В Греции сохранилось очень много древних Византийских храмов. В 12 веке было массовое строительство крестовокупольных храмов на колонках или столбах.
Афины
Храм св. Апостолов на Агоре. Ок. 1020 г. Кристалличность, вычеканность объемов, что очень характерно для Греции. На четырех колонках.
· Купол сложной визанийской формы. Высокий, восьмигранный. Колонны, утопленные в ниши, на гранях сдвоенные окна на колонках.
· В плане не квадрат, а объемный крест.
· Кладка опять смешанная: светлый камень, кирпич и цемяночный раствор. Все стены расчерчены зубчатыми фризами, что тоже создает светотеневую игру. Все очень природно, натурально. А еще и дает дыхание стене. Есть рельефные под «арабский шрифт».
· Четыре апсиды завершают четыре рукава креста. Между ними апсидиолии (маленькие апсиды), снаружи – все выглядит графично и геометрично. Очень похоже на кристалл.
· У нартекса три приподнятых крестовых свода и три входа. Перед ним – остатки квадратного поля, окруженного колоннами. Такой музейчик архитектурных рельефов на воздухе
· Фрески не сохранились. Есть остатки 17 века.
· Очень изящные мраморные колонки с подкрашенными капителями.
· Алтарь отделен антаблементом, вставленным между колоннами. Внизу алтарной перегородки – мраморные плиты с резьбой.
Храм св. Федоров в Афинах. 1060-70е гг. Федор Тирон и Федор Стратилат.
· Все окна оконтурено кладкой с зубчатым рисунком. Также и по всему периметру здания. Как и орнамент, похожий на арабскую вязь. Это разряжает тяжесть плотного объема стен, дает им дыхание и ее облегчает.
· Серьезная, весомая, пластичная. Греки ценили не прозрачность и ликвидация материи как в КН, а пластику.
· Небольшие, глубоко врезанные окошки. Двухчастное окно (чуть менее элегантно чем трехчастные в КН) с колонкой (без нее в Греции представить себе ничего не возможно) и низкими арочными пролетами. Но декоративно оно мыслится как трехчастное (зубчатый рельеф окантовывает ложное «трехчастное» окно, где само окно – середина).
· Все апсиды с внешней стороны граненые
· Барабан украшенный (обычно это октогон). Каждая грань имеет свою архитектурную окантовку. Как и во всей византийской архитектуре. Непременно колонна (здесь в маленьких нишах в углах октогона).
· Трехчастное членение западного портала (три входа, зубчатые арки окантовывают единой линией, как в ленточный орнамент сирийских базилик).
· Опоры – столбы
Капникарея в Афинах. Кон. 11 в. , нач. 12 в.
· Стройный, крепкий. Хорошо видно иерархия объемов, как и в западном искусстве. Здесь купол растет и он уже скорее свеча, чем покров. Очень непривычно для купольных базилик, где было истекания сверху и распространение пространства сверху.
· Открытый экзо-нартекс с аркадой с ложными трехчастными окнами над каждым компартиментом. Слишком объемный для такого храма. Большая свобода планировки, некая пейзажность. Новый акцент. Нет константинопольской строгости, логики.
· Окна опять с колоннами приземистые, очерченные единым зубчатым бегунком.
· К храму пристроен с северной стороны придел со своим куполом и престолом. Св. Федору. Внутри отдельное пространство, отделенное стеной.
· Росписи поздние 19-20вв.
· Храм на 4х колоннах, в углах крестовые своды.
· Алтарная преграда всегда на колоннах, внизу мраморные плиты, которые в раннехристианские времена и отделяли алтарь (что осталось в католических храмах навсегда). Антаблемент чаще всего завершал алтарь, но иногда наверху ставили мелких невысокий ряд икон с двунадесятыми праздниками (чаще в монастырях). Первый высокий иконостас сделали Рублев с Феофаном Греком.
Малая митрополия в Афинах (главная митрополия, т.е. главный храм города, стоял рядом, но он не сохранился и на его месте в 19 веке был построен новый огромный). 2я пол. 12в. Кому был посвящен, не известно.
· Очень камерный, высота (без купола – 3 человеческих роста). Хотя в 12в. масштаб увеличивается (мон. Пантократора в Афинах).
· Драгоценная игрушка города. Целые ряды рельефов разного времени, много древних (стены и торцовые части саркофагов используются в качестве кладки), как и на западе в романских соборах. Каменная кладка из больших квадров, хотя храм самых маленьких размеров (возможно, брали, что было). Были рельефы, специально сделанные для храма.
o Очень нравилась тема терзаний. Все перевито крутящимся и вьющимся ленточным орнаментом.
o На апсиде преобладающая геральдическая схема: что-то в центре и симметричные фантастические звери (сфинксы, звери).
o Много крестов (есть с человеческими фигурами. Человек без одежды – он таким предстает перед Господом).
· Храм на 4х свободно стоящих опорах (тоненькие столбики до купола).
· Все было закрыто тонкими мраморными плитами. В куполе остатки поствизантийской росписи. В цилиндрических сводах и на барабане были росписи.
Панагия тон ХалкЕон в Салониках. 1028г. Незадолго до этого Фессалоники были частью болгарского царства. Василий II расширил границы и часть Болгарии присоединил, в т.ч. Фессалоники (население всегда было смешанным). Этот храм был построен как первый византийский на этой территорией.
· Весь из кирпича, но стены по-гречески толстые. Самый мощный из всех в средневизантийское время.
· Три купола: один центральный (с двумя ярусами окон) на 4х колонках. Рукава – цилиндрические, в углах – пониже крестовые. Над нартексом еще два купола.
· Очень свободный по пространству. Стены во фресках, много сохранилось (правда, сильно почернев)
· Экзонартекс с сильно профилированными арками (пластическое изымание массы стены) – система постепенно углубляющихся перспективных арок, разделенные колоннами. А сверху навес закомар. Тройное членение фасада: окна с перспективными арками, под ними слепые окна, верхний этаж отделен карнизом. Внизу опять перспективные арки. Не повторяет ни Грецию и КН.
· Зубчатые фризы составляют в основном карнизы. Барабаны скромные, но очень пластичные (с перспективными арками)
· Выступающие рукова креста дополнительно оконтурены фронтонами
Провинциальная Греция
Храмов очень много, они однотипны.
Церковь Элиссе, Гастуни. 12 в. Крестовокупольный на четырех опорах (толстых столбах). Больше нет легкого льющегося пространства. Как в Софии Киевской. Масса растет, пространство убывает, уменьшается количество света (полумрак, служба рассчитана на свечи и лампады, более мистическое впечатление).
Типология стандартная крестово-купольная.
Полосатые зубчатые фризы текут по всему храму на разных уровнях. Окна двойные или тройные на колонках. На северной/южной стене – тройное «ложное» окно. Опять перспективные арки с зубцами. Но окно маленькое, главное – стена, масса.
Евстафий Солунский (Митрополит Фессалоник) 2 пол 19в. «Нужно следовать не покатому, неустойчивому шару, а беспорочному неподвижному кубу». Вот стремление к этому в греческой архитектуре. Стены церкви теперь укрывают человека от греховного мира, а раньше они были открыты в мир, что мир туда легко вливался как в храмах КН.
Пространство уменьшается, люди стоят скученной толпой как в восточных сирийских базиликах. Получается опять предстояние, коллективное общение, а не индивидуальное религиозное чувство, скорее совместный поиск защиты.
Есть еще храм в Мербаке 12 в.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 320.