Методические указания
Цель изучения темы – получение знаний о том, как производится балансовое обобщение с помощью бухгалтерской отчетности, схеме записей хозяйственных операций, об изменениях, происходящих на соответствующих статьях актива и пассива баланса и связи счетов с бухгалтерским балансом.
В результате изучения темы должны быть сформированы навыки техники и этапов отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в системе двойной записи, для обоснования построения счета, по видам учетных записей, по обеспечению балансового обобщения.
В процессе изучения темы следует обратить внимание на то, что двойная запись имеет экономическое и контрольное значение, на необходимость обобщения всех сведений на счетах синтетического и аналитического учета и на порядок составления оборотной ведомости, на основании которой составляется баланс и бухгалтерская отчетность.
Обобщение данных бухгалтерского учета производится с помощью бухгалтерской отчетности, основными формами которой являются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Бухгалтерский баланс – это сгруппированные в определенном порядке и обобщенные сведения о величине хозяйственных средств и их источников в едином денежном измерителе на последний день отчетного периода.
Он состоит из двух частей: в левой отражаются хозяйственные средства по составу и размещению – актив (от лат. асtivus – действенный), а в правой – источники формирования имущества – пассив (от лат. passives – пассивный).
Бухгалтерский баланс широко используется для управления экономическим субъектом и анализа его финансового состояния.
В результате фактов хозяйственной жизни происходят изменения в соответствующих статьях актива и пассива баланса. Все факты хозяйственной жизни делятся на четыре типа.
Тип 1. Изменения происходят только в активе баланса.
Тип 2. Изменения происходят только в пассиве баланса.
Тип 3. Изменения происходят и в активе, и в пассиве баланса в сторону увеличения.
Тип 4. Изменения происходят и в активе, и в пассиве баланса в сторону уменьшения.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
– каждый факт хозяйственной жизни отражается в двух статьях баланса;
– изменения могут происходить только на одной стороне баланса, при этом валюта баланса не изменяется;
– изменения могут происходить на двух сторонах баланса, при этом валюта баланса либо увеличивается, либо уменьшается;
– равенство итогов актива и пассива баланса сохраняется после любого факта хозяйственной жизни.
Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в имуществе и обязательствах предприятия. Отражение операций на счетах ведется в денежном измерителе, а в некоторых случаях –
в натуральном и трудовом измерителе.
Графические счета – таблицы определенной формы, в которых делаются учетные записи.
Построение счетов бухгалтерского учета происходит в виде двухсторонней таблицы, левая сторона которой называется дебет (от лат. он должен), а правая – кредит (от лат. он верит, доверяет).
Счет (наименование счета) | |||
Дебет | Кредит | ||
В соответствии с делением средств на виды и источники, статей баланса на актив и пассив все счета бухгалтерского учета подразделяются на активные и пассивные.
Активные счета предназначены для учета средств экономического субъекта по видам и открываются на основании статей актива баланса.
Пассивные счета предназначены для учета источников образования имущества и открываются на основании статей пассива баланса.
Итог фактов хозяйственной жизни в счетах по той или иной стороне счета называется оборотом.
После подсчета оборотов определяется новое состояние объектов бухгалтерского учета, т. е. сальдо конечное. Определение нового остатка происходит следующим образом: сальдо начальное плюс обороты, связанные с увеличением объектов учета, минус обороты, связанные с уменьшением объектов учета.
Для отражения фактов хозяйственной жизни в хронологическом порядке ведутся регистрационные журналы, кассовые книги и другие учетные регистры.
В системной регистрации факты хозяйственной жизни отражаются на счетах бухгалтерского учета, что называется разноской операций.
Результаты фактов хозяйственной жизни при их разноске по счетам бухгалтерского учета выражаются в едином денежном измерителе.
Выражение корреспонденции счетов на основе конкретного факта хозяйственной жизни называется бухгалтерской проводкой или бухгалтерской записью.
Бухгалтерские проводки бывают простыми и сложными, реальными и условными, дополнительными и сторнировочными.
Простая проводка затрагивает только два счета, т. е. дебет одного и кредит другого. Сложная проводка – три счета и более. При этом правильной сложной проводкой будет такая запись, в которой один счет дебетуется и несколько кредитуются или несколько счетов дебетуются и одни счет кредитуется.
Дополнительные и сторнировочные проводки применяются для исправления ошибок в бухгалтерском учете. Если на счетах записана сумма меньше, чем требуется, то на сумму разницы составляется дополнительная проводка. Если же на счета записана сумма больше, чем требуется, или вообще отражена неправильная корреспонденция счетов, то составляется сторнировочная запись.
Для того чтобы оценить финансово-хозяйственное положение экономического субъекта на определенную дату и получить данные о состоянии и движении объектов бухгалтерского учета, необходимо все сведения, имеющиеся на счетах, обобщить. Для этого на предприятиях составляются оборотные ведомости.
Оборотная ведомость по синтетическим счетам представляет собой сводку начальных и конечных остатков (сальдо), а также дебетовых и кредитовых оборотов по счетам. Она составляется периодически, обычно ежемесячно.
Оборотная ведомость – это свод оборотов и сальдо, поэтому очень часто ее называют оборотным балансом.
Оборотная ведомость имеет три пары равных итогов:
1-я пара. Сальдо начальные по дебету всех счетов равны сальдо начальным по кредиту всех счетов. Это связано с тем, что оборотная ведомость составляется по данным счетов, которые открываются по данным баланса, где актив равен пассиву.
2-я пара. Обороты по дебету всех счетов равны оборотам по кредиту всех счетов, так как при записи фактов на счетах соблюдается принцип двойной
записи.
3-я пара. Сальдо конечные по дебету всех счетов равны сальдо конечным по кредиту всех счетов, так как равны предыдущие итоги.
Если такого равенства (в оборотах и сальдо) не наблюдается, то это свидетельствует об ошибках, допущенных при регистрации данных на счетах бухгалтерского учета.
Источники: [11, 22, 19].
Вопросы для самоконтроля:
1. Как осуществляется балансовое обобщение?
2. Какие изменения происходят в результате фактов хозяйственной жизни на соответствующих статьях актива и пассива баланса?
3. Строение счета, обоснованность двойной записи.
4. Виды счетов активные, пассивные, активно-пассивные, забалансовые.
5. Бухгалтерская проводка. Какой логики нужно придерживаться при ее составлении?
6. Оборотная ведомость и ее контрольное значение.
2.4. Тема 4 «Классификация и план счетов бухгалтерского учёта»
Методические указания
Цель изучения темы – получение знаний о классификации счетов, какие существенные признаки необходимо учитывать для того, чтобы охватить все процессы, средства, источники организации, плане счетов и его значении.
В результате изучения темы должны быть сформированы навыки выбора счетов при составлении корреспонденции: по отношению к объектам – активных, пассивных, активно-пассивных счетов, по отношению к балансу – балансовых и забалансовых, по структуре и назначению счетов – по их экономическому содержанию.
В процессе изучения темы следует обратить внимание на то, что план счетов организации составляется на основании типового плана счетов, принимая во внимание учетную политику организации, и состоит из синтетических и аналитических счетов.
Цель классификации счетов – понять смысл, функции и назначение того или иного счета, чем он принципиально отличается от других счетов или, наоборот, что общего между тем и другим счетом. Главным в решении проблемы классификации счетов является вопрос выбора признаков классификации
Классификация счетов должна:
1) быть всеобъемлющей, полной, т. е. все хозяйственные процессы, средства и источники должны получить отражение на счетах;
2) соответствовать особенностям организации;
3) правильно и в соответствии с законами отражать юридическую структуру средств;
4) предусматривать расположение учетных объектов по материальным категориям, хозяйственным процессам и ликвидности имущества.
Классификация счетов не может быть единственной, так как зависит от цели, а их может быть множество. Любая квалификация счетов преследует как минимум три цели:
– показать природу итого или иного счета;
– дать возможность использовать любой счет, т. е. правильный выбор счетов при составлении корреспонденции;
– дать необходимые ориентиры при составлении плана счетов;
Можно выделить следующие признаки классификации счетов;
1) по отношению объекта отражения: активные, пассивные, активно-пассивные;
2) по отношению к балансу: балансовые, забалансовые;
3) по степени детализации показателей: синтетические, аналитические;
4) по экономическому содержанию: счета для хозяйственных средств, счета для источников хозяйственных средств, счета хозяйственных процессов и результатов;
5) по структуре и назначению: основные, регулирующие, операционные;
6) по юридическому содержанию счета собственников (счет собственных источников средств, находящихся в оперативном управлении организации); счет третьих лиц (корреспондентов) – арендованные основные средства, материалы, принятие в переработку и т. д.
Кроме того, план счетов имеет группу забалансовых счетов. Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих хозяйствующему субъекту, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении, а также для контроля за отдельными хозяйственными фактами.
План счетов также содержит инструкцию по его применению, где описан каждый счет с указанием типовой корреспонденции счетов.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» [11] рабочий план счетов разрабатывается при утверждении учетной политики организации приказом или распоряжением руководителя. Организации вправе уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета. При разработке рабочего плана счетов определяется конкретная номенклатура счетов, используемых данной организацией в процессе бухгалтерского учета.
Источники: [11, 22, 19].
Вопросы для самоконтроля:
1. Счета бухгалтерского учета – основа информационной системы экономического субъекта.
2. Какая цель достигается при помощи классификации счетов?
3. Классификация счетов по экономическому содержанию.
4. Классификация счетов по назначению и структуре.
5. Что представляет собой план счетов бухгалтерского учета?
6. В чем состоит особенность составления рабочего плана счетов для конкретной организации
2.5. Тема 5 «Стоимостное измерение в бухгалтерском учете и принципы учета основных хозяйственных процессов»
Методические указания
Цель изучения темы – получение знаний о необходимости оценки с помощью денежного измерения в учете как основного элемента метода бухгалтерского учета, принимая во внимание принципы оценки активов и обязательств, а также калькулирования как способа обобщения внимания затрат в денежной оценке.
В результате изучения темы должны быть сформированы навыки правильности осуществления оценки внеоборотных и оборотных активов, приобретенных за плату, полученных безвозмездно, произведенных самой организацией, а также принципов оценки собственного и заемного капиталов.
В процессе изучения темы следует обратить внимание на то, что стоимостное измерение активов и обязательств имеет большое значение и влияет на финансовое состояние деятельности экономического субъекта, а калькулирование – это важный способ стоимостного соизмерения процессов заготовления, производства, реализации и этапов расширенного воспроизводства.
Для реального определения состояния финансово-хозяйственной деятельности организации необходима оценка ее имущества и обязательств.
Оценка имущества и обязательств представляет собой способ выражения в учете и отчетности отдельных видов имущества и источников их образования в денежном измерении.
Измерение – один из основных элементов метода учета. Способ стоимостного измерения объекта в денежном измерителе называется оценкой.
Для организаций всех форм собственности установлен единый порядок оценки имущества и обязательств:
1) имущество, обязательства и хозяйственные операции оцениваются в рублях;
2) записи в бухгалтерском учете по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте проводятся в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи проводятся в валюте расчетов и платежей;
3) бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникшие суммовые разницы относят на результаты хозяйственной деятельности.
Оценка имущества осуществляется следующим образом:
– приобретенного за плату – путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку;
– полученного имущества безвозмездно – по рыночной стоимости;
– на дату принятия к учету имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления, включающей фактические затраты, связанные с производством.
Организация в приказе по учетной политике должна утвердить методы оценки соответствующих активов и обязательств, в том числе выраженных в иностранной валюте.
Способы оценки внеоборотных активов, в частности основных средств, производятся исходя из требований российского стандарта ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) 16 «Основные средства».
В соответствии с МСФО 16 объект основных средств должен быть оценен в качестве актива по фактической стоимости. В зарубежной практике к учету он может быть принят только в том случае, если стоимость определена по котировкам рынка, где компания приобретает соответствующий актив.
Экспертная оценка – разновидность текущей стоимости, которая определяется независимым оценщиком, имеющим соответствующий квалификационный аттестат и лицензию на осуществление этого вида деятельности.
Справедливая стоимость рассматривается как комбинированная представляющая текущую (рыночную) стоимость и стоимость, рассчитанную экспертным путем.
Оценка основных средств устанавливается на той стадии, на которой
эксплуатируется соответствующий объект.
Восстановительная стоимость означает обновленную стоимость объекта, ранее принятого к учету по первоначальной стоимости, исходя из условий его воспроизводства и ориентированного на эксплуатацию данного объекта в будущем.
Амортизационная стоимость представляет собой погашенную стоимость, которая исчисляется расчетным путем в виде исключения из первоначальной (восстановительной) стоимости объекта его остаточной стоимости.
Остаточная стоимость означает непогашенную стоимость объекта, которая состоит из непогашенной оставшейся стоимости и ликвидационной.
Ликвидационная стоимость означает величину полезных отходов, которые будут оприходованы после физического износа в оценке по рыночным
ценам.
Для оценки нематериальных активов действуют те же методы оценок, что и для основных средств. Определяющим методом данного актива является первоначальная стоимость на дату их принятия к учету, без налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
Затраты в незавершенном строительстве есть незавершенные капитальные вложения и принимаются в оценке фактических затрат для застройщика.
Финансовые вложения признаются в учете, если единовременно отвечают следующим условиям:
– есть документы, подтверждающие право собственности на эти активы;
– есть вероятность в будущем получения экономической выгоды от их использования в виде процентов, дивидендов, увеличения текущей рыночной стоимости.
Финансовые вложения ставятся на учет в оценке, исчисленной в сумме фактических затрат для инвестора, т. е. по первоначальной стоимости без включения НДС и иных возмещаемых налогов. Для финансовых вложений действует то же правило, что и для других внеоборотных активов.
При выбытии финансовых вложений, по которым не определяется рыночная стоимость, их стоимость исчисляется:
– по первоначальной стоимости каждой единицы таких активов;
– по средней первоначальной стоимости;
– по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (метод ФИФО).
Доходные вложения в материальные ценности предусматривают вложения организации в часть активов долгосрочного пользования, определяются исходя из фактически понесенных расходов на приобретение, включая расходы по их доставке, монтажу и к установке.
По степени ликвидности оборотные активы идут вслед за внеоборот-ными.
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения – это наиболее ликвидная часть оборотных активов.
Денежные средства организации могут быть представлены как в российской, так и в иностранной валюте. Операции в иностранной валюте должны быть пересчитаны по курсу ЦБ РФ.
Краткосрочные финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат на их приобретение, т.е. по первоначальной стоимости.
Способы оценки оборотных активов, в частности материально-производственных запасов в РФ, осуществляются исходя из требований российского стандарта ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» [23].
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Материально-производственные запасы, изготовленные самой организацией, принимаются к учету в оценке по их фактической стоимости.
Оценка списания материально-производственных запасов (кроме товаров, отражаемых в бухгалтерском учете по продажной стоимости) на производственные и иные цели может осуществляться одним из следующих методов:
– по себестоимости каждой единицы, сложившейся на момент приоб-ретения;
– по средней себестоимости;
– по себестоимости первых по времени приобретения таких запасов или методом ФИФО.
Товары отгруженные, а также выполненные работы и оказанные услуги отражаются в балансе по фактической полной себестоимости или по учетной (плановой, нормативной).
Незавершенное производство в серийных и массовых производствах – также в такой же оценке по фактической, учетной (плановой, нормативной).
Аналогичные способы оценки (кроме оценки по стоимости материально-производственных запасов) могут применяться и при отражении в балансе готовой продукции.
Дебиторская задолженность показывается в бухгалтерской отчетности в суммах, признаваемых организацией правильными на основании данных ее текущего бухгалтерского учета.
Непогашенные обязательства покупателей признаются в учете как сомнительные долги в оценке, вытекающей из данных бухгалтерского учета. Не погашенная в установленный срок дебиторская задолженность из-за неплатежеспособности должников должна учитываться за балансом в течение пяти лет.
Уставный (складочный) капитал принимается к учету в сумме, зарегистрированной в учредительном договоре учредителей (участников) организации.
Собственный капитал состоит из суммы вкладов акций, паевых взносов, долей учредителей физических и юридических лиц.
Оценка вкладов участника принимается к учету по соглашению учредителей, а в ряде случаев подлежит экспертной оценке.
Добавочный капитал образуется на сумму прироста стоимости внеоборотных активов и размера положительных курсовых разниц, возникших в связи с внесением вклада в иностранной валюте в уставный капитал.
Резервный капитал формируется в размере части нераспределенной прибыли организации. Сумма резервного капитала акционерного общества определяется его уставом, но не может быть менее 5 % от уставного капитала.
Нераспределенная прибыль представляет собой чистую прибыль организации, образовавшуюся в виде разницы между оборотами по дебету и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» и сформированную заключительными записями декабря по каждому отчетному году.
Заемный капитал организации представлен долгосрочными и краткосрочными обязательствами.
Долгосрочные обязательства представлены долгосрочными кредитами и займами со сроком погашения их более12 месяцев от даты принятия к учету.
Краткосрочная задолженность представляет собой обязательства, срок погашения которой по условиям договора не превышает 12 месяцев.
Различают также срочную и просроченную задолженности.
Срочная задолженность по кредитам и займам признается в учете, когда период (срок) погашения ее по условиям договора не наступил или продлен (пролонгирован) в установленном порядке.
Просроченная задолженность по указанным обязательствам признается только в случае с истекшим согласно условиям договора сроком их погашения.
Различные виды кредиторской задолженности (перед персоналом по оплате труда) по отчислениям во внебюджетные фонды (Пенсионный, фонд медицинского страхования, социального страхования) принимаются в оценке к бухгалтерскому учету расчетами и необходимыми документами.
Непогашенная кредиторская задолженность с истекшими сроками исковой давности, оформленная в соответствии с установленными требованиями по бухгалтерскому учету, подтвержденная материалами инвентаризации, списывается на финансовые результаты организации.
Не относящиеся к отчетному периоду полученные доходы признаются в учете как доходы будущих периодов с последующим включением в состав прибыли в установленном порядке учетной политикой организации.
Источники: [1, 3, 11, 14–16, 19, 23, 26, 34, 35,37, 44].
Вопросы для самоконтроля:
1. Сущность измерения как одного из основных элементов метода бухгалтерского учета.
2. Как определяется первоначальная, восстановительная стоимость основных средств и нематериальных активов?
3. Что означает остаточная и ликвидационная стоимость объекта основных средств?
4. Как производится оценка финансовых вложений?
5. Какие методы оценки должны быть утверждены в учетной политике по оборотным активам?
6. Каковы принципы оценки собственного капитала?
7. Порядок оценки долгосрочного и краткосрочного заемного капитала.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 300.