Тема 2 «Предмет и метод бухгалтерского учета»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические указания

Цель изучения темы – получение знаний о содержании предмета, экономической сущности объектов активов и обязательств, учитываемых в бухгалтерском учете, характеризующих процесс их кругооборота, метода бухгалтерского учета и его составляющих.

В результате изучения темы должны быть сформированы навыки определе­ния объектов обеспечивающих и объектов составляющих хозяйственную дея­тель­ность, необходимо понять этапы обработки информации.

В процессе изучения темы следует уяснить, в чем различие средств и источников образования экономического субъекта, его хозяйственных процессов; понять технологию формирования и обобщения учетной информации, последовательность регламентированных этапов и сущность специфических способов, составляющих основу и содержание предмета и метода бухгалтерского учета.

Для изучения предмета бухгалтерского учета необходимо рассмотреть те объекты, которые имеются у экономического субъекта для его нормальной производственно-хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский учет отражает состав и движение имущества (активов) эко­номического субъекта. Состав и размер средств зависит от размера экономи­чес­кого субъекта, характера деятельности и других факторов. Первым объектом бух­галтерского учета являются хозяйственные средства.

Хозяйственные средства поступают из различных источников.

Источники образования имущества (пассивы) экономического субъекта яв­ляются вторым объектом бухгалтерского учета.

Производственно-хозяйственная деятельность состоит из трех основных процессов: снабжения, производства, продаж. Третьим объектом бухгалтерского учета являются хозяйственные процессы.

Все перечисленные объекты и составляют содержание предмета бухгалтерского учета.

Предметом бухгалтерского учета являются имеющие денежную оценку имущество предприятия, источники его образования и хозяйственные процессы.

По видам все имущество экономического субъекта делится на внеоборотные и оборотные активы.

По источникам образования все имущество экономического субъекта делится на собственное и привлеченное.

Собственные источники имущества предоставляются экономическому субъекту и закрепляются за ним на весь период его деятельности.

Привлеченные же источники находятся в распоряжении экономического субъекта определенное время, по окончании которого должны быть возвращены.

К собственным источникам относятся: уставный капитал, добавочный ка­пи­тал, резервный капитал, прибыль.

Привлеченный капитал предприятия состоит из кредитов и займов, креди­торской задолженности, резервов предстоящих расходов, доходов будущих пе­риодов.

Методом бухгалтерского учета называется совокупность способов и прие­мов, с помощью которых признается и обобщается информация о деятельнос­ти организации. Отдельные способы и приемы называют элементами метода. Цикл бухгалтерского учета включает четыре последовательных этапа обработки и обобщения учетно-экономической информации, каждому из которых соответ­ствуют определенные элементы метода бухгалтерского учета, которые предс­тавлены в табл. 2.1.

 

Таблица 2.1 – Соотношение этапов обработки и обобщения информации и элементов метода

Этапы обработки и обобщения информации Элементы метода бухгалтерского учета

1. Первичное наблюдение

Документация
Инвентаризация

2. Стоимостное измерение

Оценка
Калькуляция

Группировка и систематизация информации

Счета бухгалтерского учета
Двойная запись

Обобщение информации

Бухгалтерский баланс
Бухгалтерская (финансовая) отчетность

 

Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном законодательством порядке. Рассмотрим элементы метода бухгалтерского учета каждого этапа.

С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Обязательными к применению продолжают оставаться формы, такие как кассовые документы и банковские (информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

Для выявления фактических остатков имущества и их расхождений с учет­ными данными проводится инвентаризация.

Инвентаризация – это проверка имущества и обязательств организации пу­тем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показа­телей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации.

Порядок проведения инвентаризации регулируется Приказом Министерст­ва финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49 «Методические указания по инвента­ри­зации имущества и финансовых обязательств» [43].

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

В ходе деятельности экономического субъекта осуществляются процессы снаб­жения, производства и реализации. При осуществлении каждого хозяйст­вен­ного процесса с помощью денежного измерителя необходимо определить зат­раты.

Так, в процессе снабжения определяется стоимость приобретенных материаль­ных ресурсов; в процессе производства – себестоимость готовой продукции (работ, услуг); в процессе реализации – себестоимость реализованной продук­ции (работ, услуг).

В систему калькулирования входит калькуляционный учет, обеспечиваю­щий группировку издержек в таких аналитических разрезах, которые позволяют определить себестоимость получаемых в производстве продуктов, а также каль­куляция.

Различают калькуляцию плановую, сметную, нормативную, фактическую.

Система учета затрат и определения себестоимости в каждой организации ин­дивидуальна. В любых условиях она зависит от выбора объектов учета затрат и объектов калькулирования и определяется целями управления организации.

Информация, сгруппированная по объектам учета затрат, должна отвечать требованиям управления и служить основанием для деления издержек меж­ду незавершенным производством и готовой продукцией.

Заключительной стадией калькулирования является исчисление себестои­мос­ти единицы продукции.

Все первичные данные, имеющиеся в документах, необходимо привести в оп­ределенную систему. Для текущего бухгалтерского учета группировка фактов хозяйственной жизни производится на счетах при помощи двойной записи.

На счетах все факты хозяйственной жизни систематизируются по экономи­ческому содержанию. Этим достигается группировка и текущий учет имущест­ва экономического субъекта, источников их образования и хозяйственных про­цессов. По всем средствам, источникам и процессам имеются отдельные счета.

Счет – это способ текущей группировки и текущего отражения изменений в объектах бухгалтерского учета.

Каждый факт хозяйственной жизни связывает между собой два экономических явления, и эти взаимосвязи осуществляются при помощи двойной за-писи.

Двойная запись – это способ отражения взаимосвязи между экономически­ми явлениями при отражении их на счетах бухгалтерского учета.

Для получения итоговых сведений как о всей деятельности экономическо­го субъекта, так и об отдельных ее сторонах в бухгалтерском учете для обоб­щения данных используются баланс и отчетность.

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов отражения хозяйст­венной деятельности, которая включает в себя специальные приемы наб­лю­дения объектов бухгалтерского учета, их измерения, группировки и обобщения.

 

Источники: [2, 4, 5, 6, 11, 16, 43].

Вопросы для самоконтроля:

1. Содержание предмета бухгалтерского учета.

2. Состав и классификация имущества по видам и его размещению.

3. Классификация источников хозяйственных средств.

4. Этапы обработки и обобщения экономической информации.

5. В чем состоит метод бухгалтерского учета?

6. Элементы метода бухгалтерского учета.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 299.