Уже непосредственно македонский ренессанс. Очень классические, часто копировались с античных образцов.
Медицинский трактат о пользе применения ядов и ловле змей. Как накладывать повязки. Laurenz Plut 74.4 Очень живые образы.
Библия короле Христины. Vat.Reg.gr.1 Сер. 10 в. Крупный миниатюрный лист. Богородице подносят эту рукопись в дар (возможно сам патриарх Лев). Высокая гибкая на пьедестале на фоне архитектурной ниши, на небе что-то атмосферное: переливы-перепады.
Моисей получает законы, снимает сандали.
Помазание Давида Саулом. Занимательная архитектура – кивории, портики. Тяготение к пейзажному фону – элементы натуры.
Парижская псалтирь. BNF, gr . 139. Сер. 10 в. Уже светская редакция псалтири. После псалмов есть еще тексты: гимны, молитвенные песнопения, воспетые разными персонажами Ветхого и Нового Завета. Из Нового Завета – песнь Богородицы.
Царь Давид в пейзаже играет на Псалтири. За ним – вдохновляющая его муза. На берегу возлежит совершенно античная фигура аллегории источника. За колонной – фигурка – случайная свидетельница вдохновения Давида. Пасторальный эллинистический пейзаж. Конечно, копия чего-то поздне-эллинистического – ранне-христианского.
Иллюстрация к песне пророка Исаии. Исаия славословит (рассуждение о текущем времени): мальчик – утро, женская фигура ночь. Такая аллегория ночи утвердилась на века. Еще одна песнь Исаии: молит Господа о царе Иезекии.
Свиток Иисуса Навина. Vat . Palat . Gr . 431. Сер. 10 в. Очень воинственная с бесконечными победами Израиля. Свиток очень длинный, в средние века хранили в свитке, сейчас разрезали на листы и можно посмотреть. Одно время считали, что он 5-6 века Александрийский, сейчас это все отвергнуто.
Написано легко и прозрачно, как акварель.
Архангел Михаил все время сопутствует войску и Иисусу Навину. Архангел, перед ним коленнопреклоненный и стоящий Иисус Навин, просящий. Краски легкие, прозрачные, практически сливающиеся с пергаментом.
Послы народа, с которыми Иисус Навин воюет. Иисус сидит как римский триумфатор, послы его просят.
Библия патриарха Никиты. Находится в Копенгагене в королевской библиотеке. В ней осталось одна миниатюра, еще есть некоторые оторвавшиеся листы и они находятся в других библиотеках.
Царь-мудрец Соломон с Иисусом Сирахом (его философствующий собеседник). Все на фоне чего-то колонного, мраморного. За Соломоном небольшая женская фигурка – Софии Премудрости.
Еще два листа этой библии из Турина. Туринские пророки. 6 и 6. Середина – 2я половина 10го века. В медальонах как античные портреты. Очень тонко и сочно живописно написаны. Фактура не имеет никакой сокращенности.
Евангелие Монастыря Ставроникита на Афоне cod.43. Середина 10 в.
Марк на великолепном архитектурном поле, вогнутая ниша – некое пространство как в ранних иконах 6го века.
Евангелие из Афинской национальной библиотеки. Cod .56. Портреты сидящих/пишущих евангелистов. Матфей. Весь голубо-белый очень иллюзионистично и очень классично. Одежды просвечивают друг через друга.
Иконы 1й половины 10го века
сохранилось мало. Чаще маленькие по размеру.
Иконы Синайского монастыря с изображением Зосимы и Николая. Грузные, тяжелые, широкоплечие. Только пронзительные, врезающиеся в форму выстветления указывают на желание облегчить, высветить форму.
Омовение ног тоже с Синая.
Две створки триптиха с историей нерукотворного образа. Средник со Спасом Нерукотворным на убрусе не сохранился. Царь Авгарь из г. Ниневия узнал о Иисусе и послал слугу, чтобы Христос пришел и его исцелил. Иисус прислонил полотенце и оставил отпечаток. Царь поместил на врата, там остался отпечаток Спаса на чрепии. По приданию в 943 г. этот нерукотворный образ был перенесен в КН. Слева – один из 70ти – Филипп, который участвовал в добывании образа Спаса. Внизу – преподобные.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 284.