Не дает сильных крупных явлений. Это продолжение тем 14го века. Причем это искусство в основном камерное. Но есть одно особенное явление на Балканах.
Маленькое Благовещание из ГТГ. Лежит в витрине. Очень изысканная, прямо куртуазная: на фоне весьма богатой и пространственной архитектуры развертывается сценка. Архитектура очень иллюзионистична и напоминает Кахрие Джами, Иваново. В ГТГ обозначается как русская работа конца 14-начала 15го века.
Икона св. Анастасии из ГЭ. Поясная, храмовая из какого-то византийского храма. Здесь Анастасия мученица и врачевательница: крест и сосуд в руках. Очень необычная по расцветке: нижнее одеяние и чепец морковного цвета и салатового цвета плащ. Все одеяния расчерчены тоненькими белыми ниточками – вместо прежних пробелов. Она идеальна, отстраненно идеальна, обращение к классическому миру Кахрие Джами.
МистрА, монастырь Пантаноса. Посвящен Богородице. Сильно украшенная декорацией восточной части. Вся декорация греческая, но очень уж обильная. Храм купольный, но это базилика. Росписей много, многофигурные, крупных нет.
Нет сдержанности колорита – все цвета жизни. Все моделировки положены очень аккуратно, по принципу классического искусства, позы разнообразны, фигуры жестикулируют.
Главный свод – Вознесение, остальные по две композиции на свод.
На сводах рукавов креста:
· Сценки, связанные с сюжетом Рождества. Очень много всего, литературно, много, обильное повествование, вместо строгой композиции прошлых эпох. Цветные пробела.
· Воскрешение Лазаря: опять очень повествовательно, жанрово, толпы учеников, свидетелей, и скалы, и город… Формы изящные, изысканные.
· Вход Господень в Иерусалим. Видели и в Перевлепте. Здесь не просто город, целая топография с домами, балконами, башнями. Панорамно, очень картинно, сценично. Очень напоминает некоторые итальянские композиции 14го века, например, в Сиенне (только там с итальянской перспективой и т.д.). Общие вкусы, это уже Византия из Сиены берет, а не наоборот. Зарисовки, рассказы. Позы, жесты, ракурсы, движения. Приближается уже к реалистическому движению толпы и людей в пространстве.
Распятие из Кремля. Первая половина 15го века. Тоже целый сценарий: трое распятых и много сцен, окружающих это явление. Справа: радующаяся группа иудеев во главе с первосвященником. Ангелы у отверстой крышки гроба. Изящная, мелкая. Качественная и камерное. Нет масштаба, есть личное вслушивание
Икона св. Пантелиимона из ГМИИ. Перв. пол. 15 в. Киноварный плащ был весь прочерчен тоненькими белыми нитями как у Анастасии (их следы видны). Облик нестандартный: тонкая шейка, много неправильного, черты лица перекошены, подчеркнуто скользящий опадающий хрупкий контур. Мелкие неправильные ассиметричные черты, текучая красочная палитра, нечто хрупкое, искажающееся под светом.
Пантократор из ГМИИ очень большого размера. Конец византийской истории, около середины 15го века. Образ крупный, импозантный, монументальный, движение к великому византийскому прошлому. Масса мастеров перебирается на Крит, там дальше это искусство будет жить, это уже поствизантийское искусство. Написан очень хорошо, но ремесленно, очень похоже на сегодня. Все внешнее, повторное, но вдохновения нет. Таких икон километры в Афинском византийском музее.
Три похожих храма. Первый – еще конец 14го века. Поздний византийский цветок. Все в Сербии, это имеет название Моравская школа, т.к. располагаются по течению реки Морава (север Сербии).
Высокие стены (боялись турок, но не помогло).
РавАница.
· Вся эта архитектура крестово-купольная, куполов 5. Лепестковый тип, апсиды с арками, длинными лопатками.
· Кладка пестрая: белый камень и плинфа.
· Выступающие рукава креста, апсиды, выложены особыми декоративными орнаментами: плетенки, растительные формы… Как будто архитектура подчинена красоте декора
· Вертикальные тяги доминируют, повышенные барабаны с очень узкими окнами.
Росписи
· Все многосоставно, фризово. Наверху – праздники, внизу – фигуры воинов в рост – все удлиненно. Между – как нити бус – медальоны со святыми.
· Исцеление слепого: опять архитектурный фон. Искусство необыкновенно мягкое, чувствительное с нежными, иногда улыбчивыми лицами, мягкими красками. Тона смягчены, есть некая дымчатость.
· Воины тонконогие с «танцевальными» позами, смягченными ликами (такова Пименовская Богоматерь). В них есть какая-то близость нам, они очень человечные.
· На опорах – святые воины
РесАве или МанАссия. Живые женские монастыри. С огромными стенами. Это конец существования Сербии, ее последнее дыхание. Краль Лазарь. Такое впечатление, что Сербия делает вид, что ничего страшного не происходит, а ведь происходило, они были первые, кого проглотили турки. Но они пишут богатые изысканные фигуры, искусство хочет быть оптимистичным, но монастыри украшают огромными стенами.
Храм св. Троицы.
Все пятикупольные и у всех очень высокие барабаны, прямо свечи возносятся вверх. Храмы узкие и очень высокие. Манассия каменной кладки, хорошо отесанные блоки мраморов разных оттенков. Внутри тоже необыкновенная вытянутость вверх узкого пространства. Какой-то пространственный полет.
Роспись опять фризами:
· Евхаристия, пояс фигур в медальонах и внизу фигуры святителей в рост. Маленькие головы, огромные светящиеся фигуры на голубых фонах. Необыкновенная рафинированность, изысканность. Такого нет ни в КН, нигде на Балканах.
· Воины тоже тонконогие, грациозные. Красивые одежды, возможно, они исторически натуральные, но они очень колористически разнообразные. Это предсмертная песнь, но есть в этом что-то щеголеватое.
· По сторонам от западного входа стоят пророки с большими свитками с именами праведников. Золотые ленты на фреска вызолочено золотом. Никогда такого не было.
· Над западной дверью – «души праведных в руке Божией». Тематика страшного суда.
На грани сентиментального. Так играет с судьбой Сербия в конце своего пути. Не знаем, было ли такое искусство в Византии, не сохранилось материала. Может, это узкое местное произрастание под влиянием их последнего князя, бывшего достаточно горделивым, а может и более широкий византийский росток, который был, но не выжил.
Каленич. Тоже женский монастырь. Церковь Введения во Храм. Один купол с высоким барабаном. Над нартексом еще один купол, спрятанные в граненном объеме. Еще более нарядно, чем предыдущие храмы. Много красного кирпичного. Много вставленных мотивов. Много раз повторяется круг. Даже на западной стене – профильное круглое окно. Дальше этого в декорации идти некуда, это уже почти торт, но еще не антиархитектурно. Очень нарядно и развлекательно, как литературность в живописи. Раньше нужно было, чтобы человек сосредоточился на внутреннем, а теперь, чтобы ему не было скучно. Внутри фризы по вогнутым поверхностям
Тоже лепестковый храм
· Лица привлекательные, миловидные, привлекательные. Есть некая тихая скромность. Но раньше это было немыслимо. Добрые, с мягкими взглядами.
· Перепись населения в Вифлиееме, та же композиция, что и в Кахрие Джами. Переписчик весь пронизан счастьем, Ирод улыбается. Удивительный акцент – тоже один из концов византийской ментальности.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 270.