Монастырь Неа Мони на о. Хиос.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафаликон (главный храм монастыря). Здесь другого храма нет, но главный все равно кафаликон. 1042-1048 (при правлении Константина Мономаха). Местное предание, что Константин здесь охотился и встретил старцев, с которыми он поговорил. В результате, он основал монастырь.

· Купольный октогон с тромпами. Это не крестовокупольный храм (он единственный среди этой типологии), он зальный однонефный чуть удлиненный квадрат, над которым поставлен купол. Как он держится? 8 точек в стенах и они усилены изнутри пилонами/полуколоннами, они и есть вместо столбов опоры для купола. Очень элегантно. Пилоны утолщают устои и делают стены достаточными для купола с тромпами. В углах в толще стены четыре тромпа, между тромпами на каждой стене – экседры (полукупола). Углы отмечены одной хрупкой колонкой (опять византийская идея, где хрупкое держит тяжелое). Нижний этаж – плоские стены, второй этаж вогнутый, состоит из вогнутых ниш, наверху – подкупльный этаж – полукупола и тромпы.

· До полукуполов мраморные плиты, выше – мозаики (в куполе тоже была, но т.к. он рухнул, мы ее не знаем). Мраморные панели напряженные, темноватые: монастырский храм, время серьезной аскезы

· Членениями стен выступают сдвоенные полуколонны. Пяты арок опираются на сдвоенные капители, туда же опирается и купол. Т.е. 8 подкупольных (подпружных) арок. В основе – Сергий и Вакх в КН, чуть разного размера. Здесь тромп сравним с арками в отличие от мусульманского поднятого на верх под купол как на пьедестал. Получается как бы 8 подпружных арок, а между ними паруса: 4 евангелиста и серафимы.

· Высокий поднятый купол даже с двумя ярусами колонн. Первый купол рухнул во время землетрясения (в 16 веке повторили старый).

· Закомары с членениями на внешних стенах повторяют внутренние членения. Храм побелен. Не было открытой кладки, берегли кладку от непогоды и белили.

· Дальше:

o нартекс с одним куполом, спрятанным в кладку

o Экзонартекс, расширенный апсидионами с двух сторон, завершающийся тремя куполами

o Колокольня (более позднего времени) и крытый проход. Верхушка вообще добавлена в 19 веке

Архитекторы посланы из КН, но такого храма там нет.

 

Крестово-купольный храм октогон на тромпах. Осиос Лукас в Фокиде. 3 часа от Афин. Через гору от античных Дельф. Св. Лука Стирит жил в 10 веке. Пришел с севера Греции ища уединенного места в горах, чтобы жить в полном отшельничестве. Он был святым лекарем. Сохранить свет христианской веры рядом с языческим местом, как египетские отшельники, селившиеся рядом с египетскими захоронениями. Он жил в одиночестве, стали притекать люди с целью как духовного руководства так и за исцелениями, собралась братия. После смерти быстро стал прославленным святым с чудесами. Возник монастырь св. Луки. Он также любим и почитаем в Греции, как преподобный Сергий у нас или Савва в Сербии. Монастырь стал очень быстро расти. Было 2 храма:

· Небольшой крестовокупольный на 4х колоннах, как в КН, посвящен пресв. Богородице. В конце 10 века, когда был прославлен Лука. 4 цилиндрические, 4 крестовых свода. Нартекс и экзонартекс, очень красиво оформленные.

· Рядом чуть позже выстроили огромный кафоликон Осиос Лукас. Могила св. Луки в капелле, которая одновременно в двух храмах.

o Огромный купол, стоит на 8 опорах, между ними снова тромпы. Пространственный крест существует и как бы врезается в ярус галерей, пределов. Вокруг рукавов креста пространство очень закрытое, капеллочки со своими отдельными входами.

o Храм двухъярусный, галереи идут кругом, как было в 6 веке (включая рукава креста). Получается, что пространственный крест виден только в верхнем ярусе. Говорят, что верх был предназначен для женщин. Очень аскетическая программа, но построили очень богато и роскошно. Греческие исследователи по документам предположили, что вкладчиками были аристократия г.Фивы, откуда вышел первый игумен этого монастыря. Еще вариант что это мог быть император.

Церковь Богоматери. Кладка не просто полосатая, а кирпич орнаментирован как бы под арабский шрифт (его нет, но просто орнамент – такая была мода).

В барабан включены белокаменные рельефы. Тяга к изыску и орнаментальности барабанов средневизантийского периода здесь достигает своего апогея. Элегантные изящные колонки. Верхнюю часть любили делать цветной с тонкими сочетаниями разных оттенков.

Алтарная преграда – колонны под прямым антаблементом, чуть выше человеческого роста.

Очень красивый экзонартекс – открытые двухъярусные галереи. Только из этой маленькой двери можно попасть на галереи второго яруса Кафоликона (так ходили женщины).

Кафоликон. Около 1022 г., на самом деле около 1030 г. Он тоже полосатый: и квадры камня и кирпич и белые кирпичные вставки. Греческая фактура всегда более живописная, чем в КН, где был чаще всего кирпич и подцвеченный цемяночный раствор.

Если убрать купол, то ведь перед нами дворец! Огромные окна с колоннами и арками (трех-двухчастная с колонками). Присутствие купола придает зданию великую серьезность.

Основные нормы к объему как и в других крестово-купольных храмах:

Повышенные рукава, пониженные угловые части

Особенность: в византийских храмах нет крипты. Крипты строились с целью почитания мощей или святынь посещающими паломниками. В Византии мощи клали в кладку, они есть основа храма. Эти места отмечались в росписях крестом. Здесь огромная расписанная фресками крипта. В ней хоронили особо достойных монахов. Монастырь отличался повышенной аскезой.

· Контрфорсы, сильно вышагивающие наружу с южной стены, приставили потом (землетрясения).

· Каждый фасад особо украшены. На западной стороне – большой выступающий свод, обрисовывает портал и верхнюю часть галереи над нартексом.

· Стена пластична и очень сильно прорезана. Много проемов (было в Мерилейоне в КН), много окон. Но мощь стены и ее материальность ясно видна – особенность греческого строительства. В КН подчеркнуто тоненькие профили. Греческое отношение к стене: живописность, цветность и пластическая мощь. Кирпичная кладка тонкая (обычно, где арки, окна), но основные оси – мощная кладка каменных плит.

· Здесь нет слепых ниш, что очень любили в КН. Зато здесь как непременная принадлежность греческой архитектуры – зубчатые фризы – они обрисовывают основные формы и дают стене дыхание.

· Южный фасад – очень расчленено, очень много нарисовано. Окна сделали, конечно, реставраторы. Именно здесь можно войти в крипту.

 

Купол – поздняя роспись 16 или 17 в. Купол – архитектонично, понятно, ясно и очень инженерно продуманно.

Мраморная облицовка. В одном тромпе погибала мозаика (Было Благовещание). Много украшено, все каймы, рамы: каменная резьба, мозаические орнаменты.

Внутри опор сделали ниши, их четыре. В них самые важные мозаики: В алтарных: Василий Великий и Иоанн Златоуст. С западной стороны в арках два чудотворца: Николай и Григорий.

 

Храм монастыря ДафнИ. Около 1100. Крестовокупольный октогон с тромпами. Пригород Афин (около 10 км). Храм посвящен Успению Божией Матери. Сейчас монастырь музей. Дорога была очень важная, царская, по ней в Афины въезжал император из КН. Он монастырь, но он был и как путевой дворец. Храм конца 11 века. Рыцари 4го крестового похода заняли и Афины, которые достались французам. В Дафни они устроили бенедиктинский монастырь. Они сделали зубцы на стенах и поставили в нартексе стрельчатые арки. Это по факту стала крепость. В Парфеноне тоже был католический храм.

· Купол тоже опирается на 8 опор. Между опорами опять вставлены тромпы. Ячейки по сторонам рукавов устроено просто, ясно и открыто. Капеллы по сторонам от трехчастного алтаря – отдельные компартименты с отдельными дверями (тканями – античный прием). То же и с западной стороны. Т.о. отпадает круговой проход и двухярусность. Получается контраст высокого креста и маленьких зон в углах. Эта тенденция наметилась еще в Софии в Фесаллониках

· Храм неширокий, но высокий. Хорошо пропорционированный, благородно и просто. Изумительная кристалличность.

· Мозаики в тромпах и нартексе. Это высшие точки византийского искусства.

· Большие одинаковые трехарочные окна на двух колонках с описями вокруг из зубчатых фризов. Получается очень графично.

· Купол большой, не очень сильно декорированный, но многочастный

· Здесь тоже сочетание разной кладки. Кирпич – только в плоских местах вокруг окон. Основная кладка из блоков камня с подкрашенным цемяночным раствором.

Внутри

· Купол старый, сохранились подлинные мозаики в куполе, тромпах и кое-где на сводах. В промежутках между окнами барабана купола – пророки.

· На западе между столбами в люнете мозаика Успения.

· Все мраморные панели не сохранились.

Храм в Ликодемо (Афины) как Осиос Лукас. Афинский повтор, правда он рушился, его перестраивали, но общую конфигурацию объемов и пространственных зон он сохранил. Там сейчас помещается русская церковь. В КН таких храмов нет, но откуда же пришла эта типология. Вот в Афинах такой храм есть.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 280.