Изучение и анализ научной информации и литературных источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Изучение темы стоит начинать со знакомства с документальными источниками научной информации, с монографиями и статьями, рефератами и т.п., что поможет студенту выяснить степень изученности и разработанности темы.

Все документальные источники научной информации разделяются на первичные и вторичные.

Первичная информация – это исходные данные, которые являются результатом непосредственных экспериментальных, социологических и других исследований, изучения практического опыта. В первичных источниках содержатся, как правило, научные и специальные сведения.

Вторичная информация – это результат аналитико-синтетической переработки первичной информации.

Первичная и вторичная информация служит теоретическим и экспериментальным основанием для достижения цели исследования и решения его задач. Она является доказательством обоснованности научных положений магистерской диссертации, их достоверности и новизны.

Выполнение научной работы (проведение научного исследования) предусматривает систематическую деятельность по получению информации, необходимой для достижения поставленной цели и решения соответствующих задач. Это отбор источников по теме исследования, их анализ, выбор методов, сбор данных, их обработка и анализ для получения информации (первичной и вторичной) относительно решения конкретной проблемной ситуации.

Важным является выбор методов исследования (о чем речь пойдет дальше) как инструментов по добыче фактического материала (или первичной научной информации) – необходимого условия достижения поставленной в исследовании цели.

Поиск вторичной документальной информации. Знание опубликованных (вторичных) источников информации по теме исследования – непременное условие обеспечения его качества. Выполнение задач исследования возможно лишь при условиях ознакомления с основными литературными, архивными материалами, проработки научных, учебно-методических и других литературных источников. Для определения перечня источников, которые необходимо проработать во время исследования, а также составления библиографии используются библиотеки высшего учебного заведения, ведущие научные библиотеки города, Интернет-ресурсы и др.

Важным является использование информационных изданий, которые содержат оперативные систематизированные сведения о документах и отражают самые существенные стороны их содержания. Информационные издания включают не только сведения о напечатанных трудах, но и идеи, факты, которые в них содержатся. Кроме оперативности, их характеризуют новизна информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, облегчающего поиск и систематизацию литературы.

Информационные издания разделяются на три вида: библиографические, реферативные, обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических записей, они содержат информацию о том, что издано, и чем интересуются специалисты.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, которые включают сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими данными и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники и т.п. Как правило, эти издания полнее всего отображают соответствующие документы, причем как опубликованные, так и неопубликованные.

Наряду с информационными изданиями органов НТИ для информационного поиска следует использовать автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных, Интернет. Данные поиска могут быть использованы непосредственно, однако чаще они служат ступенькой (ключом) к выявлению первичных источников информации, которыми являются научные труды (монографии, сборники) и другие необходимые для научной работы издания.

В своей работе студент должен проверять достоверность документов, учитывать, чьи взгляды выражают их составители, с какой целью и точно ли использовал эти документы тот или иной автор.

Магистерская диссертация выполняется на основе глубокого изучения литературных и других источников. Подбор и изучение научной информации является одним из самых важных этапов выполнения работы. Для подготовки магистерской диссертации необходимо критически относиться к научной литературе, ввиду того, что существует большое количество как новых, так и морально устаревших публикаций, рассматривающих проблемы культуры и искусства односторонне. Просматривая литературу, следует сначала остановиться на первоисточниках и монографиях, желательно последних лет издания. Далее можно обратиться к справочникам, словарям, энциклопедиям, учебникам, учебным пособиям, а также статьям, напечатанным в профессиональных изданиях по исследуемой проблематике.

Самым доступным и распространенным методом поиска литературы считается библиотечный каталог (алфавитный и систематический). В алфавитном каталоге необходимый источник ищут либо по его названию, либо по фамилии его автора. В систематическом – по тематическому принципу, где можно подобрать литературу по конкретной теме. С этой целью можно использовать также каталоги книг, журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы и т.п. Можно также использовать сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научных конференций по проблемам культуры и искусства.

Обработка источников сопровождается выписками, конспектированием, заметками. Выписки из текста делают, как правило, дословно в виде цитаты. При этом выбирают самые важные, наиболее весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо будет цитировать в дипломной работе. После каждой цитаты или позаимствованного высказывания должна быть ссылка на автора и источник. Поэтому при выписывании цитат и конспектировании стоит сразу же делать соответствующие ссылки, указывая автора, название, место издания, издательство, год издания, номера страниц.

 

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 321.