Итальянские храмы средневизантийского периода
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Много греческих поселений, не только на юге еще со времени Великой Греции. Но и на севере в районе Венеции (Венето).

На юге было много греческих монастырей и пещерные и наземные, небольшие. Там хранился греческий язык, хранилась греческая традиция. Иногда строили и расписывали сами греки, иногда это были итальянские художники, которые у греков учились.

Два типа:

· Север, прежде всего Венеция (есть немного на островах, например на о.Мурано, хотя сам храм романский). Огромные, роскошные, велеречивые

· Юг: Сицилия и юг сапожка. Маленькое, небольшое, часто местного значения. Очень богатый остров, лежащий на торговых путях. Там были нормандские короли, они были богатые и хотели иметь у себя самое лучшее. Греки были непревзойденные мозаичисты, а в архитектуре и норманны и арабы и греки.

Север

Сан Марко. Пьяцца и пьяцетта с Дворцом Дожей. Большой пяти-купольный храм. Фасад не Византия, это пристройка, один из экзонартексов готических форм (14 век) с пинаклями, каменными кружевами.

· Купола изначально византийские (более плоские и золотые), но потом были перестроены. Изначальные были как в Софии. Купола с окнами, света достаточно, но не так как в Софии.

· 4 бронзовых позолоченных коня с константинопольского ипподрома. Историки искусства доказывают, что это времени Скопаса. Совсем недавно их убрали и сделали для них внутри Сан Марко музей коней. Оставили копии. Там внутри есть три музея:

o трезоре (ризница). Там лежат предметы, наворованные венецианцами, в т.ч. в походе 1204 г. Треть экспозиции - Византия

o музей камней

o пред алтарем «Палла Д'оро». Алтарная преграда из византийских эмалей – заказали еще до падения в Константинополе (11-12 век). Есть венецианские вставки, но в основном именно КН.

Стоял храм св. Марка 9 века, ничего не осталось. Венецианцы добыли мощи, которые в 4 веке попали из Александрии в Аквилею (порт северной Италии). На мощах Марка Венеция расцвела. В 11 веке решили его перестроить, полностью заново, но такой же величины. Были приглашены греческие мастера. Как модель была взята церковь Апостолов в КН, построенный Амфимием и Исидором. Есть предание, что уже собор 9 века был по модели собора св. Апостолов. Освятили в 1064 г. Он уникален как конструкция, инженерия и идея, таких больше нет. Его пытались повторить, например в Периге и Амбулеме в 12в (не полное повторение).

· Он должен был быть крестово-купольным. Пять крестовокупольных храмов, втекающих рукавами креста друг в друга.

· В правой части нартекса – капелла Зен (важный венецианский род) 12 в, на Руси это стало тоже распространено в 16в.

· Мозаики Сан Марко вторичны по сравнению с византийскими, а архитектура совершенно первична.

· Весь задрапирован, только в некоторых местах видна изначальная кладка закомара с окнами. Часть окон заменены на окна-розы (скорее всего тогда же, когда и достроен готический экзонартекс).

 

· Украшения совершенно разных времен.

o Первые византийские мозаики (сер 11 в) в апсиде алтаря и на центральном портале (большие могучие фигуры).

o В конце 12 века – мозаики в центральном куполе и его сводах.

o В крайнем восточном и западном – уже в начале 13 века. Но все три купола имеют одну программу (с запада на восток).

o Все низы до пят сводов – мраморы.

o Но есть и 17, 18 и даже академический 19й.

Каждый раз вызывали греков (чем позже тем более смешанные артели, в 13 веке уже во многом местные, но рулили все еще византийцы). Сохранился документ, что приезжие греческие художники обязаны взять 1-2 местных мастеров.

· 4 могучих столба в центре (с пространственными ячейками в двух ярусах), держащие центральный и 4 окружающих купола. Купола взаимно погашают распор друг друга.

· Алтарная преграда уже венецианская (века 14го) – алтарь с мощами св. Марка – золотой алтарь.

· Западный храм трехнефный: боковые рукава отделены колоннадой, над которой проход в виде узкого балкончика. Можно получить разрешение, чтобы там побывать. Он выложен резными плитами, какими выкладывали низ алтарной преграды. Весь периметр храма охвачен этим балконом.

Храм в Мурано. Романский храм с византийскими элементами и мозаики такие же смешанные.

 

Сицилия

Палермо. Там два византийских храма. Марторано и Палатинская капелла. Оба 12 века, оба с мозаиками.

ЧефалУ, недалеко от Палермо, там огромный кафедральный собор. Смешанной архитектуры: западной с византийским элементом, а мозаики чисто византийские.

Еще недалеко от Палермо – Монреале. Тоже огромная базилика с византийскими элементами. Под эгидой норманнов, захватившие Сицилию у арабов в 11 веке, мирно сосуществовали латинская, византийская и арабская традиция. Редкий миролюбивый пример, возможно из-за торговых интересов. К 12 веке они стали меценатами.

 

Марторано - Санта Мария дель Амиральо (адмирал Георгий – заказчик). До 1141г. Частично барочный вид. При Рожере (Рогире) II. Активно строили до конца 12 века.

· Изначально идеально крестово-купольный на свободно-стоящих опорах. 4 стены артикулированы плоскими арками со стрельчатой формой (арабская). Потом достроили нартекс. Потом немного расширили (удлинили форму), чтобы приблизить к длинным базиликам. Потом удлинение перекрыли и поставили колокольню. Всему дали крестовые своды.

· Очень роскошно и гармонично: много золота, мозаик, сделанных византийцами в 12 в.

· Купол высоко поднят на крутых тромпах (причем они применены по-мусульмански – вынесен сильно вверх). Сами арки тромпов – мусульманскими подковками. Арки, на которых стоит купол – по-мусульмански стрельчатые.

· Продолженная часть на колоннах, приставленная к крестово-купольному храму.

· Очень красивые инкрустированные разными сортами камней полы

 

Сан Катальдо с тремя арабской формы куполами. Стены совершенно норманнского вида (гладкие с плоскими стрельчатыми арками).

Внутри, если не смотреть на купола, выглядит как трех-нефная базилика на колонах

 

Монастырский храм Сан Джовани-\Дельи-Эримити. 1 пол. 12 в. Купольная базилика с двумя куполами, еще два купола поставлены с восточной стороны, еще один над колокольней. В каждом куполе 4 окна, врезанные в гущу этого гриба-купола. Все скорее живописно, чем архитектурно.

 

Главное здание Палермо: дворец норманнских королей (раньше это был дворец арабских калифов). Внутри палатинская придворная капелла. Дворец имеет вид крепости, заканчиваются зубцами, а стены из перекрещивающихся арабских арок. Украшена византийскими мозаиками: начаты при Ружере II, продолжали позже. 1132 – 1143.

Купол на колонках придвинут к восточной части, а удлиненное тело храма выглядит как трехнефная колонная базилика Все стены и арки украшены мозаиками. В клеристории – два фриза с ветхозаветными мозаиками. Новозаветные на наружных стенах. На потолке – много фигурок арабского орнаментального толка.

На западной стене огромная мозаика: Христос на троне между Петром и Павлом. В куполе на вынесенных высоко подковообразных тромпах – Христос-Пантократор с сонмом ангелов.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 283.