Расчет точности геометрических параметров объекта, собираемого      по отверстиям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Требования к точности аэродинамических обводов планера самолета определяются конструкцией агрегатов и условиями их эксплуатации. Они назначаются таким образом, чтобы летательный аппарат соответствовал предъявляемым к нему тактико-техническим требованиям. В производстве эти требования должны быть выполнены в пределах допустимых отклонений, которые определяются нормативно-технической и конструкторской документацией на объект производства.

С этой документацией (ТУ, ПИ), студент знакомится на предприятии в процессе прохождения производственной практики (стажировки) при изучении и анализе процессов сборки, рабочих чертежей и ЭМ объекта сборки.

Расчет точности внешнего контура заданной сборочной единицы в производстве по заданным допускам на отдельные этапы переноса размеров, т.е. решения прямой (или обратной) задачи расчета точности геометрических параметров сопрягаемых деталей можно осуществить методами теории размерных цепей.

Определить возможность применения того или иного метода сборки можно, сравнивая точность (погрешность) сборки с допусками на агрегат или узел. В нормативно-технической документации допуски на контур предусмотрены только для агрегатов dТ.У., поэтому для узлов, выходящих на контур, допуск рассчитывается, исходя из выражения

d узла = d Т.У. – Спр(агр-уз) ,

где Спр(агр-уз) – погрешность взаимной увязки агрегата и входящего узла.

 

В связи с тем, что в курсовом про-екте заданием являются объекты узло-вой сборки, для которых необходимо сборочное приспособление упрощен-ной конструкции, расчеты осущест-влять применительно к такой сборке. Схема образования отклонения действительного положения контура от теоретического для СЕ собираемой по БО представлена на рисунке 7.1.1. Составляющими звеньями ос-новной размерной цепи будут: рассто­яние между осью БО в базовом узле и контуром базовой поверхности (A1), толщина обшивки S (А2), расстояние между осью БО в фиксато­ре сборочной оснастки и ТК (А3). Величина отклонения действи-тельного положения контура от тео­ре-тического равна погрешности замыка-ющего звена основной размер­ной цепи, определяемой по формуле: Рисунок 7.1.1 – Схема образования отклонения действительного положения контура                       от теоретического для СЕ при сборке по БО

 

(7.2.1)

 

где dсб.осн.(БО) - погрешность размера А3, возникающая при установке фиксатора с БО в каркасе сборочной оснастки;

СБО(БУ-сб.осн.) - погрешность, возникающая за счет неточности совмещения осей БО в базо­вом узле и фиксаторе сборочной оснастки;

СБУ(конт.- БО) - погрешность размера A1, вызванная неточностью изготовления контура базового узла относительно БО;

df - погрешность, вызванная прогибом СЕ от собственного веса и технологических нагрузок, определяемых в ре­зультате оценки жесткости каркаса сборочной оснастки.

Максималь­ный прогиб не должен превышать одной трети от величины допускае­мых отклонений на обводы.

 

Уступ, т.е. ступенчатое отклонение поверхностей деталей по стыкам и разъемам СЧ, при сборке по БО dуст.(БО) определяется погрешностью увязки БО в фиксаторах сборочной оснастки, а также погрешностью увязки контуров и БО базовых деталей (рисунок 7.1.2).

Составляющими звеньями основной размерной цепи будут: расстоя­ние между контуром базовой детали 1 и осью БО в этой детали (A1), рас­стояние между контуром базовой детали 2 и осью БО в этой детали (А2).

Величина ступенчатого отклонения поверхностей базовых деталей 1 и 2 по стыкам и разъемам СЧ (уступ) равна погрешности замыкаю­щего звена основной размерной цепи, определяемой по формуле:

       (7.2.2)

 

где СБД1(конт.-БО) - погрешность размера А1 , вызванная неточностью из­готовления контура базовой детали 1 относительно БО;

 

Рисунок 7.1.2 – Схема образования отклонения от плавности сопряжения     поверхностей деталей в виде уступа при сборке по БО

 

 

СБД2(конт.- БО) - погрешность размера А2, вызванная неточностью изготовления конту­ра базовой детали 2 относительно БО;

СБО(БД1-сб.осн.) - погрешность, возникающая за счет неточности совмещения осей БО в базовой дета­ли 1 и фиксаторе сборочной оснастки;

СБО(БД2-сб.осн.) -  погрешность, возникающая за счет неточности совмещения осей БО в базовой дета­ли 2 и фиксаторе сборочной оснастки;

Ссб.осн. (БД1 - БД2) - погрешность, возникающая за счет несоосности БО в фиксаторах сборочной оснаст­ки, предназначенных для установки базовых деталей 1 и 2.

 

В случае, когда базовые детали 1 и 2 изготавливаются с использова­нием одной и той же технологической оснастки

(7.2.3)

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 270.