Тема 10. «Учет материально-производственных запасов»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические указания

Цель изучения темы – получение знаний о порядке учета движения материально-производственных запасов, формировании их фактической себестоимости при поступлении и расходов при выбытии, документального оформления, оценки, отражении в бухгалтерском учете и отчетности.

В результате изучения темы должны быть сформированы навыки заполне­ния первичных документов: приходных ордеров, товарно-транспортных нак­лад­ных, актов по движению МПЗ, порядок проведения инвентаризации, оформ­ле­ния ее результатов.

В процессе изучения темы следует обратить внимание на условия отнесения активов к материально-производственным запасам в соответствии с их клас­сификацией, порядок приемки, регистрации проверки документов, предусмот­ренных графиком документооборота, на порядок оценки при поступлении и вы­бытии.

В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) принимаются активы:

– используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве про­дукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

– предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);

– используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные ма­териалы, топливо, запасные части и др.).

Основная часть материально-производственных запасов используется в ка­честве предметов труда и производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

Материалы делятся на основные и вспомогательные. Основные материалы образуют материальную основу готовой продукции.

Классификация материалов по функциональному назначению использует­ся при разработке системы субсчетов к счету 10 «Материалы».

Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестои­мости. Формирование фактической себестоимости осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-про­изводственных запасов [29, п. 63–72].

Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида
сырья и материалов требует значительных затрат труда и времени. Поэтому фак­тическую себестоимость заготовления исчисляет лишь небольшая часть орга­низаций по основным видам сырья или материалов.

В большей части организаций текущий учет материальных ценностей ведут по твердым учетным ценам.

Сырье и материалы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее ис­пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, прини­мают­ся к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.

Оценка отпуска сырья и материалов в производство и иного выбытия их мо­жет производиться одним из следующих способов [44, п. 16]:

– по себестоимости каждой единицы;

– по средней себестоимости;

– по себестоимости первых во времени приобретения запасов (метод ФИФО).

Поступление материалов в организацию осуществляется:

– по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством;

– путем изготовления материалов силами организации;

– внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации;

– получения организацией безвозмездно (включая договор дарения).

Материалы в организации должны быть своевременно оприходованы.

Сдача подразделениями на склад материалов оформляется накладными на внут­реннее перемещение материалов.

Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются заве­дую­щим складом (кладовщиком) в специальную книгу (карточку), хранятся на скла­де обособленно и не могут расходоваться.

Отпуск материалов на производство должен, как правило, осуществляться на основе предварительно установленных норм расхода материалов (лимитов).

Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов в под­разделения организации являются: лимитно-заборная карта, требование-нак­ладная, накладная на отпуск материалов на сторону.

Лицо, осуществляющее отпуск материалов, отмечает в обоих экземплярах ли­митно-заборной карты дату и количество отпущенных материалов, которые под­тверждаются подписями получателя и кладовщика.

Списание материалов, передаваемых по договору дарения или безвозмезд­но, осуществляется на основании товарно-транспортных накладных, заявле­ний на отпуск материалов на сторону, приказов на отпуск и др.

Для учета движения материалов на складе на каждый номенклатурный но­мер материала по каждому сорту, виду и размеру заполняется и ведется мате­риаль­но ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом) карточка уче­та материалов.

Аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведет­ся на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом.

Применение организацией программ автоматизации учетных работ должно обеспечить формирование необходимых регистров бухгалтерского учета мате­риалов, основными из которых могут быть [44, п. 146]:

– оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным номерам в разрезе складов, подразделений, мест хранения;

– ведомость расхода материалов по заказам, сериям, переделам, другим каль­куляционным единицам;

– оборотная ведомость по материалам, находящимся в пути;

– оборотная ведомость движения материалов, по которым отсутствуют рас­четные документы, считаются как неотфактурованные поставки.

Учет материалов ведется на синтетическом активном счете 10 «Материалы». Он предназначен для обобщения информации о наличии и движении принад­лежащих организации сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и др.

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты 11 субсчетов.

Учет поступления материалов может быть организован с использованием сче­та 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Откло­нение в стоимости материальных ценностей» или без их использования.

В дебет счета 15 относится покупная стоимость материалов, по которым в ор­ганизацию поступили расчетные документы поставщиков, а также расходы по заготовке и доставке материалов. В кредит счета 15 в корреспонденции со сче­том 10 – учетная стоимость. Сумма разницы в стоимости приобретенных ма­те­риалов, исчисленная в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах списывается со счета 15 на счет 16.

Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщения информации об отклонениях в стоимости приобретенных ма­териалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовле­ния) и учетных ценах.

По окончании месяца поступившие материалы оцениваются по учетным це­нам и отражаются проводкой: дебет счета 10 кредит счета 15.

Путем сопоставления оборотов по дебету (фактическая себестоимость) и по кредиту (стоимость по учетным ценам) счета 15 определяется отклонение фак­тической себестоимости от стоимости материалов по учетным ценам (эконо­мия или перерасход). Выявленную сумму отклонений списывают на счет 16 «Откло­нение в стоимости материалов»:

– перерасход (положительное отклонение): дебет счета 16 кредит счета 15;

– экономия (отрицательное отклонение): дебет счета 15 кредит счета 16.

При втором варианте учета по фактической себестоимости поступление ма­териалов отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту сче­тов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производст­во», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лица­ми», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в зависимости от того, от­куда поступили те или иные ценности, а также от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При данном варианте в аналитическом уче­те необходимо подразделение учетной стоимости материалов и транспортно-заготовительных расходов (ТЗР).

При третьем варианте учета способ оценки материалов в бухгалтерском уче­те осуществляется без применения учетных цен, т.е. по фактическим затратам.

Налог на добавленную стоимость, начисленный при приобретении материа­лов, учитывается отдельно на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приоб­ретенным ценностям» одновременно с постановкой на учет поступивших ма­териалов.

Материалы могут выбывать по следующим причинам:

1) при отпуске в производство.

При этом под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада непосредственно для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг, а также отпуск материалов для управленческих нужд организации. В учете составляются следующие записи:

– дебет счета 20, 23, 25, 26, 28, 44 кредит счета 10 – расход материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг, на нужды вспомогательных производств, основных цехов, управленческие цели, связанных с реализацией продукции;

2) при продаже.

Выручка от реализации материалов признается прочими доходами.

В этом случае в учете составляются следующие записи:

– признана в учете выручка от продажи материалов: дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредит счета 91«Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»;

– начислен в бюджет НДС: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС»;

– списана балансовая стоимость реализованных материалов: дебет счета 91/2 кредит счета 10 (или 10 и 16);

– расходы при реализации материалов отражаются по дебету счета 91/2;

– финансовый результат от продажи материалов: дебет счета 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» кредит счета 99 «Прибыли и убытки» (прибыль) или дебет счета 99 кредит счета 91/9 (убыток);

3) при безвозмездной передаче.

В этом случае в учете составляются следующие записи:

– списана балансовая стоимость безвозмездно передаваемых материалов: дебет счета 91/2 кредит счета 10 (или 10 и 16);

– начислен в бюджет НДС: дебет счета 91/2 кредит счета 68;

– расходы при реализации материалов отражаются по дебету счета 91/2;

– финансовым результатом является убыток: дебет счета 99 кредит
счета 91/9;

4) при выявлении недостач.

При обнаружении недостачи материалов в результате инвентаризации балансовая стоимость обнаруженной недостачи списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»: дебет счета 94 кредит счета 10 (или 10 и 16). Затем в зависимости от причин возникновения недостача списывается
со счета 94.

Недостача сверх норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц или если о взыскании отказано судом отражается записью: дебет счета 91/2 кре­дит счета 94.

Отнесение недостачи за счет виновных лиц отражаются записью: дебет сче­та 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» кредит сче­та 94.

 

Источники: [11, 19, 20, 22, 23, 29, 44, 43].

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими документами оформляется поступление и выбытие материалов?

2. Как должен быть организован учет на складах в организации?

3. Организация аналитического и синтетического учета материалов.

4. Какие варианты учета материалов могут быть определены учетной политикой?

5. Как распределяются суммы транспортно-заготовительных расходов.

6. Порядок проведения инвентаризации материально-производственных за­пасов и отражение результатов в бухгалтерском учете.




Дата: 2019-12-10, просмотров: 300.