Для выявления родительского отношения к подросткам нами применялся «Опросник родительского отношения» Столица В.В., Варга Л.Я. Полученные с его помощью результаты представлены в Таблице №2 текста и Приложении № 2.2.
Таблица №2.
Уровень выраженности различных аспектов родительского отношения в семьях испытуемых (абс. зн. и %).
Шкалы
уровень | «Принятие/ отвержение» | «Кооперация» | «Симбиоз» | «Контроль» | «Маленький неудачник» | |||||
абс. зн. | % | абс. зн. | % | абс. зн. | % | абс. зн. | % | абс. зн. | % | |
Высокий | - | - | 28 | 70.0 | 14 | 35.0 | 17 | 42.5 | - | - |
Низкий | ■ | - | - | - | 6 | 15.0 | 3 | 7.5 | 18 | 45.0 |
Обратимся к характеристике родительского отношения в семьях испытуемых.
В большинстве семей испытуемых (70,0%) выявлен высокий уровень по шкале «Кооперация». Можно предположить, что в этих семьях взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных.
Семей с низкими показателями по этой шкале не выявлено.
По шкале «Симбиоз» высокий уровень выявлен в 35,0% семей. В таких семьях нет психологической дистанции между взрослым и ребенком. Родители стараются всегда быть ближе к своему ребенку, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
В то же время, низкий уровень по этой шкале выявлен в 6-ти семьях, что составляет 15,0 %. Родители в таких семьях устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.
Низкий уровень по шкале «Маленький неудачник» выявлен в 45,0% чаев. В таких семьях родители относятся к своему ребенку как к смышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому серьезными, он верит в своего ребенка, а удачи его не считает случайными.
Семей с высокими показателями по этой шкале не выявлено.
Высокий уровень по шкале «Контроль» был выявлен в 42,5% исследуемых семей. В таких семьях взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. В 3-х семьях испытуемых, что составляет 7,5%, был выявлен низкий уровень по данной шкале. Это значит, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. И один, и другой вариант родительского отношения может сказаться на проявлении негативных личностных особенностей в поведении подростка.
Нами не были выявлены семьи, в которых бы имелось выраженное положительное отношение к ребенку. В то же время, не было и семей, где родители испытывают по отношению к ребенку, в основном, только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, или даже ненависть. Все родители, в той или иной степени, принимают своего ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.
Агрессии и враждебность подростков из семей с различными типами воспитания.
Для выявления агрессии и враждебности подростков из семей с газличными типами воспитания, нами применялся Опросник А. Басса и А. Дарки. Полученные с его помощью результаты представлены в Таблице №3 текста, Рисунке №2 и в Приложении № 2.3.
Таблица №3.
Виды агрессии и враждебности подростков из семей с различными типами воспитания (абс. зн. и %).
Группа семей
Виды агрессии
Физическая
Косвенная
Раздражение
Негативизм
Обида
Подозрительность
Вербальная агрессия
Чувство вины
Анализ полученных результатов позволяет сказать следующее. У подростков из семей, отнесенных нами к группе «Благополучные», наиболее часто встречающимися видами агрессии являются косвенная и вербальная (по 30,0%). Можно предположить, что для этих подростков характерно направление своей агрессии на другое лицо окольным путем, а также зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Несколько меньшее число испытуемых из данной группы семей обнаружило такие проявления враждебности, как раздражение, негативизм, подозрительность и чувство вины (по 20,0%). Скорее всего, эти подростки готовы к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивы и грубы).
Рисунок № 2.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 282.