Опросник А. Басса и А. Даркн (Фурманов И.А., 2004).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: определение уровня различных видов агрессивности, а также уровня враждебности.

Инструкция: Ниже представлены 75 утверждений. Вам следует ответить на них «да» или «нет». Среднего значения не предусмотрено. Если вы сомневаетесь, какой ответ дать, отметьте все же тот вариант, который вам больше всего подходит. Ответ «да» можно обозначить «+», ответ «нет» - знаком «-».

Описание: Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемые должны ответить "да" или "нет". Опросник составлен с учетом дифференциации проявлений агрессии и враждебности.

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражения негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, розы).

 8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Обработка результатов:

Ответ оценивается по восьми шкалам, следующим образом:

1. Физическая агрессия: "да" = 1, "нет"-0: 1, 25, 31, 41,48, 55, 62, 68. "нет" = 1, "да" = 0: 9, 7.

2. Косвенная агрессия: "да" - 1, "нет" = 0: 2, 10, 1 8, 34,42, 56, 63.

 "нет" = 1, "да" = 0: 26,49.

3. Раздражение: "да"=1, "нет"=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72.

 "нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм: "да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" = 1, "да = 0: 36.

5. Обида: "да"= 1,"нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

 

6. Подозрительность: "да"=1, "нет"=0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59.

 "нет" = 1, "да"= 0: 33, 66, 74, 75.

7. Вербальная агрессия: "да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71. "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75.

8. Чувство вины: "да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

(Текст методики - см. Приложение 1.1.; бланк ответов - см. Приложение 1.2.).

Тест «Несуществующее животное» (Вснгер АЛ., 2003).

Процедура проведения: Испытуемому предоставляется простой карандаш средней твердости, неостро отточенный. Лист бумаги стандартный, белый или кремовый, но не глянцевый. Бумага должна быть ориентирована вертикально.

Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было, и которого до вас никто не придумал - ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

 

Бланк методики - см. Приложение 1.2.

 

Анализ и интерпретация результатов.

Типы семейного взаимоотношения испытуемых.

Для выявления типов негармоничного воспитания и частоты их встречаемости в семьях испытуемых нами применялся Опросник «Анализ семейного взаимоотношения» Эйдмиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. Полученные с его помощью результаты представлены в Таблице №1, Рисунке № 1 текста и Приложении №2.1.

Таблица №1.

Типы негармоничного воспитания в семьях испытуемых (абс. зн. и %).

                                                      Частота встречаемости Типы негармоничного воспитании абс. зн. %
Гиперпротекция (Г +) 6 15,0
Гипопротекция (Г-) - -
Потворствование (У+) 1 2,5
Игнорирование потребностей ребенка (У-) 2 5,0
Чрезмерность требований обязанностей (Т+) 2 5.0
Недостаточность требований - обязанностей (Т-) 3 7,5
Чрезмерность требований запретов (3+) 2 5,0
Недостаточность требований запретов (3-) 1 2,5
Чрезмерность санкций (С+) 2 5,0
Минимальность санкций (С-) 4 10.0
Неустойчивость стиля воспитания (Н) - -
Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) 4 10,0
Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК) - -
Воспитательная неуверенность родителя (ВН) - -
Фобия утраты ребенка (ФУ) 3 7,5
Неразвитость родительских чувств (НРЧ) 2 5,0
Проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств (ПНК) 2 5.0
Вынесение конфликта между родителями в сферу воспитания ребенка (ВК) - -
Предпочтение женских качеств (ПЖК) 8 20.0
Предпочтение мужских качеств (ПМК) - -

 

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что наиболее распространенными в исследуемых семьях оказались такие типы негармоничного воспитания, как гиперпротекция (Г+) (15%) и предпочтение женских качеств (ПЖК) (20%).

В первом случае родители уделяют подросткам много времени, сил и внимания, воспитание является центральным делом их жизни. Возможно, они не желают принимать факт взросления своих детей и продолжают относиться к подросткам как к детям.

Во втором случае - отношение родителей к подростку обусловливается не действительными особенностями последнего, а теми качествами, которые мать приписывает женскому полу. При наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие подростка мужского пола. Матери могут их считать недостаточно нежными, деликатными, опрятными. В данном случае матери инфантилизируют своих сыновей, считая их беспомощными и неприспособленными к жизни, так как они не приспособлены в быту, не умеют принимать решения, которые ложатся на женские плечи. В то же время, у дочерей такие матери находят большинство этих достоинств.

По 4 из исследуемых семей (по 10%) реализуют такие отношения родителей к подросткам как: минимальность санкций (С-) и расширение сферы родительских чувств (РРЧ).

В первом варианте воспитания родители предпочитают обходиться без оказаний, либо применяют их крайне редко. Они используют поощрения, сомневаясь в результативности любых наказаний.

При втором - итогом может стать потворствующая или доминирующая гиперпротекция.

По 3 семьи, принявших участие в исследовании (по 7,5%) обнаружили следующие типы негармоничного воспитания: недостаточность требований (T-) и фобия утраты ребенка (ФУ).

Первый вариант родительского отношения предполагает минимальное количество обязанностей подростка в семье, родителям трудно привлечь ребёнка к какому-либо делу по дому; второй - повышенную неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребёнка, его болезненности и т.д. Источником таких переживаний является долгожданность ребёнка либо перенесённые им тяжелые заболевания, если они были длительными. Итог такой же, как при типе отношения - расширение сферы родительских чувств - потворствующая или доминирующая гиперпротекция.

Рисунок № l .

Типы негармоничного воспитания в семьях испытуемых (%).


         г+ у+ у- т+ т- з+ з - с +  РРЧ НРЧ ПМК ПЖК

Где:

Г+ - гиперпрогекцця,

У+ - потворствование,

У- - игнорирование потребностей,

Т+ - чрезмерность требований/обязанностей.

Т- - недостаточность требований/обязанностей.

3+ - чрезмерность запретов,

3- - недостаточность запретов,

С+ - чрезмерность санкций,

С- - минимальность санкций,

РРЧ - расширение сферы родительских чувств.

НРЧ - неразвитость родительских чувств,

ПМК - предпочтение мужских качеств.

ПЖК - предпочтение женских качеств.

По 2 из семей испытуемых (по 5%) реализуют такие типы  родительского отношения как:  игнорирование потребностей ребенка (У-), чрезмерность требований/обязанностей (Т+), чрезмерность требований/запретов (3+), чрезмерность санкций (С+), неразвитость родительских чувств (НРЧ) и проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств (ПНК).

Одни родители не стремятся к удовлетворению потребностей подростка, при этом чаще страдают духовные потребности в эмоциональном контакте, общении с родителем.

Чрезмерная требовательность к подростку не только не содействует полноценному развитию его личности, но напротив, представляет риск психотравматизации.

Неразвитость родительских чувств (НРЧ) и проекция на подростка собственных нежелаемых качеств могут привести к гипопротекции, эмоциональному отвержению (при благоприятных условиях воспитания), жестокому обращению (при трудных, напряжённых, конфликтных отношениях в семье, когда на подростка перекладывается значительная доля родительских обязанностей, либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение).

Такие типы родительского отношения, как: потворствование (У+) и недостаточность требований запретов (3-) выявлены в единичных случаях.

В первом случае родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей подростка, они балуют его.

Во втором - даже если существуют какие-либо запреты в жизни, подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит, он ни за что не отчитывается перед родителями; родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.

Ни в одной из исследуемых семей не были выявлены такие типы гармоничного семейного воспитания как: гипопротекция (Г-), неустойчивость стиля воспитания (Н), предпочтение в подростке детских качеств (ПДК), воспитательная неуверенность родителя (ВН), вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания ребенка (ВК) и предпочтение мужских качеств (ПМК).


Дата: 2019-12-10, просмотров: 299.