам. Это или результат подражания (так, как делают другие), или следствие группового давления;
3. «Получение диплома» - стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.
Обработка и интерпретация данных: баллы подсчитываются по шкалам в соответствии с ключом теста.
3. Тест на определение профессиональной самооценки (Приложение 3).
Назначение методики: Методика предназначена для выявления профессионально – значимых качеств.
Процедура исследования : Испытуемому необходимо проранжировать профессионально – значимые качества: в I колонке студенты ранжируют профессионально-значимые качества будущего учителя технологии в порядке уменьшения значимости в личности «идеального» педагога; во II колонке – в порядке выраженности данных качеств у испытуемого.
4. Методика Н.А. Беляевой ( Приложение 4).
Назначение методики: анкета направлена на выявление профессиональной компетентности, информированности студентов о деятельности учителя технологии.
Особенности проведения: анкета состоит из 12 утверждений, к каждому утверждению имеется три варианта ответа. Испытуемому предлагается выбрать один из трёх вариантов ответа.
Обработка и интерпретация данных: баллы подсчитываются в соответствии с ключом анкеты.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 262.