Опросник «Анализ семенных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса (Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н., 2002).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: выявление типов негармоничного воспитания, реализуемых матерями и отцами в отношении подростков.

Инструкция: «Уважаемый родитель, предлагаемый Вам опросник, содержит утверждения о воспитании детей. Они пронумерованы. Такие же утверждения содержатся в бланке ответов. Читайте их по очереди. Если Вы, в общем, согласны с ними, то на бланке обведите номер соответствующего утверждения, если нет - зачеркните. Если затрудняетесь ответить, поставьте знак вопроса, но их должно быть не более 5. В опроснике нет правильных или неправильных утверждений. Ответьте так, как Вы думаете».

Описание: В опроснике содержится 128 утверждений, касающихся взаимоотношений родителей и подростков, а также тех воспитательных принципов, которые родитель использует во взаимодействии с ребёнком. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. В процессе заполнения опросника инструктирование или пояснения не допускаются.

Обработка результатов: в бланке регистрации ответов номера ответов, относящихся к определенной шкале (буквы за вертикальной чертой - сокращенные названия шкал), расположены в одной строке. Необходимо подсчитать число обведённых номеров. Рядом с каждой шкалой указано диагностическое значение. Если число баллов достигает или превышает допустимое значение, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип воспитания.

При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к сочетаниям черт воспитания для установления типа негармоничного воспитания.

Шкалы опросника АСВ:

1) Уровень протекции.

Речь идёт о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании подростка.

Гиперпротекция (чрезмерная протекция) (Г+). Родители уделяют подростку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание стало центральным делом их жизни.

Гипопротекция (недостаточная протекция) (Г-). Подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки». За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьёзное.

2) Полнота удовлетворения потребностей.

Речь идёт о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей подростка как материально - бытовых (в литании, одежде, предметах развлечения), так и в духовных - в общении с родителями, в их любви и внимании.

Потворствование (шкала У+). Родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей подростка. Они балуют его. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворённые потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счёт воспитательных действий.

Игнорирование потребностей ребёнка (У-). Недостаточное стремление родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности в эмоциональном контакте, общении с родителем.

3) Степень предъявления требований.

Требования в воспитательном процессе выступают в виде обязанностей подростка, то есть тех заданиях, которые он выполняет. Это также и требования - запреты, устанавливающие, чего подросток не должен делать. Невыполнение требований подростком может повлечь применение санкций со стороны родителей от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Чрезмерность требований - обязанностей (Т +). Это качество лежит в основе «повышенной моральной ответственности». Требования к подростку слишком велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований - обязанностей подростка (Т -).

Подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье. Родители жалуются в данном случае на то, как трудно привлечь ребёнка к какому-либо делу по дому. Требования - запреты определяют степень самостоятельности подростка.

4) Степень запретов.

Чрезмерность запретов (З+). Лежит в основе «доминирующей гиперпротекции». Подростку предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

Недостаточность запретов к подростку (3-). Даже если существуют какие-либо запреты, подросток легко их нарушает, зная, что с его никто не спросит. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.

5) Строгость санкций.

Чрезмерность санкций (С+). Тип воспитания - «жестокое обращение». Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения.

Минимальность санкций (С-). Эти родители предпочитают обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они используют поощрения, сомневаясь в результативности любых наказаний.

6) Неустойчивость стиля воспитания.

Имеется в виду резкая смена стиля приёмов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к подростку к эмоциональному отвержению его родителями.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания.

Потворствующая гиперпротекгшя (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако, в то же время, лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.

Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+). Сочетание высоких требований к подростку с пониженным вниманием к его потребностям.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаше, неосознаваемое отождествление родителями подростка с какими-либо отрицательными моментами собственной жизни. Подросток может в этой ситуации ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию.

При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т±, 3±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.

Гипопротекция (гипоопека - Г-, У-, Т-, 3-, С±). Подросток предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его.

Причины негармоничного воспитания различны. Они мешают наладить адекватное воспитание. Выделяют две группы таких причин.

1. Отклонения личности самих родителей.

2. Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счёт подростка.

Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ). Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая или доминирующая гиперпротекция.

Возникает, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: смерть супруга, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Родители хотят, чтобы подросток удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов. Появляется стремление отдать подростку - чаше противоположного пола - «все чувства». У родителя может возникнуть страх перед самостоятельностью подростка.

Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК). Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция. У родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Поэтому родители снижают уровень требований к нему, стимулируя развитие психического инфантилизма.

Воспитательная неуверенность родителя (ВН). Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований. Происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего. Это происходит потому, что подросток нашёл подход к родителю и побивается для себя в этой ситуации «минимум требований - максимум прав».

Фобия утраты подростка (ФУ). Итог - потворствующая или доминирующая гиперпротекция, «Слабое место» повышенная нерешительность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребёнка, его болезненности и т.д. Источником таких переживаний является долгожданность ребёнка либо перенесённые им тяжелые заболевания, если они были длительными.

Неразвитость родительских чувств (НРЧ). Итог - гипопротекция, эмоциональное отвержение (при благоприятных условиях воспитания), жестокое обращение (при трудных, напряжённых, конфликтных отношениях в семье, когда на подростка перекладывается значительная доля родительских обязанностей, либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение). Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с подростком, в плохой переносимости его общества, поверхностности интереса к его делам. Для женщин с НРЧ характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь». Причинами НРЧ могут быть: отвержение самого родителя в детстве его родителями, личностные особенности самого родителя.

Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (ПНК).

Итог - эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причина - в подростке родитель видит те черты характера, которые не признаёт в самом себе (например, агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, протестные реакции, несдержанность и т.д.). Борьба с нежелательным качеством у кого-то помогает верить, что у него этого качества нет.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК). Итог — противоречивый тип воспитания - соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого.

Один родитель выражает недовольство воспитательными методами другого. При этом обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать подростка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах.

Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола последнего: шкапа предпочтения мужских качеств (ПМК) и шкала предпочтения женских качеств (ПЖК). Итог - потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. В данном случае отношение к подростку обусловливается не действительными особенностями последнего, а теми качествами, которые родитель приписывает его полу, то есть «вообще мужчинам» или «вообще женщинам».

(Текст методики - см. Приложение 1.1.; бланк ответов - см. Приложение 1.2.).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 380.