Тема 7 «Учет денежных средств, обязательств и расчетов»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические указания

Цель рассмотрения данной темы – получить знания о ведении бухгалтерского учета наличных и безналичных денежных средств, изучить, какими нормативными документами регламентируется учет в кассе, на расчетных, валютных, специальных счетах в банках, учета расчетов с поставщиками и подрядчика­ми, покупателями и заказчиками и расчетов с использованием векселей.

В результате изучения темы обучающийся должен знать порядок ведения кас­совых операций, хранения денежных средств, порядок проведения инвентари­зации, особенности ведения бухгалтерского учета на расчетных, валютных и спе­циальных счетах в банках, по счетам расчетов, какими документами оформляют­ся денежные средства и расчеты.

В процессе изучения следует обратить внимание на порядок расчетов на­лич­ными денежными средствами при расчетах с юридическими лицами; на лимит остатка средств, который должен храниться в кассе, на общие требования к оформ­лению документов, предъявляемых в банк для осуществления безналичных расчетов, очередность списания со счетов организации.

Для приема, хранения и расходования наличных денежных средств эконо­мический субъект должен иметь кассу.

Порядок ведения кассовых операций регламентируется Центральным Бан­ком РФ в соответствии с Указанием Центрального Банка РФ от 11 марта 2014 г. № 3210-У (в редакции от 03.02.2015 г. № 3558-У и от 19.06.2017 № 4416-У) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном по­рядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъек­тами малого предпринимательства» [46].

Лимит остатка наличных денег юридическое лицо определяет самостоятель­но исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.

Денежные средства юридического лица сверх установленного лимита хра­нятся на счетах в банках.

Любое наличное денежное поступление оформляется приходным кассовым ордером.

В соответствии с Указанием Центрального Банка РФ от 7 октября 2013 г. № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» наличные расчеты в валюте РФ и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб.

Выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам. Любой приход и расход наличных денежных средств записывается в кассовой книге.

Денежные средства, хранящиеся в кассе, учитывают на синтетическом счете 50 «Касса».

В дебет его записывают поступление денежных средств в кассу, а в кредит – расход и прочее выбытие денежных средств из кассы.

На субсчете 50/1 «Касса организации» учитывают денежные средства в кассе.

На субсчете 50/2 «Операционная касса» учитывают наличие и движение денежных средств в кассах подразделений экономического субъекта.

На субсчете 50/3 «Денежные документы» учитывают находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки го­сударственной пошлины и другие денежные документы.

В организации должна проводиться инвентаризация фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе организации, комис­сией, назначаемой приказом руководителя организации.

Никаких подчисток и помарок в описях не допускается.

Основные расчеты между экономическими субъектами проводятся в безна­личном порядке при помощи расчетных счетов.

Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами.

Очередность списания денежных средств с расчетных счетов организации оп­ределяется ст. 855 Гражданского кодекса РФ.

Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учиты­вают на синтетическом счете 51 «Расчетные счета». В дебет этого счета запи­сы­вают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит - списание денежных средств с расчетного счета. Основанием для записей по расчетно­му счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными до­ку­ментами.

Принципы осуществления валютных операций и их учет определены Феде­ральным законом РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 07.03.2018 г. № 44-ФЗ) «О валютном регулировании и валютном контроле», Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выраже­на в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утв. Приказом Министерства финан­сов РФ от 27 ноября 2006 г. № 154н (в ред. от 24.12.2010 г. ФЗ № 186).

В соответствии с ПБУ 3/2006 [24] курсовая разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации как прочие доходы или прочие рас­ходы.

Для проведения валютных операций в уполномоченном банке открывают­ся следующие валютные счета:

– транзитный – для зачисления в полном объеме поступлений в иностран­ной валюте. В учете такие поступления отражаются на счете 52/Тран­зит­ный валют­ный счет;

– текущий – для учета средств, остающихся в распоряжении организации пос­ле продажи экспортной выручки и других валютных средств. В учете такие средства отражаются на счете 52/Текущий валютный счет.

При продаже валюты доходы и расходы по данной операции относятся на счет 91 «Прочие доходы и расходы.

Продажа валюты осуществляется с использованием счета 57 «Переводы в пути».

При покупке валюты комиссионное вознаграждение банку и разница меж­ду курсом валюты по биржевому курсу и курсом ЦБ РФ на дату покупки вклю­чается в состав прочих доходов и расходов и списывается на счет 91.

При составлении отчетности остатки валюты на валютных счетах пересчи­тываются по курсу Банка России на последнее число отчетного периода. Об­ра­зованные курсовые разницы относятся на счет 91.

Для учета таких денежных средств используется счет 55 «Специальные сче­та в банках». К данному счету могут быть открыты следующие субсчета:

– 55/1 «Аккредитивы»

– 55/2 «Чековые книжки»;

– 55/3 «Депозитные счета» и др.

На счете 55/1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящих­ся в аккредитивах. Аналитический учет ведется по каждому выставленному орга­низацией аккредитиву.

На счете 55/2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящих­ся в чековых книжках. Аналитический учет ведется по каждой полученной че­ковой книжке.

На счете 55/3 «Депозитные счета» учитывается движение средств, вложен­ных организацией в банковские и другие вклады. Аналитический учет ведет­ся по каждому вкладу.

Учет денежных средств связан с расчетами и возникновением дебиторской и кредиторской задолженности.

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, ра­ботников и физических лиц данной организации.

Кредиторской называют задолженность данной организации другим орга­ни­зациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.

В бухгалтерском балансе дебиторскую и кредиторскую задолженности от­ражают отдельно: дебиторскую задолженность – в активе баланса, кредиторскую задолженность – в пассиве баланса.

Исковая давность – это срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено. Согласно ГК РФ общий срок защиты имущественных прав составляет три года.

Дебиторскую задолженность можно считать истребованной, если организа­ция использовала все возможности для ее погашения, а именно: предъявила пись­менную претензию должнику и направила иск в арбитражный суд.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не яв­ляется аннулированием задолженности. Она должна отражаться на забалансо­вом счете в течение пяти лет по дебету счета 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному дол­гу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Создание резерва отражается записью: дебет счета 91/2 кредит счета 63 «Ре­зервы по сомнительным долгам».

Организация в своей деятельности тесным образом связана с поставщика­ми и подрядчиками.

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками пред­назначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед постав­щиками являются расчетные документы (счета-фактуры) и документы, сви­де­тельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, при­ходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг).

Учет выданных авансов осуществляется обособленно в отдельных регист­рах аналитического учета. Эти операции оформляются бухгалтерской записью: дебет счета 60 кредит счетов 50, 51, 52, 55.

При невыполнении договора поставки неиспользованные средства авансов возвращаются поставщиком на расчетный счет и оформляются бухгалтерской записью: дебет счетов 50, 51, 52, 55 кредит счета 60.

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному сче­ту, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и под­рядчику.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Это активно – пассивный счет.

Аналитический учет на этом счете ведут в разрезе покупателей и каждого отгрузочного и платежного документа.

Для обеспечения этого условия целесообразно открыть отдельные субсчета, выделив расчеты по авансам, полученным от российских и иностранных покупателей и заказчиков.

В учете производятся следующие записи:

– дебет счетов 51, 52 кредит счета 62 /Авансы полученные – зачислен на расчетный (валютный) счет аванс от покупателя;

– дебет счета 62/ Авансы полученные кредит счета 68 / Расчеты по НДС – начислен в бюджет НДС при получении аванса;

– дебет счета 62 / Счет-фактура кредит счета 90/1 – предъявлен счет-фактура покупателю при условии фактической отгрузки;

– дебет счета 90/3 кредит счета 68/ Расчеты по НДС – начислен в бюджет НДС;

– дебет счета 62/Авансы полученные кредит счета 62/ Счет-фактура – засчи­тана сумма полученного аванса;

– дебет счета 62/Авансы полученные кредит счета 68/ Расчеты по НДС (сторно) – сторнируется сумма НДС, начисленная при получении аванса.

Нередко организация в своей деятельности использует векселя

В официальных документах разделение векселей на «финансовые» и «товар­ные» впервые использовано в Указе Президента РФ от 19.10.93 г. № 1662 «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевре­менное проведение».

Аналитический учет ведется по полученным и выданным векселям с учетом сроков погашения векселедателем и векселедержателем.

 

Источники: [6, 11, 14, 16, 18, 4, 29, 30, 42, 45, 46].

Вопросы для самоконтроля:

1. Каким нормативным документом установлены правила работы с наличными денежными средствами?

2. Какими документами оформляются кассовые операции, могут ли они иметь исправления?

3. На каких счетах ведется бухгалтерский учет кассовых операций?

4. Какие меры ответственности установлены за несоблюдение кассовой дисциплины?

5. На основании каких первичных документов и учетных регистров осуществляются записи по синтетическому счету 51 «Расчетные счета»?

6. Каков порядок открытия валютного счета и как осуществляется учет на нем?

7. Характеристика и назначение специальных счетов в банке.

8. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 295.