Роль семьи в формировании, закреплении и проявлении агрессивности подростков.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особый интерес для нас представляет выяснение роли родителей в появлении, закреплении и проявлении агрессивности у подростков.

Так, согласно Споку Б., нормальными явлениями могут считаться: замахивание годовалого ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ребенку, попытка двухлетнего ребенка ударить другого ребенка, отнявшего в песочнице игрушку, лопаткой по голове и др. Все эти реакции гнева являются ситуативными и адекватными, но они могут «перерасти» в нарушение. Любое нарушение берет начало из конкретной ситуации. Условиями «перерастания» реакции гнева в нарушение являются:

- постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и «заражается» их агрессивностью. Это обусловлено тем, что система эмоциональной саморегуляции ребенка строится по типу эмоциональной саморегуляции его родителей;

- проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира;

- длительные и частые фрустрации, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства;

- унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей (по Силяева В.Г., 2002).

Некоторые исследования убедительно демонстрируют специфическую зависимость между ответственностью родителей и агрессивностью детей. Гак, Э. Джонс наблюдал в лабораторных условиях за тем, как общаются со своими мамами и другими детьми лети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев.

Среди множества различных параметров измерялось время, через которое мать берет ребенка на руки, после того как он заплакал или протянул к ней руки; фиксировалось также агрессивное поведение, направленное на других (например, удары, укусы, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет). Дети, к которым матери не торопились подходить, вели себя более агрессивно, чем те, чьи матери быстро реагировали на плач или приглашение к контакту (по Силяева Е.Г., 2002).

В подростковом возрасте ряд обстоятельств: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают ребенка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды.

Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье. Становление как положительных, так и отрицательных черт, напрямую зависит от стиля родительского воспитания, от характера и количества дисциплинарных взысканий и наказаний. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.

Если в семье ребенку не достает любви, заботы, внимания, т.е. нет эмоционального отклика, то он будет пробовать разные способы, чтобы компенсировать это. На хорошие поступки такие родители обычно реагируют, принимают как должное. А вот агрессивные, вызывающие реагируют незамедлительно и эмоционально. Ребенок может быть наказан, ему будет больно и обидно. Но он стал объектом внимания, к нему обращены эмоции и ребенок тем доволен (скорее, бессознательно). Так постепенно, а вернее последовательно, родители сами закрепляют негативное поведение детей. Кроме того, дети в момент наказания тоже переживают гнев, который доводит к агрессии. Не видя ласки, сочувствия, переживания, дети из таких семей не обучаются этим чувствам, что способствует формированию агрессивной личности.

Таким образом, можно выделить три типа развития и закрепления детской агрессивности:

1) нет образца для воспитания сочувствия и переживания, любви личность ребенка формируется без опоры на эти чувства);

2) агрессивное поведение демонстрируется родителями (копируется ребенком);

3) агрессивное поведение закрепляется на поведенческом уровне (родительское внимание) (Шапарь В.Б., 2002).

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социальных психологов, — это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства — позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения (Ковалев СВ., 1987).

Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем ассоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей».

Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем.

Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Если они «не сгибаются» под ударами «карающих мечей», вряд ли потом они усвоят другие, не такие горькие уроки, которые помогли бы им социализироваться. Аверсивное обращение может, в конце концов, привести ребенка в компанию людей, демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое действительно должно быть наказано».

В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. Фактически стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения. Если после сурового наказания ребенок расстроен или рассержен, он из-за боли может забыть, за что его наказали.

Дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями. То есть они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, тех правил, которые предотвратили бы необходимость наказаний в дальнейшем. По сути дела, наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.

У ребенка непоследовательные наказания ассоциируются с агрессией. Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике, по сути дела учат ребенка игнорировать их самих. Тот, кто сотрясает словами воздух - предъявляет негативные вербальные стимулы или постоянно командует ребенком - неумышленно дает ему понять, что команды и угрозы не имеют большого значения. Наказание окажется наиболее эффективным, если его будут применять последовательно, то есть за одно и то же нарушение всегда будет назначаться одна и та же санкция; нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз - проигнорировать подобное поведение (Бодалев А.А., 1981).

В ряде исследований выявлена зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родитель-ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

Дети из неблагополучных семей менее подготовлены к систематическим школьным занятиям, более возбудимы, раздражительны, что усложняет им усвоение школьной программы, приводит к трудностям и неудачам в учебе. Но вместо помощи и в школе, и в семье они слышат обвинения в лени, тупости, нежелании учиться, их наказывают. 60% осужденных подростков отмечали, что именно плохая учеба в школе чаше всего вызывала ссоры в их семьях.

Отсутствие одобрения и помощи со стороны взрослых (родителей, учителей) в ведущей деятельности - учебе - приводит к тому, что важнейшие потребности ребенка этого возраста - в одобрении окружающих, самоуважении - начинают блокироваться, постепенно создавая глубокий внутренний дискомфорт. Стремясь найти выход из подобного состояния, подростки пытаются компенсировать школьные проблемы бравадой, грубостью, нарушением порядка на уроках и переменах, драками. Таким образом, несостоятельность в учебе и отторжение от коллектива - еще одно крупное поражение на жизненном пути после первого, нанесенного родителями. Неудачи (фрустрации) объективно подталкивают к поиску других, доступных средств самоутверждения.

Образовавшийся в позитивной системе общения вакуум подросток пытается чем-то заполнить, он ищет и находит похожих на себя сверстников и в этой группе обретает общественный статус, получает возможность удовлетворить жизненно необходимую потребность в общении и признании. Если в неформальной подростковой группе насильственные действия обычны и подросток не только подвергался им, но и отвечал на них, он рискует закрепить поведенческие навыки агрессивности. Ссоры, драки между собой, применение физической силы при решении конфликтов с незнакомыми людьми укрепляют стереотип поведения, связанный с применением силы как средства разрешения споров (Шапарь В.Б., 2002)

Итак, тип отношения родителей к ребенку и стиль семейного воспитания, в целом, оказывают влияние на формирование личности ребенка. Решающее влияние на появление, закрепление и проявление агрессивности у детей и подростков оказывают: эмоциональное отвержение, применение наказания, особенно, если оно по силе не соответствует проступку, демонстрация образцов агрессивного поведения родителями, длительные и частые фрустрации, вызываемые унижением, оскорблениями ребенка родителями.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 311.