Тема 3 «Балансовое обобщение, система счетов и двойная запись»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические указания

Цель изучения темы – получение знаний о том, как производится балансо­вое обобщение с помощью бухгалтерской отчетности, схеме записей хозяйст­вен­ных операций, об изменениях, происходящих на соответствующих статьях ак­тива и пассива баланса и связи счетов с бухгалтерским балансом.

В результате изучения темы должны быть сформированы навыки техники и этапов отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в сис­теме двойной записи, для обоснования построения счета, по видам учетных за­писей, по обеспечению балансового обобщения.

В процессе изучения темы следует обратить внимание на то, что двойная за­пись имеет экономическое и контрольное значение, на необходимость обобще­ния всех сведений на счетах синтетического и аналитического учета и на поря­док составления оборотной ведомости, на основании которой составляется ба­ланс и бухгалтерская отчетность.

Обобщение данных бухгалтерского учета производится с помощью бухгал­терской отчетности, основными формами которой являются бухгалтерский ба­ланс и отчет о финансовых результатах.

Бухгалтерский баланс – это сгруппированные в определенном порядке и обоб­щенные сведения о величине хозяйственных средств и их источников в еди­ном денежном измерителе на последний день отчетного периода.

Он состоит из двух частей: в левой отражаются хозяйственные средства по составу и размещению – актив (от лат. асtivus – действенный), а в правой – источ­ники формирования имущества – пассив (от лат. passives – пассивный).

Бухгалтерский баланс широко используется для управления экономическим субъектом и анализа его финансового состояния.

В результате фактов хозяйственной жизни происходят изменения в соответ­ствующих статьях актива и пассива баланса. Все факты хозяйственной жизни делятся на четыре типа.

Тип 1. Изменения происходят только в активе баланса.

Тип 2. Изменения происходят только в пассиве баланса.

Тип 3. Изменения происходят и в активе, и в пассиве баланса в сторону уве­личения.

Тип 4. Изменения происходят и в активе, и в пассиве баланса в сторону умень­шения.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

– каждый факт хозяйственной жизни отражается в двух статьях баланса;

– изменения могут происходить только на одной стороне баланса, при этом валюта баланса не изменяется;

– изменения могут происходить на двух сторонах баланса, при этом валюта баланса либо увеличивается, либо уменьшается;

– равенство итогов актива и пассива баланса сохраняется после любого факта хозяйственной жизни.

Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в имуществе и обязательствах предприятия. Отражение операций на счетах ведется в денежном измерителе, а в некоторых случаях –
в натуральном и трудовом измерителе.

Графические счета – таблицы определенной формы, в которых делаются учетные записи.

Построение счетов бухгалтерского учета происходит в виде двухсторонней таблицы, левая сторона которой называется дебет (от лат. он должен),          а правая – кредит (от лат. он верит, доверяет).

 

Счет (наименование счета)

  Дебет Кредит  
       
       

 

В соответствии с делением средств на виды и источники, статей баланса на актив и пассив все счета бухгалтерского учета подразделяются на активные и пассивные.

Активные счета предназначены для учета средств экономического субъек­та по видам и открываются на основании статей актива баланса.

Пассивные счета предназначены для учета источников образования имущества и открываются на основании статей пассива баланса.

Итог фактов хозяйственной жизни в счетах по той или иной стороне счета называется оборотом.

После подсчета оборотов определяется новое состояние объектов бухгалтерского учета, т. е. сальдо конечное. Определение нового ос­тат­ка происходит следующим образом: сальдо начальное плюс обороты, связан­ные с увеличением объектов учета, минус обороты, связанные с уменьшением объектов учета.

Для отражения фактов хозяйственной жизни в хронологическом порядке ведутся регистрационные журналы, кассовые книги и другие учетные регист­ры.

В системной регистрации факты хозяйственной жизни отражаются на счетах бухгалтерского учета, что называется разноской операций.

Результаты фактов хозяйственной жизни при их разноске по счетам бухгалтерского учета выражаются в едином денежном измерителе.

Выражение корреспонденции счетов на основе конкретного факта хозяйственной жизни называется бухгалтерской проводкой или бухгалтерской записью.

Бухгалтерские проводки бывают простыми и сложными, реальными и условными, дополнительными и сторнировочными.

Простая проводка затрагивает только два счета, т. е. дебет одного и кредит другого. Сложная проводка – три счета и более. При этом правильной слож­ной проводкой будет такая запись, в которой один счет дебетуется и несколь­ко кредитуются или несколько счетов дебетуются и одни счет кредитуется.

Дополнительные и сторнировочные проводки применяются для исправле­ния ошибок в бухгалтерском учете. Если на счетах записана сумма меньше, чем тре­буется, то на сумму разницы составляется дополнительная проводка. Если же на счета записана сумма больше, чем требуется, или вообще отражена непра­вильная корреспонденция счетов, то составляется сторнировочная запись.

Для того чтобы оценить финансово-хозяйственное положение экономичес­кого субъекта на определенную дату и получить данные о состоянии и движе­нии объектов бухгалтерского учета, необходимо все сведения, имеющиеся на сче­тах, обобщить. Для этого на предприятиях составляются оборотные ведомости.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам представляет собой сводку начальных и конечных остатков (сальдо), а также дебетовых и кредитовых обо­ротов по счетам. Она составляется периодически, обычно ежемесячно.

Оборотная ведомость – это свод оборотов и сальдо, поэтому очень часто ее называют оборотным балансом.

Оборотная ведомость имеет три пары равных итогов:

1-я пара. Сальдо начальные по дебету всех счетов равны сальдо начальным по кредиту всех счетов. Это связано с тем, что оборотная ведомость состав­ляется по данным счетов, которые открываются по данным баланса, где актив равен пассиву.

2-я пара. Обороты по дебету всех счетов равны оборотам по кредиту всех счетов, так как при записи фактов на счетах соблюдается принцип двойной
записи.

3-я пара. Сальдо конечные по дебету всех счетов равны сальдо конечным по кредиту всех счетов, так как равны предыдущие итоги.

Если такого равенства (в оборотах и сальдо) не наблюдается, то это свиде­тельствует об ошибках, допущенных при регистрации данных на счетах бухгал­терского учета.

 

Источники: [11, 22, 19].

Вопросы для самоконтроля:

1. Как осуществляется балансовое обобщение?

2. Какие изменения происходят в результате фактов хозяйственной жизни на соответствующих статьях актива и пассива баланса?

3. Строение счета, обоснованность двойной записи.

4. Виды счетов активные, пассивные, активно-пассивные, забалансовые.

5. Бухгалтерская проводка. Какой логики нужно придерживаться при ее составлении?

6. Оборотная ведомость и ее контрольное значение.

 

2.4. Тема 4 «Классификация и план счетов бухгалтерского учёта»

Методические указания

Цель изучения темы – получение знаний о классификации счетов, какие существенные признаки необходимо учитывать для того, чтобы охватить все процессы, средства, источники организации, плане счетов и его значении.

В результате изучения темы должны быть сформированы навыки выбора сче­тов при составлении корреспонденции: по отношению к объектам – активных, пассивных, активно-пассивных счетов, по отношению к балансу – балансо­вых и забалансовых, по структуре и назначению счетов – по их экономическо­му содержанию.

В процессе изучения темы следует обратить внимание на то, что план сче­тов организации составляется на основании типового плана счетов, принимая во внимание учетную политику организации, и состоит из синтетических и ана­литических счетов.

Цель классификации счетов – понять смысл, функции и назначение того или иного счета, чем он принципиально отличается от других счетов или, нао­бо­рот, что общего между тем и другим счетом. Главным в решении проблемы клас­сификации счетов является вопрос выбора признаков классификации

Классификация счетов должна:

1) быть всеобъемлющей, полной, т. е. все хозяйственные процессы, средства и источники должны получить отражение на счетах;

2) соответствовать особенностям организации;

3) правильно и в соответствии с законами отражать юридическую структу­ру средств;

4) предусматривать расположение учетных объектов по материальным ка­тегориям, хозяйственным процессам и ликвидности имущества.

Классификация счетов не может быть единственной, так как зависит от цели, а их может быть множество. Любая квалификация счетов преследует как минимум три цели:

– показать природу итого или иного счета;

– дать возможность использовать любой счет, т. е. правильный выбор счетов при составлении корреспонденции;

– дать необходимые ориентиры при составлении плана счетов;

Можно выделить следующие признаки классификации счетов;

1) по отношению объекта отражения: активные, пассивные, активно-пас­сив­ные;

2) по отношению к балансу: балансовые, забалансовые;

3) по степени детализации показателей: синтетические, аналитические;

4) по экономическому содержанию: счета для хозяйственных средств, сче­та для источников хозяйственных средств, счета хозяйственных процессов и ре­зультатов;

5) по структуре и назначению: основные, регулирующие, операционные;

6) по юридическому содержанию счета собственников (счет собственных источников средств, находящихся в оперативном управлении организации); счет третьих лиц (корреспондентов) – арендованные основные средства, материа­лы, принятие в переработку и т. д.

Кроме того, план счетов имеет группу забалансовых счетов. Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении цен­ностей, не принадлежащих хозяйствующему субъекту, но временно находя­щих­ся в его пользовании или распоряжении, а также для контроля за отдельны­ми хозяйственными фактами.

План счетов также содержит инструкцию по его применению, где описан каждый счет с указанием типовой корреспонденции счетов.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» [11] рабочий план сче­тов разрабатывается при утверждении учетной политики организации прика­зом или распоряжением руководителя. Организации вправе уточнять содержа­ние отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнитель­ные субсчета. При разработке рабочего плана счетов определяется конкрет­ная номенклатура счетов, используемых данной организацией в процессе бухгал­терского учета.

 

Источники: [11, 22, 19].

Вопросы для самоконтроля:

1. Счета бухгалтерского учета – основа информационной системы экономического субъекта.

2. Какая цель достигается при помощи классификации счетов?

3. Классификация счетов по экономическому содержанию.

4. Классификация счетов по назначению и структуре.

5. Что представляет собой план счетов бухгалтерского учета?

6. В чем состоит особенность составления рабочего плана счетов для конкретной организации

 

2.5. Тема 5 «Стоимостное измерение в бухгалтерском учете                   и принци­пы учета основных хозяйственных процессов»

Методические указания

Цель изучения темы – получение знаний о необходимости оценки с помощью денежного измерения в учете как основного элемента метода бухгалтерс­кого учета, принимая во внимание принципы оценки активов и обязательств, а также калькулирования как способа обобщения внимания затрат в де­неж­ной оценке.

В результате изучения темы должны быть сформированы навыки правиль­ности осуществления оценки внеоборотных и оборотных активов, приобре­тенных за плату, полученных безвозмездно, произведенных самой организацией, а также принципов оценки собственного и заемного капиталов.

В процессе изучения темы следует обратить внимание на то, что стоимост­ное измерение активов и обязательств имеет большое значение и влияет на фи­нансовое состояние деятельности экономического субъекта, а калькулирование – это важный способ стоимостного соизмерения процессов заготовления, про­изводства, реализации и этапов расширенного воспроизводства.

Для реального определения состояния финансово-хозяйственной деятель­нос­ти организации необходима оценка ее имущества и обязательств.

Оценка имущества и обязательств представляет собой способ выражения в уче­те и отчетности отдельных видов имущества и источников их образования в де­нежном измерении.

Измерение – один из основных элементов метода учета. Способ стоимост­ного измерения объекта в денежном измерителе называется оценкой.

Для организаций всех форм собственности установлен единый порядок оцен­ки имущества и обязательств:

1) имущество, обязательства и хозяйственные операции оцениваются в рублях;

2) записи в бухгалтерском учете по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте проводятся в рублях путем пересчета иностранной ва­люты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату совершения опе­рации. Одновременно указанные записи проводятся в валюте расчетов и пла­тежей;

3) бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникшие сум­мовые разницы относят на результаты хозяйственной деятельности.

Оценка имущества осуществляется следующим образом:

– приобретенного за плату – путем суммирования фактически произведен­ных затрат на его покупку;

– полученного имущества безвозмездно – по рыночной стоимости;

– на дату принятия к учету имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления, включающей фактические затраты, связанные с производством.

Организация в приказе по учетной политике должна утвердить методы оцен­ки соответствующих активов и обязательств, в том числе выраженных в иностранной валюте.

Способы оценки внеоборотных активов, в частности основных средств, про­изводятся исходя из требований российского стандарта ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) 16 «Основные средства».

В соответствии с МСФО 16 объект основных средств должен быть оценен в качестве актива по фактической стоимости. В зарубежной практике к учету он мо­жет быть принят только в том случае, если стоимость определена по котиров­кам рынка, где компания приобретает соответствующий актив.

Экспертная оценка – разновидность текущей стоимости, которая определяет­ся независимым оценщиком, имеющим соответствующий квалификационный аттестат и лицензию на осуществление этого вида деятельности.

Справедливая стоимость рассматривается как комбинированная представ­ляю­щая текущую (рыночную) стоимость и стоимость, рассчитанную экспертным путем.

Оценка основных средств устанавливается на той стадии, на которой
эксп­луатируется соответствующий объект.

Восстановительная стоимость означает обновленную стоимость объекта, ра­нее принятого к учету по первоначальной стоимости, исходя из условий его восп­роизводства и ориентированного на эксплуатацию данного объекта в будущем.

Амортизационная стоимость представляет собой погашенную стоимость, ко­торая исчисляется расчетным путем в виде исключения из первоначальной (вос­становительной) стоимости объекта его остаточной стоимости.

Остаточная стоимость означает непогашенную стоимость объекта, которая состоит из непогашенной оставшейся стоимости и ликвидационной.

Ликвидационная стоимость означает величину полезных отходов, которые будут оприходованы после физического износа в оценке по рыночным
ценам.

Для оценки нематериальных активов действуют те же методы оценок, что и для основных средств. Определяющим методом данного актива является перво­начальная стоимость на дату их принятия к учету, без налога на добавленную стои­мость и иных возмещаемых налогов.

Затраты в незавершенном строительстве есть незавершенные капитальные вложения и принимаются в оценке фактических затрат для застройщика.

Финансовые вложения признаются в учете, если единовременно отвечают сле­дующим условиям:

– есть документы, подтверждающие право собственности на эти активы;

– есть вероятность в будущем получения экономической выгоды от их ис­поль­зования в виде процентов, дивидендов, увеличения текущей рыночной стои­мости.

Финансовые вложения ставятся на учет в оценке, исчисленной в сумме фак­тических затрат для инвестора, т. е. по первоначальной стоимости без включе­ния НДС и иных возмещаемых налогов. Для финансовых вложений действует то же правило, что и для других внеоборотных активов.

При выбытии финансовых вложений, по которым не определяется рыноч­ная стоимость, их стоимость исчисляется:

– по первоначальной стоимости каждой единицы таких активов;

– по средней первоначальной стоимости;

– по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (метод ФИФО).

Доходные вложения в материальные ценности предусматривают вложения организации в часть активов долгосрочного пользования, определяются исходя из фактически понесенных расходов на приобретение, включая расходы по их доставке, монтажу и к установке.

По степени ликвидности оборотные активы идут вслед за внеоборот-ными.

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения – это наиболее ликвидная часть оборотных активов.

Денежные средства организации могут быть представлены как в российской, так и в иностранной валюте. Операции в иностранной валюте должны быть пересчитаны по курсу ЦБ РФ.

Краткосрочные финансовые вложения принимаются к учету в сумме факти­ческих затрат на их приобретение, т.е. по первоначальной стоимости.

Способы оценки оборотных активов, в частности материально-произ­водст­венных запасов в РФ, осуществляются исходя из требований российского стан­дарта ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» [23].

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому уче­ту по фактической себестоимости.

Материально-производственные запасы, изготовленные самой организацией, принимаются к учету в оценке по их фактической стоимости.

Оценка списания материально-про­изводственных запасов (кроме товаров, отражаемых в бухгалтерском учете по продажной стоимости) на производственные и иные цели может осуществляться одним из следующих методов:

– по себестоимости каждой единицы, сложившейся на момент приоб-ретения;

– по средней себестоимости;

– по себестоимости первых по времени приобретения таких запасов или методом ФИФО.

Товары отгруженные, а также выполненные работы и оказанные услуги от­ражаются в балансе по фактической полной себестоимости или по учетной (пла­новой, нормативной).

Незавершенное производство в серийных и массовых производствах – так­же в такой же оценке по фактической, учетной (плановой, нормативной).

Аналогичные способы оценки (кроме оценки по стоимости материально-про­изводственных запасов) могут применяться и при отражении в балансе готовой продукции.

Дебиторская задолженность показывается в бухгалтерской отчетности в сум­мах, признаваемых организацией правильными на основании данных ее теку­щего бухгалтерского учета.

Непогашенные обязательства покупателей признаются в учете как сомнитель­ные долги в оценке, вытекающей из данных бухгалтерского учета. Не пога­шен­ная в установленный срок дебиторская задолженность из-за неплатежеспособ­ности должников должна учитываться за балансом в течение пяти лет.

Уставный (складочный) капитал принимается к учету в сумме, зарегист­ри­рованной в учредительном договоре учредителей (участников) организации.

Собственный капитал состоит из суммы вкладов акций, паевых взносов, до­лей учредителей физических и юридических лиц.

Оценка вкладов участника принимается к учету по соглашению учредите­лей, а в ряде случаев подлежит экспертной оценке.

Добавочный капитал образуется на сумму прироста стоимости внеоборот­ных активов и размера положительных курсовых разниц, возникших в связи с вне­сением вклада в иностранной валюте в уставный капитал.

Резервный капитал формируется в размере части нераспределенной прибы­ли организации. Сумма резервного капитала акционерного общества определяет­ся его уставом, но не может быть менее 5 % от уставного капитала.

Нераспределенная прибыль представляет собой чистую прибыль организа­ции, образовавшуюся в виде разницы между оборотами по дебету и кредиту сче­та 99 «Прибыли и убытки» и сформированную заключительными записями де­кабря по каждому отчетному году.

Заемный капитал организации представлен долгосрочными и краткосрочны­ми обязательствами.

Долгосрочные обязательства представлены долгосрочными кредитами и зай­мами со сроком погашения их более12 месяцев от даты принятия к учету.

Краткосрочная задолженность представляет собой обязательства, срок по­гашения которой по условиям договора не превышает 12 месяцев.

Различают также срочную и просроченную задолженности.

Срочная задолженность по кредитам и займам признается в учете, когда пе­риод (срок) погашения ее по условиям договора не наступил или продлен (про­лонгирован) в установленном порядке.

Просроченная задолженность по указанным обязательствам признается только в случае с истекшим согласно условиям договора сроком их погашения.

Различные виды кредиторской задолженности (перед персоналом по оп­ла­те труда) по отчислениям во внебюджетные фонды (Пенсионный, фонд меди­цинс­кого страхования, социального страхования) принимаются в оценке к бухгал­терскому учету расчетами и необходимыми документами.

Непогашенная кредиторская задолженность с истекшими сроками исковой давности, оформленная в соответствии с установленными требованиями по бух­галтерскому учету, подтвержденная материалами инвентаризации, списывает­ся на финансовые результаты организации.

Не относящиеся к отчетному периоду полученные доходы признаются в уче­те как доходы будущих периодов с последующим включением в состав прибы­ли в установленном порядке учетной политикой организации.

Источники: [1, 3, 11, 14–16, 19, 23, 26, 34, 35,37, 44].

Вопросы для самоконтроля:

1. Сущность измерения как одного из основных элементов метода бухгалтерского учета.

2. Как определяется первоначальная, восстановительная стоимость основных средств и нематериальных активов?

3. Что означает остаточная и ликвидационная стоимость объекта основных средств?

4. Как производится оценка финансовых вложений?

5. Какие методы оценки должны быть утверждены в учетной политике по оборотным активам?

6. Каковы принципы оценки собственного капитала?

7. Порядок оценки долгосрочного и краткосрочного заемного капитала.





Дата: 2019-12-10, просмотров: 300.