Назначение научного руководителя магистерской диссертации и его обязанности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

По письменному личному заявлению магистранта, после утверждения на заседании кафедры, приказом ректора назначается руководитель магистерской диссертации из числа профессоров или доцентов соответствующей кафедры. Руководитель магистерской диссертации  должен ознакомить студента с требованиями к магистерским работам.

Работа научного руководителя по подготовке магистерской диссертации включает следующие компоненты:

- оказание помощи в составлении плана магистерской диссертации и графика её выполнения;

- рекомендация необходимой основной и дополнительной литературы, справочных и архивных материалов, монографий и других источников по теме исследования;

- систематическое проведение консультаций, предусмотренных календарным графиком;

- осуществление общего контроля выполнения и качества работы.

В отзыве научного руководителя отмечаются полнота использования источников и литературы, результаты исследования, их оригинальность, правильность оформления научно-справочного аппарата, уровень уникальности текста (сведения о корректных и некорректных заимствованиях), дается рекомендация относительно возможности представления работы к защите.

Научный руководитель также консультирует студента относительно написания доклада и выступления на заседании Государственной экзаменационной комиссии.

Научный руководитель присутствует на защите, за исключением особых случаев, когда его отсутствие связано с уважительной причиной.

 

 

Обязанности кафедры

 

 

В течение первого семестра обучения кафедра рассматривает заявления магистрантов на утверждение тем и закрепление за научными руководителями, затем издается приказ по вузу.

Кафедра систематически контролирует ход работы над магистерскими исследованиями, заслушивая студентов и их руководителей на своих заседаниях.

Перед защитой магистерской диссертации на заседании ГЭК кафедра проводит предварительную защиту на своем заседании. Сроки (обычно не позднее, чем за месяц до защиты) и порядок предварительной защиты определяются кафедрой.

Замечания, сделанные по магистерской диссертации во время предзащиты, студент должен исправить в течение 10- дней. Затем, в случае рекомендации работы к защите, заведующий кафедрой ставит свою резолюцию на титульном листе работы, и она вместе с отзывом научного руководителя (см. приложение З) и рецензиями (см. приложение И) не позднее, чем за 5 дней до защиты, сдается на кафедру.

 

 



Обязанности рецензентов

 

 

Магистерская диссертация, допущенная кафедрой к защите, подается на внутреннюю и внешнюю рецензии. На рецензента возлагается обязанность рассмотреть и оценить магистерскую работу. Письменная рецензия подается на предварительную защиту, а затем – в ГЭК (не позже, чем за 3 дня до защиты). В ней отмечается значение и актуальность темы, полнота использования соответствующих источников, глубина их анализа, характеризуется структура и содержание работы, наличие элементов самостоятельного научного творчества, обоснованность выводов, правильность оформления научно-справочного аппарата, язык и стиль работы, а также дается вывод о соответствии работы квалификационным требованиям.

В соответствии с вышеуказанными требованиями, в рецензии на магистерскую диссертацию указывается:

«Работа может быть допущена к защите и заслуживает положительной оценки».

 При желании рецензенты могут присутствовать на защите.


РАЗДЕЛ 3. Общие рекомендации

к подготовке магистерской диссертации

3.1. Выбор темы магистерской диссертации, требования к ней

 

 

Выполнение магистерской диссертации предусматривает систематизацию, расширение теоретических и практических знаний и навыков студента по соответствующему направлению подготовки применение их при решении конкретных научных и прикладных задач.

Магистерская диссертация должна иметь исследовательский характер. Это означает, что она должна быть выполнена на основании использования научных и учебно-методических источников, творческих обобщений практики, а также собственных наблюдений, исследований эмпирических фактов, результатов экспериментов, выдвижения собственных гипотез и т.п. Такая работа должна иметь теоретическую часть, анализ и обобщение научных данных, и выводы.

Процесс работы над магистерской работой можно разделить на этапы, содержание которых заключается в следующем:

1) подготовительный этап: обоснование темы, её актуальности, выбор объекта и предмета, определение цели и задач исследования; разработка программы и методологии исследования;

2) этап работы над текстом: выдвижение гипотез и отработка теоретических основ исследования; проведение исследования, обработка и анализ результатов; формирование выводов;

3) заключительный этап: оформление письменной работы и подготовка к защите.

Принципиальное значение имеет выбор темы магистерской диссертации, определение ее цели и задач.

Выбирая тему работы, необходимо учитывать:

- научные интересы студента;

- наличие у него собственных творческих идей;

- его выступления на научных конференциях, круглых и т.п.;

- наличие научных публикаций (статей, тезисов);

- результаты проработки им научных и других источников.

Название магистерской диссертации, несущее в себе определенную информацию об обозначенном им тексте, кратко, но достаточно полно должно отображать основное содержание работы и ее идею. Название работы является, образно говоря, квинтэссенцией всего научного исследования. Оно в концентрированном виде отображает основную суть текста, и именно название акцентирует внимание на основной идее авторской концепции. То, что в названии выражено в предельно сжатой форме, в тексте должно быть раскрыто с нужным уровнем детализации. В названии желательно не использовать усложненную терминологию, следует также избегать формулировок, начинающихся со словосочетаний: «Исследование вопроса...», «Исследование некоторых путей...», «Некоторые вопросы...», «Материалы к изучению...», «К вопросу...», в которых не отображена сущность проблемы.

Студент может продолжить работу над темой, которую он избирал во время подготовки курсовой работы, а также может выбрать другую тему, но, в любом случае, должен соответственно обосновать и согласовать свои предложения с кафедрой.

Правильный выбор темы в значительной степени определяет успех всего исследования. Он включает глубокое и серьезное осознание всего круга соответствующих вопросов и проблем, определенный запас и знание фактического материала, источников и литературы. Под темой научного исследования (магистерской диссертации) принято понимать ту проблему, которая должна быть изучена.

Выбор темы осуществляется под руководством преподавателя – научного руководителя магистранта. Такой контакт дает возможность правильно определить круг исследуемых проблем, рамки исследования, его направление и ожидаемые результаты. Преимущество отдается теме, во время разработки которой студент уже проявил максимум личного творчества и инициативы. Также целесообразным является выбор сравнительно узкого исследовательского задания, чтобы студент был в состоянии его основательно проработать. Важно подчеркнуть, что формулировка темы должна отображать суть исследуемой проблемы и допускать возможность ее решения.

Выбирая тему магистерской диссертации, следует исходить с того, что она является составляющей более широкой проблемы. Тема должна быть связана с направлениями основных исследований в данной отрасли, с государственными научными планами или программами. Студент сам может предложить тему своей магистерской диссертации, исходя из ее актуальности, соответствия профессии, собственных интересов и современного состояния разработки научных исследований, посвященных избранной проблеме.

Таким образом, общие правила, которых следует придерживаться при выборе темы, таковы:

– желательно выбирать тему, по которой студент наилучшим образом подготовлен, а также по которой существует соответствующий литературный, научный, фактический материал и т.п.;

– целесообразно ставить задание сравнительно узкого плана, чтобы тему можно было глубоко проработать;

– не следует брать тему, если известно, что над ней уже активно работают – в отрасли достаточно тем, которые нуждаются в специальном исследовании. Если такое произошло, следует уточнить аспект своей работы;

– магистерская диссертация должна иметь определенный аспект новизны в видении темы и решении соответствующих проблем.

При выборе темы магистерской диссертации основными критериями должны быть ее актуальность, новизна и практическая значимость.

Актуальность – обязательное требование к любой научной, квалификационной работе. Это первый критерий, по которому осуществляется ее экспертиза рецензентами, оценка членами ГЭК. Актуальность избранной темы обосновывается посредством критического анализа и сравнения ее с известными путями решения соответствующих проблем (научных заданий), определения целесообразности работы для развития культуры, практической деятельности в отрасли культуры и искусств.

Актуальность темы это важность, существенное значение, соответствие темы исследования современным потребностям культуры и искусства, практическим заданиям, перспективам деятельности в отрасли культуры и искусства.

Освещения и обоснование актуальности должно быть достаточно сжатым и определять:

– сущность проблемы исследования;

– социальную значимость проблемы исследования, решение которой имеет важное социокультурное значение для России и Крыма;

– существенное значение для последующего развития культуры и искусства в целом, ведомственной науки в системе министерства культуры Российской Федерации и Республики Крым;

– значение для повышения эффективности практической деятельности государственных учреждений и специалистов в отрасли культуры и искусств;

– решение конкретных задач, которые способствуют качественным изменениям или совершенствованию определенной ситуации в науке или искусстве;

– целесообразность работы, ее новизну сравнительно с известными решениями проблемы;

– связь темы с научными программами, планами, темами научно-исследовательской работы кафедры, университета, а также с отраслевыми, ведомственными, государственными планами и программами.

В обосновании актуальности темы определяют состояние ее разработки. Для этого осуществляется краткий обзор литературы, позволяющий сделать вывод, что именно эта тема нуждается в более подробном исследовании.

Важным квалификационным признаком магистерской диссертации является ее научная новизна. Научная новизна не должна сводиться к простому перечню установленных фактов, идей, закономерностей. Она должна давать научное объяснение исследований автора в новом качественном и количественном аспектах. Каждый студент должен уметь определить новизну своего научного результата, личный вклад в обогащение знаний, то есть указать, как научные результаты осуществленного исследования дополняют известные теоретические или практические положения, вносят в них новые элементы, дополняют знания в аспекте данной проблематики, конкретизируют понимание соответствующего явления, объекта, предмета и т.п.

Выбор темы завершается формулировкой названия магистерской диссертации. Название научной квалификационной работы должно быть как можно более кратким, адекватно отображать ее содержание, отвечать избранной специальности и сути разрешаемой научной проблемы (задачи).

Важно также знать основные общие требования к письменным квалификационным работам. В них должны быть представлены:

– актуальность темы, соответствие ее основным направлениям научно-исследовательских работ, приоритетным направлениям развития ведомственной науки, планам научно-исследовательской работы университета и кафедры;

– изучение и конструктивный анализ соответствующих научных источников, материалов творческой практики, монографических и периодических изданий и т.п. по теме;

– изучение и характеристика истории исследуемой проблемы и ее современного состояния, а также соответствующего опыта работы в отрасли культуры и искусств;

– четкая характеристика предмета, цели, задач и методов исследования;

– обобщение и обоснование результатов, наличие выводов и рекомендаций относительно практического внедрения полученных научных результатов.

 

 


Определения объекта и предмета, цели и задач исследования

 

 

Обязательными квалификационными признаками магистерской диссертации являются определения объекта и предмета исследования.

Объект исследования это часть реальности, процесс или явление, которые порождают проблемную ситуацию и выбраны для изучения. Определяя объект, нужно дать ответ на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования это только те существенные связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе и являются главными, определяющими для конкретного исследования. Таким образом, предмет исследования уже, чем объект. Предмет отражает определенный аспект рассмотрения объекта исследования, дает представление о том, какие новые отношения, свойства и функции объекта раскрываются. Другими словами, объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что составляет в данном объекте конкретную научную проблему.

С объектом и предметом исследования связана его цель, которую формулируют конкретно, точно выражая то основное задание, которое следует выполнить. Целью исследования предопределяется его конечный результат, предусматривающий решение соответствующей проблемной ситуации. Последняя отображает противоречие между типичным состоянием объекта исследования в реальной практике и требованиями общества к более эффективному функционированию отмеченного объекта. Цель исследования магистерской дипломной работы должна иметь формулировку, которая предполагает достижение желаемого результата, и, как правило, включает в себя слова: «обосновать…», «выявить…», «установить…», «разработать...» и т.п. Сформулированная цель исследования конкретизируется в задачах исследования.

Задачи исследования должны включать:

–  решение теоретических вопросов, которые входят в общую проблему (объект) исследования (например, выявление сущности понятий, явлений, процессов, последующее совершенствование их изучения и тому подобное);

– всестороннее изучение практики решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния, недостатков и их причин, особенностей передового опыта. Такое изучение дает возможность проверить и уточнить данные, опубликованные в специальной научной литературе, которые можно использовать на уровне научных фактов;

– обоснование предложенной системы действий по решению данной проблемы;

– разработку методических рекомендаций и предложений по использованию результатов исследования в практике работы соответствующих учреждений (организаций), в практической деятельности работников в сфере культуры, учебно-методическом процессе, научных исследованиях и т.п.

Задачи исследования составляются в виде перечня действий: «изучить...», «проанализировать...», «систематизировать...», «описать…», «уточнить…» и т.п. Формулировать задачи следует как можно тщательнее, поскольку описание их решения будет составлять содержание глав и параграфов магистерской диссертации. Это важно и потому, что названия глав работы должны отвечать конкретным задачам, а в дальнейшем – и результатам исследования.

Итак, тема, объект и предмет, цель и задачи исследования находятся в неразрывной связи. В своей сущности они предопределяют содержание положений, которые выносятся на защиту, выводов и рекомендаций магистерской диссертации.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 226.