Меняется климат культуры, появляется другая атмосфера внутренней жизни, церковной жизни. Тревожное время, спорное (все спорят, основываются разные партии, конфликтующие друг с другом). 1328 умирает Андроник 2 Палеолог, гуманисты стареют, их ряды редеют. В 1330г в КН приезжает из Каламбрии, где жило много греков и было много греческих монастырей, некто Варлаам. Он прекрасно образован, ученый, но выросший в Италии. Он быстро обращает на себя внимание, прекрасный оратор, очень темпераментный грек. На лекции сходятся толпы, его воззрения переписываются, ходят в списках. В общем, производит шум и становится модным. В это время в монастырях вызревает некое умонаправление – исихазм. Исихия – молчание. 4-5 вв Антоний Великий и Макарий Египетский могут быть названы исихастами, но исихазм 14 века имел особенности. При Андронике в круге гуманистов очень хотели вернуться к корням, они вспоминали о древних отшельниках и о способе созерцания, который ведет к соединению с Богом. Этим заняты все Афонские монастыри. Слухи о том, что монахи Афона имеют особый способ соединения с Богом, доходят до КН. Варлаам это слышит, хочет посмотреть, что это, и едет на Афон. Он расспросил одного монаха, тот был не очень грамотный и рассказал, что они сидят, смотрят на одну точку (пуп, один и тот же ракурс) и таким способом соединяются с Богом. На Варлаама это произвело дикое впечатление, он возмущается и начинает громко протестовать. Осуждает греческое монашество: полное одичание, бескультурье полное, и это его речение становится широко известным. Возникает конфликт. Критиком Варлаама выступает Григорий Палама. Он довольно быстро становиться самой знаменитой фигурой в греческом православии того времени. Он традиционалист, ученейший человек, он ученик Федора Метохита, был 1м учеником константинопольского университета. Его отец – сановник при Андронике 2. Григорий в 20 лет продает все имуществе, раздает деньги бедным и уходит на Афон, 2 сестры и мать отправляет в женские монастыри. Он примкнул к исихее и стал апологетом исихазма. И Палама и Варлаам оба философы. Они встречаются и устраиваются публичные диспуты, что для Византии совершенный нонсенс. Палама пишет сочинения. Первое от имени всех афонских монастырей «Ответ Варлааму», собирает под ним подписи настоятелей всех монастырей. Собирали 3 церковных собора: в 1341, 1348 и в 1351 решающий. Учение Паламы признается верным, Варлаама и всех его сторонников предают анафеме, некоторых сажают в тюрьму. Варлаам убегает в Италию, где становится личным учителем Петрарки и Боккаччо. Палеологовские гуманисты, кто дожил, сочувствуют Варлааму, мистика Паламы для них чужда.
Главный пункт споров было антропологическое учение о божественных энергиях. А сюжетом стал Фаворский свет. С т.зр. Варлаама – это физическое явление, оно не Бог (все, что не есть Бог – это физика, которую можно постичь разумом, ведь Бог непостижим, он вне наших чувств и осмысления). Палама разделяет сущность божественную и энергии, которые от этой сущности исходят. Они снизошли в мир и стали доступны человеческому восприятию и стали видимы. Вся возможность постижения Бога и соприкосновения с ним – это ересь с т.зр. Варлаама. Исихасты же утверждали, что божественные энергии каждый человек может стяжать, но для этого нужно прийти к духовному совершенству. Монах много молится и практикует особые практики внутреннего сосредоточения. Учение Паламы стало для человека страшно соблазнительным: т.е. Бог через свои энергии постижим и с Ним можно соединиться, трудно, но можно. Палама оформил словесно и текстуально что-то очень древнее христианское. После 1351 уезжает с Афона, его попросили стать епископом Фессалоник (1358), он соглашается и идет проповедовать свое учение в мир. Победить ему, конечно, помогли гражданские силы, его сторонником был Иоанн КантакУзин, он занял трон в то время. Через 10 лет после смерти Паламу канонизируют. Фессалоники были на грани византийской традиции, было движение в сторону итальянского запада, свободных торговых республик. Палама это остановил проповедью исихазма.
Женщины на рынках обсуждали божественные энергии, а в это время этом турки стояли у дверей Константинополя. В этом вся Византия. Феноменальная греческая приверженность к отвлеченным спорам.
Отсюда не существовавший раньше психологизм искусства, он не просто допускается, он востребован, ведь исихазм призывал вглядываться в себя. Икона для монастыря должна быть более отрешенной, чем икона, созданная для церкви. Плоть даже в изображении допускалась, он никогда не говорил, что плоть должна быть энергетически сожжена, это потом ему было накручено.
· Икона св. Иоанна Предтеча из ГЭ. 1330-1340гг. Иоанн в красном хитоне с золотым ассистом с черным гиматием. Чрезмерно трагический образ: объем лика создан сильным провалами и буграми с контрастами, прорезанное множеством резких острых линий. Написан только охрой, вся красочная палитра ушла, тонкой-тонкой поверхности, нет просвечивания красок друг против друга, что дает рефлексы. Как будто многоцветие жизни отброшено.
· Христос Пантократор из музея в Афинах. Тоже темновая, густой сангирь
· Христос Пантократор и парная ей Богородица Одигитрия из Охридского музея. Известен мастер. Царственные, молчаливые.
Миниатюры из рукописи ГИМ, Син. 407 (библиотека ГИМ из собрания синода). 1330-1340е гг. Небольшая А5, но очень толстая. Новый завет и Псалтырь, в ней 26 миниатюр. Иоанн Богослов на Патмосе. Новый иконографический извод: на вершине гор на фоне золотого неба на колючих острых скалах стоил Иоанн Богослов, весь как скалы особого серебрянного света (один из основных цветов Феофана Грека – особый, мистический, плотный). Он испуган. Огромный некрасивый наморщенный лоб, глаза-щели отшельника, он в мистическом экстазе. Пророк Аваакум, он тоже ошеломлен, в бурной экзальтации. Пророк Моисей – длинная узкая фигура с ниспадающим контуром, как свеча.
Таких рукописей много – около 30ти. Никаких росписей этого периода нет, поэтому это искусство изучается по рукописям.
Венская рукопись gr.300. Евангелист Лука. Синее дереве и в спину ударяет синий мистический луч. Очень острый сверкающий взгляд. В искусстве выражена драма или даже трагедия. Очень скоро будет разрядка и искусство снова станет торжественным мажерным, триумфальным. А здесь оно вопрошающее.
Благовещание из ГМИИ, 1330-1340е. Иконография повторяет старое искусство эпохи Кахрие Джами, все красиво. Но в ликах скользящий свет, вопрошающее мгновенно схваченное острое выражение.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 282.