Методические указания
Цель изучения темы – получение знаний о порядке учета движения материально-производственных запасов, формировании их фактической себестоимости при поступлении и расходов при выбытии, документального оформления, оценки, отражении в бухгалтерском учете и отчетности.
В результате изучения темы должны быть сформированы навыки заполнения первичных документов: приходных ордеров, товарно-транспортных накладных, актов по движению МПЗ, порядок проведения инвентаризации, оформления ее результатов.
В процессе изучения темы следует обратить внимание на условия отнесения активов к материально-производственным запасам в соответствии с их классификацией, порядок приемки, регистрации проверки документов, предусмотренных графиком документооборота, на порядок оценки при поступлении и выбытии.
В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) принимаются активы:
– используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
– предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);
– используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).
Основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда и производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.
Материалы делятся на основные и вспомогательные. Основные материалы образуют материальную основу готовой продукции.
Классификация материалов по функциональному назначению используется при разработке системы субсчетов к счету 10 «Материалы».
Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Формирование фактической себестоимости осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов [29, п. 63–72].
Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида
сырья и материалов требует значительных затрат труда и времени. Поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляет лишь небольшая часть организаций по основным видам сырья или материалов.
В большей части организаций текущий учет материальных ценностей ведут по твердым учетным ценам.
Сырье и материалы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее использовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.
Оценка отпуска сырья и материалов в производство и иного выбытия их может производиться одним из следующих способов [44, п. 16]:
– по себестоимости каждой единицы;
– по средней себестоимости;
– по себестоимости первых во времени приобретения запасов (метод ФИФО).
Поступление материалов в организацию осуществляется:
– по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством;
– путем изготовления материалов силами организации;
– внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации;
– получения организацией безвозмездно (включая договор дарения).
Материалы в организации должны быть своевременно оприходованы.
Сдача подразделениями на склад материалов оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов.
Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются заведующим складом (кладовщиком) в специальную книгу (карточку), хранятся на складе обособленно и не могут расходоваться.
Отпуск материалов на производство должен, как правило, осуществляться на основе предварительно установленных норм расхода материалов (лимитов).
Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов в подразделения организации являются: лимитно-заборная карта, требование-накладная, накладная на отпуск материалов на сторону.
Лицо, осуществляющее отпуск материалов, отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных материалов, которые подтверждаются подписями получателя и кладовщика.
Списание материалов, передаваемых по договору дарения или безвозмездно, осуществляется на основании товарно-транспортных накладных, заявлений на отпуск материалов на сторону, приказов на отпуск и др.
Для учета движения материалов на складе на каждый номенклатурный номер материала по каждому сорту, виду и размеру заполняется и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом) карточка учета материалов.
Аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведется на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом.
Применение организацией программ автоматизации учетных работ должно обеспечить формирование необходимых регистров бухгалтерского учета материалов, основными из которых могут быть [44, п. 146]:
– оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным номерам в разрезе складов, подразделений, мест хранения;
– ведомость расхода материалов по заказам, сериям, переделам, другим калькуляционным единицам;
– оборотная ведомость по материалам, находящимся в пути;
– оборотная ведомость движения материалов, по которым отсутствуют расчетные документы, считаются как неотфактурованные поставки.
Учет материалов ведется на синтетическом активном счете 10 «Материалы». Он предназначен для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и др.
К счету 10 «Материалы» могут быть открыты 11 субсчетов.
Учет поступления материалов может быть организован с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без их использования.
В дебет счета 15 относится покупная стоимость материалов, по которым в организацию поступили расчетные документы поставщиков, а также расходы по заготовке и доставке материалов. В кредит счета 15 в корреспонденции со счетом 10 – учетная стоимость. Сумма разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленная в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах списывается со счета 15 на счет 16.
Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщения информации об отклонениях в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах.
По окончании месяца поступившие материалы оцениваются по учетным ценам и отражаются проводкой: дебет счета 10 кредит счета 15.
Путем сопоставления оборотов по дебету (фактическая себестоимость) и по кредиту (стоимость по учетным ценам) счета 15 определяется отклонение фактической себестоимости от стоимости материалов по учетным ценам (экономия или перерасход). Выявленную сумму отклонений списывают на счет 16 «Отклонение в стоимости материалов»:
– перерасход (положительное отклонение): дебет счета 16 кредит счета 15;
– экономия (отрицательное отклонение): дебет счета 15 кредит счета 16.
При втором варианте учета по фактической себестоимости поступление материалов отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, а также от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При данном варианте в аналитическом учете необходимо подразделение учетной стоимости материалов и транспортно-заготовительных расходов (ТЗР).
При третьем варианте учета способ оценки материалов в бухгалтерском учете осуществляется без применения учетных цен, т.е. по фактическим затратам.
Налог на добавленную стоимость, начисленный при приобретении материалов, учитывается отдельно на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» одновременно с постановкой на учет поступивших материалов.
Материалы могут выбывать по следующим причинам:
1) при отпуске в производство.
При этом под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада непосредственно для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг, а также отпуск материалов для управленческих нужд организации. В учете составляются следующие записи:
– дебет счета 20, 23, 25, 26, 28, 44 кредит счета 10 – расход материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг, на нужды вспомогательных производств, основных цехов, управленческие цели, связанных с реализацией продукции;
2) при продаже.
Выручка от реализации материалов признается прочими доходами.
В этом случае в учете составляются следующие записи:
– признана в учете выручка от продажи материалов: дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредит счета 91«Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»;
– начислен в бюджет НДС: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС»;
– списана балансовая стоимость реализованных материалов: дебет счета 91/2 кредит счета 10 (или 10 и 16);
– расходы при реализации материалов отражаются по дебету счета 91/2;
– финансовый результат от продажи материалов: дебет счета 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» кредит счета 99 «Прибыли и убытки» (прибыль) или дебет счета 99 кредит счета 91/9 (убыток);
3) при безвозмездной передаче.
В этом случае в учете составляются следующие записи:
– списана балансовая стоимость безвозмездно передаваемых материалов: дебет счета 91/2 кредит счета 10 (или 10 и 16);
– начислен в бюджет НДС: дебет счета 91/2 кредит счета 68;
– расходы при реализации материалов отражаются по дебету счета 91/2;
– финансовым результатом является убыток: дебет счета 99 кредит
счета 91/9;
4) при выявлении недостач.
При обнаружении недостачи материалов в результате инвентаризации балансовая стоимость обнаруженной недостачи списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»: дебет счета 94 кредит счета 10 (или 10 и 16). Затем в зависимости от причин возникновения недостача списывается
со счета 94.
Недостача сверх норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц или если о взыскании отказано судом отражается записью: дебет счета 91/2 кредит счета 94.
Отнесение недостачи за счет виновных лиц отражаются записью: дебет счета 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» кредит счета 94.
Источники: [11, 19, 20, 22, 23, 29, 44, 43].
Вопросы для самоконтроля:
1. Какими документами оформляется поступление и выбытие материалов?
2. Как должен быть организован учет на складах в организации?
3. Организация аналитического и синтетического учета материалов.
4. Какие варианты учета материалов могут быть определены учетной политикой?
5. Как распределяются суммы транспортно-заготовительных расходов.
6. Порядок проведения инвентаризации материально-производственных запасов и отражение результатов в бухгалтерском учете.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 300.