Комниновская иллюстрированная миниатюра
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1я половина 11 века и 12я век – период монументального искусства. А 2я половина 11 века – искусство книжное. Это время борьбы за власть двух аристократических семейств: Дуков и Комнинов. Трон занимали разные люди и часто менялись. Были и очень образованные (вся КН аристократия имела прекрасное образование), а среди Дуков были совершенно выдающиеся книжники. Это время, когда в КН вовсю работает университет, там есть кафедра философии (не богословия, а именно философии!), ее возглавляет Михаил Пселл, при этом он монах. Хотя для Византии более характерен тип монаха-аскета, а не монаха-интеллектуала. Он одновременно является воспитателем/гувернером будущего императора Михаила 7го. Много разных взглядов на него: не был хорошим воином, а именно книжником. При нем делались самые великолепные рукописи. Это эпоха интеллектуальных людей, философов-богословов и библиотек. Есть императорская библиотека, библиотека при Великой церкви, библиотеки в больших монастырях (например, в Студийском). В это же время работает Симеон Метафраст, он по разным источникам собирает жития святых. Он собирает большой Минологий на все дни года.

Целый ряд рукописей – минологии.

Сверг Михаила 7го Никифор Вониат (грубый солдатский лидер, хамоватого характера), Михаила постригли в монахи.

Минологий 1063г. На каждое житие – иллюстрация. Другой типаж: тоненькая вытянутая фигура, небольшая голова, т.е. измененные пропорции по сравнению с монументальным искусством 1й половины 11 века.

Распространяются рукописи с маленькими фигурами. Есть специальные мастерские. Пишется текст, оставляют места для иллюстраций и отправляют в эти мастерские.

 

Парижское Евангелие. Gr. 74. 1058г. Фризовые миниатюрки иногда идут между строками текста. Притча о виноградарях, о работниках 11го часа. Евхаристия (иконография как в Софии Киевской). Фигурки невесомые. Одежда сплошь покрыта золотым асистом (тонкими золотыми линиями): лишает объема и придает золотое сияние.

 

Евангелие из РНБ (российская национальная библиотека в Питере). Gr.72. 1072 (написано в колофоне – информации о рукописи). Портреты Евангелистов. Уже комниновское лицо и плавкое письмо (светящиеся друг через друга тонюсенькие света охр, которые создают особый тип карнации). Как дмитровские фрески во Владимире: философы-интеллектуалы. Университет вместо монастыря. Объемы тонкими линиями, облегающие без витиеватостей ткани.

Лепестковый эмальерный (как эмаль) орнамент.

 

Сделана при Михаиле 7 и по его заказу. Париж gr -79. Сборник поучений Иоанна Златоуста. 1070е гг, дописали в 1078-81гг. Изображен Михаил 7, а по сторонам Иоанн Златоуст и Архангел Михаил. Когда Вониат воцарился на троне, распорядился стереть портрет Михаила 7 и написать свой портрет и поменять надпись. Знаменательно, что отобрав корону, жезл, он также отобрал и образ на рукописи.

Все становится иррационально, ни пейзажа ничего. Все в золоте фона. Все фигуры подчеркнуто стройные. У всех маленькие конечности, у всех плавные скользящие контуры, все в божественном свете, все иррационально, облегченно, нет веса, тяжести, все бесплотно и готово к парению.

 

Рукопись Новый Завет. из библиотеки МГУ. 1072г.gr-2. Только часть, есть не все тексты, отдельные листы. Маленький формат, 4ть А4. Очень маленькие фигуры, но сохранена вся система цветов, светов византийского искусства.

 

Отдельные листы из рукописи gr 334. РНБ синайской рукописи Слова Григория Богослова. Все правильно: анатомия людей, животных. Венцом такого классического искусства являются мозаики Дафни.

 

Рубеж веков как в школьном учебнике: переворачивает страницу и начинается другая тематика. Тоже мы видели и в монументальном искусстве: Дафни. Тоже и в рукописях.

 

Лествица. Ватикан gr .394. рубеж 11/12 вв. Не смотри ни вправо, ни влево. Не суетись. Здесь монах смотрит вверх. Она однотонная, охристая (не такая темная, как на фото, но в целом аскетично). Монах на кончике скалы – сделай он неверных шаг, жест – он упадет в пропасть.

 

Четвероевангелие ГИМ. Син. Гр. 41. Нач 12в. Четвероевангелие с толкованиями. Заказано монастырем, но очень элегантное.

Классика раннекомниновского стиля, но в начале 12 в происходит перелом. Хорошо виден по памятникам, хотя и в словесности он тоже был. Ориентация сначала была вкусов как в конце 11 века на элитарность, классику, университет. Алексей начал бороться с ересями и установки стали не на интеллектуалов, а на монашество. Это повлекло общую спиритуализацию, которую стали искать в искусстве.

Отсюда очень интересен этот манускрипт. С одной стороны все классическое, но появляются новые приемы: горки острые, пронизаны светом, дрожащие линии контуров, все тонко взволновано. Это меняет эмоциональное восприятие образов.

 

Гомилии Иакова Коккиновафского. Paris. Gr. 1208. Есть еще Ватиканская рукопись. От 1120 – 1129г. Он составил гимны во славу Богородицы. Очень яркая, плотные краски, подобно эмалям. Беседа Иоанна Златоуста и Василия Великого и др. Была целая мастерская, в которой во 2й четверти 12го века изготавливались рукописи в таком интенсивном стиле. Все динамично, большая подвижность, фигуры стоят толпой, теснят друг друга (до этого ритмическая расстановка фигур, архитектонично) – здесь ощущение более «демократическое» - очень популярно была такая интерпретация в советское время. Такой подвижный динамический стиль будет очень распространен в монументальном искусстве с Нерези (1164 г), но зародился он именно в манускриптах, в пульсирующем художестве этих рукописей.

 

Апостолы – лист из Евангелия из музея Канеллопулоса в Афинах (греческий коллекционер), само Евангелие в музее Гетти в Лос-Анжелесе. Сам листочек – дома у жены Канеллопулоса. Ап. Павел: лик комниновский буквально вычерченный по поверхности беловатыми светлыми светами – динамически активная бороздящая форма. Везде страстный импульс, далекий от умеренной классики. 1133г. – поворот совершен. Поворот от классического к спиритуальному и мистическому.

 

Время монашеских съездов и соборов, решавших большие вопросы. Рукописи мало подходят для

 

Евангелие из Афинской библиотеки гр. 93. Кон. 12 в. (120) Острая подвижная форма и световая конструкция образа. Все держится на пробелах. Это то что современно росписям Касторьи.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 358.