В базовой основе – классика, но очень вариативно, много граней. Очень экспансивно и активно. Мерность уступает место динамике и экспрессии.
Импульсивная, эмоциональная, драматическая, даже трагические как в Нерези. Позднекомниновский маньеризм – Курбиново крайний вариант. В КН такого не сохранилось, но на периферии такое не редко. На Руси такого не было, была экспрессия типа Нерези, но без искривленного ради художественного образа манерного оттенка. Позднекомниновская живопись динамического стиля, но часть ее развернувшаяся на территории Макдонии – позднекомниновский маньеризм. Начало – Нерези, а Курбиново, Аркажи, церковь св. Николая в КАсници, церковь св. бессеребрянников в Касторье и св. Стефана в Касторье.и т.д. это его дети.
Возможно конец большой культуры, он часто обеспечен маньеризмом. Но это не от влияния готики (в Европе в это время ранняя готика во Франции, в Германии еще нет), это от внутреннего развития византийского искусства.
Но классика всегда жила параллельно.
Церковь св. Пантелеимона в НЕрези (славянская Македония, 10 км. от СкОпье). 1164г. Земли родственника царской фамилии Комнина. По его указанию (целая летопись выложена над входом). Крестовокупольный, но с 5ю куполами (4 купола над боковыми пониженными компартиментами). Характерной греческой балканской кадки: чередующийся камень, кирпичная плинфа и цемяночный раствор. Зал с куполом как Календар-джами.
Фрески до карниза 1164, все что выше – поствизантийское искусство (16-17вв). В алтаре 1164г – до Евхаристии включительно.
С двух сторон от иконостаса – иконы-фрески. Св. Пантелеимон в роскошной каменной раме, с другой – Богородица. То же делали в Константинополе и никогда на Руси. И сделан по-другому (переходят тон в тон плавко, есть немного линейных моделировок).
Дьяконник (южная апсида) – Богородица и два дьякона. Во всех есть некая характерность.
Центральная апсида:
Евхаристия (двучастное), апостолы подходят толпой, не такая значимость каждой фигуры. Все резко расчерчены и пробелены. Много звучных темных пробелов, рассекающих фигуры линий. Активная свето-теневая игра.
Нижний ряд – Престол, уготованный для Страшного Суда, на нем Евангелие и на нем Дух Святой. Рядом Святители: они бесплотные, материи нет. Это не ткань, надетое на фигур, это невесомое облако. Лицо очень контрастны, если сделать в черно-белом получается почти гротеск. Мастер из своих световых линий сделал каркас. Куда делась созерцательность предыдущего искусства?
2 регистра: стоящие фигуры в нижнем и праздники в высшем. Все фигуры удлиненные, тонкие. Много украшений, жемчугов. Лики другие: ядреные, округлые пластичные молодые свежие и героические. И старцы отшельники такие же: с хорошо расчесанными шелковыми бородами. Очень эстетизированная роспись.
Южная стена:
Сретение. Симеон – как свеча: длинная, светлая, наполненная светом. Легкость, светоносность необычайная. Лик старый, состоящий из одних контрастных морщин, маленькие глаза спрятаны в густых зарослях почти сросшихся бровей. Подчеркивается не только старость, но скорее аскеза (Феофан Грек). Контраст – блаженный, лучезарный, сияющий изнутри Иосиф. Преображение. Иоанн Богослов (центральная фигура) – распластан как щепка, он перед осуществляющимся – ничто. Воскресение Лазаря.
Западная стена – Рождество. Тоже появляется специальный физиогномический тип. Он будет и дальше на территории Македонии: резкий профиль, выделенный, выступающий вперед подбородок, сочные красные губы.
Северная стена: Вход в Иерусалим. Снятие с Креста (Иоанн Богослов очень длинный, как колонна, светоносный сотни оттенков). Пьета (очень эмоционально, рыдающие ангелы, Богородица с Иоанном…).
Нижний ярус: святители и др. Есть гимнографы, воины и т.д.
5 куполов и 5 образов Христа: от Эмануила до Ветхого Денми (очень аристократичный). Специальная программа. Были церковные соборы: кто он Жертва или принимающий Жертву? Много слов и большая говорильня в середине 1 века. Отсюда разные образы Христа в одном и том же пространстве.
Церковь св. Георгия в КурбИново (юг славянской Македонии). Ключ в деревне Курбиново 4 км. от нее. На берегу озера Фреспо.
Однонефная. 1191г.
АПСИДА
· В конхе – Богородица с двумя архангелами. Фигуры очень длинные, как лучи света, с маленькими головами. В навороченных драпировках, ткани пестрят множеством складок, совершенно не обязательных для обрисовки тела. Они сильно усложняют линию контура. Они играют самостоятельную роль. Света много. Облики с острой выразительностью, подчеркнутым психологизмом.
· Второй ярус – святительский чин. Уже не фронтально, а повернулись к центру, где изображен престол с киворием над ним. На престоле лежит на дискосе мертвый младенец Христос. Иллюстрация литургии, которая здесь же происходит реально. Физическое изображение жертвы. Поворот в сторону натуральности. Белые пронизанные светом одежды прочерчены вертикальными линиями – такой способ моделировки. Лики: никакой красоты, только утрированная и гротескная выразительность. Ломается форма, она как бы формируется гранями. Лоб меньше, близко поставленные глаза, почти срастаются брови – создает эмоциональную экспрессию, громадный нос и красные толстые губы – ищут чего-то натурально выразительного.
ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА:
– Вознесение. Христос на радуге в трепещущих одеждах, изящно согнутая нога. Петр: одежда светящиеся друг сквозь друга тона, переливающиеся оттенки.
– во втором ярусе – Благовещание. Драпировки ангела образуют самостоятельные формы как пена. Оттенок утонченного артистизма граничащего с манерностью, игрой. Артистизм становится почти самоцелью, что в византийском искусстве редко бывало. Это искусство получило термин ПОЗДНЕКОМНИНОВСКИЙ МАНЬЕРИЗМ. Богородица очень изогнутой формы, напоминающей S. Ее тело змеится. Сама сцена имеет странный для Византии оттенок куртуазности.
– По сторонам от алтаря – две ниши с двумя дьяконами: Евпол. Очень распространенный тип лица. Такая физиогномика уже началась в Нерези, а это 1160е гг, здесь 1190е. никакой красоты, только утрированная и гротескная выразительность. Ломается форма, она как бы формируется гранями. Лоб меньше, близко поставленные глаза, почти срастаются брови – создает эмоциональную экспрессию, громадный нос и красные толстые губы – ищут чего-то натурально выразительного.
СТЕНЫ: праздники.
Встреча Марии с Елизаветой. Они изображают вихрь, они как бы налетают друг на друга, огненность. В лицах провалы и вздыбленность, а не мерная постепенная пластика как у скульптуры. Взволнованная, пришедшая в движение плоть.
Сошествие во ад. Тоже вихрь, ураган.
Мастера/маленькие артели обычно путешествовали втроем: главный и два помощника. Этого было достаточно для росписи средней величины храма.
Церковь св. Бессеребников, Кастория (Север современной греческой Македонии). Кон. 12в. Тоже без купола, базиликальный с приподнятым клеристорием. Характерная балканская кладка.
– Иоанн Златоуст из святительского чина. Чудной вкус: принципиальное искривление ради передачи чего-то глубоко внутреннего. Несвойственный византийскому мышлению внутреннего экстаза. Классика никогда не может быть кривой, хотя может быть очень выразительной и экспрессивной.
Фреска из трапезной монастыря Ватопед на Афоне. Поцелуй мира Петра и Павла (поздний 12 в) как на Сицилии в палатинской капелле. Похоже, но не так импульсивно, нет таких искажений.
Храм Благовещания в Аркажах. Новгород. 1189г. Огромные святители на узких арках между дьяконником, жертвенником и наосом. Рыжие из охр (местные глины, которыми написаны эти росписи). Голубоглазые, все исчерчены сильнейшей пробелкой, образующий собственный рисунок. Но нет манерного искривления. Экспрессия форм и цветов.
Церковь св. Георгия в Старой Ладоге. 1160-80е. Та же манера.
Второе течение, никогда не затухавшее – классическое. Умеренного стиля и вкуса. Тонкие линии, мягкие живописные моделировки. Лики написаны мягко, плавью как на иконах.
Дмитровский собор во Владимире. Ок. 1195г. Это уже отблеск былого чуда, но даже в таком виде это необыкновенно. Они очень испорчены, в непрерывной ситуации постоянного ухудшения. В такой ситуации и Санта Мария Антиква в Рима. Что только с ней не делают, а она гаснет.
Апостолы на престоле, а за ними сонмы ангелов. На южном склоне свода – более греческие, на северном – чуть менее. Но все это, конечно византийское искусство конца 12 века. Моделировки складок одежд апостолов, даже есть их мысленно усилить, образуют нежные тонкие ритмы. Ангелы – благородного комниновского типа. Их сонмы, но они все индивидуальны.
Всеволод Большое Гнездо по недоказуемому предположению полугрек, который долго жил с матерью-гречанкой в Фессалониках. Художники приезжали художники для росписей Дмитровского собора, похожие росписи есть в Фессалониках.
Еще один вариант поздне-комниновского искусства. Монастырь Иоанна Богослова на Патмосе. 1180е гг. Там пещера, где св. Иоанн Богослов написал Апокалипсис. Монастырь основан Алексеем Комнином в конце 11 в.
Маленький крестовокупольных храм на 4х колонках. С южной стороны есть капелла, посвященная Богородице. Она узкая и маленькая. На торцевой стороне: вверху Троица, внизу огромного формата Богородица на троне с Христом на коленях и два архангела по сторонам. Кон. 12в.
Очень нарядно, ярко.
Богородица – несомненно есть что-то от курбиново и нос не такой тонкий, яркие красные губы, галочка на переносице символизирующая сросшиеся брови и т.д., но все это несколько спрятано по сравнению с ее мощью, энергией ее образа. Возврат к исконным принципам – внутреннему пафосу и масштабу, пластичной форме. Именно этому искусству принадлежит ранний 13 век. Если бы не 1204 г. не известно, что бы дал такой росток. Такое ощущение, что общество опять обрело устойчивость, хотя это ненадолго.
Ярославская оранта – очень похожа на патмоскую.
Лики из трапезной. Первые годы 13го века. Более стилизовано, ближе курбиновскому типу. Ломаные поверхности, крупные, но неправильные с классической т.зр. черты лица, красные губы.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 322.