Методические указания
Цель изучения темы – получение знаний о порядке отнесения объектов к основным средствам и нематериальным активам, формировании их стоимости, документальном оформлении, о порядке начисления амортизации, отражения их в бухгалтерском учете и отчетности.
В результате изучения темы должны быть сформированы навыки заполнения первичных документов по учету основных средств и нематериальных активов: актов приема передачи, накладных на внутреннее перемещение, актов
на списание, актов приемки – сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств.
В процессе изучения темы следует обратить внимание на условия отнесения к объектам основных средств и нематериальных активов, на источники поступления, порядок и изменения первоначальной стоимости, на способы начисления амортизации, порядок учета выбытия объектов и определение финансового результата.
Неотъемлемым условием осуществления хозяйственной деятельности является обеспечение экономического субъекта, наряду с материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми основными средствами – зданиями, сооружениями, оборудованием, транспортными и другими средствами.
Отличительной особенностью основных средств является длительное время их использования, постепенный износ и передача стоимости на себестоимость вновь созданного продукта (изготовленной продукции, выполненных работ и услуг).
Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах и раскрытие информации о них в финансовой отчетности организаций и других юридических лиц всех форм собственности регламентируются Положением (стандартом) бухгалтерского учета «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) [26].
По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации, запасе (резерве), в ремонте, в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации, на консервации.
В текущем учете основных средств применяются четыре вида оценки: первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная.
Первоначальная стоимость представляет собой историческую оценку конкретного наименования объекта при принятии его к учету и включает в себя:
– договорную (продажную) цену, уплачиваемую покупателем продавцу;
– сумму информационных и консультационных услуг, способствующих приобретению;
– таможенные и иные платежи;
– регистрационные сборы, государственные пошлины и иные аналогичные платежи;
– стоимость услуг посреднических организаций;
– невозмещаемые налоги, уплачиваемые при покупке основных средств;
– другие затраты, включая общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с приобретением, сооружением или изготовлением объекта основных средств.
При взносе основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации первоначальной стоимостью объекта признается договорная его стоимость, согласованная с ее учредителями, если другое не предусмотрено действующим законодательством РФ.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.
В случаях безвозмездного получения объект принимается к учету по рыночной цене, действующей в данном регионе на дату его поступления.
Изменение первоначальной стоимости объекта в течение срока его полезного использования не допускается, кроме следующих случаев: достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации, переоценки.
В результате этих мероприятий формируется восстановительная стоимость.
Необходимость проведения переоценки объектов основных средств возникает в связи с изменением (обычно – с ростом) цен на приобретаемые (строящиеся) объекты.
Проведение переоценки объектов основных средств регламентировано двумя нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет основных средств:
– приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [16];
– приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)».
На каждый объект основных средств должна вестись карточка учета с подробной характеристикой, и каждому объекту присваивается инвентарный номер и сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации.
В первоначальную стоимость основных средств включаются суммы, указанные в счете-фактуре поставщиков: дебет счета 08/4 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Приобретение объектов основных средств» кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Суммы налога на добавленную стоимость, указанные в счетах-фактурах поставщиков, отражаются по дебету счета 19/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» субсчет 1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» и кредиту счета 60.
Оплата счетов-фактур путем перечисления сумм с расчетного счета отражается в учете записью: дебет счета 60 кредит счета 51 «Расчетные счета».
Доставка объектов основных средств также включается в первоначальную стоимость.
После принятия объектов основных средств к бухгалтерскому учету, НДС, учтенный по дебету счета 19/1 и относящийся к данному объекту, включается в состав налоговых вычетов: дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредит счета 19/1.
Основные средства могут поступать в организацию безвозмездно, т.е. по договорам дарения. Безвозмездное получение объектов основных средств от юридического лица отражается в составе доходов будущих периодов (счет 98/2 «Доходы будущих периодов» субсчет «Безвозмездные поступления») по текущей рыночной стоимости: дебет счета 08/4 кредит счета 98/2.
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:
– линейным;
– уменьшаемого остатка;
– списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
– списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Все объекты основных средств в зависимости от срока полезного использования разделены на 10 групп.
Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления на счете 02 «Амортизация основных средств».
Начисление амортизации учитывается по кредиту счета 02 и дебету производственных и других счетов: 23, 25, 26, 08, 44.
– дебет счета 91/2 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы» кредит счета 02 – арендодателем начислена амортизация по сданным в аренду объектам основных средств.
Записи по дебету счета 02 производятся только при выбытии объектов основных средств.
При проведении ремонта хозяйственным способом ремонт может выполняться специализированными цехами, относящимися к вспомогательным производствам. В этом случае учет затрат на ремонт (списание стоимости материалов, начисление заработной платы и т. д.) ведется по дебету счета 23 в корреспонденции с различными счетами (10, 02, 70, 69 и т. д.). Услуги вспомогательных цехов по окончании ремонта списываются по потребителям: дебет счетов 25, 26 кредит счета 23.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
При любом выбытии основных средств определяется их остаточная стоимость.
Для определения остаточной стоимости открывается отдельный субсчет к счету 01 «Выбытие основных средств», в дебет этого счета списывается первоначальная стоимость, в кредит – сумма начисленной амортизации.
Списание основных средств с бухгалтерского учета производится двумя этапами:
– дебет счета 01 субсчет «Выбытие основных средств» кредит счета 01 – списана первоначальная стоимость;
– дебет счета 02 кредит счета 01 субсчет «Выбытие основных средств» – списана начисленная амортизация;
Доходы и расходы, а также остаточная стоимость учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту – все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.). Таким образом, на счете 91 формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».
Все расходы, связанные с продажей, отражаются по дебету 91/2.
При списании объектов основных средств в результате морального и физического износа в учете составляются следующие записи:
1) дебет счета 01 субсчет «Выбытие основных средств» кредит счета 01 – списана первоначальная стоимость;
2) дебет счета 02 кредит счета 01 субсчет «Выбытие основных средств» – списана начисленная амортизация; дебет счета 91/2 кредит счета 01 субсчет «Выбытие основных средств» – списана остаточная стоимость;
3) дебет счета 10 кредит счета 91/1 – оприходованы материальные ценности, полученные от демонтажа и разборки основного средства.
При передаче основного средства по договору дарения (безвозмездно) в соответствии со ст. 39 (п. 1) и ст. 146 (п. 1, подпункт 1) Налогового кодекса РФ такая передача признается реализацией, поэтому передающая сторона должна начислить и перечислить в бюджет НДС.
Финансовым результатом при безвозмездной передаче является убыток (дебет счета 99 кредит счета 91/9).
Основными нормативными документами, регламентирующими учет нематериальных активов, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н (далее – ПБУ 14/2007) [34] и Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утвержденное приказом Минфина РФ от 18.09.06 № 116н (далее – ПБУ 17/02) [35], – в части учета расходов организации на НИОКР.
Нематериальные активы являются составной частью внеоборотных активов. В соответствии с ПБУ 14/2007 к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям [34].
В учете и отчетности нематериальные активы отражают по первоначальной стоимости.
Изменение первоначальной (фактической) стоимости нематериального актива, по которой он принят к бухгалтерскому учету, допускается в случаях переоценки и обесценения нематериальных активов.
Переоценка нематериальных активов производится путем пересчета их остаточной стоимости.
Нематериальные активы могут проверяться на обесценение в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности
(МСФО 36 «Обесценение активов»).
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.
Для учёта нематериальных активов и обобщения информации об их наличии и движении используется в синтетическом учёте активный инвентарный счёт 04 «Нематериальные активы». На этом счёте нематериальные активы отражаются по первоначальной стоимости.
Если поступление нематериальных активов осуществляется от поставщика за плату, то расходы по их приобретению относятся к долгосрочным инвестициям и отражаются по дебету счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчёт 5 «Приобретение нематериальных активов» по оплаченным или принятым к оплате счетам поставщиков. НДС по счетам поставщиков учитывается по дебету счёта 19 «Налог на добавленную стоимость» субсчёт 2 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым нематериальным активам».
При создании отдельных объектов нематериальных активов силами предприятия по дебету счёта 08/5 отражают фактические затраты на их создание.
Если нематериальные активы внесены учредителями в счёт вклада в уставный капитал, то на основании протокола собрания учредителей и платёжных документов в учете составляются записи:
– внесены нематериальные активы в качестве вклада в уставный капитал: дебет счета 08/5 кредит счета 75 «Расчёты с учредителями» субсчёт 1 «Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал»;
– приняты к учету нематериальные активы, внесённые учредителями в счёт вклада в уставный капитал: дебет счета 04 кредит счета 08/5.
Безвозмездно полученные нематериальные активы приходуются по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учёту и оформляются следующими бухгалтерскими записями:
– получены по договору дарения нематериальные активы: дебет счета 08/5 кредит счета 98 «Доходы будущих периодов»;
– приняты к учету нематериальные активы, полученные по договору дарения: дебет счета 04 кредит счета 08/5.
В дальнейшем стоимость безвозмездно полученных активов списывается в размере ежемесячно начисляемой амортизации на доходы организации (ведомость расчёта амортизации): дебет счета 98/2 кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчёт 1 «Прочие доходы».
Аналитический учёт нематериальных активов осуществляется в карточке учёта нематериальных активов. Карточка применяется для учёта всех видов нематериальных активов. Открывается она на каждый объект в отдельности.
Определение ежемесячной суммы амортизационных отчислений по нематериальному активу производится одним из следующих способов: линейным, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого актива к бухгалтерскому учету.
При списании с баланса нематериального актива в связи с прекращением использования составляются следующие записи:
– списывается сумма начисленной амортизации: дебет счета 05 кредит счета 04;
– списывается остаточная стоимость нематериального актива (акт ликвидации): дебет счета 91/2 кредит счета 04;
– списывается сальдо прочих доходов и расходов, при этом результатом от ликвидации является убыток: дебет счета 99 кредит счета 91/9.
Все записи в учёте делаются на основании акта ликвидации.
При продаже нематериальных активов в учете составляются записи:
– покупателю предъявляется счёт-фактура: дебет 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» кредит 91/1;
– начисляется НДС, подлежащий взносу в бюджет по проданным нематериальным активам (на основании расчёта бухгалтерии): дебет счета 91/2 кредит счета 68 «Расчёты по налогам и сборам»;
– списывается сумма начисленной амортизации: дебет счета 05 кредит счета 04;
– списывается остаточная стоимость нематериального актива: дебет счета 91/2 кредит счета 04;
– отражены в учёте расходы по выбытию: дебет счета 91/2 кредит счетов 70, 69, 76 и др.;
– списывается сальдо прочих доходов и расходов. Если от реализации нематериального актива получена прибыль, то она отражается записью: дебет счета 91/9 кредит счета 99. Если убыток, то дебет счета 99 кредит счета 91/9.
– поступление выручки от покупателя – дебет счетов 51, 52 кредит счета 62.
Источники: [11, 16, 19, 20, 22, 24, 26, 34, 43, 47].
Вопросы для самоконтроля:
1. Из чего складывается первоначальная стоимость основных средств?
2. Какие документы отражают поступление и выбытие основных средств и нематериальных активов?
3. Бухгалтерский учет амортизации основных средств.
4. Порядок учета наличия, поступления и выбытия основных средств.
5. С какой целью проводится переоценка основных средств?
6. Какие критерии необходимы для отнесения к нематериальным активам?
7. Какие способы начисления амортизации для нематериальных активов определены законодательно и как ведется учет?
Дата: 2019-12-10, просмотров: 296.