Глава I . Теоретический анализ развития профессионально-значимых качеств личности будущих учителей технологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития профессионально-значимых качеств личности будущего учителя технологии

1.1. Профессионально-значимые качества личности учителя как предмет исследования

1.2. Деятельностно - профессиональная подготовка учителя технологии в процессе педагогического образования

1.3. Влияние творческого коллектива на развитие профессионально-значимых качеств личности будущего учителя технологии

Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию профессионально-значимых качеств будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театра моды»

2.1. Методы исследования степени развития профессиональных качеств личности будущих учителей технологии

2.2. Анализ результатов исследования

2.3 Развитие профессионально-значимых качеств будущего учителя- технолога в творческом коллективе «Театра Моды»

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложение



Введение

 

В условиях ускорения научно-технического и информационного прогресса, а также важнейших экономико-социальных преобразований, осуществляемых в стране, на первый план в области высшего образования выходит проблема подготовки специалистов, соответствующих требованиям времени, обладающих, помимо качественной профессиональной подготовки, также развитым творческим мышлением, неординарным воображением.

С изменениями требований общества изменяются требования, предъявляемые к педагогам. На современном этапе развития гражданского общества в России становится востребованным либерально-демократический стиль педагогической деятельности и как следствие этого, становятся востребованными соответствующие профессионально-значимые качества (ПЗК) личности педагога. На этапе профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении возникает необходимость формирования творческого подхода. Этот процесс осложняется преобладанием в учебно-воспитательной деятельности педагогического университета репродуктивных форм в организации обучения студентов [27]. Это способствует формированию догматического мышления у студентов, которое в свою очередь, не позволяет им в достаточной степени самостоятельно определять траекторию развития своих профессионально значимых качеств личности и профессионального развития личности в целом.

Формирование ПЗК личности студента будет определять в его будущей педагогической деятельности индивидуальный стиль деятельности. От данных качеств будет зависеть выбор методов, приемов и средств в учебно-воспитательном процессе, а, следовательно, зависит стремление к профессиональному саморазвитию, которое, в свою очередь, разнообразит данный выбор.

В рамках специальности «Технология и предпринимательство» педагогического вуза в процессе подготовки будущих учителей, решается ряд вышеизложенных задач. Это достигается путем того, что студенты имеют возможность применить полученные теоретические знания, умения и навыки на практических занятиях, в частности в процессе занятий в творческом коллективе. Именно на занятиях в творческом коллективе студент может и должен осваивать практическое применение теоретических знаний, получаемых им на специальных дисциплинах, что, закономерно, будет способствовать развитию профессионально-значимых качеств личности, росту мотивации студентов к учебе, улучшению качества усвоения ими знаний, развитию педагогических способностей, формированию навыков самообразования и самореализации личности, профессиональному самоопределению,

Обеспечение возможности раскрытия потенциала личности студента, его самореализации при выполнении выбранного им творческого проекта, деятельность «от проблемы к задаче, от задачи к проекту, от проекта к его воплощению и защите» (В.Д. Симоненко), накладывает определенные требования к организации занятий в творческом коллективе.

Это относится, прежде всего, к желательности обеспечить условия, близкие к реальной деятельности. При этом студент, используя в качестве инструмента, в том числе, и инновационные технологии, будет способен проявить свою индивидуальность, выразить себя как личность, что хорошо согласуется с рядом основных задач сегодняшней системы образования: формирование и развитие профессиональных и нравственных качеств, социальной активности, а также творческого потенциала личности.

Однако существующий уровень подготовки по специальности «Технология и предпринимательство», который для оптимального решения названных выше задач, должен владеть инновационными методами, не в полной мере удовлетворяет требованиям успешной реализации указанного подхода.

Таким образом, процесс подготовки специалиста, способного самостоятельно видеть, находить, эффективно решать и оценивать (в том числе - с учетом социальных последствий) поставленные задачи, становится в настоящее время одной из главных целей системы образования, однако при этом следует отметить ряд проблем:

• преобладание традиционной информационной модели обучения, не обеспечивающей роста эффективности усвоения возрастающего объема знаний;

• недостаточное использование современных дидактических инструментов для развития познавательной самостоятельности и творческого мышления студентов;

• недостаточная вариативность традиционного обучения, обусловленная, в том числе, объективными трудностями оперативного учета изменяющихся внешних условий;

• недостаточная связь учебного процесса с реальной профессиональной деятельностью и др.

Изучению профессионально-значимых качеств посвящены работы П.Ф. Каптерева, А. К. Марковой, Т. И. Петрухиной, Л.М. Митиной, Р.Х. Нуриманшиной и др.

Профессиональной подготовке учителя в педагогических вузах посвящены научные исследования О.А.Абдулиной, В.И.Слободчикова, А.И.Щербакова, Н.М.Яковлевой и др.

Проблему подготовки будущих учителей к учебно-воспитательной работе изучали В.А.Сластенин, С.Г.Вершловский, Э.П.Козлов и др.

Проблема совершенствования, развития и коррекции профессиональных умений и личностных качеств педагогов решалась Г.А.Ковалевым, Р.В.Овчаровой, Л.А.Петровской и др.

В работах Б.И. Адаскина, О.С. Гребенюка, М.Я. Любина, А.П. Сейтешева, А.Г. Соколова, В.Е. Чахоянц, М.А. Чокля и др. исследуются проблемы воспитания интереса к профессии, формирования профессиональной направленности, готовности к труду, положительных мотивов учения и труда.

Налицо противоречие между реальным развитием общества, потребностями в соответствующем уровне подготовки специалистов и отсутствием работы, направленной на формирование и развитие профессионально-значимых качеств личности учителя технологии в новых условиях образовательной практики.

С учётом вышеназванного противоречия был сделан выбор темы квалификационной работы: «Развитие профессионально – значимых качеств будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театр моды»

Целью исследования является определение педагогических условий формирования и развития профессионально – значимых качеств личности будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театр моды».

Объект исследования - профессиональная подготовка будущих учителей технологии в условиях педагогического университета.

Предмет исследования - процесс развития профессионально-значимых качеств будущих учителей технологии.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, была сформулирована гипотеза, основанная на том, что процесс формирования и развития профессионально-значимых качеств личности будущего учителя будет результативным, если:

 - основная форма обучения в ВУЗе будет оптимально сочетаться с реализацией подготовки будущих учителей технологии в рамках творческого коллектива «Театр моды»;

- организация занятий творческого коллектива «Театр моды» осуществляются с учетом следующих условий: активизация познавательной деятельности будущих учителей технологии через участие в творческом коллективе «Театр моды»; создание ситуации, направленной на осмысление профессиональной деятельности; организация личностно – ориентированной среды, способствующей развитию профессиональных качеств студентов, занимающихся в творческом коллективе «Театр моды».

В работе, исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, решались следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть в психолого-педагогической литературе историко-педагогический аспект формирования профессионально – значимых качеств личности учителя.

2. Изучить использование инновационных форм обучения с организацией личностно-ориентированной среды.

3. Обосновать эффективность сочетания основных форм обучения в ВУЗе с реализацией подготовки учителей технологии в рамках творческого коллектива «Театр моды».

4. Разработать и апробировать на практике учебные занятия в творческом коллективе «Театр моды» с целью формирования и развития профессионально-значимых качеств личности будущих учителей технологии.

Теоретико-методологической основой исследования явились теоретические работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам: профессиональная подготовка учителя (Маркова А.К., Л.Б. Ительсон, Н.В.Кузьмина, Белухин Д.А., В.В. Маткин, Юзефавичус Т.А. и др.); трудовое обучение и образовательная область "Технология" (П. Р. Атутов, А.К.Бешенков, Б. В. Пальчевский и др.).

В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ историко-педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, анкетирование, анализ и сравнение полученных экспериментальных данных, выводы, психодиагностический эксперимент: тест на уровень рефлексивности (под ред. М.К. Тутушкиной); тест на определение профессиональной самооценки; анкета: «Мотивация обучения студентов», «Мотивация обучения» по методике Т.И. Ильиной, методика Н.А. Беляевой.

Экспериментальная база исследования: естественно – технологический факультет Челябинского государственного педагогического университета. Выборка студентов, обучающихся по специальности «Технология и Предпринимательство» (девушки), в количестве 30 человек

Наша квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, её актуальность; определение цели, объекта, предмета исследования, формулируется гипотеза, задачи и методологическая основа.

В первой главе «Теоретический анализ развития профессионально-значимых качеств личности будущих учителей технологии» даётся анализ состояния исследуемой проблемы, определяются основополагающие понятия исследования.

Во второй главе «Опытно экспериментальная работа по развитию профессионально-значимых качеств будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театра моды» обосновывается выбор цели и задач исследования, методов экспериментального исследования, анализируются результаты экспериментальной работы.

В заключении квалификационной работы приводятся обобщения и выводы, вытекающие из проводимого исследования, обосновывается достоверность гипотезы, степень реализации поставленных задач, обозначение перспектив.

Список литературы содержит 70 источников, используемых в работе.



Выводы по главе I

§ Современный учитель технологии должен обладать определённым набором профессиональных качеств и умений.

§ Под качеством мы понимаем профессионально и личностно значимую существенную определенность, благодаря которой будущий технолог является именно профессионалом в своей сфере деятельности и благодаря которой он отличается от непрофессионала.

§ Успешность деятельности квалифицированного работника в современных условиях во многом определяется не только высоким уровнем знаний, владением технологическими умениями, но и творческим потенциалом, направленностью на профессиональное самосовершенствование, самореализацию.

§ Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.

§ Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

§ Успешное развитие творческих способностей за­ключается в предоставлении студенту большой свободы в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.

§ Развитию творческих способностей и профессионально-значимых качеств личности будущих учителей технологии способствуют занятия в творческих коллективах, в частности в коллективе «Театр мод».

 



Таблица 1.

Уровень рефлексивности студентов 1 курса специальности «Технология и предпринимательство» (девушки)

Курс

Таблица 2.

Уровень рефлексивности студентов на 2 и 3 курсах специальности «Технология и предпринимательство» (девушки)

Студенты

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Чел.

%

Чел.

% чел %

Курс

Студенты, занимающиеся в творческом коллективе

2

20 3

30

5 50 Студенты, не занимающиеся в творческом коллективе

7

35 7

35

6 30

Курс

Студенты, занимающиеся в творческом коллективе

1

10 2

20

7 70 Студенты, не занимающиеся в творческом коллективе

9

45 7

35

4 20                  

 

Рис. 2 Процентное распределение высоких и низких показателей уровня рефлексивности студентов на 2 и 3 курсах.

Анализируя полученные данные можно отметить, что уровень рефлексивности от курса к курсу снижается (рис 3), это объясняется изменением в системе организации учебного процесса после II курса, когда на I и II курсах преобладают психолого-педагогические дисциплины и более выражен личностный компонент, чем профессиональный. На данном этапе подготовки будущих учителей при организации учебной деятельности на указанных дисциплинах преобладают активные формы организации занятий, которые влияют на уровень рефлексивности личности.

Но при этом мы видим, что у студентов, которые занимаются в творческом коллективе уровень рефлексивности от курса к курсу наоборот возрастает (рис. 4). Это можно объяснить тем, что занятия в творческом коллективе принципиально отличаются от аудиторных занятий применяемыми методами и формами работы со студентами.

 

Рис. 3. Процентное распределение высоких и низких показателей уровня рефлексивности студентов, не занимающихся в творческом коллективе.

Рис. 4. Процентное распределение высоких и низких показателей уровня рефлексивности студентов, занимающихся в творческом коллективе.

2. Направленность на профессиональную деятельность определялась по тенденции изменения у будущих учителей технологии ценностных ориентаций и мотиваций в процессе работы в творческом коллективе, выявлялось наличие у студентов интереса к профессии, к творчеству.

Мотивы профессионального поведения диагностировались нами при помощи опросника Т.И. Ильиной.

Используя подход к определению мотивов, предположенный Т.И.Ильиной, мы выделили следующие уровни профессионального поведения:

1. Мотивы - ценности профессионального долга, достижения успеха (положительные) - осознание ценности профессии, стремление к познанию ее, желание и готовность участвовать в творческой деятельности. Мы определили эти мотивы как мотивы высокого уровня, так как в них проявляется потребность в самореализации в профессии. Эти мотивы формируют активную профессиональную позицию, отражают высокий уровень профессиональных качеств.

2. Мотивы среднего уровня неопределенно-позитивные, или вынужденной необходимости - признание необходимости участия в профессиональной деятельности в сочетании с неясным пониманием ее сущности. Овладение профессией - результат приспособления к внешним обстоятельствам. Это или результат подражания (так, как делают другие), или следствие группового давления.

3. Мотивы низкого уровня - избегания (отрицательные), или негативные - внутренняя потребность к участию в профессиональной деятельности отсутствует, или отношение к профессиональной деятельности как к навязанной «сверху», как к способу получить образование.

 

Таблица 4.

Распределение уровней профессионального поведения студентов

Студенты

Шкала «приобретение знаний, потребность в самореализации»

Шкала «овладение профессией»

Шкала «получение диплома»

К–во чел. % К–во чел. % К–во чел. %
Студенты 1 курса 15 50 8 26 7 24
Студенты, занимающиеся в творческом коллективе «Театр моды» (2 курс) 5 50 3 30 2 20
Студенты, не занимающиеся в творческом коллективе (2 курс) 9 45 5 25 6 30
Студенты, занимающиеся в творческом коллективе «Театр моды» (3 курс) 7 70 2 20 1 10
Студенты, не занимающиеся в творческом коллективе (3 курс) 5 25 6 30 9 45

 


Рис. 5. Процентное распределение высоких и низких показателей мотивов обучения у студентов 1 курса.

Рис. 6. Процентное распределение высоких и низких показателей уровня мотивов обучения студентов, занимающихся в творческом коллективе (2 – 3 курс)

Рис. 7. Процентное распределение высоких и низких показателей уровня мотивов обучения студентов, не занимающихся в творческом коллективе (2 – 3 курс).

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что на первом курсе у студентов – технологов преобладали мотивы высшего уровня, мотивы - ценности профессионального долга, достижения успеха (положительные) - осознание ценности профессии, стремление к познанию ее, желание и готовность участвовать в творческой деятельности (50%).

К третьему курсу у студентов, не занимавшихся в творческом коллективе, преобладали мотивы низкого уровня, мотивы избегания (отрицательные), или негативные. То есть, внутренняя потребность к участию в профессиональной деятельности у студентов отсутствует, или преобладает отношение к профессиональной деятельности как к навязанной «сверху», как к способу получить образование.

У студентов, которые занимались в творческом коллективе наблюдалась обратная тенденция – к третьему курсу преобладали мотивы высшего уровня.

3. Для выявления степени осознания профессионально значимых качеств студентов мы использовали метод ранжирования тест на определение профессиональной самооценки. Результаты данной методики приведены в таблице 3:

Таблица 3.

Распределение ПЗК студентов и идеального учителя

ПЗК личности студента

I курс

II курс

II курс

(Т.К.)

III курс

III курс

(Т.К.)

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
1 Профессионализм 8 1 4 1 4 1 4 1 1 1
2 Психическое и физическое здоровье 6 3 5 5 3 3 5 3 9 5
3 Рефлексивность 7 11 11 11 6 10 3 10 11 12
4 Креативность 10 5 6 6 5 12 12 5 5 7
5 Внешняя привлекательность 14 8 9 13 10 15 11 15 13 14
6 Аттракция 1 2 3 2 1 2 1 4 12 6
7 Ответственность 3 7 2 8 7 6 2 6 3 4
8 Способность к самообразованию 11 6 7 3 11 4 6 7 4 2
9 Аккуратность 12 10 12 14 12 14 14 14 10 11
10 Энтузиазм 5 9 8 10 8 7 7 9 6 10
11 Экстравертность 13 13 14 7 13 8 15 12 8 13
12 Педагогические эрудиция и мышление 9 4 15 4 14 5 10 2 2 3
13 Эмпатийность 4 12 10 9 9 11 8 11 14 9
14 Доброжелательность 2 14 1 12 2 9 9 8 7 8
15 Строгость и принципиальность 15 15 13 15 15 13 13 13 15 15

1. – распределение по рангам ПЗК студентов.

2. – распределение по рангам ПЗК учителя, по представлениям студентов об идеале.

 

Наиболее популярными ПЗК на первом курсе были следующие качества: аттракция, доброжелательность, ответственность, эмпатийность и энтузиазм. Наименее значимыми были: строгость и принципиальность, внешняя привлекательность, экстравертность, аккуратность, способность к самообразованию, креативность.

На втором курсе студенты, которые не занимались в творческом коллективе, отдавали предпочтение таким качествам, как: доброжелательность, ответственность, аттракция, профессионализм и психологическое и физическое здоровье. Менее предпочтительными так же остались: экстравертность, строгость и принципиальность, аккуратность, а также к ним добавились: педагогические эрудиция и мышление и эмпатийность (данное качество на первом курсе было предпочитаемым).

На этом же курсе, студенты, которые занимались в творческом коллективе «Театр моды», отдавали свое предпочтение таким качествам как: аттракция, доброжелательность, психическое и физическое здоровье, профессионализм, креативность. В статусе отвергаемых оказались следующие качества: строгость и принципиальность, педагогические эрудиция и мышление, экстравертность, аккуратность, способность к самообразованию, внешняя привлекательность.

Таким образом, можно сделать вывод, что и студенты, занимающиеся в творческом коллективе, и студенты, которые не занимаются в творческом коллективе, выбирают практически одни и те же профессионально – значимые качества.

Анализируя полученные данные, можно отметить, что с переходом с курса на курс увеличивается связь иерархии ПЗК с идеальными представлениями студентов. Следовательно, процесс развития ПЗК является целенаправленным, т.е. саморазвитие студентов с каждым курсом начинает протекать в большем соответствии с идеальными представлениями.

4. С целью выявления профессиональной компетентности, информированности студентов о деятельности учителя технологии, нами была проведена методика Н.А. Беляевой. Результаты данной методики приведены в таблице 5:



Таблица 5.

Распределение показателей уровня развития профессионального интереса студентов-технологов (в %).

Студенты

Устойчивый профессиональный интерес

Недостаточно устойчивый профессиональный интерес

Неустойчивый профессиональный интерес

К-во чел. % К-во чел % К-во чел %
1 курс 8 26 16 53 6 21
Студенты, занимающиеся в творческом коллективе «Театр моды» (2 курс) 4 40 3 30 3 30
Студенты, не занимающиеся в творческом коллективе (2 курс) 3 15 8 40 9 45
Студенты, занимающиеся в творческом коллективе «Театр моды» (3 курс) 6 60 3 30 1 10
Студенты, не занимающиеся в творческом коллективе 3 15 8 40 9 45

 

Рис. 8. Процентное распределение высоких и низких показателей профессионального интереса студентов 1 курса

Рис. 9. Процентное распределение высоких и низких показателей профессионального интереса студентов, занимающихся в творческом коллективе.

Рис. 10. Процентное распределение высоких и низких показателей профессионального интереса студентов, не занимающихся в творческом коллективе.

Результаты свидетельствуют о том, что у студентов первого курса преобладает недостаточно устойчивый профессиональный интерес (53%). К третьему курсу у студентов специальности «Технология и предпринимательство» (девушки) заметна тенденция увеличения процента студентов с неустойчивым профессиональным интересом (45%).

У испытуемых, занимающихся в творческом коллективе к третьему курсу, мы наблюдали большее число студентов с устойчивым профессиональным интересом (60%).

Мы сравнили данные, полученные по методикам между собой и выяснили следующее: у студентов, занимающихся в творческом коллективе «Театр моды» к третьему курсу диагностируются мотивы высокого уровня, а следовательно, наблюдается осознание ценности профессии, стремление к познанию ее, желание и готовность участвовать в творческой деятельности. Повышение уровня мотивации, в свою очередь, сказывается на уровне рефлексивности, как одного из важнейших ПЗК личности, он увеличивается, соответственно растет уровень профессионального интереса.

У студентов, которые не занимались в творческом коллективе, таких результатов не наблюдалось. К третьему курсу у них диагностировались мотивы низкого уровня, т.е. внутренняя потребность к участию в профессиональной деятельности у студентов отсутствует, или преобладает отношение к профессиональной деятельности как к навязанной «сверху», как к способу получить образование. В соответствии этому диагностируется низкий уровень профессионального интереса и рефлексивности

Таким образом, можно сказать, что занятия в творческом коллективе благоприятно влияют на формирование и развитие профессионально-значимых качеств. В частности, созданные в творческом коллективе условия, а также применяемые инновационные методы и формы работы, которые влияют на формирование профессионально – значимых качеств, также повышают уровень профессионального развития студентов.

Пояснительная записка.

В условиях ускорения научно-технического и информационного прогресса, а также важнейших экономико-социальных преобразований, осуществляемых в стране, на первый план в области высшего образования выходит проблема подготовки специалистов, соответствующих требованиям времени, обладающих, помимо качественной профессиональной подготовки, также развитым творческим мышлением, неординарным воображением.

С изменениями требований общества изменяются требования, предъявляемые к педагогам, к профессиональной подготовке будущих учителей. И как следствие этого, становятся востребованными соответствующие профессионально-значимые качества (ПЗК) личности педагога. В связи с этим как одна из важнейших стала задача подготовки профессионально-грамотной личности, обладающей глубокими познаниями в выбранной профессиональной сфере.

Разработанная нами программа направлена на успешное формировании и развития профессионально-значимых качеств личности будущего учителя технологии. При этом в ней реализуются следующие условия: организация личностно ориентированной среды на занятиях, способствующей развитию профессиональных качеств студентов, работающих в творческом коллективе «Театр моды», активизация познавательной деятельности будущих учителей технологии через участие в творческом коллективе «Театр моды», создание ситуации, направленной на осмысление профессиональной деятельности.

Основой для составления программы послужили работы П.Ф. Каптерева, А. К. Марковой, Т. И. Петрухиной, Л.М. Митиной, Р.Х. Нуриманшиной, направленные на изучение профессионально-значимых качеств и научные исследования О.А.Абдулиной, В.И.Слободчикова, А.И.Щербакова, Н.М.Яковлевой по профессиональной подготовке учителя в педагогических вузах.

Данная программа рассчитана на 1,5 месяца и включает в себя 6 занятий (2 часа в день), общее время 12 часов.

В нашей программе мы использовали такие методы как индивидуально-групповая работа на занятиях, лекционные и лабораторно-практические занятия, ситуационно-ролевые игры.

Краткое содержание программы.

Процесс работы творческого коллектива предусматривает практические занятия, которые предназначены для углубленной детализации знаний и содействуют выработке навыков профессиональной деятельности, одним из таких является занятие, разработанное нами по теме: «Декор. Изготовление цветов из ткани» (см. приложение 5).


Цели занятия:

· Обучающая: научиться способам декорирования одежды цветами из ткани

· Воспитывающая: воспитание сосредоточенности, внимания, аккуратности, усидчивости, художественного вкуса.

· Развивающая: развитие самостоятельности, творческих способностей, развитие чувства ответственности за результат своего труда, развитие творческого воображения.

Тип занятия: комбинированное занятие

Вид занятия: практическое занятие

Материально-техническое оснащение: шаблоны цветов, иллюстрации, ткани.

Одним из средств активизации познавательной деятельности является деловая игра. Первая деловая игра, названная организационно-производственным испытанием, была разработана и проведена в 1932 г. в Ленинграде, но по ряду социально-исторических причин она была забыта в СССР и возродилась в 1957 г. в США с использованием ЭВМ. В советской педагогической науке проблема деловых игр стала активно разрабатываться, начиная с 60-х годов. В настоящее время деловые игры используются как в высших, так и средних специальных учебных заведениях.

Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, деловая игра воспитывает личностные качества, способствует развитию профессиональных качеств будущих учителей технологии.

Творческая активность личности в деловой игре стимулируется тем, что игра позволяет ощутить значимость своего «Я». Закомплексованность и скованность на основе интереса сменяются активностью, собранностью. Этот интерес вызывает положительные эмоции, задает творческую направленность личности, увеличивает темпы и результаты эвристического мышления.

Деловая игра способствует не только активизации познавательной деятельности студента, но и формированию творческой активности, профессиональных качеств личности будущего учителя технологии новой формации, удовлетворяющей требованиям времени. И поэтому мы разработали занятие по теме: «Швейное ателье» (см. приложение 6).

Цели занятия:

· Обучающая: научиться применять знания, умения и навыки в профессиональной сфере.

· Воспитывающая: воспитание аккуратности, эмоциональной устойчивости, ответственности, трудолюбия.

· Развивающая: развитие трудолюбия и ответственного отношения к работе, совершенствование навыков, развитие творческого мышления, развитие самостоятельности, развитие коммуникативных качеств.

Тип занятия: комбинированное занятие

Вид занятия: деловая игра

Материально-техническое оснащение: журналы моды, буклет с образцами ткани, эскизы моделей одежды.

Как показало наше исследование, преподавание в творческом коллективе «Театр моды» с использованием активных технологий на основе личностно ориентированного, культурологического и средового подходов обеспечивает развитие положительной мотивации профессиональной деятельности, стимулирование профессиональных качеств. Большую роль, согласно результатам исследования, в развитии профессиональных качеств играют проблемные, развивающие и другие активные технологии. Основной акцент в профессиональной подготовке студентов был сделан на развитии их личностно-значимых, ценностных мотивов деятельности.

Активные технологии обучения (ролевые игры, дискуссии (диспуты) и т. д.), реализуя в качестве одной из целей воздействие на мотивационную сферу студентов, способствуют проявлению положительного отношения обучающихся как к познанию профессиональной деятельности, так и к участию в творческой деятельности.

Обратимся ещё к одному важному вопросу - типологии проектов.

Творческие проекты. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемом результате и форме его представления. На основе этого мы разработали лекцию: «Разработка коллекции одежды школьной формы» (см. приложение 7)


Цели занятия:

· Обучающая: научиться графически изображать формы костюма

· Воспитывающая: воспитание аккуратности, художественного вкуса, эстетического чутья, работоспособности.

· Развивающая: развитие трудолюбия и ответственного отношения к работе, развитие навыков графического изображения костюма, развитие творческого мышления, развитие самостоятельности.

Тип занятия: комбинированное занятие

Вид занятия: практическое занятие

Материально-техническое оснащение: альбом, графические средства.

Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на профессионально-познавательные интересы будущих технологов.

Безусловно, выполнение заданий проекта требуют много сил от будущих специалистов, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

· занятия выходят на практические действия, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается профессионально-познавательная мотивация студентов;

· будущие учителя технологии получают возможность осуществлять творческую работу самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников;

· в проекте успешно реализуется различные формы деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие будущих учителей технологии, друг с другом и преподавателем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

· усиливается индивидуальная и коллективная ответственность будущих учителей технологии за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый их них, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

· создается ситуация успеха, профессиональные качества поднимаются на более высокую ступень развития.

Мы наблюдали, что, сотрудничая в ходе работы, будущие учителя технологии всем коллективом стремились к единой цели, при этом проявлялись профессиональные качества, активность, творческая самостоятельность, способность адекватно оценивать свои и чужие возможности.

Будущие учителя технологии получали удовлетворение от рабочего процесса, что, несомненно, способствовало потребности достижения успеха и развитию установки на саморазвитие. Помощь друг другу, сотрудничество в решении проблем, сопереживание успеха и неудачи создавали благоприятный психологический микроклимат в коллективе. В свою очередь, это способствовало оптимальной реализации индивидуальных возможностей каждого будущего специалиста, увеличению объема усваиваемого материала и скорости его усвоения, у будущих учителей технологии снимался психологический барьер «страха» и их профессиональное самовыражение становилось открытым и свободным, а эмоциональные реакции на ситуацию - более корректными.

Тема проведенного занятия: «Создание коллажа, оформление стенгазеты»

Цель занятия: научиться владеть техникой коллажа, научиться оформлять творческие работы.

Задание: Учащиеся выполняют модели одежды в технике коллаж, на основе анализа современных тенденций моды. Затем учащиеся выполняют групповую работу и оформляют стенгазету с помощью своих работ. Придумывают название газеты, вписывают необходимые дополнительные сведения.

Среди методов развития профессиональных качеств мы использовали наряду с монологовыми коллективные, диалоговые формы обучения (беседу, дискуссию (диспут), ролевую игру и др.).

На таких занятиях студенты учатся полноценному общению, аргументируют обсуждаемые вопросы, учатся оппонировать.

Проведение дискуссий вызывают у них особый интерес, так как создается ситуация успеха, вызывающая яркие эмоциональные переживания. Дискуссия, диспут оказывают большое стимулирующее воздействие на внутреннюю мотивацию как познавательной, так и профессиональной деятельности.

Успешное разрешение в ходе дискуссии конфликтной ситуации важно также с точки зрения профессиональной подготовки студентов: они приобретают навыки использования различных методов урегулирования возможных конфликтов для их будущей профессиональной деятельности.

Беседа - это диалог преподавателя и студентов. Диалоговая природа беседы обеспечивает воздействие на мотивационную сферу личности студента, стимулирует познавательный интерес.

Тема проведенного занятия: «Зрительные иллюзии в одежде»

Цель занятия: научиться корректировать недостатки фигуры с помощью зрительных иллюзий в одежде

Задание: учащиеся анализируют классификацию фигур с особенностями, предлагают корректирующую задачу с помощью зрительных иллюзий к каждой фигуре, объясняют выбор метода корректировки.

Личностно ориентированная среда стимулирует развитие профессиональных качеств будущих учителей технологии, пробуждает живой интерес к овладению будущей специальностью, повышая уровень их познавательной активности, познавательной самостоятельности, развивая профессионально-познавательные умения.

 

Выводы по П главе

 

1. Уровень рефлексивности у студентов, не входящих в творческий коллектив от курса к курсу снижается, в то же время у студентов, занимающихся в творческом коллективе уровень рефлексивности от курса к курсу возрастает, полагаем, что в определённой степени этот факт объясняется тем, что занятия в творческом коллективе принципиально отличаются применяемыми методами и формами работы со студентами от аудиторных занятий на факультете .

2. С переходом с курса на курс увеличивается связь иерархии ПЗК с идеальными представлениями студентов. Следовательно, процесс развития ПЗК является целенаправленным, т.е. саморазвитие студентов с каждым курсом начинает протекать в большем соответствии с идеальными представлениями.

3. У студентов, занимающихся в творческом коллективе «Театр моды» к третьему курсу диагностируются мотивы высокого уровня. А следовательно, наблюдается осознание ценности профессии, стремление к её познанию, желание и готовность участвовать в творческой деятельности. Повышение уровня мотивации, в свою очередь, сказывается на уровне рефлексивности, как одного из важнейших ПЗК личности, он увеличивается, соответственно растет уровень профессионального интереса и профессионально-значимых качеств личности будущих учителей технологии.

Таким образом, занятия в творческом коллективе благоприятно влияют на формирование и развитие профессионально-значимых качеств личности студентов. Созданные в творческом коллективе условия, а также применяемые инновационные методы и формы работы влияют на формирование профессионально – значимых качеств, повышают уровень профессионального развития студентов.



Заключение

Обобщая весь теоретический и эмпирический материал данной работы можно отметить, что на современном этапе развития общества профессиональное образование становится одной из важнейших сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни.

Профессиональное становление и движение специалиста к профессиональному мастерству невозможно без формирования мотивации на профессию и развития профессиональных качеств.

В данной работе нами была рассмотрена одна из актуальных проблем современного образования - формирование профессиональных качеств будущего учителя технологии.

По результатам нашего исследования отмечен стабильный рост уровня профессиональных качеств будущего учителя технологии в творческом коллективе «Театр моды», что подтверждает гипотезу исследования.

На основании итогов проведенного теоретико-экспериментального исследования можно сделать общие выводы:

1. Проведенный теоретический анализ подтвердил актуальность и значимость развития профессиональных качеств будущих учителей технологии.

2. Определены особенности профессиональной подготовки учителя технологии.

3. Раскрыто понятие творческого коллектива и театра моды как творческого коллектива.

4. В опытно-экспериментальной работе нами установлено, что будущие учителя технологии на начальном этапе имеют в большинстве низкий уровень развития профессиональных качеств.

5. Разработанный методический комплекс даёт возможность эффективного развития профессиональных качеств будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театр моды».

Результаты исследования дают основание сделать вывод, о том, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.



Библиографический список:

 

1. Аверъянов С. В., Описание системы диагностики знаний, основанных на вероятности критериях оценки// Школьные технологии. – 2005. - №2. – 202-206.

2. Алишев Н. В., Широков В. Д. Общие основы построения исследования// Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н. В. Алишева. М., 1987. – 167 с.

3. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - М., 1979.

4. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жиз­ненная cтратегия творческой личности. - Мн.: Беларусь, 1994.

5. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В., Фила­тов В. И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: «Картя Молдовеняскэ», 1989.

6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

7. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988.

8. Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд.-М.: Большая русская энциклопедия, 1998.

9. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. - СПб.:Литера, 1997.

10. Божевич Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. – Известия А.П.Н. РСФСР, 1957, вып. 36. – с. 45 – 53.

11. Васильев А.А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. [Текст] / Александр Васильев. - М., слово / slovo, 2004.

12. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психоло­гии. - 1990 №4. стр. 5-9.

13. Гладков А. К., Козлов А. С., Крашенинников В. В., Савва­теев И. В. Выполнение творческих проектов в образовательной об­ласти «Технология» с использованием ФСА-ТРИЗ // Качество об­разования: технологический аспект: Материалы всероссийской на­учно-практической конференции, 22-24 апреля 2002 г. - Новоси­бирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. - С. 207-209.

14. Гладков А. К., Козлов А. С., Савватеев И. В., Юсова З. В. Использование алгоритмических методов творчества в дипломных проектах // Технологическое образование (проблемы и перспекти­вы развития): Сборник трудов региональной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. - С. 30 - 40.

15. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1986.

16. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.

17. Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1981.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Методика Н.А. Беляевой

 

вопрос ответ выбор ответа

1

Удовлетворены ли вы выбором своей профессии?

Да, удовлетворен полностью

 

Скорее да, чем нет
Не могу сказать, пока не знаю

2

Если бы заново пришлось выбирать, остановились бы вы вновь на профессии «учитель труда»?

Да, мой выбор окончателен

 

Не знаю
Скорее нет

3

Приходится ли вам проявлять творческие способности на занятиях?

Да, постоянно

 

Иногда проявляю
Скорее нет

4

Считаете ли вы, что занятия в творческом коллективе необходимы для полного овладения профессией?

Да, считаю

 

Сомневаюсь
Скорее нет

5

Изучаете ли вы самостоятельно предметы, по вашему мнению, необходимые для будущей профессии?

Да, изучаю

 

Иногда уделяю им больше времени
Не считаю нужным

6

Нравится ли вам выполнять трудные задания на занятиях в творческом коллективе?

Да, несомненно

 

Не всегда, но решить могу
Нет, предпочитаю более легкие

7

Нравится ли вам проявлять творческие способности на занятиях в творческом коллективе?

Да, несомненно

 

Скорее всего, да
Скорее нет

8

Должны ли занятия в творческом коллективе иметь направленность на приобретение навыков будущей профессии?

Да

 

Не знаю
нет

9

Должен ли учитель технологии владеть творческими способностями?

Да, в полной мере

 

Скорее да, чем нет
Не обязательно

10

Считаете ли вы, что готовиться к экзамену нужно не только для получения хорошей оценки, но и для углубления знаний?

Да, полностью согласен

 

Не уверен в этом
Думаю, нет

11

Проявляете ли вы волевую активность на занятиях в творческом коллективе?

Да, проявляю максимум усилий и воли во всем

 

Проявляю там, где нравится
Не проявляю

12

Часто ли вы пропускаете занятия в творческом коллективе?

Стараюсь не пропускать

 

Редко пропускаю
Часто пропускаю

 

Ключ к анкете:

- первые ответы – 3 балла;

- вторые ответы – 2 балла;

- третьи ответы – 1 балл.

I. 36-31 баллов – устойчивый профессиональный интерес.

II. 30-27 баллов – недостаточно устойчивый профессиональный интерес.

 III. 26-12 баллов – неустойчивый профессиональный интерес.



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

План занятия № 1

Тема занятия: «Декор. Изготовление цветов из ткани»

Количество часов: 1 час 20 минут

Цели занятия:

· Обучающая: научиться способам декорирования одежды цветами из ткани

· Воспитывающая: воспитание сосредоточенности, внимания, аккуратности, усидчивости, художественного вкуса.

· Развивающая: развитие самостоятельности, творческих способностей, развитие чувства ответственности за результат своего труда, развитие творческого воображения.

Тип занятия: комбинированное

Вид занятия: практическое занятие

Материально-техническое оснащение: шаблоны цветов, иллюстрации, ткани

 

План хода занятия

  №   Этапы занятия   Действия преподавателя   Действия обучающихся
1. Организация начала занятия Приветствие. Проверка присутствующих. Приветствие педагога
2. Обоснование темы, цели, плана занятия Четко сформулировать название темы, цель и план занятия. обучающиеся слушают, запоминают.
3. Сообщение дополнительных сведений Сообщение дополнительных сведений. Слушание. Запоминание. Осмысление.
4. Выдача и объяснение задания Выдача задания по теме. Выявление непонятных моментов для обучающихся Слушание. Осмысление. Задавание вопросов.
5. Выполнение задания Организация работы обучающихся Включение обучающихся в работу, выполнение задания
6. Анализ и оценка результатов Анализ деятельности обучающихся. Учет обучающимися выводов по проведенному занятию
7. Рефлексия Выдача рекомендаций по исправлению недостатков. Самоанализ деятельности
8. Подведение итогов Подведение итогов по занятию Анализирование пройденного занятия

 

Ход занятия

1. Организация начала занятия:

· Приветствие.

· Проверка присутствующих, готовности к работе.

2. Обоснование темы, цели, плана занятия:

· Тема занятия: «Декор. Изготовление цветов из ткани»

· Цель занятия: научиться выполнять мягкие цветы из ткани

· План занятия:

- декор костюма

- зависимость декоративного оформления одежды от стиля

- материалы для изготовления цветов

- выполнение цветов

3. Сообщение дополнительных сведений:

Декор в костюме, как правило, не имеет практическо­го назначения, он предназначен лишь для его украшения. Значение декора в костюме диктует мода. Современная мода освободи­лась от чрезмерных отделок, но не потеряла окончатель­но интерес к украшению костюма.

Декор может являться средством выражения основ­ной идеи композиции, определять выбор ткани, цвета и конструкции одежды.

Не будучи средством выражения основной идеи композиции костюма, декор способен усиливать выразитель­ность его линий, деталей, рельефов.

От стилевой принадлежности одежды зависят не толь­ко сам факт использования художественного оформле­ния, но и его вид, характер, стилистика рисунка декора.

Наиболее уместно и гармонично декоративная отделка воспринимается на одежде романтического стиля, основными признаками которой являются красочность, нарядность, повышенная декоративность.

Здесь могут быть использованы самые разнообразные виды декора - рюши, шнуровка, цветы из ткани.

Сочетание тканей, как правило, позволяет подчеркивать глубину цвета и выразительность фактуры материала, выделять конструктивные членения модели. Например, глубину цвета подчеркивает бархат в сочетании с тафтой.

4. Выдача и объяснение задания:

Обучающимся предлагается различные способы выполнения цветов из ткани.

5. Выполнение задания: обучающиеся выполняют изготовление цветов, следуя за действиями преподавателя

6. Анализ и оценка результатов: Преподаватель анализирует работу обучающихся по ходу занятия, оценивает выполненную работу

7. Рефлексия: обучающиеся анализируют выполненную работу, выявляют недостатки

8. Подведение итогов: анализирование пройденного занятия.



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

План занятия № 2

 

Тема занятия: «Швейное ателье»

Количество часов: 1 час 20 минут

Цели занятия:

· Обучающая: научиться применять знания, умения и навыки в профессиональной сфере.

· Воспитывающая: воспитание аккуратности, эмоциональной устойчивости, ответственности, трудолюбия.

· Развивающая: развитие трудолюбия и ответственного отношения к работе, совершенствование навыков, развитие творческого мышления, развитие самостоятельности, развитие коммуникативных качеств.

Тип занятия: комбинированное занятие

Вид занятия: деловая игра

Материально-техническое оснащение: журналы моды, буклет с образцами ткани, эскизы моделей одежды.

 

План хода занятия

Этапы занятия Действия преподавателя Действия обучающихся
1. Организация начала занятия Приветствие. Проверка присутствующих. Приветствие педагога
2. Обоснование темы, цели, плана занятия Четко сформулировать название темы, цель и план занятия. Обучающиеся слушают, запоминают.
3. Сообщение дополнительных сведений Сообщение дополнительных сведений. Слушание. Запоминание. Осмысление.
4. Выдача и объяснение задания Выдача задания по теме. Выявление непонятных моментов для обучающихся Слушание. Осмысление. Задавание вопросов.
5. Выполнение задания Организация работы обучающихся Включение обучающихся в работу
6. Анализ и оценка результатов Анализ деятельности обучающихся. Учет обучающимися выводов по проведенному занятию
7. Рефлексия Выдача рекомендаций по исправлению недостатков. Самоанализ деятельности
8. Подведение итогов Подведение итогов по занятию Анализирование пройденного занятия

 

Ход занятия

2. Организация начала занятия:

· Приветствие.

· Проверка присутствующих, готовности к работе.

3. Обоснование темы, цели, плана занятия:

· Тема занятия: «Швейное ателье»

· Цель занятия: научиться применять знания, умения и навыки в профессиональной сфере

· План занятия:

- учитель в профессиональной сфере

- Работа портного(учителя) с заказчиком(обучающимся)

4. Сообщение дополнительных сведений:

Вызвать к себе эмоционально положительное отношение клиента(обучающегося) является одной из главных задач портного(учителя). Так как одним из направлений деятельности портного(учителя) является консультирование, поэтому портному(учителю) необходимо иметь соответствующие качества для более эффективного выполнения своих функций.

5. Выдача и объяснение задания:

Каждому из участников игры предоставляется возможность побывать в роли портного и заказчика. Будущему портному(учителю технологии) необходимо применить свои профессиональные качества в работе с заказчиком(обучающимся). Принять заказ на изделие.

6. Выполнение задания: обучающиеся исполняют роли заказчика(ученика) и портного(учителя). Принимают заказ.

7. Анализ и оценка результатов: преподаватель анализирует работу обучающихся по ходу игры, выдает рекомендации по исправлению недостатков.

8. Рефлексия: обучающиеся анализируют выполненную работу, выявляют свои ошибки.

9. Подведение итогов: анализирование пройденного занятия.



ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

План занятия № 3

Тема занятия: «Разработка коллекции одежды школьной формы»

Количество часов: 1 час 20 минут

Цели занятия:

· Обучающая: научиться графически изображать формы костюма

· Воспитывающая: воспитание аккуратности, художественного вкуса, эстетического чутья, работоспособности.

· Развивающая: развитие трудолюбия и ответственного отношения к работе, развитие навыков графического изображения костюма, развитие творческого мышления, развитие самостоятельности.

Тип занятия: комбинированное занятие

Вид занятия: практическое занятие

Материально-техническое оснащение: альбом, графические средства.

 

План хода занятия

Этапы занятия Действия преподавателя Действия обучающихся
1. Организация начала занятия Приветствие. Проверка присутствующих. Приветствие педагога
2. Обоснование темы, цели, плана занятия Четко сформулировать название темы, цель и план занятия. Обучающиеся слушают, запоминают.
3. Сообщение дополнительных сведений Сообщение дополнительных сведений. Слушание. Запоминание. Осмысление.
4. Выдача и объяснение задания Выдача задания по теме. Выявление непонятных моментов для обучающихся. Слушание. Осмысление. Задавание вопросов.
5. Выполнение задания Организация работы обучающихся. Выполнение творческого проекта
6. Анализ и оценка результатов Анализ деятельности обучающихся. Учет обучающимися выводов по проведенному занятию.
7. Рефлексия Выдача рекомендаций по исправлению недостатков. Самоанализ деятельности
8. Подведение итогов Подведение итогов по занятию Анализирование пройденного занятия

 

Ход занятия

1. Организация начала занятия:

· Приветствие.

· Проверка присутствующих, готовности к работе.

2. Обоснование темы, цели, плана занятия:

· Тема занятия: «Разработка коллекции одежды школьной формы»

· Цель занятия: освоение этапов эскизирования, выполнение творческого проекта в виде эскизов коллекции

· План занятия:

- разработать по пять моделей в художественной системе коллекция

- определить принципы и характер объединения моделей в систему

- определить возрастные рамки разработанной коллекции

3. Сообщение дополнительных сведений:

Идея возвращения школьной формы в учебные заведения приобретает все большую актуальность. Школьная форма имеет много преимуществ:

· сглаживание социального неравенства, что может отрицательно сказаться на психике ребенка;

· воспитание в ребенке внутренней дисциплины и хорошего вкуса к элегантному деловому стилю;

· формирование чувства общности и сплоченности с классом, школой.

Школьная форма, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, качественной, в какой-то мере, модной, и главное - она должна нравится самим школьникам.

4. Выдача и объяснение задания:

Обучающимся необходимо разработать и графически изобразить по пять моделей одежды школьной формы в художественной системе коллекция, обосновать принципы и характер объединения моделей в систему, установить возрастные рамки разработанной коллекции.

5. Выполнение задания: обучающиеся разрабатывают и графически изображают коллекцию школьной формы.

6. Анализ и оценка результатов: преподаватель анализирует работу обучающихся по ходу занятия, оценивает выполненную работу

Рефлексия: обучающиеся анализируют выполненную работу, выявляют недостатки.

7. Подведение итогов: анализирование пройденного занятия.

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития профессионально-значимых качеств личности будущего учителя технологии

1.1. Профессионально-значимые качества личности учителя как предмет исследования

1.2. Деятельностно - профессиональная подготовка учителя технологии в процессе педагогического образования

1.3. Влияние творческого коллектива на развитие профессионально-значимых качеств личности будущего учителя технологии

Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию профессионально-значимых качеств будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театра моды»

2.1. Методы исследования степени развития профессиональных качеств личности будущих учителей технологии

2.2. Анализ результатов исследования

2.3 Развитие профессионально-значимых качеств будущего учителя- технолога в творческом коллективе «Театра Моды»

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложение



Введение

 

В условиях ускорения научно-технического и информационного прогресса, а также важнейших экономико-социальных преобразований, осуществляемых в стране, на первый план в области высшего образования выходит проблема подготовки специалистов, соответствующих требованиям времени, обладающих, помимо качественной профессиональной подготовки, также развитым творческим мышлением, неординарным воображением.

С изменениями требований общества изменяются требования, предъявляемые к педагогам. На современном этапе развития гражданского общества в России становится востребованным либерально-демократический стиль педагогической деятельности и как следствие этого, становятся востребованными соответствующие профессионально-значимые качества (ПЗК) личности педагога. На этапе профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении возникает необходимость формирования творческого подхода. Этот процесс осложняется преобладанием в учебно-воспитательной деятельности педагогического университета репродуктивных форм в организации обучения студентов [27]. Это способствует формированию догматического мышления у студентов, которое в свою очередь, не позволяет им в достаточной степени самостоятельно определять траекторию развития своих профессионально значимых качеств личности и профессионального развития личности в целом.

Формирование ПЗК личности студента будет определять в его будущей педагогической деятельности индивидуальный стиль деятельности. От данных качеств будет зависеть выбор методов, приемов и средств в учебно-воспитательном процессе, а, следовательно, зависит стремление к профессиональному саморазвитию, которое, в свою очередь, разнообразит данный выбор.

В рамках специальности «Технология и предпринимательство» педагогического вуза в процессе подготовки будущих учителей, решается ряд вышеизложенных задач. Это достигается путем того, что студенты имеют возможность применить полученные теоретические знания, умения и навыки на практических занятиях, в частности в процессе занятий в творческом коллективе. Именно на занятиях в творческом коллективе студент может и должен осваивать практическое применение теоретических знаний, получаемых им на специальных дисциплинах, что, закономерно, будет способствовать развитию профессионально-значимых качеств личности, росту мотивации студентов к учебе, улучшению качества усвоения ими знаний, развитию педагогических способностей, формированию навыков самообразования и самореализации личности, профессиональному самоопределению,

Обеспечение возможности раскрытия потенциала личности студента, его самореализации при выполнении выбранного им творческого проекта, деятельность «от проблемы к задаче, от задачи к проекту, от проекта к его воплощению и защите» (В.Д. Симоненко), накладывает определенные требования к организации занятий в творческом коллективе.

Это относится, прежде всего, к желательности обеспечить условия, близкие к реальной деятельности. При этом студент, используя в качестве инструмента, в том числе, и инновационные технологии, будет способен проявить свою индивидуальность, выразить себя как личность, что хорошо согласуется с рядом основных задач сегодняшней системы образования: формирование и развитие профессиональных и нравственных качеств, социальной активности, а также творческого потенциала личности.

Однако существующий уровень подготовки по специальности «Технология и предпринимательство», который для оптимального решения названных выше задач, должен владеть инновационными методами, не в полной мере удовлетворяет требованиям успешной реализации указанного подхода.

Таким образом, процесс подготовки специалиста, способного самостоятельно видеть, находить, эффективно решать и оценивать (в том числе - с учетом социальных последствий) поставленные задачи, становится в настоящее время одной из главных целей системы образования, однако при этом следует отметить ряд проблем:

• преобладание традиционной информационной модели обучения, не обеспечивающей роста эффективности усвоения возрастающего объема знаний;

• недостаточное использование современных дидактических инструментов для развития познавательной самостоятельности и творческого мышления студентов;

• недостаточная вариативность традиционного обучения, обусловленная, в том числе, объективными трудностями оперативного учета изменяющихся внешних условий;

• недостаточная связь учебного процесса с реальной профессиональной деятельностью и др.

Изучению профессионально-значимых качеств посвящены работы П.Ф. Каптерева, А. К. Марковой, Т. И. Петрухиной, Л.М. Митиной, Р.Х. Нуриманшиной и др.

Профессиональной подготовке учителя в педагогических вузах посвящены научные исследования О.А.Абдулиной, В.И.Слободчикова, А.И.Щербакова, Н.М.Яковлевой и др.

Проблему подготовки будущих учителей к учебно-воспитательной работе изучали В.А.Сластенин, С.Г.Вершловский, Э.П.Козлов и др.

Проблема совершенствования, развития и коррекции профессиональных умений и личностных качеств педагогов решалась Г.А.Ковалевым, Р.В.Овчаровой, Л.А.Петровской и др.

В работах Б.И. Адаскина, О.С. Гребенюка, М.Я. Любина, А.П. Сейтешева, А.Г. Соколова, В.Е. Чахоянц, М.А. Чокля и др. исследуются проблемы воспитания интереса к профессии, формирования профессиональной направленности, готовности к труду, положительных мотивов учения и труда.

Налицо противоречие между реальным развитием общества, потребностями в соответствующем уровне подготовки специалистов и отсутствием работы, направленной на формирование и развитие профессионально-значимых качеств личности учителя технологии в новых условиях образовательной практики.

С учётом вышеназванного противоречия был сделан выбор темы квалификационной работы: «Развитие профессионально – значимых качеств будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театр моды»

Целью исследования является определение педагогических условий формирования и развития профессионально – значимых качеств личности будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театр моды».

Объект исследования - профессиональная подготовка будущих учителей технологии в условиях педагогического университета.

Предмет исследования - процесс развития профессионально-значимых качеств будущих учителей технологии.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, была сформулирована гипотеза, основанная на том, что процесс формирования и развития профессионально-значимых качеств личности будущего учителя будет результативным, если:

 - основная форма обучения в ВУЗе будет оптимально сочетаться с реализацией подготовки будущих учителей технологии в рамках творческого коллектива «Театр моды»;

- организация занятий творческого коллектива «Театр моды» осуществляются с учетом следующих условий: активизация познавательной деятельности будущих учителей технологии через участие в творческом коллективе «Театр моды»; создание ситуации, направленной на осмысление профессиональной деятельности; организация личностно – ориентированной среды, способствующей развитию профессиональных качеств студентов, занимающихся в творческом коллективе «Театр моды».

В работе, исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, решались следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть в психолого-педагогической литературе историко-педагогический аспект формирования профессионально – значимых качеств личности учителя.

2. Изучить использование инновационных форм обучения с организацией личностно-ориентированной среды.

3. Обосновать эффективность сочетания основных форм обучения в ВУЗе с реализацией подготовки учителей технологии в рамках творческого коллектива «Театр моды».

4. Разработать и апробировать на практике учебные занятия в творческом коллективе «Театр моды» с целью формирования и развития профессионально-значимых качеств личности будущих учителей технологии.

Теоретико-методологической основой исследования явились теоретические работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам: профессиональная подготовка учителя (Маркова А.К., Л.Б. Ительсон, Н.В.Кузьмина, Белухин Д.А., В.В. Маткин, Юзефавичус Т.А. и др.); трудовое обучение и образовательная область "Технология" (П. Р. Атутов, А.К.Бешенков, Б. В. Пальчевский и др.).

В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ историко-педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, анкетирование, анализ и сравнение полученных экспериментальных данных, выводы, психодиагностический эксперимент: тест на уровень рефлексивности (под ред. М.К. Тутушкиной); тест на определение профессиональной самооценки; анкета: «Мотивация обучения студентов», «Мотивация обучения» по методике Т.И. Ильиной, методика Н.А. Беляевой.

Экспериментальная база исследования: естественно – технологический факультет Челябинского государственного педагогического университета. Выборка студентов, обучающихся по специальности «Технология и Предпринимательство» (девушки), в количестве 30 человек

Наша квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, её актуальность; определение цели, объекта, предмета исследования, формулируется гипотеза, задачи и методологическая основа.

В первой главе «Теоретический анализ развития профессионально-значимых качеств личности будущих учителей технологии» даётся анализ состояния исследуемой проблемы, определяются основополагающие понятия исследования.

Во второй главе «Опытно экспериментальная работа по развитию профессионально-значимых качеств будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театра моды» обосновывается выбор цели и задач исследования, методов экспериментального исследования, анализируются результаты экспериментальной работы.

В заключении квалификационной работы приводятся обобщения и выводы, вытекающие из проводимого исследования, обосновывается достоверность гипотезы, степень реализации поставленных задач, обозначение перспектив.

Список литературы содержит 70 источников, используемых в работе.



Глава I . Теоретический анализ развития профессионально-значимых качеств личности будущих учителей технологии

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 310.