Я четверть 11 века. Искусство аскетического типа.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Осиос Лукас в Фокиде

· София Киевская

· Нео Мони на о.Хиос

· Собор св. Софии в Охриде (Македония)

· Панагия тон ХАлкеон в Фессалониках 1022г (лет на 10 раньше Осиос Лука – только начало этого искусства).

Всего несколько десятилетий. Очень особенное время.

Осиос Лукас

Игумен Феодосий из г.Фивы. Аристократия Фив и давала деньги на создание такого ансамбля. Сам Феодосий захоронен в крипте.

Осиос Лукас, около 1030г.

· Купол – 17 век, т.к. купол рухнул и его восстановили (Пантократор с предстоящими ангелами и Богородицей – та же программа, что и была на ранних мозаиках). Не выжил еще тромп с Благовещением.

· В конхе – Богородица на троне.

· В виме вспорушенный крестовый свод, плоский купол – Сошествие св. Духа. Все фигуры немного приземистые, большеголовые с широкими мощными шеями. Скоро это уйдет. Очень сильно изрезаны светами ткани одежд. Пробелов много, они могучие. Они изрезают материю и заменяют ее собой. Свет начинает вытеснять материю, фигуры существуют за счет сияния света.

· В «парусах» - разные народы, внимающие происходящему. Немного гротескные.

· В арках между тромпами – со стороны алтаря – архангелы Михаил и Гавриил – они стражи Богородицы, в других – святые воины (основа жизни, царства, церкви). Св. Георгий (025). Икона св. Георгия из Успенского собора Кремля (возможно, 11 век – ведутся споры, самая ранняя икона в России) – родственница мозаикам Осиос Лукас.

 

Тромпы:

· Рождество. У всех огромные черные глаза из черных агатов. В ликах есть нечто остановившееся, замершее, лишенное живого движения. Любое движение носит больший или меньший элемент мимолетности. Остановившееся воспринимается как раз и навсегда данное, вечное.

· Сретение.

· Крещение.

Окантовки тромпов удивительные: снизу каменная резьба, сверху изысканные и очень нарядные, активно цветные орнаменты. Все узорно и драгоценно. Поражает суровость и аскетизм образов и нарядность и праздничность всего, что их окружает.

Искусство для Византии нестандартное. Напоминает мозаики 6го века, в отличие от разного рода вариантов классицизма, доминирующих в другие века. Это искусство суровое, мощное, единородное и подчинено единой идее. Идея – внутреннее духовное напряжение. Образы не обещают райское блаженство, они осуждают за фальшь, за плохие дела. Оно высоконравственное и аскетичное. Отказ от всего лишнего в жизни, от разнообразия ради сосредоточения на божественном образе, ради снискания дара Божия. Разговор о трудах духовных. Очень императивное искусство, оно приказывает. Очень категорично.

Классика не подходит для выражение аскетических идей.

 

· В глубоких нишах на столбах – отцы церкви. Василий Великий и Иоанн Златоуст – с восточной стороны. Они творцы литургии. Василий – очень стилизован, Иоанн – по-изящнее. Широченные плечи, тяжелая голова, шеи почти не видно, лик с укрупненными симметричными чертами. Упорядоченность расположения черт лица создает неподвижность – ощущение, что это и ест закон и порядок. Раз и навсегда данность, которая не требует никакого развития. Мощь, сила и отрешенность. С западной стороны – два чудотворца: Григорий и Николай. Близко к нартексу, к толпе, пришедший в храм за чудом. Геометрические очень отвлеченные драпировки. Материя не имеет природного вида, она меняется под действием света, излучения Божественных энергий, которые меняют всю структуру.

· В рукавах креста 1го этажа за тройными арками тоже мозаики в крестовых сводах. В каждом секторе – изображение в медальоне по принципу античных портретов.

· Св. Лука – монах-целитель 10 в. Люнета в компартименте северного рукава креста. Под портретом стоит его гробница.

Все изображения похожи, есть, конечно, молодой, старый типы и т.д., но все же похожи. Рисунок обозначен четкими линиями, черные зрачки – агаты, неподвижные взоры (очень редко зрачки чуть скошены)

 

· В каждом рукаве креста в люнетах изображена Богоматерь с младенцем. Напротив Богоматери с южной стороны – целитель.

Конечно, была артель, но очень слажено, единая идея. Все же некоторые работали чуть по-нежнее, другие – более сурово.

· Западные части храма, угловые ячейки: мир монахов. Все остальные мозаики яркие, а здесь черные. Большей частью игумены известных монастырей (Осиос Лукас становился известным и тоже хотел войти в ранг самых известных в мире монастырей). Очень суровые лики. В рост на арках, в кругах на сводах. Единая типология, очень максималистская, разнообразие отторгнуто принципиально. Вытаращенные расширенные глаза, уставившиеся в вечность. С ними невозможно встретиться взглядом, они смотрят над вами, это установка, призыв. Единообразие усиливает эффект – истина во множестве лиц сильнее, чем в одном облике. Они предлагают путь, очень программное искусство. В таком максималистском виде такие установки до сих пор в Византии не звучали. Иоанн Лествичник – жест принятия благодати.

Нартекс (051).

· Христос – Пантократор с раскрытой книгой (как в св. Софии «Я есть свет миру»). Мощь, сила, власть. Сложная кладка смальт. Много оттенков. Основные контуры и линии подчеркиваются. Любимый прием: смальта кладется не пятном, а «щеточкой» - сложная вибрирующая поверхность.

· Арки, членящие крестовые своды – апостолы (в пол оборота к Христу). Обрамляют образ Христа в люнете - стоящие образы Петра и Павла. Рубленные складки: свет и ткань на равных. Если убрать пробела, то формы не будет. Повелевающая роль Божественного света. Филипп и Фома обрамляют южный люнет. Нет интереса к красоте, хотя классический тип прекрасен и любим в Греции. Здесь они аляповатые, чуть искаженные. Главное – выразительность внутренняя, иного порядка. Иоанн Богослов всегда изображается наиболее интеллектуальный, философствующий – дают другие пропорции, более удлиненные, задумчивое выражение лица.

· Крестовый свод – Деисус. Правда Богородица не в деисусной позе, а в позе Оранты. По сторонам крестовые своды – изображения целителей. Ее хитон – синий, мофорий – пурпурный, но он почти не виден, т.к. все застилает золотой свет. Похоже в Софии Киевской (то же время и в целом похожи). В Равенне смальты были положены под углом, как цветные лучики. Здесь смальта натянута линиями, идущими по пластической объемной форме. Отсюда другое свечение и другая структура: крупная и объемная (она не тает в свете), она пластически высвечена. Ангелам дали больше красоты, нежности, лиричности.

· С торцовых сторон – люнеты. С северной стороны – Христос омывает ноги апостолам. Правило в греческий монастырях: в Великий Четверг игумен омывает ноги 12 самым больным, старым, немощным монахам. Как и император – 12ти беднейшим жителям КН. С другой стороны – Распятие. Моменты крайнего самоуничижения Христа, крайнего пребывания в человечестве. Еще одна торцовая стена – Сошествие во Ад (Адам и Ева и ветхозаветные цари – Давид и Соломон). Напротив омовения ног – Уверение Фомы – все апостолы как белая стена, фигуры почти не различимы. Светлый белый конец Нартекса.

 

Крипта. Очень большая, пространная (в величину восточной части храма). Вся перекрыта расписанными крестовыми сводами. Здесь хоронили наиболее почетных монахов монастыря. Очень много сцен и в медальонах – великие преподобные. Воспоминание о древних временах, о зарождении киновИй, отшельников 4-5 вв. Праздники в люнетах.

 

София Киевская

Архитектура – в курсе древнерусского искусства. Работали греческие художники, один из немногих великих ансамблей середины 11 века, в которых воплотилось во всей полноте

Пятинефная с обходной галереей. Кто строил и откуда – дискуссия. В последнее время доминирует точка зрения, что это болгарские, а не греческие мастера.

                                               

Огромный храм с не очень большим пространством: огромные крещатой формы столбы. Сильно затемняют пространство. Места много, а стоять негде, тесно. Многокупольный.

Купол, подпружные арки, алтарные столбы, апсида - мозаики. Все стены, столбы – фрески. Реставрировали (ремонтировали) в 19 веке. Недостающее дописали масляными красками. Вроде писали того же святого, надпись которого сохранялась.

Киев – 1011г (еще при Владимире), Москва- 1037 (при Ярославе).

КУПОЛ:

· В центральном куполе – Пантократор и 4 ангела. 3 – в 19 веке в мастерской Врубеля (маслом имитируя кубики). Один – 11 века (только башмаки 19 века). Синий гиматий, зеленый хитон – все покрыто золотом. Очень широкоплеч, почти квадратен. Шея почти не видна. Типологически очень похоже на образы Осиос Лукас. Впечатляет императивностью, силой, мощью, титаничностью.

· Архангел, поддерживающий мандолу Христа. Геометричность и симметрия еще больше. Схематические и условные приемы очень на лицо: треугольник на переносице, аранжировка теней.

АЛТАРНАЯ ЧАСТЬ:

· Евангелисты – мозаический уцелел один. Между Евангелистами – Христос-иерей (бубенец на голове) – на противоположной стене – Богородица. Над конхой – Деисус в медальонах

· Конха: Богородица-Оранта. Первое, что видят входящие в храм. Гигантская, ни с чем не соотносится. На громадной сильно вогнутой золотой конхе. На подножии прямо на раме – уплощает фигуру, но она как бы выходит, появляется/является из сплошного золотого света. Синее платье и очень длинный золотой мафорий. Она копирует Влахернскую Богоматерь, золотой мафорий которой защищал город. Повязка на голову становится почти плащом. Она не такая яркая как в Осиос Лукас. Но достаточно мелкой смальтой с тонкими оттенками. Археологи считают, что смальты делали в Киеве. Поверхность деликатная, но подчиняется жесткой четкости образа.

· В алтаре – Евхаристия и внизу святительский чин (кроме фигур глав настоятеля и церкви – 19 века). Евхаристия: дважды фигура Христа и ангелов. Престол с литургическими сосудами (первая дошедшая новая схема Евхаристии – после, даже во время схизмы 1054г). За престолом – Киворий. Правая и левая сторона чуть отличается: левая – по-лиричнее, правая – чуть по-мощнее, линии чуть толще. Причащающиеся апостолы – ритм шага: два вида – через одного. Иллюзия подвижности, необходимая для сцены Евхаристии. Как и в древнем искусстве 6го века они запросто наступают на ногу другого. Для изображения легкости, невесомости фигур. Они объемные, телесные, но невесомые. Петр очень индивидуальный. Белесая карнация, очень легкие тени, главное не контраст, а слитность. Иоанн Богослов за ним – более остро, резко. Тени составляют почти геометрические фигуры.

· Святители: правая сторона: во главе всегда перводьяконы – Стефан, дальше Николай, Григорий Богослов, Папа Римский Климент и Епифаний, епископ Кипрский (вызвано историческими событиями – целый роман). Левая сторона: перводьякон Лаврентий, Василий Великий, Иоанн Богослов, Григорий Нисский, Григорий Чудотворец. Николай – в целом такой же напряженный и аскетичный как Осиос Лукас. Но здесь он очень мрачный, драматичный (обычно это отсутствие эмоции). Такие индивидуальные характеристики прорываются. Василий Великий очень активно моделирован, много световых подвижек в лице, геометрические формы преобладают. Григорий Чудотворец – лоб сформирован светом и тенью, высветление имеет затейливую фигурную форму – стилизация, которая не знает краю (крой – антропоморфность образа).

· На алтарных столбах – Благовещание. Юные лица всегда более округлые, усилена пластическая выразительность. Богородица ткет свою кровавую пряжу.

· Подпружные арки – 40 мучеников севастийских, погибшие во льдах Севастийского озера, представлены поименно. Сохранилось 15. Индивидуализированы, придуманы мастерами.

Фресок очень много – более 800 отдельно стоящих фигур и портретов, не считая сцен. По масштабу София – самая крупная. Все фрески потерты, они потеряли интенсивность цвета. Мы видим лики и облики, но не видим колорита.

· В остальных 4х апсидах – фрески. Св. Георгий. Он тоже гигант. А внизу тоже святители.

· Столбы крещатой формы, на всех 12 гранях – изображения. Есть кресты – в кладку при постройке вложены мощи.

· Четырехдневный Лазарь – очень контрастно, экспрессивно. Не отрешенный взгляд, а очень драматический образ с трагическим выражением лица. Даже у Лазаря был румянец (сейчас почерневшие остатки почерневшей киновари).

· Дьякон в алтаре (раньше считали Пантелеимоном). Его приводили в пример как «героический образ русского богатыря» J. Полновесный, полнокровный, спокойный, идеальный.

Неа Мони на о. Хиос

Живет один монах, о. Дионисий. Купольный храм но тромпах, между тромпами – конхи. В апсидах и в нартексе – тоже мозаики. В экзонартексе мозаик уже нет. Для декорации Константин Мономах прислал мастеров из КН. Но типологически образы входят в систему искусства аскетического типа. Купол новый – старый рухнул из-за землетрясения.

В парусах – либо Евангелисты, либо серафимы. А в конхах и тромпах – праздничные сцены.

«Иоанн Богослов в молчании» - подпирает рукой голову. Распространена в русской иконографии.

· В конхе алтаря – Богородица (голова не сохранилась), в двух апсидах: в жертвеннике – архангел Гавриил, в дьяконнике (справа) – архангел Михаил. Юный, округлый, румяный (яблоки). Очень мажорные цвета, нет максималистской строгости Осиос Лукас и Софии Киевской. Следующий шаг.

· Крещение. Складки тоже острые, но более тонкой игрой представлены световые пробела. Появляется стремление к очеловеченности, к классике. Еще пара десятилетий и искусство примет другой облик.

· Вознесение. Иоанн распластанный на земле – очень красиво, эластично. Если отрешиться от пробелов, напоминает эллинистическую статую.

· Распятие. Еще не было никакой суеты (дальше будет много фигур, действующих лиц). Здесь минимум, но выразительно.

· Снятие с Креста. Сцены в тромпах выглядят острее.

· Сошествие во ад. Интенсивная по колориту сцена. Истово тянет за руки Адама и Еву. Художник не побоялся очертить единой толстой линией очертания гор – очень лапидарно, но достаточно. Одежды Христа разноцветные: синий гиматий, вишневый пурпур хитона и все в золоте.

НАРТЕКС:

· Страсти Христовы: Гефсимания, Поцелуй Иуды, Омовение Ног. Потрясенный Петр, колористически разнообразная кладка, много мажорного. Очень эмоционально, очеловечнные выражения персонажей. Ритм – по три фигуры, пересекающиеся. У всех румянец яблоками.

· Центральный купол: Иоаким, Анна, св. Пантелеимон. Сходство есть, но детали изменились: чуть длиннее шеи, чуть более острые подбородки, тени мягче. Очень скоро главный физиогномический абрис будет не круг, а овал. Это меняет характер. Очень красивые!!! Стефан (049) – сильная контрастность.

· Вокруг центрального купол – разные фигуры в рост. Св. Вакх – воин. Федор Студит (из Студийского монастыря брали устав, книги и др. для русской церкви).

Персонажи спокойны, эмоции преодолены. Это может быть созерцание, отрешенность и высокая духовная дисциплин.

 

Откуда все это? Михаил 4 (убил Романа 2, чтобы попасть на престол, женился на Зое – был очень верующий и очень больной). Всю оставшуюся жизнь каялся. Он ездил в лепрозорий и целовал раны прокаженных. Спал на камнях, которые велел принести в императорскую спальню, а на постель клал специального нищего. Умер от болезней, а его жена снова вышла замуж на Константина Мономаха. Константин был очень веселый, но атмосфера Михаила 4, видимо, протянулась.

София Охридская

Македония, но часть греческой Македонии, хотя попало в славянскую часть.

Базилика. Есть предположения, что был купол, но точно не известно.

Македония вошла в империю при Василии 2 в 1022г (раньше была частью Болгарии). Там жили македонские славяне, пришли греки, назначена греческая администрация: церковная и светская. Архиепископ Лев с 1037 - 1054г. Лев был страстным участником споров перед схизмой. Он переписывался с Ватиканом, где отстаивал принципы православия. Т.е. был активный богослов 11 в. В росписи присутствуют следы этих споров (причастный хлеб сдобный).

Ремонт и реставрация. Примерно в это же время работы в Софии Киевской.

Во всем храме фрески.

АПСИДА:

·  – Богородица на троне в редкой иконографии «Никопея» (на груди щит с образом благословляющего Христа). Она защитница. При Льве написали, довольно быстро заштукатурили и написали другую – Одигитрию (в конце 11в). Сейчас она стоит в углу в храме. Одежды имитируют золотые ризы, написаны золотом.

· Ниже – Евхаристия. Христос - один раз за престолом. Держит сдобный хлеб. Ученики в сильном шаге, в экспрессивном движении. Укрупненность, масштаб, монументальность и величие. Большая часть ликов крайне напряженная, страстные лица, огненные взоры, много световых колебаний и контрастов (лица темные и яркие световые включения). Нет неподвижности, застылости Осиос Лукас или Софии Киевской. Чтобы усилить напряжение – зрачки скошены, почти никогда не бывает зрачки посередине. Сильный личностный, экзальтированный момент. Драматический акцент. Пульсирует все: свет, тень, форма, пластика.

· Святительский чин. Написаны чуть более сдержанно и гармонизировано.

 

ВИМА

· Вознесение. Единственный свод, остальной храм – плоское перекрытие. Композиция по цвета мажорная, яркая, нарядная. Много полутонов, все светлое и праздничное. Самая живая во всей программе росписи.

· Христос: одежды широкие, мягкие, завязанные узлами. Они не такие остро рубленные, как у апостолов в Евхаристии.

· Ангелы, держащие круг очень изысканны. Византийцы нашли типологию, очень напоминает эллинистическую традицию. Но при этом, конечно большие глаза, немые взоры, смотрящие поверх нас.

· По кайме с двух сторон – летят коленопреклоненные ангелы и поют литургическую песнь Богородице. Низ бесплотен и превращается в сплошную скользящую ткань.

· Два Архангела, как всегда бывают с архангелами. Гавриил (031). Пластичен, округлый, вполне трехмерный, классичен, вполне можно представить в виде скульптуры на ступеньках акрополя. Это то чего не имел Запад. Учились по античным статуям, их копировали.

· Апостолы – живые, в движении. Желание показать пластику очевидно (ткани несколько избыточны, они их хватают в изумлении перед Вознесением, чтобы они не мешали). Много оттенков, психологических нюансов, в то время как в Осиос Лукас была одна центральная установка, повторенная сотни раз. Мы уже приближаемся к новой эпохе.

СТЕНА БАЗИЛИКИ

· Ветхозаветные сцены, выбранные по литургическому принципу. Северная стена:

o Литургия Василия Великого. В руках круглый, сдобный хлеб, просфора. Такая же у Христа в алтаре.

o дальше сцена из жития Иоанна Златоуста.

o Дальше сцена Лествицы (Сон Иакова): ангелы спускаются и поднимаются: вечное движение благодати с небес к земле.

o Дальше три отрока в огненной печи. Очень огромный ангел с крупными чертами лица.

· Южная стена:

o Жертвоприношение Авраама. Очень подробная, сценическая, пасторальная. Сопровождают детишки, несут дрова, ослик.

o Гостеприимство Авраама. Центральный ангел всегда с крестом в нимбе. Ее ассоциируют с Христом. На Троице Рублева увидели подготовительный рисунок, у центрального видны остатки креста. Он был написан, но стерся.

o Встреча Авраамом Трех Путников на дороге

 

По всему периметра в нижней зоне стоят белые стройные фигуры. Сонм епископов. В два ряда: внизу в рост (как свечи), над ними в квадратных рамах (могучие, кубические). В алтаре святители входят в этот ряд. Откуда так много епископов? Есть и папы римские, несмотря на надвигающуюся схизму еще не было анафематствования и взаимного проклятия. Они представители всех церквей всех времен как знак изначального церковного единства. Целый собор епископов, который архиепископ Лев хотел иметь в своем кафедральном соборе. Поликарп сохранился во всем своем цветовом великолепии. Здесь меньше деталей и разнообразия, чем в композиции Вознесения. Здесь более застыло, аскетично. Они как пьедестал, они светлое начало, основание церкви.

 

ЗАПАДНАЯ СТЕНА

Выше святительских рядов были композиции, но сохранилось только Успение на западной стороне.

С двух сторон от двери – архангелы. В золотоволосом Гаврииле легко под’искиваются античные родственники, в рельефе великих Панафиней.

 

София Константинопольская

На южной галереи Софии, ближе к алтарю на поперечной стене создан мозаикой портрет императоров по сторонам от Христа. Константин Мономах (донатор и заказчик Нео Мони на Хиосе) и императрица Зоя. Изначально здесь изображен император Роман, которого Михаил 4 убил. Поэтому Зоя здесь молоденькая. Т.е. портрет переделывался, а композиция осталась. Константин держит мешок с деньгами, а Зоя свиток с постановлениями для св. Софии. Гипотеза: зарплату всему клиру Софии выдавали раз в год под Рождество как раз на южной галерее, где была канцелярия. Последним получал жалование патриарх – это была целая церемония. Отсюда законы и деньги. Традиция даров св. Софии еще в Равенне.

Христос – обводка лика, еще больше симметрии, отвлеченности. Два контура (оливковый и еще белый). Как всякая линейная обводка уплощаяет формы и делает ее более абстрактной.

Зоя – толстушка веселушка. С круглыми щеками, подбородком. Дальше такого не будет, будут зауженные черты лица.

Мономах (русские новгородские князья очень дальние родственники Константина).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 259.