Позднее палеологовское искусство. Конец 14 – первая половина 15 века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Григорий Палома из ГМИИ. После 1368г. Типичная икона 2й половины 14го века. Главное в моделировках в карнации – свет. Кончина в 1458г, т.е. написана сразу после его смерти, поэтому портретное сходство, скорее всего, присутствует.

Темная карнация, оливковая сангирь видна кое-где по скруглению формы. И очень много лучеобразных белых сдвижков. Все построена на контрастах и белому свету здесь отводится ведущая роль.

 

Группа икон 60-70е гг 14го века. Первые шаги после утверждения учения Паламы.

Соблазн, привлекательность именно в отделении Божественных энергий от божественной сущности, которую познать невозможно. Эта энергия может одухотворять всех, у каждого есть возможность достичь этого состояния. Каждый может достичь обожения. Не нужно думать, что исихазм был чисто монашеским, это не так. Он был широко распространен и в миру. Все искусство 2й половины 14 века было под впечатлением этих переживаний.

 

Христос Пантократор из Эрмитажа. 1363г. В углах были фигурки (одна осталась), есть надписи: крупный константинопольский чиновник из императорского окружения и в 1363г. при его помощи была создана икона как вклад в монастырь Пантократора на Афоне (монастырь был создан в 14 веке). В 19 веке она была привезена Севастьяновым с Афона, была в Севастьяновской коллекции и вместе с ней попала в Эрмитаж. Она крупнее, чем Владимирская.

Размер икон возрастает, теперь она главная в храме. Т.е. не рассказ, литературные сюжеты, а молельный образ – главное в храме.

Очень интенсивная по цвету. Синий гиматий Христа буквально горит и светится изнутри холодным драгоценным сиянием. 14й веке вообще был привержен к синему. А синий всегда имел некую мистическую составляющую.

Образ очень человеческий, нет преувеличенных черт лица с громадными глазами как в 11 или 12 веке, нет драматизирующих крупных поворотов формы. Все гладко, как кажется, нормально. Взгляд спокойный, теплый, живопись тонкая-тонкая, но на ней контрастно лежат белильные света, а под ними живописная и пластическая, почти эллинистическая полнота формы. Как будто художники хорошо знали классическую живопись, только чуть изменили ее и внесли столь особые оттенки. Как Палама получил прекрасное университетское образование и был лучшим учеником Федора Метохита и уехал на Афон и стал основоположником мистического учения, так и художники был выучеником классической школы, но видоизменил ее параметры в сторону нового учения.

Еще одна икона Христа Пантократора из монастыря Пантократора. Афон. 1363г. Однажды приезжала в Фессалоники в 1998г. в рамках выставки «Сокровища Афона». Икона двусторонняя, значит могла быть выносной, значит та иконы из Эрмитажа – храмовая, т.е. стоящая в первом ряду иконостаса. Храмовых две – Христос и Богоматерь. И не помешало, что там были две фигурки заказчиков.

На обороте Афанасий Афонский (основатель Великой Лавры на Афоне). Образ аскета (он не был аскетом, это Палама сначала поселившись на Афоне был отшельником в одиноком скиту, а потом он согласился занять место игумена лавры Афонасия). Только охры, письмо суровое упрощенное (не технически, там множественные оттенки и движения кисти), суровый обращенный внутрь взгляд, узкий глаз, отсутствие эллинизированной красоты. Образ афонского исихаста. Стараются подчеркнуть изможденность плоти – рельефные перепады формы (опасный прием в создании портрета, но здесь удачно).

Фрески из монастыря Пантократора на Афоне. Раньше знали по одной маленькой статье с черно-белыми картинками, пока на конференции в Фессалониках профессор Цегалитос (куратор по искусству от Афона) не показал эти чудесные образы. Это было как взрыв бомбы. Это целый пласт искусства, который был скрыт от всего мира.

Странная, совершенно свободная живопись, не по правилам, никакого канона. Полная экзальтированная свобода мастера, что совершенно не свойственно средним векам. Это был незаурядный человек ни с чем не считающийся. Аффектированные, расхлестанные движения кисти и линий. Своеобразное личное живописание, никаких аналогов этой живописи нет, она одна на свете. Получилось. Важен результат, победителей не судят. Образы очень неординарные.

Феофан Грек тоже был очень неординарный и талантливый человек, но он использовал традиционные приемы, другое дело во что он это превратил. И все это в одно время.

Это линия очень живописного искусства, очень открытый мазок (в Византии всякий мастер пытается письмо скрыть, чтобы не отвлекать от духовного созерцания).

 

Икона архангела Михаила из Византийского музея в Афинах. Третья четверть 14 века. Огромного размера. Сфера прозрачна и в ней тысячи оттенков, в ней видны все оттенки небосвода. Юный прекрасный, подчеркнута сияющая человеческая красота, тоже осененная лучами светов.

Суть этого искусства: красота природы и жизни, античных воспоминаний, одухотворенная Божественными энергиями. Эти приемы держались всю вторую половину 14 века.

 

Икона Богородицы Перивлепта. Икона из Троице-Сергиевой лавры. Находится в музее Лавры, сейчас за пределами монастыря. 2 пол. 14 в. Одни из вариантов Одигитрии из монастыря Перивлепты в КН. Нимб с драгоценными инкрустациями принадлежит византийской иконе 14 века, а жемчужное головное покрытие – русское украшение 14 века. Тот же образ: прекрасный гордый аристократический греческий лик полный светов. Не все сохранилось, вероятно верхние слои немного потерлись, живописного в ней было больше. Белила лучше всего сохраняются, они более корпусные, поэтому они выглядят ярче.

Богородица и св. Иоанн Богослов из Погановы. София. 1371 (доказано документально, что она заказана в 1371 году дамой из правящей династии Палеологов как вклад монастырь в Поганово в Болгарии). Двусторонняя, на другой стороне Видение Христа пророками. Две фигуры как столбы или свечки. Сияние синего одеяния как будто изнутри, дает мистическое свечение.

Свет может лежать на образах 2мя главными образами:

· Лучи – свет явен виден и очень нагляден. Он представляет собой Божественные излучения извне

· Свет изнутри, когда материя, краска светится изнутри – это внутренняя божественная осеянность. Это сложнее. Нутряное мистическое сияние – высший пилотаж. Донская Богоматерь (может быть, Феофан Грек) из ГТГ. Это чудо, непонятно как сделано.

Миниатюра из Слова Иоанна КантакУзина. 1375-78. Парижская нац. Библиотека. Gr . 1242. Большая, в лист А4. Он был родственником Палеологов и занял престол. Он был слепым последователем Григория Паламы и был предан ему как собака, но был в высших эшелонах власти. Но т.к. он был исихастом по мировоззрению и образу жизни, он оставил трон и ушел в монахи. Был еще Фока в 10 в. Его слова/проповеди с популярным переложением Паламы написал уже в монашестве. Одна из миниатюр: он в образе василевса и монаха. Наверху Троица, она как и Преображение – важные сюжеты в искусстве этой эпохи (Фаворский свет и Троица не в виде гостеприимства Авраама). Преображение – все светится и все голубое, кое-где густые синие (репродукция очень тусклая) – до середины 15 века преображение будет изображаться так. Христос в многогранном многообразном свечении «в славе», апостолы в таком искуплении, что вне сил летят вверх тормашками. Церковный собор 1351г, на котором также есть Палама, отрицательные фигуры, например, Варлаам не изображаются.

Икона Преображения в ГТГ из Переславля Залесского – то же направление.

 

Церковь Богородицы Перивлепты в МистрЕ. Юг Пелопонеса, 10 км от древней Спарты. Мистра сейчас – археологическое место. 3 четверть 14го века. Небольшой крестово-купольный храм, продолженный базиликально (циллиндрический). Сохранилось много фресок. Композиций много, небольшого размера.

Тыквообразный купол с ребрами:

· В центре Христос, по сторонам – пророки

Рукава креста: по две сцены в каждом рукове:

· Рождество. Скалы прорезает пополам всю сцену, особое место/слой пространства для ангелов и других участников – театрализованное действо. Есть некая огромность и фантастичность происходящего. Кокон голубой ауры и такой огненный взгляд. Особый оттенок мистического явления космического порядка.

· Крещение. Неровные зигзагообразные берега Иордана, острые скалы, там плавает много всяких рыб и тварей. Дополняющие группы людей: мужи и жены, пришедшие креститься. Вверху – открывшиеся небесные врата и там тоже ангелы поют. Целый сценарий.

· Преображение – западный рукав.

· Вознесение – в восточном рукаве

· Вход в Иерусалим. Иерусалим в виде огромного многоэтажного города с разными персонажами, выглядывающие из окон. Большая очень толпа иудеев, встречающих его у входа. Нет отдельных портретных персонажей, а огромный антураж, великолепное зрелищное панно. Такое ощущение, что не Христос главный образ, а главное – сам сюжет.

· Тайная вечеря. Чудесная архитектура – огромные киворий как целое здание. Создание с лесенками, малыми, большими формами, так раньше в Византии не изображали.

Базиликальная часть:

· Страстной цикл: снятие с Креста. Много подробностей: специальными клещами вынимает гвозди. Много жен. Плачущие ангелы. Взгляд Иосифа – зрачки скошены, закатаны – эмоциональная напряженность.

· По стенам – воины. Похоже на Кахрие Джами. Вертикальные, тонконогие. Образность 2й половины 14го века (065): темная карнация с выделяющимися активными белыми полосками. Взгляд выражает ту же внутреннюю эмоцию. Исихия допускала даже требовала познания себя. Большая роль отрешенности, преодоленности, разглядывание всего, что было внутри. Психологический момент в искусстве. Раньше Византия этого стремилась избежать. Было специальное помещение между оградой и отвесной скалой – для наибольшего уединения и погруженной молитвы.

Искусство очень классично, конечно с светами, выражением, экспрессией, но в целом, это совершенство. Ансамбль не описан. Есть статьи, но это небольшие работы. В Мистре снимать запрещено (ревностный директор-искусствовед).

Очень подробный рассказ (началось еще в Кахрие Джами), не просто литературный рассказ, а космическое действие: скалы, глубокая синева, внутри которой происходит мистическое действо. Многонаселенность, многофигурность и сценичность.

Пробела теперь цветные: по основному тону идут цветные полосы света. Это тоже световой способ моделировки, только теперь они синие.

Все на темных глубоких фонах, яркие цвета

 

Акафист Богородицы (ГИМ Син. Гр. 429). Рукопись создана в КН в 1350-1360. Четверть листа. Тексты послесловий сочинил патриарх, очень преданный Паламе. Шрифт Иосафа – песец Иоанна Кантакузина. Благовещание, Упреки Иосифа – бурная сцена, экспрессивная жестикуляция. Густые яркие краски, много красного цвета, одежды моделированы энергичными крупными и очень подвижными пробелами, специально накрученное и усиленное нагромождение материи – сложный контур, эффектные жесты. Перспективная архитектура. Христос во славе – искаженные эмоцией лица, силуэт сложный, витиеватый. Искусство сложное, импульсивное, объемное, трехмерное, мир возбужденный и вдохновенный.

 

Акафист из Успенского собора Кремля. Кон. 14 в. Огромного размера. Богородица с пророками (они окружают ее в среднике). Вокруг сцены из кондаков и икосов Богородицы, но почему именно такая последовательность, еще никто не смог дать удовлетворительное объяснение. Возможно, было какое-то слово, где была именно такая последовательность (?). Ее считают русской иконой: величина (перевозить такую громаду довольно трудно), написана на липовых досках (русский материал, византийские иконы чаще писались на кипарисовом дереве). В 16 веке был а реставрация, часть клейм есть 16 века, но композиции все 14 века. Одна из клейм: Чудо с Одигитрией (из монастыря Одигитрия): какой-то силач выносил эту огромную икону на шесте во двор и она начинала вращаться. Факт описан во многих источниках. У них было еженедельные чудеса, это было вторничное, а в пятницу было чудо связанное с туринской плащаницей. Это кружение очень важно для Византии: своды кружатся, бесконечное количество параболических линий и икона чудотворная кружится.

Пещерный монастырь в Иваново (Болгария). 3 четв. 14 века. Григорий Синаит – крайний мистик, на поколение старше Паламы и еще до него начавший учение о исихии, у него Григорий учился. Одна из этих пещер под названием Иваново расписана.

Сцен много, они небольшие, идут друг за другом вереницей. Кадры старые, сейчас отреставрировали и стало конфеткой. Архитектура 14го века, еще с Кахрие Джами. Все растопырено, чтобы показать больше пространственных эффектов: в целом перспектива обратная, но есть рядом и прямая. Тайная вечеря и омовение ног. Была очень легкая манера, очерковая, живое и эмоциональное. Сложные позы, ракурсы, все иллюзионистично и набросочно. И это в пещере! Сейчас «отреставрировано», все плотно. Была частично сохранная, но божественная роспись, сейчас сухой документ того, что было. Сохранился портрет болгарского царя Ивана Александра, скорее всего, он и был заказчиком. Это, конечно, мастера константинопольские, но легко, воздушно и вдохновенно. Моление о чаше. Христос просит учеников побыть с ним. Христос перед первосвященником. Иуда хочет отдать 30 сребреников. Следующая сцена – он висит повешенный.

Это искусство нестандартное, оно не может быть массовым, т.к. оно основано на личном опыте. Параллелей Иваново нет, это уникальная роспись.

Икона Успение из ГЭ. 2я пол. 14в. Сохранилась не полностью: нет полей, правая часть чуть утеряна. Христос с душой Богородицы как в воронке из золотого асиста, наверху уже открыты небесные врата. Эта воронка у многих ассоциируется с живописью Иваново, но здесь больше контраста. Живопись сохранилась не полностью, очень сильно обнажились контрасты темного и светлого.

Распятие из ГТГ. Кон. 14 в. Можно назвать массовой продукцией. Очень много людей. Богоматерь общается с Иоанном, римские воины делят одежды Христа.

Распятие из Византийского музея в Афинах. 101. Небольшая двухсторонняя: на лицевой – Богородица. Икона узкая и высокая, это создается контурами фигур, тонкая высокая Богородица как свечка. Лица чуть искажены, эмоционально возбуждены.

 

Распятие из Византийского музея в Афинах. 107. Огромная. Найдены лет 20 назад в сарае при церкви в Манемвасии на Пелопонесе. Как у нас со звенигородским чином Рублева – ступеньки при входе в сарай при Звенигородской церкви. Доски привезли в Афины, долго реставрировали и получилась такая огромная икона. Лики симметричные, эмоционально активные с оттенком боязности, написаны легко, эффект скользящего света, отдельными бликами лежащего на поверхности. Не веером лежащие ассисты, а вспышки света на трогательно выразительных ликах. Общее выражение горести с разным индивидуальным обликом.

 

Бгородица Умиление с апостолами и святителями по сторонам из ГЭ. Небольшая, кон. 14в. Более экспрессивного начала, он доминирует. Основа выразительности лиц – асимметрия, отдельные вспышки света, образ внезапно подающихся божественных энергий.

 

Миниатюра Иссака Сирина из рукописи его слов. РГБ. 1389г. Вывезена из лавры Афонасия на Афоне в 19 веке. Жил в Сирии в 7 веке на границе с Ираном, он был одарен словесным даром и был прекрасным писателем. Писал по-сирийски и поэтому долго его не знали. Он очень образно писал и мог выразить то, что выразить трудно. Его пустыня недалеко от Ниневии. Ниневийцы уговорили его занять ниневийскую кафедру. Он выдержал полгода и сбежал. Не смог выдержать несправедливости и пустоты человеческих поступков. Он призывал к молитве и за силы негативные, за бесов. Частично его перевели в 11 веке. На церковно-славянский в 14 веке на Афоне в болгарском изводе. В наше время митр. Илларион Алфеев перевел его с сирийского, тексты сохранились в Оксфорде.

Одежды выполнены не сложно, а лик – многосоставно, Давид Фессалоникский в Кахрие Джами, были лики в 30-44гг Удлиненный лик, сросшиеся брови, узкие глаза, длинный загнутый греческий нос. Самопогруженность, отрешенность от мира. Такую повязку до сих пор носят православные священники в Сирии. Физиогномически маловыразительный, нет внешней привлекательности, скромный-прескромный, тихий-претихий, совершенно внутренне сосредоточенный без каких-либо внешних проявлений. Образ исихаста, духовидца, мистика.

 

Феофан Грек

Нечто особенное, он византийских мастер, оказавшийся волею судеб на Руси и, по-видимому, здесь и умер. По дороге на Русь расписал «40 церквей» (из письма Епифания). Приехал из КН и всегда был одиночкой. Он произвел у нас ошеломительное впечатление. Он здесь кое-что породил, но не очень много. Он ярчайшая личность, персона. Он как личность из Ренессанса. В Византии не всегда было так, там было множество очень хороших мастеров, это было искусство немое, безгласное.

Купол из Спасо-преображенской церкви на Ильине улице 1378 г. Есть порча (нет рта), но производит очень сильное впечатление: страшный-престрашный. В Византии больше таких нет. Всемогущий, всевластный, устрашающий.

Троицкий придел. Отшельники. Небольшая камера, в которой отовсюду на нас смотрят такие властные, повелевающие, горящие фигуры. Полностью аскетический характер. Феофан был певцом аскезы. Такую образность взять за художественное кредо, такого мы еще не видели.

Все, что известно о нем, из переписки Епифания Премудрого с Кириллом Тверским (конец 14 века), где он описывает впечатление, которое произвел на него и на новгородцев Феофан Грек. Он работал открыто, в толпе (такого раньше не видели и не слышали, писали закрыто, не на людях). Он писал и непрерывно говорил, рассказывал что-то людям о своем любимом Константинополе. Действительно загадка: почему этот талантливый художник так любивший свою св. Софию уехал на Русь. Не было заказов в КН, а здесь было много? Епифаний называет его «философ зело хитрый» (хитрый в смысле умный). Он был дивом на Руси.

В приделе только пустынники, отшельники: столпники и Макарий Египетский, сейчас превратившийся просто в столп света. Особый колорит, нет никакого яркого цвета, мир же не такой, Феофан подал мир одноколоритный как песок пустыни или камни отшельнической пещеры. Некая крайняя грань. Была мысль, что это результат пожара: краски выгорели и превратились в такой оттенок, но реставраторы изучали и доказали, что это не так. Возможно, цвет был чуть больше акцентирован, но сам колорит, это выбор Феофана.

О Феофане написано много патетического. В советской науке была популярна мысль о том, какая он свободная личность, не подвластная никаким законам, прямо человек Ренессанса, такой борец, чуть ли не восставший против канонов Церкви, такой Тинторетто. Никаких оснований в источниках для этого нет, он был просто активным последователем исихазма, наиболее мистической грани исихастского умонастроения.

Лица мелкие, глаза прищуренные, щели, но светятся. Свет падает где угодно, как угодно. Разговоры, что это архитектурное расположение бликов света нужно забыть, это не световая архитектура как было в 11-12 веке. Свет похож на молнии, пронизывающие любую материю, независимо от ее фактуры, функции… Они вызывают к жизни любую форму, попробуйте убрать с ликов света – ничего не будет. Прием уже был (Софии Константинопольской – Алексей Комнин с Ириной – еще в начале 12 века, потом был развит в 13м веке). Феофан этот прием возвеличил и придал ему другой смысл. Божественный Свет – это тема его взаимоотношения с миром. Лица похожи, но индивидуальны, ведь исихия предполагала глубокое психологическое познание себя.

Феофан абсолютно живописен, но мы этого не видим, т.к. часть не сохранилось (удивительный колорит фрески Рождества, открывшиеся в южном пределе когда отпал кусок штукатурки), и малоцветность тоже укрывает богатую живописную поверхность Феофана от нас.

Макарий, возможно, был чуть по-отчетливее, но, возможно, он и был задуман Феофаном таким. Вполне.

На узкой торцевой стороне Ветхозаветная Троица. Сохранилась сама Троица и Сарра.

 

Церковь св. Никиты Чурчера – вся роспись яркая, цветная, только на южной стене все однотонно и коричнево. Ну не идет так пожар, останавливаясь рамой. Ангелы огромные, могучие, пронзенные неожиданными лучами света. Исихия – один из вариантов общей христианской мистики 14го века. Параллелизм человеческого сознания.

 

Еще один мастер из КН уехал выполнять заказ в Грузию: Кир Мануил Евгеник. Чуть позже Феофана. Храма Спаса в месте Цаленджиха. Более цветной, отмоделированы более традиционно белилами (но тоже белый цвет). Лики острые, пронзительные. Удивительные глаза, они у всех персонажей зеленые, производит очень мистическое впечатление.

 

Храм св. Андрея на Треске, славянская Македония. 1389 г. Крестово-купольный лепестковый (циркульные своды и апсиды, балканской кладки (плинфа с камнем).

Алтарь: нет Евхаристии, но есть святители Василий Великий и Иоанн Златоуст вместе с ангелами перед престолом, на котором лежит Младенец Христос. Светительский чин продолжается в апсидах и наверху (поясное изображение). Петр (154) наиболее гармоничен, другие сложные витиеватые, неожиданные углы. Совершенно барочные формы, чтобы передать энергию, интенсивность образа, его экспрессию. Ощущение немного гротескной преувеличенности всего.

Повышается монументализм, как и в иконах.

 

Высоцкий чин в ГТГ. 7 больших икон. Был в Высоцком монастыре 14 века в Серпухове. Его игумен Афанасий Высоцкий. Эпоха Сергия Радонежского. Русское излияние исихазма, без какой-либо ученой философской окраски. Русское монастырское движение конца 14 века привнесло оттенок сердечности, очеловеченности, доброты, милосердия. Рублев из этого круга, он не создал это, он откликнулся на это, но в гениальной форме. Сергий и его ученики исповедовали любовь, милосердие, доброту – это не византийский, конечно, оттенок, а совершенно русский. Они разошлись по всем городам и весям и там основали монастыри. Такое великое монашеское движение. Они проповедовали не аскезу в уединении, а любовь к Богу, людям, терпимость. Книга Федотова «Русская святость».

Афанасий был книжный человек и интеллектуал и очень любил Константинополь, ездил туда несколько раз и в конце концов там остался: купил келью и остался в Студийском монастыре. Там заказал этот Высоцкий чин и отправил их на Русь.

Все иконы в ГТГ, только Иоанн Предтече попал в Русский музей. Христос – центральная икона константинопольская, но в 16 веке ее сильно подновили и дали большую унифицированность в русском духе. Раньше было больше моделировок. Богородица – тонко-тонко, ее руки сохранили полностью византийскую живопись. 2 архангела, их одеяния цветные имеют голубые прозрачные пробела, чего раньше никогда не было.

Как будто собранные воедино разные типы: нежная и лиричная Богородица, праздничные архангелы, мощный Христос, философ-интеллектуал Павел. Интонация победителей, а не академических зануд.

 

Пименовская Богоматерь из ГТГ, привез из КН митрополит Пимен. 1380е. Был золотой фон (не сохранился). Замечательный колорит в облике – цвет рококо с оттенками розового и салатового. Все на полутонах, прозрачно, плавко.

 

Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Раньше датировался 1405 г. (известно было по летописи). Иконописцы: Прохор с Городца (скорее всего он был самым старшим), Феофан Грек, Андрей Рублев. Тот иконостас сгорел в 16м веке, тогда Иван Грозный велел собрать новый из разных икон: Деисусный и праздничный ряды из икон 14го века. Все иконы местного ряда и находящиеся выше – других времен. Возможно, Деисус из Коломны (неординарно большой, он соответствует ширине собора в Коломне, сам собор не сохранился, сейчас там собор 16го века). Целый ряд ученых считают, что большую часть Деисуса сделал Феофан Грек, а большую часть праздника – Андрей Рублев. Но узнать не возможно.

Первый на Руси высокий многоярусный иконостас. Именно эти мастера сочинители высокого русского иконостаса.

· Центральная – Христос во славе. Белые ризы были раньше золотыми. Не все белильные отметины на лике сохранились. Не похоже на фрески Спасо-Преображенского собора, но они такого качества, что очень хочется думать, что это он. Не было такого обилия мастеров, которые бы ходили по улицам и конкурировали как во Флоренции.

· Богородица – снова уникальный образ. Только Донская Богоматерь как-то с ней корреспондирует. Он светлая, она сияет внутренним излучением. Многосоставная сложная многокрасочная живопись, довольно открытая, в отличие от Донской, где все таинственно и плавко. Это понятно, она же 3х метровая и должна быть ораторской. Внутреннее свечение, сияние образа. Божественный свет может быть внешним наложенным на форму, как здесь тоже есть в виде наложенных движков, а может передаваться внутренним свечение, здесь это тоже есть.

Донская Богоматерь. 1380е г. Один из самых лиричных образов, написан так нежно и прозрачно из множества сплавленных нюансов. Но образное содержание – полное озаренное свечение изнутри. Она так совершенно, что можно понять, почему ее считают творением Феофана Грека. Особенный поворот головы, тоненькая хрупкая шея, нежный, удлиненный овал, особая изысканность.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 299.