Психологические особенности подростков.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проведённый нами анализ литературы, посвященный проблеме подросткового возраста в зарубежной и отечественной психологии, позволяет более чётко обозначить характерные психологические особенности современного подростка.

Подростковый период, или отрочество, - это этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью.

В настоящее время не существует общепринятых временных границ подросткового возраста. Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11-15 годами. Но нам представляется, что наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста в периодизации, предложенной Д.Б. Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма пубертатный период), а на появлении психологических новообразований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. В панной периодизации границы подростничества устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами. Внутри этого возраста выделяют периоды: младший, средний и старший подростковый возраст.

В период отрочества отмечаются как биологические, так и социальные изменения, обуславливающие глубокую перестройку психологическую перестройку.

Биологическим критерием перехода от детства к подростничеству является достижение половой зрелости, связанное с созреванием репродуктивных функций. Половое созревание выступает самым объективным показателем наступления подросткового возраста у конкретного ребёнка. Именно этот процесс является биологическим фоном его социального и личностного развития.

Социальным критерием перехода от детства к зрелости считается

достижение социальной зрелости, содержание которой зависит от конкретной культуры. Большинство западных культур определяет социальную зрелость как возможность юноши или девушки самостоятельно решать свою судьбу — выбирать профессию, место учёбы, работы, принимать решение о браке.

С понятием биологической и социальной зрелости связано понятие психологическая зрелость», включающее оба эти понятия, но не сводимое к ним. Процессы биологического, социального и личностного развития у каждого отдельного подростка и у подростков одного возраста протекают не синхронно. Так, например, на современном этапе развития общества логическое созревание значительно опережает психологическое и социальное. Это связано с улучшением и облегчением жизни. Для западных культур разрыв между биологической и социальной зрелостью составляет 7 – 9 лет. Современный подросток оказывается физически взрослым человеком. Он чувствует свою силу, свои новые потребности и возможности, он заявляет: «Я хочу», «Я имею право». Однако ребёнок, требуя соблюдения прав взрослого, оказывается неготовым к выполнению обязанностей, неотделимых от этих прав. В этом противоречии берут начало многие трудности, конфликты, которыми так богат рассматриваемый возрастной период.

Психологическая зрелость человека предполагает сознательную регуляцию собственного поведения, реализацию себя как личности. Она означает осознание собственных возможностей, целей и личностной ответственности за себя и за других людей. Человек как личность поступает преимущественно «как должно», а не «как хочется», действуя во имя определённых, социально значимых ценностей (Дубровина И.В., 1989; Кон И., 1982).

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты, впервые появились в предподростковом периоде развития (приблизительно— 10—11 лет), наиболее интенсивно развиваются именно в подростковом возрасте.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношения подростка ко взрослым. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека (Маркова А.К., 1983).

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми (Кон. И., 1982). Промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого к редко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно - без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность часто сочетается с чёрствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - сухим мудрствованием (Ремшмидт X., 1994).

Реакция эмансипации - специфическая подростковая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребёнку.

Проявление реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании везде и всегда поступать по-своему, самостоятельно. Одна из крайних форм проявления такой реакции - побеги из дома и бродяжничество, обусловленное желанием -пожить свободной жизнью» (Божович Л.И., 1969).

Центральное личностное новообразование этого периода - становление нового уровня самосознания, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими - взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд - «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о «Я-идеальном». Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении часто возникает много немотивированных поступков. Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствует быстрому изменению отношения подростка к взрослому.

Новый уровень самосознания, формируясь под влиянием ведущих потребностей возраста, - в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.

Подростки (вместе с ранним юношеством) - особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, вето отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности (Ремшмидт Х., 1994).

Итак, подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода характерны негативные проявления: дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым; с другой стороны, этот возраст отличается и множеством положительных особенностей: возрастает самостоятельность ребёнка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д.

Агрессивность подростков.

Проблеме агрессивности в подростковом возрасте посвящено значительное число исследований.

В отечественной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты. Агрессивный подросток -рассматривается, прежде всего, как обычный ребенок. Черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

Отрок жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Однако среди взрослых прочно утвердилось мнение, препятствующее развитию социальной позиции подростка - но ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер. В сложившейся ситуации последние часто прибегают и к агрессивным формам поведения (Дубровина И.В., 1989).

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.

Анализ раскрытия причин и характера агрессивности детей подросткового возраста требует обращения к имеющимся классификациям, условным типологиям. Попытки осуществления таких типологий многократно предпринимались в отечественной и зарубежной психологии. При этом одни исследователи полагают необходимым базироваться на психофизиологических различиях детей, другие берут за основу особенности их психосоциального развития.

На основе анализа материалов о половозрастных и индивидуальных ценностях проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста Семенюк Л.М. произвела их условное подразделение в соответствии с типом поведения. Были выделены четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности.

Первую группу характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

Третью группу характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении, преобладают косвенная и вербальная агрессивность.

В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм (Семенюк Л.М., 1996).

Ряд отечественных и зарубежных психологов пытался раскрыть причины и характер агрессивности подростков. Так, например, в рамках когнитивно-бихевиоральной                      концепции   подростковую агрессию рассматривают как результат специфического социального научения. При этом считается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует, в первую очередь, искать в том, как родители воспитывают своих детей в первые годы жизни и в более поздние периоды, включая и подростковый возраст.

Было обнаружено, что агрессивные дети подросткового возраста, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К ним относится: бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Вместе с тем, среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. Для них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости (Румянцева Т.Г., 1999).

Уровень проявления агрессии у детей данного возраста зависит от ряда обстоятельств. В исследованиях Ковалева П.С. была выявлена связь агрессивного поведения с социальным статусом подростка в группе сверстников. Среди подростков с наиболее высоким социометрическим статусом («эмоциональные лидеры») 48% составляют лица с уровнем агрессии выше среднего; 33% - имеют показатели агрессии средней величины, а 19% — низкий уровень агрессии. Выраженность различных типов агрессивного поведения в этой группе: наиболее часто встречается прямая физическая агрессия (43% лиц с высоким социометрическим статусом склонны именно к ней); у 30% «эмоциональных лидеров» ведущим способом агрессивного поведения является прямая вербальная агрессия, у 27% — косвенная вербальная (Ковалев П.А., 1996).

Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует также с самооценкой подростка. Общая тенденция такова: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Самооценка способности к лидерству и самооценка своего физического Я», коррелируют с такой формой агрессии, как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. В наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся» в одной личности. Наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии связана с высокой самооценкой личности, особенно, если для подростка характерны представления о себе как о высокой автономности, самостоятельности личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом (Реан А.А., 1996).

Важное значение имеет анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами (учителями или сверстниками). Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. И как любой фрустратор, она может провоцировать проявление агрессии (Личко А.Е. Попов Ю.В., 1988).

В исследовании Реан А.А. была выявлена взаимосвязь уровня агрессии с определенными характерологическими особенностями подростков. Установлено, что существует сильная связь между возбудимой характерологией, демонстративным поведением и различными проявлениями агрессии. «Возбудимость» и «демонстративность» положительно коррелируют с вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной агрессией, а также с косвенной агрессией. Как известно, центральной особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость. К особенностям демонстративной личности традиционно относятся потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении. Элементом этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых зла личность занимала центральное место (Реан А.А., 1996).

Изучены половые различиях развития агрессии у подростков. Выявлено, что внутри данного возраста, как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.

Так, установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек эти два наибольших уровня проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек - вербальная. Однако, в 12-13 лет как у мальчиков, так у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Второе место у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек вербальная. В более старшем возрасте (подростки 14-15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия, а у девочек - вербальная агрессия (Реан А.А., Трофимова Н.Б., 1999).

Одной из форм агрессивного поведения вообще и у подростков, в частности, является аутоагрессивное поведение, то есть агрессия, направленная на самого себя. Аутоагрессия представляет собой деструктивное, саморазрушающее поведение.

Результаты многоаспектных исследований подростковой агрессии, подтверждая сложность феномена аутоагрессии, позволяют ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Таким образом, аутоагрессия представляет собой не просто изолированную личностную черту, конкретную особенность, а проявляется сложным личностным комплексом, функционирующим и проявляющимся аа различных уровнях (Смирнова.Е. О. Хузеева, Г.Р., 2002).

В структуре аутоагрессивного паттерна личности подростка Реан А.А. оделяет следующие субблоки: характерологический, самооценочный, нтерактивный, социально-перцептивный.

Характерологический субблок. Выявлено, что аутоагрессия имеет множественную систему достоверных связей с целым рядом характерологических особенностей личности. Так, уровень аутоагрессии положительно коррелирует с интроверсией, педантичностью, а также с депрессивностью, невротичностью, и отрицательно связан с демонстративностью личности.

Самооценочный субблок. Уровень аутоагрессии отрицательно коррелирует как с уровнем обшей самооценки личности, так и с отдельными ее парциальными составляющими. Так, чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей (память, мышление), ниже самооценка тела («физическое Я»), ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности.

Интерактивный     субблок.    Аутоагрессия    связана со способностью/неспособностью к успешной социальной адаптации личности, успсшностью/неуспешностью межличностного взаимодействия в микросоциуме. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно - с застенчивостью. При аутоагрессии подросток характеризуется низкой самооценкой и непринятием себя. Уже эти характеристики сами по себе вполне достаточны для появления трудностей социально-психологического характера, связанных с установлением контактов и осуществлением продуктивного общения. Это фиксируется на поведенческом уровне в высоких показателях застенчивости и низких показателях общительности.

Социально-перцептивный субблок. Наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Однако связи эти далеко не однозначны. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых других. Наиболее сильно эта тенденция позитивного восприятия других с ростом уровня аутоагрессии проявляется у подростков и юношей в отношении учителей и в отношении собственных родителей. Уровень аутоагрессии оказался отрицательно связанным лишь с представлением о том, «каким меня видят другие» (двойная рефлексия). Чем выше уровень аутоагрессии субъекта, тем более негативными являются представления об оценке другими его личности. Необходимо заметить, что данный социально-перцентивный феномен прямо связан с зафиксированными выше особенностями самооценочного субблока аутоагрессивного паттерна личности (Реан А.А., 1996).

Т.о., агрессивный подросток в отечественной психологии рассматривается как обычный ребенок. Агрессивность в его личностных характеристиках формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в микросоциуме. Особой формой агрессивности подростков является аутоагрессия, т.е. агрессивное поведение, направленное на себя.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 306.