Ранний: конец 11 – ранний 12 век.
Искусство уже классическое. Очень важен эстетический момент. Искусство очень гармонизированное, художественно тонкое и грамотное, равновесное, спокойное. Очень интеллектуальное придворное общество. Алексей был генерал и при этом прекрасно образованный человек. Если раньше доминировал монашеский, аскетический акцент, то сейчас главный – классический и интеллектуальный, который вдохновляет элитарное общество. Очень аристократическое.
Предыдущее искусство проповедует, что царство Божие достигается через аскезу, сложно, трудно, но зато и сокровище огромно. Здесь другая сторона. Человеку достается благодать, которая на людей, на мир может снизойти от Господа и человек может найти эту гармонию, красоту, который дается просто так как Божий дар.
Искусство комниновское дает успокоение души и мысли. Искусство типа Осиос Лукас дает напряжение, призывает к духовной работе, к подвигу. Это выбор каждого.
Церковь Успения в Никее. Турки в начале 20го века взорвали. Один из первых больших крестово-купольных храмов (второй – София в Фессалониках). Отсюда Дюнамес, Архе конца 7го века (из конхи алтаря).
Богородица Оранта из нартекса. 1065-1067гг. Сухая, тонко обрисованная фигура. Смотрится силуэтом, нет объема, спокойный, уравновешенный. Хрупкая очерченность. Есть еще Евангелисты в парусах купола.
Монастырь Дафни под Афинами. Около 1100 г. Как царский путевой дворец на пути из Афин в КН. Церковь посвященная Успению. Крестово-купольный октогон на тромпах, но без второго яруса. Было землятресение, появились трещины. Его очень долго реставрируют, до сих пор (уже лет 20). В храме не служат, это музейное пространство. Нартекс сделали с зубцами как и стена, построенная латинянами во время владения Афин франками.
· В скуфье – Христос Пантократор (как был в Осиос Лукас и Нео Мони в Фокиде, где от землетрясения купола рухнули). Вокруг были ангелы (не сохранились). Прекрасен и красив, но грозен. Ощущение энергии и силы. Из очень мелкой смальты, учтены малые переливы объема и оттенков. Сделан как бы кисточкой. У него есть большие вставки, но снизу это совсем не видно (итальянец в конце 19 века). Станет образцом для образов Пантократора.
· В простенках между окнами барабана – пророки. Мощные, крупные, эллинистический пропорций и насыщено классическими ассоциациями. Драпировки мягче, ткани натуроподобные, скользящие… Остаются пробела, т.к. свето-тени нет, это скорее цветотень.
· Алтарь – Богородица, сидящая на троне (мало сохранилось). С двух сторон ниши с архангелами. Все в свете, позема нет, единый золотой поток. Физиогномические черты изменились. Он живой и красивый. Уже нет аскезы, есть что-то животворящее, главное – красота вдохновение. Описи всех черт лица сохраняются, подчеркивая каркас форма.
· Дьяконник – в апсиде - св. Николая, на арках: Святители и архидьяконы. Растет схематизм членений, но при этом лик и взгляд живой
· Жертвенник – апсида: Иоанн Креститель, на арке – Святители. Как и всегда драматический акцент во взгляде. Один из главных смыслов – образ аскета.
· Алтарные столбы в нижних зона как иконы выложены мозаикой образы Христа и Богородицы (не сохранился). Исполняет функцию икон местного ряда по сторона от царских врат.
· Тромпы: солнечный луч освещает по очереди каждый из тромпов, создавая часть образов, осеняя божественной энергией
o Благовещание
o Рождество. Чудесное!!! Пастухов в ансамблях 11 века всегда два (молодой и старый), но бывает и три – добавляется средовик. Все слегка эмоциональные.
o Крещение. Очень спокойный Христос и Иоанн Предтече
o Преображение. Христос до пояса (верхняя часть) – в 19в, но почти неотличимо.
· На западе – большая композиция Успения, сохранились только края. Ритм по-напряженнее. Чуть более вздрагивающий и более светоносный, много острых пробелов. Но общая система одна: пропорции, эмоции лиц, то как сидит голова на шее, направление взглядов.
· Юго-восточный столб (сейчас при входе, т.к. вход с южной стороны). Сошествие во ад. Очень нарративно. Ветхозаветные праведники во главе с Иоанном Предтече, цари (Давид и Соломон), разрушенные врата ада и поверженный сатана в виде благообразного поверженного старика. Иоанн Креститель спокойный, направленный во внутрь взгляд, вспышки белого цвета определяют движение формы.
· На юго-западном столбе – уверение Фомы. Масштабная, монументальная. Мелким не бывает. Дальше в 13-14 веке, композиций будет много и они будут маленькими. В средневизанийский период не так.
· На стене – Гефсимания, поцелуй Иуды. Мастер явно любил разметавшиеся одежды. Но они не бывают острыми, как раньше. Здесь живое и более простое движение материи.
НАРТЕКС весь посвящен Богоматери. Нечастые сцены. Апокрифические сцены о детстве Богоматери.
· Благовестие Иоакиму в лесу и Анне у колодца. Очень ладно, округло, параболично. Контур Иоакиму представляют параболу, ангел опять похож на эллинистическую статую. Как мелодия. Такого же ангела увидим в 12 в. в Михайловском монастыре в Киеве. Здесь даже еще нет глубинной созерцательности, оно прекрасно гармонией, напевностью, красотой, но не углублено. Этого ангела можно представить себе даже классической статуей 5го века.
· Принесение младенца Марии первосвященникам для благословения.
· Приведение Марии к первосвященнику в храм, где она будет жить. Очень театрализовано: ритмика, мелодия. По преданию ей было 3 года. Ангел слетает и кормит ее небесной пищей. За родителями идут девы при храме (иногда называют их подругами).
Образы святых, воинов. Св. Сергий (054), св. Вакх (056). Интересно, что нигде нет позема. Они тают в золотом фоне, это облегчает фигуры. Объем не потерян, он есть, но он легкий. Разнообразие колорита как разнообразие природы и жизни.
Собор Михайловского Златоверхого монастыря. Напротив Софии Киевской. Оба изменили внешний облик и выглядят как украинского барокко. Был еще Успенский собор Киево-Печерского монастыря 1080гг, но его совсем нет, вместо него построили современный собор с современными фресками.
В советское время его взорвали, т.к. обком партии не желал смотреть на его главы. Узнали искусствоведы за пару дней. Сняли со стены Евхаристию и еще несколько оставшихся фигур и все перенесли в музей. Евхаристию – в Софию на хоры в отдельное помещение равное по размеру алтарной апсиде собора Михайловского монастыря. Дмитрий Солунский был передан в Москву и находится в Третьяковке. А Михайловский монастырь взорван полностью. Теперь по фотография, схемам выстроили в формах украинского барокко, а живопись в древнем стиле.
1108 – 1112 гг. Огромная мозаическая Евхаристия. Внизу орнамент из больших цветов называют византийский лист, но это в своем истоке – акантовый лист. Традиция Дафни. В Софии – апостолы в одинаковых позах с огромными головами с величественным ритмом как схемы, а здесь живые позы, удлиненные пропорции, как бы в диалогах.
Близки к Дафни, но несколько больше возбужденности, вдохновенной подвижности, интереса к движущейся форме и линии.
Комниновский физиогномический тип: огромный лоб, средней величины глаза, узкий подбородок.
Отдельные мозаики:
Стефан (тоже в Софии) 079 и Фаддей 080, Дмитрий Солунский (ГТГ).
Мозаика св. Андрея из митрополии в Серрах. Очень похоже на мозаики Михайловского златоверхового монастыря.
Св. София в Фессалониках. Богородица с младенцем на руках в конхе апсиды. Иконоборческий крест в виме остался. Очень большая по размерам. Ранний 12й век, только другой тенденции. Более старинной, архаической, примыкающей к традициях македонской эпохи (Осиос Лукас, Нео Мони). Симметричность, пластически сильная тяжелая лепка объема.
Церковь Богородицы Елеусы в Велюсе (Македония – бывшая Югославия, т.е. южная славянская). 1080г. Архиепископ Струмицкий был очень важная фигура, но на мозаики все-таки денег не хватило, поэтому фрески.
План – крестовокупольный четырех-листник, с южной стороны – капелла с куполом, с запада – маленький нартекс с еще одним куполом. Выщербленная полосатая кладка очень плохой сохранности – покрасили снаружи имитируя прежнюю кладку. Хорошо сохранились фрески.
В центральном куполе – Вознесение. В провинции еще долго сохранялось Вознесение: русских Старая Ладога, Мирожский монастырь, здесь в Велюсе, а в центральных храмах уже доминировал Пантократор. В другом куполе – Спас-Эмануил. Была тенденция в разных куполах писать разные образы Христа (Ветхий Днями, Пантократор, Эммануил).
Все огромное, тучная форма, нет классической сглаженности. Сильная резкая диссонансная тональность. Резкие черты лица.
Церковь Богородицы Форвиотиссы в Асину (Кипр). 1105-1106 гг. Похоже на сарай. Еще византийская территория. Ричард Львиное Сердце продал французам (Лузиньякам), потом перешел Англии (последние властители). Храмов 12 века несколько. Есть 13 и 14 века (уже есть французское влияние). Все смешано.
Приезжие греческие мастера. Акварельное прозрачное письмо, легкие цвета (голубой просвечивает через розовый и наоборот).
Алтарь: Евхаристия: последний молодой от страха, видимо, отвернулся.
Нет суровости аскетического типа но есть обобщенность, чего нет в классическом искусстве. Тонкость письма, изысканность красок. Лица чуть однотипные.
Нижний ряд – святые по рангам. Типичный образ кипрской живописи раннего 12го века. Мастера не следовали буквально ни одной тенденции, но создали свой вариант: лица более тихие созерцательное, чем ораторское громкоголосое искусство аскетическое.
Мозаики из Софии Константинопольской. 1118 – 1122. Богородица с Христом на руках, по сторонам Алексей Комнин и его супруга Ирина (рядом с другой четой Константином Мономахом и Зоей). В руках у Алексея мешочек с деньгами, у Ирины – указы. 1118г. А через 2 года Алексей сделал своего сына соправителем, тогда поместили изображение его сына, тоже Алексея.
Тонкие черты лица, хрупкая тонюсенькая линия контура, как и все ее черты. Скошенный естественный взгляд, схематичные румяна. Прозрачность, тихость. Прием линейной стилизации – тоненькие белые линии на лице, передающие моделировку.
Искусство 12 века в Сицилии
Нормандские короли охотно и задорого приглашают византийских мастеров.
Чефалу на юге Сицилии. 1130-1140е гг. выстроен огромный кафедральный собор. Сама постройка чисто нормандская. Длинная базилика в форме латинского креста как ранние базилики на западе. Трехнефная на колоннах с плоским перекрытием. Великолепный театрализованный храм, как триумф Нормандии в Сицилии. Перемычка между башнями – переплетающиеся арабские арки, как и многие другие орнаменты. А мозаики – византийские. Главный меценат – Рожер 2. Все сохранившиеся мозаики в алтаре (возможно, в других местах их не было).
АЛТАРЬ
· Купола нет, поэтому Пантократора помещают в апсиду. Очень большой размер. Очень яркий, насыщенный, видимо византийские мастера не жалели драгоценную смальту. Декоративнее и наряднее, чем Пантократор в Дафни. Не столько на внутреннюю экспрессивную энергию, но больше на внешнюю красоту. Как кристаличны и мелки складки его одеяний. Очень сложный рисунок лика, не пластические акценты формируют лицо, а линейные росчерки, не всегда идут по скруглениям формы, а создают часто свои рисунки. Издалека это совсем не мешает, а придает искомый мастером драматизм. Т.е. усилены декоративный и эмоционально-драматический эффект.
· Богородица на этаж ниже – она в иконографии Оранты с 4мя архангелами (еще Рафаил и Уриил).
· Дальше еще два регистра: 12 фигур апостолов фронтально в двух регистрах. Как статуи очень величественные и монументальные. В апсиде святителей нет.
Фигуры чуть повернуты в ¾ и спиной друг к другу, чтобы имитировать нахождение в пространстве, как статуи. Пластически активны, они мощные, статуарные. Очень много классического. Некоторые акценты чуть преувеличены и создают почти гротескные формы. Очень помпезно и празднично. Очень широкие одежды с узлами, совпадающими со световыми акцентами. Опять широкие плечи, огромные ноги – тоже воспоминания о аскетическом искусстве, но оно ожило.
ПРЕСБИТЕРИЙ
Святители и избранные святые. С одной стороны все греческое (и святые и надписи), с другой – все латинское. Делалось для разных слоев населения.
Южная стена пресбетерия – верхний ряд: ветхозаветные персонажи: Адам (праотцы), ниже цари/пророки – Давид и Соломон, еще ниже – ветхозаветные пророки. Очень нарядные и интенсивные орнаменты. Византийский цветок, он же лепестковый орнамент. Еще ниже – воины (Георгий, Меркурий, Нестор). Последний регистр – отцы церкви (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов).
Северная стена (латинская) – верх пророки – врачи – святители (Григорий Великий, Августин и св. Сильвестр).
Та же сильная стилизация в ликах, рисуночная геометризованная стилизация цветов, определяющая форму, но скульптурная идентичность остается.
В крестовом своде пресбитерия: 4 ангела и 2 херувима и 2 серафима.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 336.