Анализ результатов исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На аналитико-диагностическом этапе констатирующего эксперимента мы выявили критерии и показатели (уровень рефлексивности, мотивы профессионального поведения, уровень профессионального интереса) на основе которых определены уровни развития профессиональных качеств у студентов ЧГПУ. Важность этапа состоит в том, что достоверность его результатов в значительной степени зависит от полученных исходных данных. Студенты, поступившие в ЧГПУ, не имели определенной профессиональной подготовки. У них были сформированы лишь первоначальные представления о будущей профессии.

1. Как отмечалось выше, с целью определения степени рефлексивности в предметной сфере, был использован тест на уровень рефлексивности (под ред. М.К. Тутушкиной). Тест проводился трижды. Данные этой методики приведены в таблицах 1 и 2:

Таблица 1.

Уровень рефлексивности студентов 1 курса специальности «Технология и предпринимательство» (девушки)

Курс

Низкий уровень рефлексивности

Средний уровень рефлексивности

Высокий уровень рефлексивности

Чел. % Чел. % Чел. % 1 курс 3 10 14 46 13 44

 

Рис. 1. Процентное распределение высоких и низких показателей уровня рефлексивности студентов на 1 курсе



Таблица 2.

Уровень рефлексивности студентов на 2 и 3 курсах специальности «Технология и предпринимательство» (девушки)

Студенты

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Чел.

%

Чел.

% чел %

Курс

Студенты, занимающиеся в творческом коллективе

2

20 3

30

5 50 Студенты, не занимающиеся в творческом коллективе

7

35 7

35

6 30

Курс

Студенты, занимающиеся в творческом коллективе

1

10 2

20

7 70 Студенты, не занимающиеся в творческом коллективе

9

45 7

35

4 20                  

 

Рис. 2 Процентное распределение высоких и низких показателей уровня рефлексивности студентов на 2 и 3 курсах.

Анализируя полученные данные можно отметить, что уровень рефлексивности от курса к курсу снижается (рис 3), это объясняется изменением в системе организации учебного процесса после II курса, когда на I и II курсах преобладают психолого-педагогические дисциплины и более выражен личностный компонент, чем профессиональный. На данном этапе подготовки будущих учителей при организации учебной деятельности на указанных дисциплинах преобладают активные формы организации занятий, которые влияют на уровень рефлексивности личности.

Но при этом мы видим, что у студентов, которые занимаются в творческом коллективе уровень рефлексивности от курса к курсу наоборот возрастает (рис. 4). Это можно объяснить тем, что занятия в творческом коллективе принципиально отличаются от аудиторных занятий применяемыми методами и формами работы со студентами.

 

Рис. 3. Процентное распределение высоких и низких показателей уровня рефлексивности студентов, не занимающихся в творческом коллективе.

Рис. 4. Процентное распределение высоких и низких показателей уровня рефлексивности студентов, занимающихся в творческом коллективе.

2. Направленность на профессиональную деятельность определялась по тенденции изменения у будущих учителей технологии ценностных ориентаций и мотиваций в процессе работы в творческом коллективе, выявлялось наличие у студентов интереса к профессии, к творчеству.

Мотивы профессионального поведения диагностировались нами при помощи опросника Т.И. Ильиной.

Используя подход к определению мотивов, предположенный Т.И.Ильиной, мы выделили следующие уровни профессионального поведения:

1. Мотивы - ценности профессионального долга, достижения успеха (положительные) - осознание ценности профессии, стремление к познанию ее, желание и готовность участвовать в творческой деятельности. Мы определили эти мотивы как мотивы высокого уровня, так как в них проявляется потребность в самореализации в профессии. Эти мотивы формируют активную профессиональную позицию, отражают высокий уровень профессиональных качеств.

2. Мотивы среднего уровня неопределенно-позитивные, или вынужденной необходимости - признание необходимости участия в профессиональной деятельности в сочетании с неясным пониманием ее сущности. Овладение профессией - результат приспособления к внешним обстоятельствам. Это или результат подражания (так, как делают другие), или следствие группового давления.

3. Мотивы низкого уровня - избегания (отрицательные), или негативные - внутренняя потребность к участию в профессиональной деятельности отсутствует, или отношение к профессиональной деятельности как к навязанной «сверху», как к способу получить образование.

 

Таблица 4.

Распределение уровней профессионального поведения студентов

Студенты

Шкала «приобретение знаний, потребность в самореализации»

Шкала «овладение профессией»

Шкала «получение диплома»

К–во чел. % К–во чел. % К–во чел. %
Студенты 1 курса 15 50 8 26 7 24
Студенты, занимающиеся в творческом коллективе «Театр моды» (2 курс) 5 50 3 30 2 20
Студенты, не занимающиеся в творческом коллективе (2 курс) 9 45 5 25 6 30
Студенты, занимающиеся в творческом коллективе «Театр моды» (3 курс) 7 70 2 20 1 10
Студенты, не занимающиеся в творческом коллективе (3 курс) 5 25 6 30 9 45

 


Рис. 5. Процентное распределение высоких и низких показателей мотивов обучения у студентов 1 курса.

Рис. 6. Процентное распределение высоких и низких показателей уровня мотивов обучения студентов, занимающихся в творческом коллективе (2 – 3 курс)

Рис. 7. Процентное распределение высоких и низких показателей уровня мотивов обучения студентов, не занимающихся в творческом коллективе (2 – 3 курс).

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что на первом курсе у студентов – технологов преобладали мотивы высшего уровня, мотивы - ценности профессионального долга, достижения успеха (положительные) - осознание ценности профессии, стремление к познанию ее, желание и готовность участвовать в творческой деятельности (50%).

К третьему курсу у студентов, не занимавшихся в творческом коллективе, преобладали мотивы низкого уровня, мотивы избегания (отрицательные), или негативные. То есть, внутренняя потребность к участию в профессиональной деятельности у студентов отсутствует, или преобладает отношение к профессиональной деятельности как к навязанной «сверху», как к способу получить образование.

У студентов, которые занимались в творческом коллективе наблюдалась обратная тенденция – к третьему курсу преобладали мотивы высшего уровня.

3. Для выявления степени осознания профессионально значимых качеств студентов мы использовали метод ранжирования тест на определение профессиональной самооценки. Результаты данной методики приведены в таблице 3:

Таблица 3.

Распределение ПЗК студентов и идеального учителя

ПЗК личности студента

I курс

II курс

II курс

(Т.К.)

III курс

III курс

(Т.К.)

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
1 Профессионализм 8 1 4 1 4 1 4 1 1 1
2 Психическое и физическое здоровье 6 3 5 5 3 3 5 3 9 5
3 Рефлексивность 7 11 11 11 6 10 3 10 11 12
4 Креативность 10 5 6 6 5 12 12 5 5 7
5 Внешняя привлекательность 14 8 9 13 10 15 11 15 13 14
6 Аттракция 1 2 3 2 1 2 1 4 12 6
7 Ответственность 3 7 2 8 7 6 2 6 3 4
8 Способность к самообразованию 11 6 7 3 11 4 6 7 4 2
9 Аккуратность 12 10 12 14 12 14 14 14 10 11
10 Энтузиазм 5 9 8 10 8 7 7 9 6 10
11 Экстравертность 13 13 14 7 13 8 15 12 8 13
12 Педагогические эрудиция и мышление 9 4 15 4 14 5 10 2 2 3
13 Эмпатийность 4 12 10 9 9 11 8 11 14 9
14 Доброжелательность 2 14 1 12 2 9 9 8 7 8
15 Строгость и принципиальность 15 15 13 15 15 13 13 13 15 15

1. – распределение по рангам ПЗК студентов.

2. – распределение по рангам ПЗК учителя, по представлениям студентов об идеале.

 

Наиболее популярными ПЗК на первом курсе были следующие качества: аттракция, доброжелательность, ответственность, эмпатийность и энтузиазм. Наименее значимыми были: строгость и принципиальность, внешняя привлекательность, экстравертность, аккуратность, способность к самообразованию, креативность.

На втором курсе студенты, которые не занимались в творческом коллективе, отдавали предпочтение таким качествам, как: доброжелательность, ответственность, аттракция, профессионализм и психологическое и физическое здоровье. Менее предпочтительными так же остались: экстравертность, строгость и принципиальность, аккуратность, а также к ним добавились: педагогические эрудиция и мышление и эмпатийность (данное качество на первом курсе было предпочитаемым).

На этом же курсе, студенты, которые занимались в творческом коллективе «Театр моды», отдавали свое предпочтение таким качествам как: аттракция, доброжелательность, психическое и физическое здоровье, профессионализм, креативность. В статусе отвергаемых оказались следующие качества: строгость и принципиальность, педагогические эрудиция и мышление, экстравертность, аккуратность, способность к самообразованию, внешняя привлекательность.

Таким образом, можно сделать вывод, что и студенты, занимающиеся в творческом коллективе, и студенты, которые не занимаются в творческом коллективе, выбирают практически одни и те же профессионально – значимые качества.

Анализируя полученные данные, можно отметить, что с переходом с курса на курс увеличивается связь иерархии ПЗК с идеальными представлениями студентов. Следовательно, процесс развития ПЗК является целенаправленным, т.е. саморазвитие студентов с каждым курсом начинает протекать в большем соответствии с идеальными представлениями.

4. С целью выявления профессиональной компетентности, информированности студентов о деятельности учителя технологии, нами была проведена методика Н.А. Беляевой. Результаты данной методики приведены в таблице 5:



Таблица 5.

Распределение показателей уровня развития профессионального интереса студентов-технологов (в %).

Студенты

Устойчивый профессиональный интерес

Недостаточно устойчивый профессиональный интерес

Неустойчивый профессиональный интерес

К-во чел. % К-во чел % К-во чел %
1 курс 8 26 16 53 6 21
Студенты, занимающиеся в творческом коллективе «Театр моды» (2 курс) 4 40 3 30 3 30
Студенты, не занимающиеся в творческом коллективе (2 курс) 3 15 8 40 9 45
Студенты, занимающиеся в творческом коллективе «Театр моды» (3 курс) 6 60 3 30 1 10
Студенты, не занимающиеся в творческом коллективе 3 15 8 40 9 45

 

Рис. 8. Процентное распределение высоких и низких показателей профессионального интереса студентов 1 курса

Рис. 9. Процентное распределение высоких и низких показателей профессионального интереса студентов, занимающихся в творческом коллективе.

Рис. 10. Процентное распределение высоких и низких показателей профессионального интереса студентов, не занимающихся в творческом коллективе.

Результаты свидетельствуют о том, что у студентов первого курса преобладает недостаточно устойчивый профессиональный интерес (53%). К третьему курсу у студентов специальности «Технология и предпринимательство» (девушки) заметна тенденция увеличения процента студентов с неустойчивым профессиональным интересом (45%).

У испытуемых, занимающихся в творческом коллективе к третьему курсу, мы наблюдали большее число студентов с устойчивым профессиональным интересом (60%).

Мы сравнили данные, полученные по методикам между собой и выяснили следующее: у студентов, занимающихся в творческом коллективе «Театр моды» к третьему курсу диагностируются мотивы высокого уровня, а следовательно, наблюдается осознание ценности профессии, стремление к познанию ее, желание и готовность участвовать в творческой деятельности. Повышение уровня мотивации, в свою очередь, сказывается на уровне рефлексивности, как одного из важнейших ПЗК личности, он увеличивается, соответственно растет уровень профессионального интереса.

У студентов, которые не занимались в творческом коллективе, таких результатов не наблюдалось. К третьему курсу у них диагностировались мотивы низкого уровня, т.е. внутренняя потребность к участию в профессиональной деятельности у студентов отсутствует, или преобладает отношение к профессиональной деятельности как к навязанной «сверху», как к способу получить образование. В соответствии этому диагностируется низкий уровень профессионального интереса и рефлексивности

Таким образом, можно сказать, что занятия в творческом коллективе благоприятно влияют на формирование и развитие профессионально-значимых качеств. В частности, созданные в творческом коллективе условия, а также применяемые инновационные методы и формы работы, которые влияют на формирование профессионально – значимых качеств, также повышают уровень профессионального развития студентов.


Дата: 2019-12-10, просмотров: 247.