София Константинопольская
Апсида и вима: на престоле сидит Богородица с Младенцем на руках. Ок. 867г. В виме остался один архангел Гавриил.
Богородица хорошо пропорционирована в естественной позе, очень иллюзионистично. Она переливчата, вся в оттенках, рефлексирующая поверхность. Кубики положена так, что акцентирован объем, очень пластична. Она огромна, но сложена из мелкой смальты. Красивая с классическими чертами, полными изящными губами.
После иконоборчества при всей спиритуалистичности искусства сначала опять идут поиски. Пользовались приемами классического искусства.
Архангел Гавриил с распахнутыми сверкающими крыльями. Много красоты и эстетизма, ничем не сдерживаемой артистичности. Он бесплотный, совершенно уплощенный, разрисованный линейными ритмами, в отличие от объемных одежд Богоматери. В его облике есть что-то существенно византийское. Хотя нет большой отстраненности и надмирности, он очень конкретный. В нем есть большая аристократическая красота, горделивая Византия с ее элитарным интеллектуальным слоем, очень утонченной культурой, знаточеством, прекрасным знанием Античности. Холеность, артистизм. Чуть надменное высокомерие. Лазарев писал «в нем есть нечто врубелевское» (скорее во Врубеле есть нечто от них), полная неординарность. Непревзойденное мастерство для средних веков.
В конце 9 века в Софии сделали образы в люнетах (на северной стене над галереями под окнами). Фигуры шли вдоль всей стены, осталось только два: Иоанн Златоуст, Игнатий Богоносец и Игнатий Патриарх. Мощный, монументальный, описан единой мощной линией (описывает, сдерживает его образ). Тяжелая одежда, огромные фалды превращают его в монумент. Погружен внутрь. Другая грань, не эллинистическая, а более суровая, аскетичная.
София в Фессалониках. Нач. 9в. Мозаика Вознесение в куполе кон 9в. Другие не сохранились. Христос на радуге в очень темной мандоле с двумя поддерживающими ее ангелами (легкие, воздушные, подчеркнуто воодушевленные). Под ним Богородица с двумя и апостолы, потрясенные от видения. Очень большая голова Христа, непропорциональная для короткой шее. Гипнотизирующий взгляд (как в равенских мозаиках, но гораздо сильнее). Никакой утонченности, но есть мощь, энергия.
Богоматерь высокая темная как столб. Стоят на какой-то странной драгоценной поверхности. В лике подчеркнута строгость и внутренняя острота, черты лица получают чуть гротескную максимальную выразительность. Черты лица неправильные, что создает особую интонацию экспрессивного характера (не ровного и гармоничного).
Все одежды апостолов расчерчены линиями, либо активными и решительными, а внутри много тонкий нитей, пронизывающих форму. Есть погрешности в пропорциях, ну совсем не классичны. Искусство замечательно по выразительности, но далеко от гармонии. Острота взгляда, характерность поворота, индивидуальность.
Деревья как в мечети Омейяда: распластанные, симметричные, как ковер.
В Каппадокии в некоторых храмах этого же времени есть нечто похожее, но намного более примитивное. Провинциальное искусство.
София Константинопольская. Мозаика в нартексе в люнете над центральной дверью. Кон. 9 в. Церемониальная сцена: Лев 6 коленопреклоненный перед Христом. В двух люнетах Богоматерь и архангел Гавриил. У Льва 6 есть сочинение о церемониях византийского двора. Трижды падал ниц перед этими дверями перед патриархом. Затем император шел за патриархом в алтарь. Но император не всегда ходил здесь, иногда он по внутреннему ходу, соединяющему его дворец с Софией.
Богородица, скорее всего, молит за императора, это не Деисус. Архангел всегда хранит св. Софию, от строительства навсегда. Немного тяжеловатый македонский классицизм.
Македонский ренессанс подражание античности (в отличие от итальянского – изменение отношения к человеку) вся 1я половина 10го века.
Грузная, совершенно пластичная фигура. Весь обвит тяжелыми одеждами, во всем мощь, сила, спокойствие. Очень большая стилизация, нет эллинистической гибкости алтарных образов. Здесь соотношение цветовых пятен, энергичное. Этот образ повторяли многократно, как и надпись в книге: «я есть свет миру». В Успенском соборе в Кремле в местном ряду в основе такой образ.
Лев был сириец по происхождению, что отразилось на его чертах. Шумный, скандальный. Сын его Константин Порфирородный (наследник, рожденный в порфировой палате) интеллектуал, просветитель, очень литературный и культурный.
Еще один император на северной галерее на столбе. Александр 1. Облик как у Иоанна Златоуста в люнете: крупное лицо с сильно обведенными чертами для усиления выразительности. Отсутствие эллинистических желаний.
Богоматерь с младенцем на троне с Константином с Константинополем в руках и Юстиниан со св. Софией в руках(сер. 10 в., некоторые даже к 2 половине). При входе в нартекс св. Софии с южной стороны. До середины 10го века искусство еще очень классично, потом – насыщение всех черт духом. Это произведение на гране. Богородица ощутимо сидит, цари очень орнаментированы, что уплощает объем. Образ/лик Богоматери почти иконный, молитвенный, хотя сама фигура очень пластична, образ в целом очень импозантный. Поверхность сделана очень контрастно, вкрапления зеленых теней столь существенны, что создают свой собственный ритм – новый прием. Лики Константина и Юстиниана сделаны очень резко. Все обведено тенями, они очень контрастны по отношению к карнации, эти тени образуют свои собственные формы, тень под глазами как ласточкин хвост – почти как слезы. Образы какого-то страдательного полутона.
Новая церковь Токалы в Каппадокии. Tokali Kilise . Середины и 2я половина 10го века. Композиции на голубых фонах, на лазурите (дорогая живопись). Поклонение волхвов. Правильные лица, спокойные, без экспрессии, с правильными чертами. Образы очень похожи на миниатюры Трапезунской рукописи. Такой высококачественный культурный мир существовал в провинции. Везде, где были земли вельмож, все процветало. Индивидуализированные, нестандартные облики. Охра и сверху беглые блики белил как лиссировки.
· Богородица Умиление. Подчеркнуты восточные черты.
· Христос посылает апостолов на проповедь и Вознесение.
· Петр поставляет в дьяконы (из Деяний Петра).
Т.о. в послеиконоборческий период сформировалось 2 потока:
· Привязанность к классике (мозаики алтаря Софии КН)
· Более экспрессивное (мозаики Софии в Фессалониках)
Дата: 2019-12-10, просмотров: 290.