Позднекомниновское искусство Италии и Сицилии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сан Марко. 1067г кончилась перестройка. При высочайшего класса оригинальной архитектуре,

Первые мозаики 11 век – входной портал. евангелисты Лука и Иоанн. Крупные фигуры с упрощенно сделанными одеждами, большими глазами как в Нео-Мони. Возможно, что это близко к середине 11 века, а может, это искусство помнили и ему подражали.

 

Затем – главной апсиды: 4 фигуры святых. Святитель Николай (есть часть его мощей). Как София Киевская. Большие пробела, которые берут на себя функцию архитектоники фигуры.

 

Капелла семейства Дзен (Зен) в юго-западной части, начало 12 века. Богородица (19 века), архангелы – начала 12 века (совсем близко от Дафни). Классический стиль отклоняется в сторону большей выразительности. Но в целом это очень классично.

 

Остальное – конец 12 века. Крайние купола даже начало 13 века

Центральный купол – Христос Пантократор, в целом – Вознесение. В скуфье – Христос на радуге с 4мя ангелами (перевитыми в S образном изгибе). Второй ряд – Богоматерь и апостолы – очень активные, подвижные (стиль тянет скорее к декоративности, не так импульсивен). Третий ряд между окнами барабана: аллегории добродетелей и пороков. Эпоха позднероманского маньеризма – странным образом западные и византийские желания совпали. Первая готика (середина 12 века во Франции).

Восточный купол – Христос Ветхий Днями и пророки. С пророками всегда Богородица, т.к. большинство с пророчеств о Ней. Возможно, это уже венецианские мозаичисты: все то же самое, но очень утрированно. Драпировки имеют немного остановившуюся романскую форму.

– Западный купол – Святой Дух и в целом нисхождение Св. Духа.

Получается Троица по горизонтальной оси.

– Боковые купола – северный: деяния Апостолов, южный – 4 наиболее почитаемых святых.

Рукава креста:

Поцелуй Иуды и несение Креста. Явно участие местных мастеров: экспрессия, гротескные ухмыляющиеся лица оскорбляющих Христа.

 

Санта Мария Ассуанта на о. Торчелло. Рядом храм санта Фоска. Выстроена в 8 веке. Простая плоско перекрытая романская базилика. Перестраивалась, в конце 12 века восстановили. Т.е. мозаики есть 2й половины 11 и конца 12го.

Ирина Андриеску провела подробнейшее исследование слоев, начертила подробную линию поздних вставок.

Апсида

– Апостолы очень похожи на 1ю половину 11 века. Крупные, большие черные глаза

– Богородица поздний 12й век. Удлиненные пропорции как свеча. Тонкая хрупкая шея как ленточка.

Западная стена: Страшный суд. Сохранился в мозаиках только здесь. Смесь разных эпох: 11 век аскетический (апостолы), 12 век (сам суд) и много вставок 19 века.

– Сошествие во ад. 2 архангела справа – 19 век архитектор/реставратор Марро. Некоторые головы он выбивал и продавал (есть в Лувре, есть в частной коллекции в США), но несколько голов сохранились в музее Торчелло. У Христа пол лица древние, половина – новая.

– Христос во славе и Деисус. По сторонам – апостолы на престолах. 11 век, нижняя часть слева сделана в 19 веке г-м Марро.

– Преуготовление к Страшному суду. Ангелы с разверстыми свитками. Они трубят и призывают души на страшный суд: море и земля (разные твари, заглотившие когда-то людей их отдают) отдают своих мертвецов. Конец 12 века. Ангелы рядом с морем – 19 век в позднекомниновском стиле.

– Собственно суд. Над дверью Богородица Знамение (Поясная оранта). Над ней Ангел и черт взвешивают души. По сторонам (справа от Христа, от нас слева) – рай. Праведники – многократно повторенный один образ – более сильное впечатление. Рай – врата и добрый разбойник, Богоматерь и сцена «Лоно Авраамово» (Аваам и на его животе детки). С другой стороны ад: ангелы спихивают жезлами души грешников в ад, а внизу разные виды адских мучений: и «червь неусыпающий» и мерзнут и т.д. Есть теория, что это нехристианизированные варварские племена, жившие на этих землях.

 

Константин Мономах в Иерусалиме в храме гроба господня сделал огромную мозаику Сошествие во Ад, но она не сохранилась. Но считается, что это копия этой несохранившейся мозаики.

 

Западный купол (сделали последним в начале 13 века). Скорее всего местные мастера. Все становится более грузным, тяжелым. Одежды образуют как бы такие же ткани весомые тяжелые, но рисунок не такой четкий, немного размыт, обмяк. Но это на византийскую тему.

 

 

Собор в Монреале (Сицилия, 20 мин на автобусе из Палермо). 1180г. Византия плюс местная артель. Как и Чефалу нормандская архитектура. Воспроизведение раннехристианской колонной базилики. Западный фасад – башни с открытым портиком-аркадой, утопленный фасад с орнаментом из перевитых арабских арок, С северной стороны – еще один открытый неф в форме открытой аркады. С южной стороны – огромный монастырский клуатор (дворик) – райский сад. Восточные апсиды – ковровая застланность пересекающимися мусульманскими арками.

Внутри – самый роскошный. Коринфские капители, стропильные перекрытия все позолоченные. Та же эмоциональность, динамизм, даже некая манерность. От Македонии до Новгорода и Сицилии.

АЛТАРЬ

· Вима имеет стрельчатую форму – арабский признак

· Пантократор – в конхе алтаря. Огромная фигура, распластанная с кристаллическими одеждами. Но такой концентрированной силы как в Дафни нет, некоторое

· Богородица – верхний ряд алтарной апсиды

· Стоящие фигуры апостолов. Петр. Страдающий взгляд, стилизованные изгибающиеся линии.

СТЕНЫ

· Внутренние стены над колоннадой – ветхий завет. Начинается с Шестоднева. Авеля очень любили – он ветхозаветный прообраз Христа. Он жертва.

· Наружные стены – большие композиции на евангельские сюжеты. Исцеление больного водянкой. Все апостолы вливаются в единый светящийся, активный комок – омовение ног, поцелуй Иуды, сошествие св. Духа. Общая пенящаяся светоносная масса, заряженная энергией пробелов.

 

Комниновские иконы

Большая часть в монастыре св. Екатерины на Синае, т.к. его никогда не грабили, у него была охранная грамота от самого пророка Магомета (один из трех монастырей, включенных в грамоту). Часть осели в различных музеях мира. В музее синайского монастыря выставлена большая часть знаменитых, а еще есть большая часть (говорят до 3000) в запасниках или ризнице. И еще там огромная часть манускриптов (до 12 века каталогизированы). Короткая колонная базилика с мозаикой Преображения 6го века в конхе апсиды.

Иконы в целом небольшого размера. Владимирская Богоматерь – считалась большой. Крупные появляются позже с конца 12 века и особенно в 14 веке.

Византийский иконостас: внизу храмовые, а наверху балка: Темплон или тяблы по-русски. И над ней - праздники или страстной цикл или житие святого покровителя храма.

Типы икон:

· Минологий (или по-русски минея) – изображение того, чему покланяется Церковь за определенный период. Диптих минологий. Регистрами в хронологическом порядке. Наверху Христос и Богородица, окруженные 12 изображениями двунадесятых праздников. Даже при таком минимальном размере в каждой фигуре сохранятся полнота византийской живописи: «сто тысяч полутонов» - ювелирное тончайшее мастерство

· Деисус с фигурами на полях. Индивидуальные молельные образы. Заказанная фигура и стоящие на полях святые соименные членам семьи или персонам, о которых молитва. Наверху архангелы и Этимасия.

· Праздники. Складни. Небольшое Рождество Христово. Кон. 11 в. Мелкое и подробное письмо было, видимо, популярно то время. Наверху сонмы ангелов поют свои песни. Страшный суд. Деисус наверху в окружении сонмов ангелов, апостолы, ангел разворачивает свиток, Этимасия, праведники и грешники, рай и ад.

· Иконы стоящие на алтарной преграде. Первыми высокий иконостас сделали Феофан Грек с Андреем Рублевым (Благовещенский собор московского кремля).

 

Иконография Богородичных икон:

· Одигитрия

· Елеуса (умиление)

· Никопея (Христос на щите на груди у Богоматер)

· Гликофилюса (взыграние). Младенец на груди играет – более нежная).

 

Одигитрия с младенцем. Находится в КН в Греческом патриархате. Кон. 11в. Крупная, больше Владимирской Богоматери. Масштабная с укрупненным резко выраженным образом. Напоминает образы монументального искусства Осиос Лука и т.д. Симметрична, без выраженного комниновского физиогномического типа. Мощь и сила. Линейная структура преобладает (руки).

Иоанн Предтеча тоже из КН патриархата. Маленькая монашеская фигурка прилепился у подножия Крестителя.

 

Св. Филипп, Федор и Дмитрий из Эрмтажа. Длинная доска с алтарной преграды с изображением святых и воинов. Стоят в лепных арках из штука. Ап. Филипп, воины Федор и Дмитрий. Нач. 12 в. Лицо круглое, тягучая краска, структура материала не скрыта – классическая поверхность. Ранний 12й век еще не скрывает чувственной природы краски, что для византийского мышления не всегда свойственно.

 

Богоматерь Кикская с Синая. Оригинал в Кикском монастыре на Кипре, она В 18м веке она была открыта. Гликофилюса (сладкое лобзание). Наверху Христос с символами Евангелистов и серафимами/херувимами. Пророки – провозвестники Богоматери и ее Сына. Внизу – родительская композиция: Иоаким и Анна, Захария с Елизаветой. Комниновский тип. Сами красочные слои не видны, фактура таинственно скрыта. Довольно яркие цвета одежд. Пророки держат свои атрибуты (предметы или формы природные, связанные с ними: Моисей с Неопалимой купиной).

 

Владимирская Богоматерь. Пик византийского искусства комниновской эпохи. Оба лика сохранились в подлинности как и абрисы их фигур. Одеяния Богоматери – наслоения всех времен, золотая риза Младенца – 14 век.

Перв. треть 12 в. Известно, что была привезена в Киев и она была помещена в Церковь Богоматери Пирогощи. В 1144г Андрей Боголюбский привез ее во Владимир.

Она стала русской славой, с ней связаны светлые моменты русской истории. Москва спасена в 1395 г. – Сретенка. Легенда, что она написана Евангелистом Лукой (тоже есть легенда о иконе 12 века в Болонье, есть еще).

Лик Младенца и Богородицы написаны по-разному. Младенец сочными красками импрессионистично с чувственной открытой поверхностью. Она написана тем, что можно назвать комниновской плавью. Много красочных слоев. Оливковый санкирь (подложка/подмалевок) покрывал весь лик, дальше идут слои охр, постепенно становящиеся все более прозрачными. Сверху кладется свет – белила (могут быть чистые или смешанные с охрой): по хребту носа, над глазами. Верхний, слегка бликующий слой. Таинственная, скрытная, нематериальная, как бы нерукотворная, нет обнаженной фактурности краски. Темпера.

Очень высокого класса, но очень типичный образ комниновского времени. Тонкое хрупкое лицо, нежный лирический облик. Совсем другой мир по сравнению с македонской эпохой, с ансамблями начала 12 века. В ней есть человеческая теплота, Византия это не очень допускала, все-таки эмоции должны быть преодолены для духовных созерцаний.

 

Христос Милостивый (надпись). Берлинские музеи. Сер. 12в. В образе Пантократора. Образ созерцательный, спокойный, умиротворенный, тихий. Мощь и властность не подчеркнута, но он не кроткий совсем. Есть эта внутренняя гармония. В основе – созерцание, очень сильно всегда соединенная в византийской культуре с интеллектуальным началом (умозрением). Не понятно, чего больше: рацио или духа, Византия среднего периода – это слияние этих начал.

Христос Пантократор из Флоренции, Барджелло. Сер. 12 в. Очень-очень мелкие кубики мозаики. Чуть более стилизованная, не такая полная плавь. Но в целом такой же созерцательный образ.

Григорий Чудотворец из Эрмитажа. Сер. 12в. Тихий, созерцательный. Легко читается издалека силуэт, даже кажется, что он светится (золотистые охры в лике и одежд). Подчеркивается линия силуэта, но очень тонкая, не подчеркнутая, не превращенная в цвет. В образах есть духовная дисциплина, важная для культуры и людей того времени.

Лик: нет общего санкиря, только охры, поэтом нет теней, которые бы шли по овалу лика. Он весь теплый и золотистый, лучится. Все эти лики созданы по принципах классического византийского искусства. В них еще нет открытой экспрессии, они не активны.

Распятие с Синая со святыми на полях. Сокращенный извод: Распятие и две фигуры. Верх: Иоанн Креститель с архангелами. Первоапостолы. Ниже разные чины святости (икона уподобляется всей церкви небесной в лице своих представителей): 4 святителя, 4 воина, монахи-столпники, две царственные св. жены и преп. Валаам. Скорее всего, КН мастера, но синайский заказ.

 

Чудо архангела Михаила в Хонах. Нач. 12 в. Злые люди нехристиане хотели сокрушить храм в Малой Азии, они прокопали реке другое русло, чтобы храм был затоплен. Монах Архип взмолился, чтобы храм был спасен. Архангел Михаил явился, пробил жезлом скважину, туда стекла вода и храм был спасен. Архангел Михаил в распахнутом жесте и шаге, все линии драпировок организуют материю, обволакивающую его фигуру. Архип – тоненький как свечка с очень узким контуром. Лик архангела: крупное лицо с затемненными глазами, крупными чертами лица и просто по-римски красивое.

Появляется на иконах монашеская тематика. Становится распространен образ монаха-ангела. Это время спиритуализации идей в обществе и искусства по сравнению с более классической традицией 11 века.

Лествица. Синай. 12 в. Иоанн Климакс (Лествичник) – игумен синайского монастыря. Сам Иоанн ведет монахов к принимающего их Христу. Работа была написана для монахов, стала популярна в 12 веке и, как не странно, у нас в 90е, 00е. Сюжет предполагает изображение чертиков, но это не свойственно Византии, у нее пасхальное восприятие: ангелы, праздники. Это свойственно западу, там еще на западном портале, еще не войдя в храм ты уже увидишь страшных экспрессивных существ. Здесь черти такие смешные, веселые, делают свое дело, стаскивают тех, кто не справился со своим делом. Ангелы очень похожи на миниатюры 2й четверти 12го века.

 

Благовещание с Синая. Конец 12 в. (время Курбиново с его позднекомниновским маньеризмом). Когда-то ее как отдельное явление опубликовал Вальцман (немецко-американский ученый). Изобилие волнующихся драпировок, свободно льющиеся фалды, света, пронизывающие одеяния трепещущими светами, вращающимися кругами. Тревожная почти галантная поза с изысканным жестом. У Богородицы как будто чуть скошенное лицо, характерно маньеристическое.

Посередине золотой сгусток – отшлифованный по-другому круги: характерная для икон этого времени игра с золотой поверхностью. Концентрация божественных излучений, которая появляется, где хочет и в любом количестве.

 

Двусторонняя икона из Кастории (Касторья) – сев. Греческая Македония. «Не рыдай мене, Мати». Икона на эту же тему есть в Третьяковке. Трагическое выражение лика Богоматери, выражающееся через особый изгиб бровей даже с морщинами. В 14 веке даже не стенах в Македонии находится этот сюжет, пришедшийся по вкусу на этой территории.

 

Многостворчатые складни. На каждой стороне своя сюжетика. Для частных лиц, походов, путешествий. Напр. двустворчатый складень с двунадесятыми праздниками с Синая. 2 пол. 12 в. – очень много таких складней. Ярко, бурно, подвижно: все в светах, цветах. Сверкающие косо направленные взгляды. Не высокое качество, их привлекательность в динамизме, живости, такое распространение высокого искусства в народ.

 

ТЕмплон/Эпистилий с праздниками (доска на алтарной преграде). По-русски тягла. Разделители нарисованы золотом другой тональности.

Воскрешение Лазаря (Афины) и Преображение (Эрмитаж) – древние киноварные красные фоны, но стилистика как весь 12 век. Цветные нимбы.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 252.