Организация написания магистерской диссертации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

После исследования и изучения научной литературы и других источников необходимо составить подробный план магистерской диссертации и согласовать его с научным руководителем. План может уточняться в процессе работы. Его окончательный вариант составляется после проработки основных источников, утверждается научным руководителем и становится обязательным документом, изменение которого возможно только при условия согласования с руководителем.

Собрав и изучив источники, можно приступать к написанию магистерской диссертации. Это самый сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и настойчивого труда. Изложить материал магистерской диссертации рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания литературных источников. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, точность и логичность их использования. При определении понятий и терминов не должны допускаться тавтологии, метафоры (за исключением литературных оборотов, уместных в творческом анализе произведения и т.п.), отрицания (частичка «не»), а также подмена их синонимами. Использованные понятия должны быть либо общепринятыми, либо приводиться со ссылкой на соответствующего автора.

Студенту следует продумать, что ему уже известно по теме работы, что он еще не знает и должен будет выяснить. Результаты своих размышлений на этом этапе лучше записывать не полными предложениями, а ключевыми словами. Следует определить логическую последовательность изложения мыслей, рассмотреть несколько вариантов, и в итоге решать, с чего лучше начинать, а что будет рассматриваться после этого. Необходимо также постоянно следить за тем, чтобы не отклоняться от заданной темы.

Приступать к компоновке центральной части работы следует таким образом: необходимо отобрать положения, которые планируется поместить в центральную часть, и записать эти положения в виде короткого абзаца. «Черновую» версию основной части лучше подготовить как можно раньше. Чем более тщательной будет работа с черновой версией текста, тем более качественным будет изложение мыслей.

После написания «чернового» варианта основной части следует приступать к ее заключительной части (выводам). В этом случае студент должен быть уверен, что выводы действительно резюмируют содержание работы.

Работа над «черновой» версией завершается редактированием написанного. Необходимо стараться, чтобы каждый абзац содержал самостоятельную мысль. Лучше, если уже после первого предложения будет видно, о чем идет речь. Каждую главу следует заканчивать выводами относительно изложенного материала.

По мере написания введения, глав и выводов студент представляет их научному руководителю и совершенствует их с учетом соответствующих замечаний.

Важно отметить, что методологическую основу любого научного исследования составляет система научных подходов, методов и принципов, включающая общие (универсальные) принципы и методы, общенаучные, конкретно-научные, специально-научные методы, соответствующие объекту и предмету научного познания.

Правильный выбор и применение соответствующих методов является необходимым условием эффективного проведения научного исследования.

Инструментарием методологических принципов и подходов являются научные методы, которые разделяют на:

 общие методы – это высший уровень, к которому принадлежат философские методы и формально-логические;

общенаучные методы – это методы, которые могут быть использованы в любом научном исследовании (в свою очередь они разделяются на теоретические и эмпирические);

конкретно-научные методы, которые используются отдельными группами наук;

специальные методы, которые используются отдельной наукой.

Общие методы. К ним принадлежат философские и логические методы, имеющие предельный теоретический уровень. К наиболее известным философским методам принадлежат диалектика и метафизика.

Диалектика как философский метод опирается на идею изменчивости мира. Любой изучаемый феномен рассматривается в качестве постепенно развивающегося в пространстве и времени. Диалектика опирается на следующие законы:

Закон единства и борьбы противоположностей. Суть его в том, что во всех измерениях действительности присутствуют противоположные начала, которые, являясь частью целого, находятся в постоянном противодействии (положительные и отрицательные заряды элементарных частиц, мужской и женский пол, классы «богатых» и «бедных» в обществе и т.п.)

Закон перехода количества в качество. Его суть заключается в том, что в определенный момент (нарушения меры) количественные изменения влекут за собой качественные, и обратно. Например, по мере нагревания или охлаждения воды, она, на определенном этапе, соответственно превращается в пар или в лед, т.е. изменение её количественных температурных показателей приводит к изменению её состояния (качества).

Закон отрицания отрицания (двойного отрицания). Его суть состоит в том, что каждый последующий этап развития «отрицает» и одновременно «удерживает в себе», соответственно изменяя, предшествующий и т.д. Например, противоположные начала (тезис и антитезис), по мере своего взаимодействия, формируют, но уже на более высоком уровне, нечто новое (синтез), которое не является их полным повторением (ребенок, не является копией своих родителей, новый стиль в искусстве «по своему» соединяет в себе идеи предыдущих стилей и т.д.).

Метафизика, в противоположность диалектике, рассматривает явления окружающего мира как незыблемые, закостенелые, независимо от их внешних изменений. Любой феномен или процесс, рассматриваемый метафизически, понимается в первую очередь как идея, для понимания которой неважны его внешние трансформации. Например, Любовь, Истина, Добро, Красота, Справедливость и т.п. не исчезают и не становятся «хуже», от того, что в каком-то конкретном случае эти идеи не были реализованы или получили превратное толкование (факт несправедливости не уничтожает саму её идею и т.д.).

Формальная логика опирается на четыре основных закона:

Закон тождества. Применительно к научному исследованию его суть заключается в следующем: в процессе написания научной работы необходимо следить за тем, чтобы она была подчинена своей теме, а в используемых терминах сохранялся один и тот же смысл. В случае же необходимости изменения значения, какого-либо понятия, согласно закону тождества, следует обратить внимание на этот факт и учесть данное изменение в процессе формирования выводов.

Закон непротиворечивости. Согласно этому закону невозможно, чтобы существовало два противоположных истинных суждения по отношению к одному и тому же в одних и тех же условиях.

Закон исключенного третьего. Согласно ему, если относительно одного и того же в одних и тех же условиях имеются два противоположных суждения, то одно из них обязательно должно быть истинным.

Закон достаточного основания обязывает исследователя любой вывод подтверждать достоверными, проверенными данными и рационально обоснованными умозаключениями.

 

К общим формально-логическим методам относят:

анализ – это воображаемое разделение целостного предмета на составные части (признаки, свойства или отношения) с целью его изучения;

синтез – это мысленное соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;

абстрагирование – это выделение необходимых свойств и отношений исследуемого явления, в результате чего образуются понятия, категории, теоретические конструкции и их системы. Абстрагирование находится в основе типологии, классификации, моделирования, построения теорий как систем знаний;

обобщение – это метод, в результате применения которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов, путем перехода от конкретного (или менее общего) понятия и суждения к более общему понятию или суждению;

индукция – это метод и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе конкретных посылок. В процессе наблюдения, эксперимента и т.п. определяются, устанавливаются, собираются отдельные факты. При их последующем анализе выделяются общие и повторяемые черты ряда явлений, которые входят в определенный класс. На этой основе выстраивается индуктивное умозаключение, где выводом является суждение, в котором признак приписывается всему классу;

дедукция – метод исследования и способ рассуждения, с помощью которого из общих посылок делается вывод конкретного характера. В дедукции, в отличие от индукции, исходя из общего знания, делается конкретный вывод. При использовании посылки гипотетического предположения (например – новой идеи), дедукция является исходной точкой создания новой теоретической системы;

аналогия – это метод исследования, при котором на основе подобия объектов по одним признакам, делается вывод об их подобии и по другим. Умозаключения по аналогии широко используются в моделировании;

моделирование – метод изучения объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели). Использование метода моделирования позволяет исследовать те стороны объектов, которые невозможно постичь путем непосредственного изучения. Отдельное распространение в настоящее время получил метод компьютерного моделирования.

Общенаучные методы разделяются на методы эмпирических и теоретических исследований, в зависимости от познавательных задач.

Методы эмпирических исследований следующие:

метод наблюдения – это активный познавательный процесс. Под наблюдением понимается целенаправленное восприятие явлений, в ходе которого получаются знания о внешних сторонах, свойства и отношения объектов. К научному наблюдению выдвигаются требования четкой постановки цели наблюдения, выбора методики и разработки плана, систематичности, контроля за корректностью и надежностью результатов наблюдения, обработки и толкования полученных данных;

метод измерения – это форма метода наблюдения, при применении которой фиксируются количественные аспекты качественных характеристик объектов с помощью определенного масштаба (единицы измерения) и алгоритма (правил) процесса измерения. Измерение является процедурой установления одной величины при помощи другой, принятой за эталон;

метод сравнения – в его основе лежит сопоставление объектов по некоторым свойствам, в результате чего выявляется общее и отличное между этими объектами. Данный метод имеет научный характер лишь в том случае, если сравниваются не случайные факты, а закономерные и типичные, имеющие достаточную степень достоверности. Сравнение играет значительную роль в умозаключениях относительно обобщения информации, применения метода аналогии. Сравнение может рассматриваться и как составная часть метода наблюдения;

экспериментальный метод – используется в науке в связи с познавательными задачами, для решения которых необходимо обращаться к определенной форме практического действия, к созданию организованной искусственной среды с целью получения научной информации. При проведении эксперимента исследователь активно вмешивается в протекание исследуемого процесса с целью получения определенного знания о нем. Исследуемое явление наблюдается в специально созданных и контролируемых условиях, что позволяет возобновлять каждый раз ход явления в случае повторения условий. Существует два типа экспериментов – исследовательский эксперимент, связанный с поиском неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта, и проверочный эксперимент, который применяется в случаях, когда нужно подтвердить или опровергнуть те или иные теории или гипотезы;

метод описания – направлен на закрепление и передачу результатов исследования с помощью определенных знаковых средств. Описание разделяется на два основных вида – качественное и количественное. Качественное описание осуществляется с применением языка соответствующей науки, а количественное – еще и языка математики, и допускает проведение разнообразных измерительных процедур. Описание как метод эмпирического исследования непосредственно связано с наблюдением, измерением, сравнением, экспериментом и т.п.

Теоретические задачи исследования направлены на выявление и изучение связей и зависимостей исследуемого объекта, определение его структуры, общих характеристик. В результате решения теоретических задач исследователями формулируются научные законы и теории. Необходимо отметить, что теоретические задачи должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически, т.е. опытным путем. Решение теоретических задач осуществляется путем применения методов теоретического исследования, среди которых следует, прежде всего, назвать аналитический, исторический, функциональный, когнитивный, моделирование и др. Назовем и другие методы:

восхождение от абстрактного к конкретному – это общая форма движения научного познания, закон мышления и отображение действительности. Согласно этому методу, мышление исходит из конкретного элемента действительности, далее движется к абстрактному в мышлении и от него – к конкретному в мышлении. Этот метод применяется при построении разнообразных научных теорий и может использоваться как в теоретических, так и прикладных науках;

аксиоматический – метод построения научной теории, при котором некоторые утверждения принимаются без доказательств, а все другие знания выводятся из них в соответствии с определенными логическими правилами;

гипотетико-дедуктивный – разновидность аксиоматического метода используется для построения теорий в эмпирических науках;

формализация – метод изучения разнообразных объектов путем отображения их структуры в знаковой форме с помощью искусственных языков, например, языка математики. Формализация применяется в математике, логике, современной лингвистике, других науках.

Важно также отметить различие понятий «метод» и «подход». Как уже было отмечено выше, метод – это способ достижения желаемого результата, решения конкретной задачи. Подход – это общий взгляд на изучаемые объект и предмет, это система принципов, которые изначально принимаются в исследовании. К примеру, в современной науке широко распространён системный подход (рассмотрение предмета как множества взаимосвязанных элементов, упорядоченных иерархическим способом в виде некоторой структуры), а в его рамках существуют отдельные методы: системный анализ, функциональный анализ и т.п. Аналогичным образом, достаточно популярный в культурологии и искусствоведении психоаналитический подход включает в себя следующие методы: свободных ассоциаций, толкования сновидений, наблюдения за оговорками и т.п. Таким образом, в отдельном исследовании может быть задействован только один подход, однако, методов имеющих место в его рамках, может быть несколько.

Культурология и искусствоведение имеют в своем исследовательском арсенале развитую систему методов, среди которых следует выделить:

метод идеальных типоввычленение из множества феноменов культуры или искусства по определенным признакам в виде понятия некоторых объектов, которые являются существенными в рамках конкретного исследования;

структурно-функциональный метод – используется при рассмотрении связей, отношений и вытекающих из них действий, возникающих в процессе развития определенного феномена, являющегося неотъемлемой частью культуры;

сравнительно-исторический метод – с его помощью исследуются общие и различные элементы разных культур, направлений в искусстве и т.п., с учетом их изменений и конкретных условий развития на протяжении определенного периода времени;

герменевтический (символико-интерпретативный метод) – анализ смыслов культуры и искусства, заключенных в текстах, символах, жестах и т.п.;

контент-анализ – количественное выявление точного содержания сообщений определенного текста при помощи формализованных процедур;

моделирование – разработка культурной модели техническими средствами (например, для изучения интенсивности процессов социокультурной динамики);

case study (метод ситуационного анализа), ориентированный на детальное и разностороннее рассмотрение индивидуального случая, имеющего место в той или иной культуре (используется, например, при подготовке социокультурного проекта);

Также следует отметить эмпирические методы социологии (опрос, анкетирование и т.п.) и психологии (тестирование и др.), используемые для получения конкретной информации, раскрывающей отношение общества, группы лиц или отдельного человека к конкретному феномену культуры или искусства.

Кроме того, при изучении культуры и искусства, при необходимости, могут быть задействованы математические методы, направленные на количественное изучения явлений и процессов. При этом используется математический аппарат теории вероятностей, дающий возможность изучать массовые явления в социологии, истории, культурологии и других отраслях знания. Математические методы играют важную роль при обработке статистических данных и моделировании, в прикладной культурологии, экономике культуры.

Количественная сторона явлений культуры и искусства может быть изучена с помощью статистических методов.

Исследования в сфере различных научных дисциплин привлекают разнообразный арсенал методов. При этом в обязательном порядке должна осуществляться их адаптация к особенностям предмета исследования.

3.5. Структура и содержание магистерской диссертации

 

 

Магистерскую работу оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы, но и по уровню общеметодологической подготовки, что, прежде всего, находит отображение в ее композиции. Каждый автор определяет свой порядок подачи научных материалов – это обеспечивает их внутреннюю логическую связь в таком виде, в котором он считает наилучшим и наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла. Но, независимо от избранной темы, структура магистерской диссертации должна быть следующей:

- титульный лист;

- задание на ВКР (не подшивается и не нумеруется, лист А4);

- аннотация (не подшивается и не нумеруется, лист А4);

- содержание;

- перечень условных обозначений и терминов (при необходимости) (см. приложение Д);

- введение;

- основная часть, включающая 2-3 раздела и подразделы к ним, раскрывающие теорию вопроса и опыт практической работы);

- выводы;

- список использованных источников и литературы;

- приложения (при необходимости).

 

Магистерская диссертация должна сопровождаться аннотацией, в которой указываются основные результаты исследования. Объем аннотации не должен превышать 800 знаков.

Аннотация помещается после бланка задания и должна содержать в себе: фамилию и инициалы автора работы; тему работы; название высшего учебного заведения.

В аннотации указывается цель написания магистерской диссертации, обобщаются основные результаты выполненной работы, перечисляются методы, с помощью которых получены эти результаты, приводятся ключевые слова, указывается количество страниц научной работы (без учета списка использованных источников и приложений); количество таблиц, иллюстраций, приложений, количество использованных библиографических источников в списке литературы.

Название магистерской диссертации должно быть, по возможности, коротким (желательно 7 слов  2 слова), отвечать соответствующему направлению подготовки, названию магистерской программы и сути заявленной научной проблемы, указывать на цель исследования и его завершенность.

Короткое название научной работы свидетельствует об исчерпанной полноте проведенного исследования. В работах, которые освещают узкие темы, название должно быть конкретным, и потому словесно расширенным. Для большей конкретизации (при необходимости) делается небольшое подзаглавие (желательно 4-6 слов). Аспект изучения указывается через двоеточие или в скобках.

Титульный лист является первой страницей магистерской диссертации и заполняется по определенным правилам (см. приложение Г).

После титульного листа располагается содержание магистерской диссертации. Для удобства рекомендуется использовать функцию «автособираемое оглавление» в программе Microsoft Office Word. Содержание содержит наименования и номера начальных страниц введения, всех разделов, параграфов и пунктов (если они имеют заглавие), общих выводов, списка использованных источников и литературы, приложений (см. приложение Е).

Заглавия содержания должны точно повторять заглавия в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой редакции, последовательности и подчиненности, чем заглавия в тексте.

Заглавия необходимо разместить друг под другом. Заглавие каждого следующего раздела смещают на три-пять знаков справа относительно предыдущего заглавия.

Нумерация рубрик приводится по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, которые содержат номер как всей рубрики, так и рубрик, которые ей подчинены.

Перечень условных обозначений, символов, единиц, сокращений и терминов (при необходимости). Если в работе применяется специфическая терминология, а также использованы малоизвестные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень может быть представлен в виде отдельного списка, который размещают перед вступлением. Перечень необходимо печатать двумя колонками, в которых слева по алфавиту приводят сокращение, справа – их детальную расшифровку.

Если в магистерской работе специальные термины и сокращения повторяются менее трех раз, или число специальных сокращаемых терминов (названий) небольшое, то перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании. Например:

«Значительное влияние на развитие европейской культуры оказали Великие географические открытия (далее – ВГО)».

Введение, его композиция. Вводная часть магистерской диссертации должна отображать сущность и состояние изученности научной проблемы, ее значимость, основания и исходные данные для разработки соответствующей темы, обоснование необходимости проведения исследования.

Необходимо изложить во введении:

- обоснование выбора темы, определение ее актуальности и значимости для науки и практики;

- степень научной разработанности темы;

- постановка проблемы;

- определение границ исследования (объект, предмет, хронологические рамки);

- цель, задачи исследования;

- методы исследования;

- формулировку авторской гипотезы (по необходимости);

- характеристику научной новизны;

- теоретическое и практическое значение;

- рекомендации относительно использования результатов исследования.

Следующие обязательные элементы отображаются во введении и выделяются полужирным начертанием:

Актуальность темы – обязательное требование к любой магистерской работе. В актуальности освещают главное – сущность проблемной ситуации, а также значимость её анализа и решения для современных теории и практики. Чем интересно данное исследование на сегодняшний день, почему важно изучение данной темы, какое это может иметь значение в рамках развития Крымского региона и РФ.

Степень научной разработанности темы – краткий обзор проведенных ранее исследований по данной теме с указанием ссылок на конкретные работы других авторов.

Постановка научной проблемы исследования – противоречие между необходимостью решить задачу и отсутствием знаний по этой теме.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающий проблемную ситуацию. Объект должен точно соответствовать теме и проблеме работы.

Предмет исследования содержится в пределах объекта, и представляет собой ту его сторону или аспект, которые исследуются в данной магистерской работе. Предмет и объект соотносятся между собой как общее и частное. В качестве предмета могут рассматриваться особенности, структурные компоненты того или иного явления, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Предмет устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Из предмета исследования выводятся цели и задачи.

Цель и задачи исследования – представляют собой определение того, зачем проводится, на что направлено и что должно решить данное исследование.

Цель обычно тесно связана с названием работы и должна четко указывать, что именно в ней рассматривается. Цель магистерской диссертации формируется одним цельным повествовательным предложением, которое имеет смысловое согласование с названием научной работы. Обычно начинается словами: изучить, исследовать, выявить и т.п.

Задачи должны раскрывать пути достижения цели, а не отражать этапы проведения исследования (т.е. не должно быть таких задач как: изучить литературу…, провести эксперименты…, сделать выводы…и т.п.). Задачи обычно формулируются в форме перечисления (изучить…, сравнить…, проанализировать…, выявить уровень изученности проблемы, изучить подходы…, описать…, установить…, выяснить…, выявить изменения…, систематизировать…, обосновать…, выделить…, сформулировать…, разработать требования… и т.п.). Количество задач обычно от трех до шести.

Далее необходимо изложить методологическую основу исследования – перечислить методы исследования, которые должны быть адекватны предмету, объекту, задачам и собранному материалу, а также отрасли науки в целом.

Гипотеза исследования – обоснованное предположение, выдвинутое для объяснения соответствующих явлений или процессов и т.п., которое в ходе исследования должно подтвердиться или быть опровергнуто.

Научная новизна полученных результатовво введении обязательно отмечают научные положения, которые имеют элементы новизны. Новизна – это краткое и лаконичное описание собственного вклада автора по пунктам (каждый пункт – это одна-две фразы, которые обычно начинаются словами «впервые», «получил (-ла, -ло), дальнейшее развитие», «уточнено», «усовершенствовано» и т.п.). Новизна получает более детальную расшифровку в выводах. Новизной может считаться и новое прочтение текста (текст – это не только книга, но и любое произведение искусства и т.п.), и систематизация определенного материала, который ранее не был упорядочен таким образом, и т.д.

Теоретическое и практическое значение – возможности применения полученных результатов в науке и практике.

Апробация результатов исследования – приводится информация об участии студента в научных конференциях, симпозиумах, круглых столах, семинарах; указывается название мероприятия и дата его проведения.

Публикации – необходимо указать, в каких сборниках научных трудов, материалах конференций и т.п. были опубликованы соответствующие положения магистерской диссертации. Следует отметить, что за период работы над магистерской диссертацией магистранту необходимо подготовить и опубликовать не менее двух печатных работ по теме исследования (статья, тезисы).

Окончательное редактирование вводной части работы целесообразно выполнять на завершающей стадии исследования, когда исследуемая проблема предстает перед автором концептуально, в полном объеме.

На введение рекомендуется отводить около 5 страниц текста (в зависимости от общего объема магистерской диссертации).

Основная часть магистерской диссертации – это главный ее структурный элемент, в котором раскрывается основное содержание исследования. Основная часть магистерской диссертации состоит из разделов и подразделов, количество которых определяется совместно магистрантом и научным руководителем на основании специфики темы магистерской диссертации, цели и задач, эмпирической базы исследования и др. Рекомендуемая структура основной части – два или три раздела, каждая из которых включает в себя не менее двух подразделов.

Каждый раздел начинают с новой страницы. Основному тексту каждой главы может предшествовать предисловие с кратким описанием избранного направления и обоснованием примененных методов исследования. В конце каждой главы формулируются выводы, в которых следует кратко изложить полученные научные и практические результаты. Это дает возможность освободить общие выводы от второстепенных подробностей.

В разделах основной части представлены: обзор литературы по теме и выбор направления исследования (1 раздел); экспериментальная составляющая и методология исследования, инструментарий (2 раздел); сведения о проведенных теоретических и (или) экспериментальных исследованиях; анализ и обобщение результатов проведенного исследования (3 раздел).

В обзоре литературы автор очерчивает основные этапы научных исследований по своей проблеме. Кратко, критически освещая соответствующие работы, студент должен указать те вопросы, которые остались нерешенными или недостаточно решенными, и, следовательно, определить свои задачи в их решении. Обзор литературы по теме должен раскрыть знание студентом соответствующих источников, его умение их систематизировать и критически оценивать. Желательно закончить этот раздел кратким резюме, посвященным необходимости проведения исследований в данном направлении.

Во втором разделе, как правило, обосновывается выбор направления исследования, приводятся методы решения поставленных задач и их сравнительные оценки, разрабатывается общая методология проведения исследования.

Раздел или параграф, посвященный методологии исследования, демонстрирует не только уровень исследования, но и умение автора квалифицировано проводить теоретические поиски и эксперименты, анализировать их результаты. Желательно, чтобы методологические положения излагались не обособлено в разных главах работы, а в форме отдельной главы или параграфа с должным обоснованием и конкретизацией. Обязательным элементом являются указания на общие методы исследования, которые выступают необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Автор должен показать уровень владения научными (общенаучными, специальными) методами, указать конкретные способы получения научного результата. Следует описать методы, используемые во время научного поиска, основные этапы научно-исследовательской работы, характер экспериментальных данных.

Дальше с исчерпывающей полнотой излагаются результаты собственных исследований автора с освещением того нового, что он вносит в разработку проблемы. Студент должен дать оценку степени полноты решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов (характеристик, параметров), их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных исследований, обоснование необходимости дополнительного изучения.

Изложение материала основной части подчиняется одной ключевой идее, определенной автором. Как уже было сказано, количество и последовательность глав зависит от характера магистерской диссертации.

Важно, чтобы каждый раздел завершалась выводами – заголовок Выводы по первому (второму и т.д. …) разделу – содержащими сжатое изложение конкретного научного результата: его суть, новизну, достоверность, практическое значение. Выводы к разделам не должны иметь реферативного характера.

Выводы рекомендуется начиная со слов: итак…, таким образом… и т.п.

При формулировке выводов следует соблюдать ряд правил.

Во-первых, вывод должен обобщать полученные в данном разделе (подразделе) конечные, а не промежуточные результаты; во-вторых, в выводах нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы; в-третьих, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.); в-четвертых, выводы должны быть краткими.

На основную часть (т.е. текст без введения и общих выводов) обычно отводится 60-80 печатных страниц.

После всех разделов и выводов по каждому разделу располагаются общие выводы (под заголовком ВЫВОДЫ).

Выводы – это положения, которые выносятся автором на публичную защиту. Они имеют форму синтеза научной информации, накопленной в основной части.

В выводах необходимо отметить то, что цель исследования достигнута, а все поставленные задачи решены. Объем выводов – около 5 страниц печатного текста.

В выводах излагаются наиболее важные научные и прикладные результаты, которые должны содержать формулировку решенной научной проблемы, оценку её значения для науки и практики. Важно помнить о том, что выводовдолжно бытьне меньше, чем поставленных во введении задач. Также формулируются выводы и рекомендации относительно научного и практического использования полученных результатов. В выводах необходимо отметить качественные и количественные показатели полученных результатов, обосновать их достоверность. В конце работы может быть итоговый вывод, который указывает на достижение поставленной цели в целом.

Список использованных источников и литературы. Важно обратить внимание на то, что имеет существенное значение при подготовке магистерской диссертации и при оформлении списка использованных источников и литературы.

Источники научной работы по культурологической и искусствоведческой проблематике содержат первичную информацию о соответствующих фактах, событиях, явлениях, процессах действительности.

К источникам, в первую очередь, принадлежат источники, которые могут быть как опубликованы (документы, письма, статистика, публицистика, хроники и т.п.), так и не опубликованы (хранятся в виде рукописей в государственных архивах, рукописных отделах библиотек, музеев, научных и учебных учреждений, различных ведомств и т.д.).

К письменным источникам исследования, в соответствии с его характером и темой, могут быть отнесены произведения отдельных авторов, ученых, классиков мировой литературы, деятелей культуры и искусства и т.п.

Особое место в подготовке и проведении исследования занимает научная литература. В отличие от источников, научная литература – это результат изучения, осмысления, анализа и синтеза (обобщения) учеными материала, который содержится в источниках. Научная литература охватывает индивидуальные или коллективные монографии, статьи в научной периодике или непериодических изданиях (тематических, профильных сборниках), рецензии, тезисы и др.

Список использованных источников и литературы размещается после основного текста работы. В этот список рекомендуется включать основную и специальную литературу по исследуемой теме, и ту, на которую в работе есть ссылка. Список источников и литературы в научной работе свидетельствует об объеме использованных автором источников, об уровне изучения состояния исследуемой проблемы, навыка работы с научной литературой.

Количество и качество источников в квалификационной работе зависит от избранной темы и степени её разработанности.

Использованные источники и литературу, как правило, размещают в списке несколькими способами: в порядке их упоминания в тексте по сквозной нумерации или в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий, в хронологическом порядке.

Наиболее рациональным является способ систематизации источников по списку, который рекомендуется составлять в такой последовательности:

І. Источники (список составляется в пределах каждого пункта в хронологическом порядке)

1. Государственные документы и материалы.

2. Документы министерств и ведомств, местных органов государственного управления и самоуправления.

Источники опубликованные и неопубликованные (группируются по архивам).

II. Литература (список составляется по алфавиту)

1. Отечественные издания (книги, сборники, статьи и т.п.), в том числе переведённые с иностранных языков.

2. Зарубежные издания (книги, сборники, статьи и т.п. на иностранных языках).

III. Энциклопедические издания и справочники (список составляется по алфавиту).

Приложения не являются обязательным элементом магистерской диссертации и не входят в основной объем ее печатного текста. В то же время приложения повышают уровень доверия к полученным научным результатам, свидетельствуют об их достоверности.

В приложениях размещают вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия исследования: статистические данные, таблицы вспомогательных цифровых данных, тексты анализируемых произведений, описания частных методик и результатов исследования, иллюстрации вспомогательного характера и образцы анкет, тестов, расчеты экономического эффекта и т.п.

Приложения обязательно делают тогда, когда теоретический или эмпирический материал слишком велик. Основную его часть подают в приложениях, а главные положения и идеи, с соответствующим анализом, – в основном тексте магистерской диссертации. При этом дается соответствующая ссылка.

Приложения размещаются после списка использованных источников и литературы, в порядке, в котором в тексте работы приведены на них ссылки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием слова Приложение, располагаемого посередине строки, и иметь тематический заголовок. Заголовки приложений располагаются посередине строки, под словом «Приложение», начинаются с заглавной буквы.

При наличии в магистерской диссертации более одного приложения они нумеруются прописными буквами русского алфавита (без знака №), например: «Приложение А», «Приложение Б» и т.д.

Приложения следует отмечать последовательно большими буквами русской азбуки, за исключением букв Ё, Й, Ь, Ы, Ъ. Одно приложение отмечается одной буквой, (например, «Приложение А»).

 

3.6. Общие требования к оформлению магистерской диссертации

 

 

Объем магистерской диссертации должен составлять 70-90 страниц текста. В обозначенный объем не входят приложения, список использованных источников и литературы. Все страницы отмеченных элементов магистерской диссертации подлежат нумерации, которая выставляется в верхнем правом углу листа работы.

Магистерская диссертация распечатывается на стандартных листах формата А 4. Параметры страницы: левое поле – 35 мм, правое –15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм; размер шрифта – 14; междустрочный интервал 1,5 строки.

Для выделения отдельных мест допускаются также курсив, полужирный курсив и полужирный шрифт.

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен пяти знакам. Все страницы магистерской диссертации, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором нумерация страниц не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Порядковый номер страницы ставится в верхнем правом углу.

Титульный лист оформляется по установленному образцу (см. приложение Г), входит в общий объем работы, но не нумеруется. Вторая страница – СОДЕРЖАНИЕ – включает наименования всех разделов, подразделов с указанием номера их начальной страницы. Не допускается сокращение или изменение наименования разделов и подразделов, их последовательности по сравнению с заголовками в тексте работы. Соблюдается единая система нумерации разделов и подразделов. Все основные структурные части работы (введение, разделы, выводы, список использованных источников и литературы), а также приложения должны начинаться с новой страницы. Нумерация страниц сквозная (для всего текста работы) и проставляется арабскими цифрами в верхнем правом углу.

ЗАГОЛОВКИ РАЗДЕЛОВ,  ВВЕДЕНИЕ, ВЫВОДЫ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ печатаются прописными буквами полужирным шрифтом и отделяются от подзаголовка и/или основного текста двумя интервалами.

Разделы основной части начинаются с новой страницы. Заголовки разделов основной части работы (РАЗДЕЛ 1, РАЗДЕЛ 2, РАЗДЕЛ 3) печатаются  полужирным шрифтом прописными буквами (выравнивание по центру) и отделяются от подзаголовка и/или основного текста двумя интервалами.

Заголовки подразделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) полужирным шрифтом с красной строки.

Заголовки не подчеркиваются. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовки разделов и подразделов необходимо нумеровать арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой (1.1. 1.2. 1.3.). Заголовки разделов и подразделов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста.

Например:

Дата: 2019-12-09, просмотров: 214.