Византия существовала еще 2,5 века. Начинается с ужасной трагедии 1204г., когда КН был сожжен и разграблен. КН горел 2,5 суток, сильно выгорел, в числе выгоревших кварталов были и кварталы ремесленников. Византийскую судьбу описал Никита Хониат, переодевшись в женское платье ему удалось убежать.
Крестоносцы очень романтизированы в истории, это в большей части люди со страстями, люди-агрессоры, и ехали они, конечно, за добычей. Константинополь тоже виноват, они должны были много денег Западу, и Запад пошел брать свое.
Схизма 1054г (епископы поругались, фактически подрались, люди южные, горячие), но реальная рана, реальное разделение началось с 1204г. Только римский папа Иоанн-Павел 2 принес извинение восточной церкви за 1204г.
Империи не стало. Стало латинское государство и три греческих государств: Эпир (на западе Греции), Трапезунд (северо-восток Малой Азии) и Никея (центр Малой Азии). Афины – французская территория (Парфенон – католический собор, в Пропилеях они жили).
Византийский путь вдруг был прерван. Но это показывает, что не все в культуре и мысли зависит от материальных условий жизни, иногда трудности и препятствия способствуют процветанию и возрождению чего-то. Конец 12го века – булькающий, пульсирующий, подвижный, остро-спиритуальный стиль. Куда идти по нему дальше? Еще больше извивать одежды, острить линии? В мире есть баланс и такие острые взрывы оканчиваются в истории успокоением. Были еще и росписи на Патмосе (крупные монументальные фигуры в узком пространстве – краснощекая богородица с остановившимся взглядом – как наша ярославская Оранта из Третьяковки).
Византийское искусство 13го века
Ранний 13й век. Живопись
Мастера иммигрируют на Балканы: Сербское королевство, на Русь (у нас свои проблемы, но до 1240 греков у нас было много).
Одигитрия из сербского монастыря Хиландар на Афоне. Константинопольские мастера. Рубеж веков. Могучая большая, и очень монументализирована. Похожа на образы начала 11 века. Большая, ширококостная, симметричная, огромные глаза, красные щеки яблоками, тяжелый тучный подбородок.
Одигитрия с Синая. Орнаментальный фон – раньше не было. Лик – плотная гладкая форма, без контрастов и шероховатостей с правильными чертами лица. Тип комниновский. Появляется что-то остановленное, что-то, что не хочет бежать.
Богородица из Сан Марко. Привезена крестоносцами из КН. В северо-восточном углу, там есть отдельный компартимет, посвященный ей. В Венеции ей дали раму: есть и венецианские изделия, есть и эмалевые перегородчатые изделия, привезенные из КН. Часть эмалей купили (напр. составленный из них Золотой алтарь). По типологии – ранний 13й век. Крупный, монументальный, спокойный, тип письма – более простой, менее утонченный и рефлексирующий. В этом искусстве есть здоровое обращение от маньеризма к четкости и ясности.
Свв. Федор и Георгий с Синая. Нач. 13в. Много золота разной шлифовки (круглые сияющие нимбы). Уже нет несколько возбужденного оттенка образов конца 12 в. Физиогномика комниновская меняется: образы становятся более плотные, тяжелые, монументальные. Без-эмоциональные, нечувствительные.
Большой, великий Деисус с Синая. Центральный образ – Христос. Его первые издатели (1930е гг.) датировали 6м веком. Вероятно, тут в основе действительно образ Христа 6го века (энкаустический), это его список. Характерные черты 13 века: укрупненные черты, от отвлеченного к более иллюзионистическому. Архангел Михаил – появляется эмоциональная очеловеченность. Стилистически - рубеж веков (монументализация, упрощение и т.д.).
Св. Екатерина с житием. С этого времени стали возникать житийные иконы. До этого были только отдельные святые на полях. Клейма с житием характерно скорее западному искусству. Там были крипты с мощами святых, крипты расписывались еще в романское время. В Италии, например, романского времени иконы были как раз со сценами житий. Так стали делать и в Византии.
На Синае оседают западные художники, они учатся в мастерских греков, которые бегут и на Синай. Там возникает очень странная компания иконописцев. Их назвали крестоносные мастерские на Синае. По ним есть материалы и исследования, американские исследователи этим увлекались. Такая ситуация есть и сейчас: в Италии есть католическая мастерская, где очень любят византийскую традицию. К ним приезжают греки или даже русские и учат писать по-византийски (Серриате на севере Италии). Поэтому, возможно, иконография и импульсы текли туда и сюда.
Главная храмовая икона. У Екатерины тоже такой лик рубежа веков. Крупный с большими чертами лица, монументализированный образ.
Св. Николай с житием. Среди русских есть чрезвычайно похожие 13 века. Например, Николай из Русского музея с такими же слегка провалившимися чертами, параллельными складками на лбу и т.д. Был создан такой тип. Мелочи по которым узнается греческая рука: слезники в глазах отменены красным (очень иллюзионистический прием). Некоторые иконы сложно сказать написаны греком или русским – например, Николай без жития из Новодевичьего (ГТГ).
Пророки Илия и Моисей с Синая. Приезжали к нам на выставку в Эрмитаж. Они ослепительны. Их обычно датируют как раз нач. 13 века. Сложное время, как раз вырабатывается стиль успокоения. Одежды шелковые, переливаются как божественный свет. Моисей как перламутровое облако. Написаны плавью – все, не только лики. Все многослойно и все тает друг в друге. Но фактура ткани видна, и при этом она необычная, не имеет чувственной природы. На Западе ничего подобного нет, душа западной живописи в линии, а здесь – чудо.
Появилось мнение, ученый-болгарин, что это не 13 век, а что это комниновское письмо 11 века, как тонкие комниновские миниатюры, время Владимирской Богоматери. Но все же тяжелая форма плоти, что оставляет вопрос открытым.
Крестоносная икона – Богоматерь с младенцем. Синай. ¾ 13го века. Отличия от греческой византийской: тип лица чуть другой, но в целом подчиняется византийской дисциплине. Чуть большее гладкая поверхность, более выпукло выглядит объем (более интенсивные оливковые тени по овалу лица). В одеяниях – омофорий превратился в орнаментированный плат. В одеяниях Младенца появляется ситцевая рубашка. Она будет и в 13 и в 14 вв.
Еще одна крестоносная. Романские признаки. Есть признаки кипрской школы: красный фон, лепные штуковые нимбы, раскрашенные под серебро, всюду нарисованные обнизи с жемчугами. Чувствуется романская напряженная внутренняя экспрессия. Ножки, суставы младенца имеют некую романскую скульптурную пластичность.
Монастырь Богородицы в СтудЕнице (Сербское королевство). 1184-1196г. Мраморный храм – нач 13 века, кирпичная пристройка 12 века.
Со второй половины 12 века – национальный подъем сербов и образование королевства, связанный с именем Стефан НЕманя. Он конце жизни ушел в монахи на Афон (Хеландар). Старший сын стал королем Стефаном Первовенчанный, а младший сын – Савва, стал игумен этого монастыря.
Церковь сербская при Савве стала автокефальной. Он поехал на Афон, взял остатки отца и канонизировал его, привез в этот монастырь. Они были перевезены в Жичью (другой сербский монастырь), потом в Белград, где их сожгли турки-османы в 16м веке. Неманичи – сербские крали (короли). Савва посетил Фессалоники и оттуда пригласил художников для росписи этого храма.
Болгарский (Зограф), русский (св. Пантелеимона), грузинский был (Иверский), но сейчас он греческий.
Удлиненная купольная базилика. Много романских черт (совсем рядом – Долмация, а это католический романский мир):
· По всем карнизам плывет ломбардская арка (плоская закрытая арка).
· Со стороны апсиды – большое трехчастное окно, обработанное скульптурой романского итальянского типа. Кайма, рельефы и просто выступающие консоли. Рельефы очень деликатные. Главный мотив – классический акантовый лист, но есть и перевитые плетенки западного типа и разные фигурки в них.
· Выступают рукава креста (певница – вероятно, там стоял хор) – сербская особенность. На них перспективные порталы (романика, не византия). Южный – лицом к монастырю. Тоже перспективный, колонны разного вида, в т.ч. витые и резные с сюжетными капителями.
· Окна узкие. По форме похожи на двойные византийские окна, но они как щели, бойницы (узкие и высокие) – романская форма.
Но в основе – крестово-купольный храм. Храм опирается на выступы – тип зала с куполом.
Росписи:
Верх – 16 век. Низ остались византийские росписи времени св. Саввы.
· Св. отцы. Стоят редко, ритм замедленный (чуть больше человеческого роста). Цельные, лаконичные, силуэтные. Тот же стиль и темп, баланс, который настал в начале 13 века повсюду. Очень легко, белила смешаны с охрой же и поэтому они в тон. Они внутренне сосредоточены и очень благородны (еще напоминает благородный комниновский типаж).
· На западной стене – знаменитое Распятие 13го века (выше и с боков – 16 век). Мерное, плавное, спокойное. Нет ничего экспрессивного. Композиция разреженная, малофигурная. Фигуры не сбиваются в кучки, наоборот они отделены друг от друга. Наверху рыдают ангелы и есть два пророка. Ангелы ведут маленькие фигурки (один ведет Экклесию с Чашей в руках, другой выталкивает Синагогу). После византийской живописи 12 века, это искусство других измерений: оно тихое, кроткое, другая степень громкости и звонкости. Однотонность, тональность, плавкость – способствует настроению созерцания. Жены – удлиненные и утонченные, комниновские пропорции. Моделировки могут быть цветными (прием появился ее в Нерези: как бы просвечивание сквозь ткань. Много оттенков и полутонов, сделано как иконная плавь. Иоанн Богослов – не горюет, он внутренне просветлен (такое мы видели в Нерези).
· Столбы. На каждой грани – фигура. Из-за размера столба образы очень вытянутые.
o Богородица СтудЕницкая (надпись – желание святого Саввы прославить свой монастырь). Обычная иконография Богородицы с младенцем, но отдельный. Как бы просто-просто, но впечатляет ее цельность, ясность и спокойствие. Когда вглядываешься, понимаешь, что это сложная плавь.
o Царевич Иосаф и монах Варлаам. Он сделан иначе – сложный, драматизированный с мятущимися волосами, но очень мягко. Иоасаф написан как Богородица.
o Рядом с Богородицей изображен св. Савва Иерусалимский. Тонко, распластано написанный.
o Напротив Саввы – Иоанн Креститель. Иногда он в образе пророка (в хитоне и гиматии), а иногда в образе аскета (подчеркивается худоба и шкуры).
o Стефан Новый с иконой Христа в руках. Пострадал во время иконоборчества.
o Стефан перводьякон – на алтарном столбе. Молодой, могучий.
Монастырь Вознесения в МилЕшево. До 1228г. Первоначальный купол над четвериком. Устроен по той же схеме как храм Богородицы в Студенице. Второй купол – над нартексом. В западной части – базиликальное тело и удлиненный нартекс с двумя капеллами по сторонам.
Романские окна – щели вместо широкий византийских. Вместо студеницкого карниза с ломбардскими арками – орнамент с плоскими арками.
Цвета радостного мажорного утра. Более открытая живопись, уже не плавкая как в Студенице. Много рокальных тонов (нежно розовых и нежно зеленых). Больше иллюзионистического начала. Они по-античному красивы, красные щеки, красные губы. Но в этом искусстве есть могучая сила.
· Жены мироносицы у гроба господня с Белым ангелом (он очень известный, ему даже ездят поклоняться). Внизу спят римские воины. Он белый, но в нем множество оттенков. В классической позе как классическая статуя. Он объемный, но он бесплотный т.к. он в парящих белых одеяниях. Чудеса как в живописи, которая переходит границы своего времени. У него какой-то новый тип лица (будет популярен в 13м веке): широкое лицо, утонченность комниновской физиогномики оставлена и заменена чем-то более доходчивым. Он юн, здоров и прекрасен, в нем есть здоровая энергичная сила. Они хотели уйди от безнадежной рафинированной комниновской утонченности.
· Богородица подводит к Христу краля Владислава, который несет в подарок Христу Милешево (он построил его как свою усыпальницу). Композиция очень потертая. У Христа много золотого ассиста. Богородица вся окутана мягкими синими складками. Краль – очень портретен: голубоглазый, светловолосый. С простодушным выражением лица.
· Династия Неманичей: Стефан (осталась половина), дальше Савва (слегка портретен), дальше Крали (там есть и Владислав с Милешево)
· Св. Козьма (115)
· Начинается разная масштабность. Повышение масштаба очень важных образов – Николай Чудотворец. Новый физиогномический тип: натуроподобные, близкие к портретам, слегка простоватые, с широкой костью, толстым носом, очень очеловеченные глаза. Они контактные, друзья, помощники, учителя, наставники. 13 век опростился, но сделал искусство доступным. Точно такой же процесс, но в других формах, происходил в это время в Западном искусстве.
· Западная стена: монахи первых времен. Макарий египетский с длиннющей бородой (как у Феофана Грека в Троицком приделе). Шелкобородость очень воспевается. У всех румянец и свежая тональность лиц. Салатовый сангин и охристо-розовая тональность лиц производит волшебное впечатление.
Монастырь Св. Троицы в Сопочанах. Косово. Высшая точка.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 270.