Методические указания
Цель изучения темы – получение знаний о содержании предмета, экономической сущности объектов активов и обязательств, учитываемых в бухгалтерском учете, характеризующих процесс их кругооборота, метода бухгалтерского учета и его составляющих.
В результате изучения темы должны быть сформированы навыки определения объектов обеспечивающих и объектов составляющих хозяйственную деятельность, необходимо понять этапы обработки информации.
В процессе изучения темы следует уяснить, в чем различие средств и источников образования экономического субъекта, его хозяйственных процессов; понять технологию формирования и обобщения учетной информации, последовательность регламентированных этапов и сущность специфических способов, составляющих основу и содержание предмета и метода бухгалтерского учета.
Для изучения предмета бухгалтерского учета необходимо рассмотреть те объекты, которые имеются у экономического субъекта для его нормальной производственно-хозяйственной деятельности.
Бухгалтерский учет отражает состав и движение имущества (активов) экономического субъекта. Состав и размер средств зависит от размера экономического субъекта, характера деятельности и других факторов. Первым объектом бухгалтерского учета являются хозяйственные средства.
Хозяйственные средства поступают из различных источников.
Источники образования имущества (пассивы) экономического субъекта являются вторым объектом бухгалтерского учета.
Производственно-хозяйственная деятельность состоит из трех основных процессов: снабжения, производства, продаж. Третьим объектом бухгалтерского учета являются хозяйственные процессы.
Все перечисленные объекты и составляют содержание предмета бухгалтерского учета.
Предметом бухгалтерского учета являются имеющие денежную оценку имущество предприятия, источники его образования и хозяйственные процессы.
По видам все имущество экономического субъекта делится на внеоборотные и оборотные активы.
По источникам образования все имущество экономического субъекта делится на собственное и привлеченное.
Собственные источники имущества предоставляются экономическому субъекту и закрепляются за ним на весь период его деятельности.
Привлеченные же источники находятся в распоряжении экономического субъекта определенное время, по окончании которого должны быть возвращены.
К собственным источникам относятся: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, прибыль.
Привлеченный капитал предприятия состоит из кредитов и займов, кредиторской задолженности, резервов предстоящих расходов, доходов будущих периодов.
Методом бухгалтерского учета называется совокупность способов и приемов, с помощью которых признается и обобщается информация о деятельности организации. Отдельные способы и приемы называют элементами метода. Цикл бухгалтерского учета включает четыре последовательных этапа обработки и обобщения учетно-экономической информации, каждому из которых соответствуют определенные элементы метода бухгалтерского учета, которые представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1 – Соотношение этапов обработки и обобщения информации и элементов метода
Этапы обработки и обобщения информации | Элементы метода бухгалтерского учета |
1. Первичное наблюдение | Документация |
Инвентаризация | |
2. Стоимостное измерение | Оценка |
Калькуляция | |
Группировка и систематизация информации | Счета бухгалтерского учета |
Двойная запись | |
Обобщение информации | Бухгалтерский баланс |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность |
Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном законодательством порядке. Рассмотрим элементы метода бухгалтерского учета каждого этапа.
С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Обязательными к применению продолжают оставаться формы, такие как кассовые документы и банковские (информация Минфина России № ПЗ-10/2012).
Для выявления фактических остатков имущества и их расхождений с учетными данными проводится инвентаризация.
Инвентаризация – это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации.
Порядок проведения инвентаризации регулируется Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49 «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» [43].
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
В ходе деятельности экономического субъекта осуществляются процессы снабжения, производства и реализации. При осуществлении каждого хозяйственного процесса с помощью денежного измерителя необходимо определить затраты.
Так, в процессе снабжения определяется стоимость приобретенных материальных ресурсов; в процессе производства – себестоимость готовой продукции (работ, услуг); в процессе реализации – себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).
В систему калькулирования входит калькуляционный учет, обеспечивающий группировку издержек в таких аналитических разрезах, которые позволяют определить себестоимость получаемых в производстве продуктов, а также калькуляция.
Различают калькуляцию плановую, сметную, нормативную, фактическую.
Система учета затрат и определения себестоимости в каждой организации индивидуальна. В любых условиях она зависит от выбора объектов учета затрат и объектов калькулирования и определяется целями управления организации.
Информация, сгруппированная по объектам учета затрат, должна отвечать требованиям управления и служить основанием для деления издержек между незавершенным производством и готовой продукцией.
Заключительной стадией калькулирования является исчисление себестоимости единицы продукции.
Все первичные данные, имеющиеся в документах, необходимо привести в определенную систему. Для текущего бухгалтерского учета группировка фактов хозяйственной жизни производится на счетах при помощи двойной записи.
На счетах все факты хозяйственной жизни систематизируются по экономическому содержанию. Этим достигается группировка и текущий учет имущества экономического субъекта, источников их образования и хозяйственных процессов. По всем средствам, источникам и процессам имеются отдельные счета.
Счет – это способ текущей группировки и текущего отражения изменений в объектах бухгалтерского учета.
Каждый факт хозяйственной жизни связывает между собой два экономических явления, и эти взаимосвязи осуществляются при помощи двойной за-писи.
Двойная запись – это способ отражения взаимосвязи между экономическими явлениями при отражении их на счетах бухгалтерского учета.
Для получения итоговых сведений как о всей деятельности экономического субъекта, так и об отдельных ее сторонах в бухгалтерском учете для обобщения данных используются баланс и отчетность.
Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов отражения хозяйственной деятельности, которая включает в себя специальные приемы наблюдения объектов бухгалтерского учета, их измерения, группировки и обобщения.
Источники: [2, 4, 5, 6, 11, 16, 43].
Вопросы для самоконтроля:
1. Содержание предмета бухгалтерского учета.
2. Состав и классификация имущества по видам и его размещению.
3. Классификация источников хозяйственных средств.
4. Этапы обработки и обобщения экономической информации.
5. В чем состоит метод бухгалтерского учета?
6. Элементы метода бухгалтерского учета.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 299.