Глава II . Экспериментальное исследование агрессивности подростков из семей с различными типами воспитания.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель, объект, предмет, задачи, гипотеза исследования.

Целью нашего исследования является изучение агрессивности подростков из семей с различными типами воспитания.

Объектом исследования выступают средние и старшие подростки.

Предмет исследования - агрессивность подростков из семей с различными типами воспитания.

Гипотеза исследования - агрессивность подростков связана с типом семейного воспитания: подростки из «Благополучных семей» менее агрессивны, чем их сверстники из «Относительно благополучных» и Неблагополучных семей».

Для проверки выдвинутой гипотезы и конкретизации цели нами были сформулированы следующие задачи:

1. Выявление типов негармоничного воспитания в семьях испытуемых;

2. Определение родительского отношения к подросткам;

3. Выделение групп семей испытуемых («Благополучные семьи», «Относительно благополучные семьи» и «Неблагополучные семьи»), в зависимости от типа воспитания, реализуемого в них;

4. Выявление агрессивности и враждебности подростков из семей, различающихся типами воспитания;

5.  Разработать программу психологической коррекции агрессивности для подростков и выработать рекомендаций для родителей по
отношению к агрессивным подросткам.


Структура исследования.

Экспериментальное исследование, посвященное изучению связи типа семейного воспитания и агрессивности подростков, проводилось нами в 2007-2008 и 2008-2009 учебных годах на базе МОУ «Сосковская средняя школа».

Выборку составили 80 человек: 40 подростков в возрасте от 12 до 14 лет (учащиеся 7 «а», «б» и 8 «а» классов) и 40 их родителей (32 матери в возрасте от 36 до 41 года и 8 отцов в возрасте от 36 до 43 лет).

Исследование предполагало реализацию следующих взаимосвязанных этапов:

I Этап - Диагностический: был реализован в 2007-2008 и 2008-2009 учебных годах.

Данный этап проходил в два подэтапа.

Целью первого подэтапа выступало выявление особенностей семейного воспитания.

Для достижения данной цели нами применялись:

1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдмиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.;

2. Опросник родительского отношения Столица В.В., Варга А.Я.

По результатам диагностики семьи испытуемых были разделены на 3 группы:

I - «Благополучные семьи» (БС);

II - «Относительно благополучные семьи» (ОБС);

III - «Неблагополучные семьи» (НБС).

К группе «БС» мы посчитали возможным отнести те семьи, в которых получены следующие результаты: по методике «Анализ семейных взаимоотношений» ни один из имеющихся вариантов негармоничного семейного воспитания выявлен не был, а по опроснику родительского отношения эта семья имеет высокие показатели по шкале «Кооперация» и или «Симбиоз» и низкий показатель по шкале «Маленький неудачник».

Ко второй группе — «ОБС» - мы отнесли те семьи, в которых по первой методике диагностируется один из типов негармоничного семейного воспитания, а по второй методике получены высокие показатели по шкале Кооперация» и/или «Симбиоз» и низкий показатель по шкале «Маленький неудачник». Кроме того, сюда отнесены семьи, в которых по результатам методики «Анализ семейных взаимоотношений» не был выявлен ни один из имеющихся типов негармоничного воспитания, а данные, полученные с помощью опросника родительского отношения указывают на низкий/средний уровень по шкалам «Кооперация» и/или «Симбиоз», высокий/низкий уровень по шкале «Контроль» и высокий/средний уровень по шкале «Маленький неудачник».

В группу «НС» входят семьи, в которых с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений» диагностируется какой-либо тип негармоничного родительского отношения (может быть выявлен не один, а сразу несколько таких типов), а с помощью опросника родительского отношения получены низкие показатели по шкале «Симбиоз», как высокие, так и низкие - по шкале «Контроль».

Целью второго подэтапа выступало выявление и сопоставление агрессивности подростков из семей, отнесенных нами к группам «БС», ОБС» и «НС».

Для достижения данной цели применялись:

1. Опросник А. Басса и А. Дарки,

2. Тест «Несуществующее животное».

IIЭтап разработки и апробации программы психологической коррекции агрессивности подростков и рекомендаций для родителей по взаимодействию с агрессивным подростком.

Данный этап был реализован в феврале-апреле 2009 года на базе МОУ «Сосковская средняя школа» автором Соловьевой Еленой Александровной в сотрудничестве с классными руководителями: Мошкииым Михаилом Юрьевичем, Мошкиной Светланой Григорьевной и Чукиной Галиной Вячеславовной, а также завучем по воспитательной работе - Соболевой Тамарой Алексеевной.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.