Жизнь стала более бедной. Они потеряли силу на морях, в торговле тон задавали итальянские республики. Несмотря на усеченность жизни и территорий, искусство очень богатое и сложное. Основное искусство – живопись.
Осталась маленькая территория: Константинополь и небольшая область рядом до Фессалоник. Латиняне ушли и главная угроза – турки. Михаил 7 склонялся к унии, его сын Андроник 2 – посадил в тюрьму всех, кто при его отце поддерживал это направление. В целом Византия была против унии, гордые греки готовы были скорее пойти на смерть.
Константинополь
Почти ничего нового не построили, строили пристройки, изменили некоторые декоративные элементы.
Монастырь Липса (первая церковь – первый храм в КН на 4х колоннах). В 13м веке пристраивают южную церковь и все в целом обстраивают общей пристройкой (экзонартекс и паракклесион). Эти пристройки – характерная примета поздней Византии.
Полосатая константинопольская кладка, очень частая, декоративная, со множественностью вкрапленных элементов, пояски, много ниш.
Кахрие Джами. 1315-1321гг. Монастырь Хора 11 века, посвященный Христу и Богоматери. Главный храм – 11 века, видимо, он обветшал и в начале 14 века его расширяют, добавляют контрфорс с восточной стороны и добавляют пристройки:
– паракклесион (капелла вдоль южной стены во всю длину храма). Со своей апсидой, престолом и куполом
– внутренний нартекс с двумя куполами (один посвящен Богородице, другой – Христу).
– внешний нартекс (там много знаменитых мозаик)
Пестро, полосато, декоративно. Развивается декорация, а не конструкции.
Фитие Джами. В основе монастырь, посвященный Богоматери Паммакаристос («Всеблаженнейшая»). До 1310г. Главный купол 11 века. В 14 веке добавили пристройку. Он очень изрезан, испещрен, но конструкция та же: слепые арки, тройные окна на колонках.
Еще больше декоративность: узор шашечками, разной формы окна, арки (включая стрельчатые). Нет конструктивной сложности, но большая декоративная нарядность.
Пристройка – воспроизвели храм на 4х колоннах, хотя можно было и легче перекрыть. Очень красивые резные капители.
Церковь Федора (Килисе Джами) на 4х колонках 1100г. В начале 14 века пристраивают экзонартекс с 3мя куполами. В куполах есть мозаики, но они замазаны мелом (это сейчас мечеть). Купола фигурные: цветочные, лепестковые. Открытая, прорезанная стена арками, окнами, пестрая декоративная полосатая кладка. В кладку вставлены каменные панели с резьбой.
Остатки влахернского дворца в КН. Был большой императорский дворец – остались только некоторые мозаики полов 6го века. Влахерны – часть города, где самой большой ценностью была несохранившаяся базилика 5го века, где заседал иконоборческий собор. Поэтому мозаики 5го века сбили со стен. Именно там император велел сбить мозаики церковных соборов и сделать свою карету. В этом храме хранилась икона Богородцы Влахернской (с нее был сделан список нашей Ярославской Оранты из КН).
Фессалоники
Церковь св. Апостолов. Фессалоники. 1312-1315гг. Храм не 4х колонках. С трех сторон обнесен обходной галереей. В углах поставлены 4 купола, итого 5 куполов. С запада – внешний нартекс.
Стены очень декоративные, разнообразная по рисунку кладка. Боковые стена прорезаны плоскими арками с украшениями.
Нартекс – стена прорезана окнами с люнетами. Сложный и живописный силуэт – вверх высокий центральный купол, боковые купола сильно ниже, повышенные рукава креста украшены своими окнами, и все украшено рядами зубчатых орнаментов. Силуэт всегда меняется, что создает игру объемов.
Церковь св. Екатерины. 1312-1315гг. Фессалоники. Тоже пятикупольный, кирпичный и декоративный. План похож на св. Апостолов: на четырех колоннах с обходной галереей с 4мя куполами по углам. Галерея сливается с нартексом.
Цоколь – пьедестал.
Усложнено по сравнению со средневизантийской архитектурой в сторону нарядности и живописности. Купола очень оконтурены греческим зубчатым фризом. Все граненые восьмигранные с вписанными арками.
Церковь пророка Илии. 1360-1380гг. Основа – крестовокупольный храм лепестковый храм: все апсиды выпуклые и активные (3 лепестка). Между ними – маленькие изящные апсиды со своими куполочками. Раньше был на 4х колоннах, но их вписали в стены.
С западной стороны – огромный совсем открытый экзонартекс.
Самая разнообразная кладка, безграничная декоративность, соединенная с объемной эффектностью.
Были фрески, но не сохранились.
На втором этаже – галереи (эмпоры), открывающиеся вторым этажом в центральное пространство.
Сербия
В 14м веке Сербия все еще могучее королевство. Церковь Успения Богородицы в Грачанице, Косово. Ок. 1320г. Ее бомбили, в ней очень большие разрушения. Часть стен с восточной стороны просто рухнула.
Пятикупольных храм (Храм Спасо-Андроникова монастыря был построен в 14 веке в Москве по той же типологии).
Крестовокупольный храм с двумя обходами, поэтому такая многочастная объемная комбинация. Нартекс с запада со своим низким куполом.
Монастырь Дечани, Косово. 1327-1335г. Монахам живется, конечно, тяжело. То подожгут, то еще что-нибудь. Церковь Спаса Вседержителя. С чудесными росписями как и в Грачанице.
Крупный большой длинный. Из чередующихся каменных плит. Такой же типологии как Студеница, Милешево: крестово-купольный храм, продолженный на запад базиликально. Предполагают, что строили приезжие мастера из Долмации (жили в венецианском ареале). Отсюда трехнефность, базиликальный разрез.
Западные черты: ломбардская арка, перспективные порталы, узкие окна-бойницы.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 269.