Функциональное назначение сборочной оснастки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сборочная оснастка – устройства, обеспечивающие правильное взаимное положение, фиксацию, соединение и контроль деталей и подсборок в соответствии с техническими требованиями. Кроме того, сборочное приспособление должно обеспечивать возможность закладки входящих деталей и узлов, выемку готового изделия, безопасные и комфортные условия труда сборщиков.

Таким образом, сборочные приспособления – это многофункциональные и, следовательно, достаточно сложные в проектировании, изготовлении и монтаже технические устройства. Они включают в себя множество деталей и узлов, к точности изготовления и установки которых предъявляются не менее, а зачастую и более жесткие, требования, нежели к самому изделию.

Конструктивное и технологическое исполнение, требования к точности изготовления и установки элементов сборочных приспособлений определяются, прежде всего, их функциональным назначением.

Задачи, решаемые с помощью сборочных приспособлений, можно разделить на главные и вспомогательные.

Очевидно, что главным назначением СП является реализация необ­ходимой и достаточной для обеспечения точности сборки схемы бази­рования. Это позволяет определить и главные задачи проектирования сборочных приспособлений.

v Координация строительных осей сборочной оснастки. Увязка деталей и узлов подсборок осуществляется относительно конструктивных осей сборочной оснастки, которые в первую очередь наносятся на чертежи или теоретические плазы. На рабочей детальной оснастке привязка отдельных конструктивных элементов к конструктивным осям осуществляется посредством реальных конструктивных баз, например шпилечных и базовых  отверстий.

Объемная увязка с применением  оснастки осуществляется с помощью реперных точек (отв. Æ12Н7, Æ18Н7).

Следовательно, и в конструкции сборочной оснастки должны быть предусмотрены специальные элементы, обеспечивающие увязку конструктивных осей изделия и строитель­ных осей приспособления.

v Создание реальных сборочных баз. Система дополнительных сбо­рочных баз, создаваемых с помощью сборочной оснастки, является дискретной по отношению к контурам изделия, т.е. формируется набо­ром элементов - носителей реальных сборочных баз. Эти элементы принято называть базовыми элементами сборочного приспособления (БЭСП), обводообразующими элементами. Базовые точки, линии, поверхности таких элементов увяза­ны с конструктивными осями и базируемыми точками, линиями, поверхностями изделия по отдельным фиксированным сечениям.

Следовательно, БЭСП должны быть изготовлены и смонтированы с точностью, обеспечивающей точность положения базируемого эле­мента относительно других элементов собираемого изделия. Конс­труктивное исполнение базовых элементов, схема их расположения определяются выбранной схемой базирования, при этом учитываются технико-экономические факторы, связанные с производством и обслуживанием самой сборочной оснастки.           

v Координация в пространстве элементов конструкции изделия. Положение элемента конструкции при сборке в сборочном приспособлении определяется БЭСП. Но очевидно, что до соединения с сопрягаемыми элементами базируемая деталь или подсборка сохраняют одну или несколько сте­пеней свободы и под действием собственного веса или внешних нагрузок могут потерять задаваемую БЭСП определенность базирования. Временное силовое замыкание осуществляется за счет фиксирующих элементов сборочного приспособления (ФЭСП).

v Пространственная увязка БЭСП. Так же, как базируемые элемен­ты конструкции увязаны между собой в пространстве изделия, должны быть увязаны базовые элементы в пространстве сборочной оснастки. Иными словами, разрозненные БЭСП должны быть связаны в единую, жесткую, с точки зрения обеспечения точности их положения в процессе эксплуатации, систему. Привязка БЭСП к строительным осям сборочной оснастки (а, следовательно, элементов конструкции - к конструктивным его осям) реализуется с помощью установочных элементов сборочного приспособления (УЭСП). Поэтому разделка посадочных мест под базовые элементы, монтаж УЭСП производится с весьма высокой точностью.

v Обеспечение жесткости системы УЭСП. Скоординированные и увязанные относительно строительных осей сборочной оснастки установочные элементы необходимо разместить в пространстве таким об­разом, чтобы их положение не изменялось под действием возмущающих нагрузок, возникающих не только при сборке СЕ, но и в процессе общей производственной деятельности цеха. Эта задача решается с по­мощью несущих элементов сборочного приспособления (НЭСП). Не­сущие элементы образуют каркас, связывающий все системы сбороч­ного приспособления в единое целое. Непосредственно не соприкасаясь с собираемым изделием, несущие элементы достаточно независимы от его форм, размеров, требований по точности. Главным требованием яв­ляется жесткость каркаса, от которой зависят точность и постоянство положения установочных элементов, а следовательно, базовых и уста­навливаемых деталей и узлов.

Таким образом, базовые, фиксирующие, установочные и каркасные элементы сборочной оснастки обеспечивают и сохраняют при сборке заданное чертежами положение элементов конструкции.

Кроме основных, сборочная оснастка должна позволять решать и ряд вспомогательных задач, связанных в основном с созданием нор­мальных условий и повышением производительности труда.

 

                                                                                                                                                 

v Нормализация условий и повышение производительности, труда. Эта задача решается с помощью встраиваемых или присоединяемых к основной конструкции сборочной оснастки вспомогательных устройств, систем, оборудования, которые так и принято называть - вспомогательные элементы сборочных приспособлений (ВЭСП

Современные, высокопроизводительные методы сборки используют сборочную оснастку упро­щенной конструкции, в которой установка деталей и подсборок, обра­зующих обводы, производится по технологическому каркасу (макет­ным нервюрам, шпангоутам) или КФО.

Контроль элементов оснастки для сборки по отверстиям осущест­вляют:

· оптико-механическими средствами;

· контрольно-измерительными машинами;    

· лазерными устройствами (трекерами, сканерами).

 

7.2. Классификация сборочных приспособлений, их структура и основные требования к конструкции.

Стапельно-сборочную оснастку принято классифицировать в зависимости от назначения и конструкции. По назначению, в зависимости от выполняемых сборочных работ различают:

- сборочные приспособления для узловой сборки, в которых собираются: низинки и боковины шпангоутов, шпангоуты, балки рампы, рамы обтекателей, бимсы, нервюры центроплана, панели, элементы механизации крыла и т. д.

- стапельно-сборочные приспособления для сборки отсеков и агрегатов, в числе которых: отсеки фюзеляжа, грузовые полы, агрегаты оперения, центроплан, крыло и т. д.

- стапельно-стыковочные стенды для обработки разъемов и стыковки отсеков и агрегатов, к ним относятся: стапеля-стенды для сборки и обработки агрегатов , имеющих фланцевые разъемы, стыковочные стапели отсеков фюзеляжа, агрегатов планера самолета, нивелировочные стенды, комплектовочные стенды панелей крыла и центроплана тяжелых транспортных самолетов.

- выклеечные приспособления для сборки-склейки узлов и агрегатов имеющих в своей конструкции композиционные материалы.

По конструктивным признакам сборочные приспособления классифицируются:

- сборно-разборные портальные, консольные  балочного типа.

- неразъемные с замкнутой рамой (сварные);

- стационарные стоечные на анкерах;

- передвижные на регулируемых опорах;

- поворотные с редуктором, рамные на регулируемых опорах;

    

Выполнение требований, определяемых функциональным назначением стапельно-сборочной оснастки, достигается за счет использования в ее конструкции следующих групп конструктивных элементов:

1. Несущие элементы сборочного приспособления (НЭСП) – это каркас СП, гарантирующий жесткость конструкции и стабильность положения координатных отверстий на весь период времени выпуска изделия. Конструкция элементов каркаса, для облегчения работы конструктора оснастки ОСТ-ирована и нормализована. Отраслевые стандарты и нормали на несущие, базовые, установочные, фиксирующие и вспомогательные элементы СП, с большей или меньшей степенью подробности, разработаны с использованием материалов НИИ авиационных технологий на всех авиастроительных предприятиях, изготавливающих сборочную оснастку. В состав несущих элементов входят:

- сборные колонны из чугунного литья сечением 200 * 200мм., 300 * 300мм., 500 *500мм., 600 *800мм.;

- фундаментные плиты из чугунного литья тех же сечений, уголки под прямой угол для фиксации балок в приспособлениях консольного типа;

- сварные балки из швеллерной коробки, сечение и длина которых расчитывается конструктором;

- сварные стойки из трубы и швеллерной коробки;

- поворотные устройства с редуктором и фиксацией поворота под любой градус;

 

2. Базовые элементы сборочного приспособления (БЭСП) – это элементы СП,          образующие внешние сборочные базы для основных (базовых) деталей сборочной единицы.

В состав базовых элементов входят:

 

- обводообразующие элементы в конструкции СП, реализованные в виде ложементов, 

прижимных рубильников выполненных по теоретическому или эквидистантному ему

контурам;

- разъемообразующие элементы – стапельные плиты, несущие кроме плоскости

разъема ( плоскость шпангоута, нервюры ), отверстия под крепежные болты и риску

теоретического контура в этом сечении;

- фиксаторы координатно-фиксирующих отверстий (КФО), создающие сетку жестко

фиксированных относительно теоретических плоскостей планера отверстий,

необходимых для фиксации отсеков фюзеляжа, агрегатов, каркасно-силовых

элементов планера в заданной точке пространства.

 

3. Установочные элементы сборочного приспособления (УЭСП) – при координатно- расчлененном методе изготовления стапельно-сборочной оснастки, являются свя зующим звеном между базовыми и несущими элементами приспособления.

В составе УЭСП: уши одинарные, уши двойные, вилки одинарные, вилки двойные, вилки удлиненные, полувилки одинарные, двойные, удлиненные, кронштейны-площадки и др. Все эти элементы имеют ребристый хвостовик под точную фиксацию

на элементах каркаса с помощью состава НИАТ-МЦ. УЭСП имеют десятки вариантов исполнения и изготавливаются только по моделям чертежам отраслевого стандарта.                         

 

4. Фиксирующие (зажимные) элементы (ФЭСП) – обеспечивают дополнительные сборочные базы, ограничивают перемещение от заданного положения базовые детали СЕ, выполняют фиксирующие функции деталей СЕ в тех случаях, когда необходим прижим сопрягаемой поверхности детали к поверхности базового элемента СП.

В составе ФЭСП: прижимы пружинные, винтовые, упоры стационарные и выдвижные, флажки, прижимные ленты, прижимные рубильники. ФЭСП также ОСТ-ированы на основе сборников НИАТ.

 

5. Вспомогательные элементы и системы (ВЭСП).  К ним относятся:                             -     системы механизации работ по выполнению соединений (сверлильно-зенковальные установки, сварочные головки);

• системы (встроенные) контроля качества сборки ( оптико-лазерные средства);

• системы механизации обслуживания самой сборочной оснастки (подъем и перемещение базовых элементов СП, фиксация их в рабочем положении);

• системы энергоснабжения (электро-, пневмо- и гидропроводка);

• системы обслуживания и хранения (рабочие площадки и помосты, лестницы, стремянки, стеллажи и т.п.);

• системы безопасности (освещение, вентиляция и т.п.).

 

 

Конструкция современной оснастки для сборки узлов и агрегатов планера самолета должна отвечать ряду конструктивных требований, которые при проектировании необходимо учитывать:

• стаканы для «заливки» УЭСП (при компенсационном методе сборки оснастки) по возможности не должны врезаться в балки, рамы;

- площадки для установки УЭСП (при безкомпенсационном методе сборки оснастки) должны быть выполнены с чистотой не хуже Rа = 1,6мкм., а точность исполнения отверстий под фиксацию должна соответствовать предельным отклонениям по H 7;

• БЭСП должны быть спроектированы под обработку и контроль на СЧПУ;

• при сборке по отверстиям диаметры БО, КФО и шаг между ними определяются из условия обеспечения требуемой точности геометрических параметров СЕ с учетом жесткости фиксированных деталей и подсборок;

• фиксаторы КФО должны иметь минимальные вылеты относительно каркаса и направляющих втулок;

• длина направляющих втулок должна быть не менее трех диаметров;

• посадка фиксаторов, штырей в направляющих втулках Н7/h6 и не свободные Н9/f9;

• крепление макетных шпангоутов и нервюр к каркасу – по посадке Н9/f9;

• установка каркаса оснастки на асфальтовое покрытие не допускается;

• оснастка рамного типа на регулируемых опорах может не крепиться к полу;

• приспособления, имеющие сборно-разборный каркас на колоннах или стойках, должны крепиться к полу цеха анкерами;

• способ крепления опорных площадок стоек к полу выбирать в зависимости от конструкции пола в месте установки приспособления;

- опорные площадки под колонны стапелей для сборки крупных отсеков или агрегатов устанавливать только на бетонное покрытие, предварительно убрав слой мраморной крошки.

• все деревянные части оснастки (ступеньки, откидные площадки) должны иметь противопожарную защиту согласно инструкции ТБ, т-е пропитаны специальным составом.

 

        

7.3.  Исходные данные и разработка технического задания                       на проектирование СП

 

Разработка технического задания базируется на ряде технико-экономических показателей как объекта сборки, так и самого сборочного производства. К первым относятся параметры точности выполнения формы и размеров СЕ, ее взаимозаменяемости по геометрическим и аэродинамическим характеристикам.

Данные по этим характеристикам содержат чертежи на агрегат, ЭМСЕ, ТЭМД, в том числе раздел ТТ – технические требования, ТУ – технические условия и производственные инструкции (ПИ).

Эти данные предопределяют конструктивные особенности сборочного приспособления, выбор технологических баз, их расположение, количество необходимых базовых и фиксирующих элементов.

Ко второму ряду показателей относится программа выпуска изделия, в состав которого входит заданная СЕ, технологическая оснащенность производства (наличие средств изготовления и монтажа приспособления, аналитических и программных средств увязки), оборудование, инструмент, необходимые для выполнения сборочных работ. Эти данные содержатся в заказе на выпускаемое изделие (агрегат), директивных техпроцессах и других нормативных документах. Они определяют степень дифференциации процесса сборки узлов и агрегатов изделия, положение его конструктивных осей в процессе сборки-выемки, необходимость настилов, стремянок, средств механизации и обеспечение энергоноси-телями.

Информацию по всем этим вопросам студент получает в виде задания на курсовое проектирование и отчета по производственной практике (стажировке) на базовом предприятии. На ее основе формируется техническое задание на проектирование приспособления для сборки заданной СЕ, в котором указываются:

· обозначение чертежа СЕ (ЭДМ, ЭМСЕ);

· наименование сборочной единицы;

· наименование сборочной оснастки и ее назначение;

· состояние поставки деталей и подсборок;

· краткий технологический процесс сборки;

· средства фиксации и стыковки основных деталей и подсборок (фиксаторы КФО, плиты разъемов, макетные шпангоуты/нервюры);

· основные сборочные базы и фиксируемые контуры собираемой СЕ, контуры, определяющие сопряжения со смежными СЕ;

· степень точности сборки по обводам, базовым, сопрягаемым и другим элементам, которую необходимо обеспечить в проектируемой оснастке;

· положение собираемого СЕ в сборочной оснастке;

· средства увязки и контроля, применяемые при изготовлении и монтаже сборочной оснастки;

· необходимые средства механизации операций технологического процесса сборки;

· направление и средства закладки комплектующих и выема СЕ из оснастки (вверх, в сторону, вперед, вручную, кран-балкой, тележкой и т.д.);

· необходимая механизация подвижных элементов сборочной оснастки (рам, плит, рубильников, прижимов и фиксаторов);

· необходимая вспомогательная оснастка (стремянки, помосты, лесенки и т.п.);

· требования к подводке, местам установки и количеству точек пневмо-, гидро-, электропитания.

 

 

Пример текстовой части пояснительной записки и действий студента по разработке  технического задания на проектирование приспособления для сборки заданной СЕ.

Техническое задание (ТЗ) является документом, определяющим основные требования, которыми должен руководствоваться конструктор при проектировании оснастки. ТЗ разрабатывается во всех случаях независимо от основания проектирования.

Перед разработкой ТЗ должна быть подробно изучена конструкция СЕ, её назначение, условия поставки деталей на сборку, технологический процесс сборки СЕ. При этом нужно знать и понимать схему сборки, методы базирования, применяемый инструмент и оборудование.

Содержание и состав ТЗ должны быть направлены на то, чтобы конструктор спроектировал оснастку, удобную в работе и удовлетворяющую общим требованиям к сборочной оснастке, принятым на предприятии.

Основанием для проектирования сборочного приспособления являются документы, определяемые стандартом предприятия ЗАО Авиастар-СП. Это: ведомость подготовки производства (ВПП), ведомость плазово-шаблонной оснастки (ВПШО), чертежи СЕ, ЭМ СЕ со всеми изменениями, схема членения, схема сборки, стандарты предприятия (СТП) по оснастке и ТЗ на проектирование СП.

При разработке ТЗ ориентируются на ряд технико-экономических показателей заданной СЕ и возможности самого предприятия: наличие оборудования, освоенные технологии изготовления и контроля, а также партии запуска изделия, т.е. оснастка для единичного производства значительно отличается от конструкции оснастки для серийного и массового производства наличием вспомогательных элементов, облегчающих и ускоряющих процессы сборки оснастки.

Исходные данные для разработки ТЗ делятся на 2 группы:

1. Данные по характеристикам узла. Содержатся в ЭМСЕ, технических требованиях, производственных инструкциях.

2. Этот ряд показателей – производственная программа выпуска изделия, в состав которого входит заданная СЕ, технологическая оснащённость производства, наличие средств изготовления, контроля, монтажа и увязки деталей СЕ и элементов оснастки.

Анализ и обобщение данных сведений – важный момент работы, т.к. неправильно составленное ТЗ на проектирование оснастки приведёт к браку в проекте, неоправданным затратам производства и срыву графика подготовки производства и выпуска изделия.

Необходимую информацию для разработки ТЗ на СП для сборки задней боковой панели отсека Ф3 студент получает из материалов базового предприятия. Поскольку для изделия  в настоящее время выполняется «нулевое» оснащение, рассчитанное на единичный выпуск изделия, то никаких средств механизации и автоматизации процесса сборки в приспособлении не закладываются. В связи с отсутствием свободных площадей под оснастку изделия положение оснастки рекомендуется вертикальное, т.е. занимающее минимальную площадь.

ТЗ разрабатывается на стандартном бланке ЗАО Авиастар-СП заполнением всех атрибутов. В учебных целях разрабатывается

 ТЗ не по 6, принятым на предприятии пунктам, а по 12.

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

на проектирование оснастки и инструмента

Номер ТЗ

Код цеха

Код изделия

125/476-20 52-2014

572

0076

Номер ВПП

Очередь

Код по классификатору

476017107-1

1

6991

1. Наименование СЕ и наименование её оснастки. Её назначение.

КП.15.160108.04.0402.400.000 - Задняя боковая панель.

КП.15.160108.04.0213.0000.000 – стапель сборки всех деталей панели в целую готовую панель.

2. Состояние поставки обрабатываемых деталей.

КП.15.160108.04.0402.400.003 – обшивка.

1. Поставка по ЭМД с тех. Припуском 5 мм по периметру.

2. Дать СО под крепёж со стрингерами.

3. Дать БО ф8Н9 на тех. Ушках по торцам панели.

КП.15.160108.04.0402.400.005,007,035,133 – стрингеры.

Поставка по ЭМД. Дать СО под крепёж с деталью поз. 003 согласно ЭМСЕ.

КП.15.160108.04.0402.400.043 – средний обод шпангоута.

 Поставка по ЭМД. Дать НО под крепёж с деталью            003 согласно ЭМСЕ.

3. Краткий ТП сборки.

1. Установить обшивку в стапель.

2. На обшивку навесить стрингеры и средний обод шпангоута, зафиксировать.

3. Рассверлить, заклепать стрингеры, уголок, фитинг.

4. Рассверлить отверстия под болты.

5. Установить болты.

6. Заклепать средний обод шпангоута, просверлить в нем стыковые отверстия.

4. Средства фиксации и стыковки.

Фиксацию по КФО не предусматривать. Фиксация по стыку 90 шпангоута предусмотреть по ложементу СП. В районе стыка 3 и 35 стрингера предусмотреть фиксацию по упорам.

5. Основные сборочные базы и фиксируемые контуры собираемой СЕ.

Основная сборочная база – от внутренней поверхности обшивки. Стрингеры – по СО, обрезу – по упорам и рискам.

6. Степень точности сборки по обводам.

Точность выполнения деталей – в пределах 1 мм. Точность выполнения сборки – 1,5 мм. Обеспечить точность сборки по обводам в пределах 1,5 мм.

7. Положение собираемой СЕ в СП.

В полётном положении.

8. Средство увязки и контроля.

СП собирается на инструментальном стенде. Монтаж – по нивелиру в горизонт. Контроль при необходимости – трекер. Базовые (обводообразующие) элементы и линейки по контуру выполнить на СЧПУ по УП, разработанной по ЭМ.

9. Необходимые средства механизации.

Средства механизации не предусмотрены.

10. Направление и средство закладки.

Выемка вверх с помощью траверсы.

11. Необходимая вспомогательная.

Нестационарный настил и передвижная стремянка.

12. Требование подводки энергопитания.

Предусмотреть электропитание 36 В и подвод сжатого воздуха не менее 3 точек разбора.

       

 

Разработ

   

 

Лист
       

 

 

   

 

1
       

 

 

   

 

Листов
       

 

 

   

 

1

Изм Лист №докум Подпись

Дата

№контр

   

 

                         

 

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

на проектирование оснастки и инструмента

Номер ТЗ

Код цеха

Код изделия

125/476-20 52-2019

 

0076

Номер ВПП

Очередь

Код по классификатору

476017107-1

1

6991

1.Наименование СЕ и наименование её оснастки. Её назначение.

 

2.Состояние поставки обрабатываемых деталей.

 

 

3.Краткий ТП сборки.

 

4.Средства фиксации и стыковки.

 

5.Основные сборочные базы и фиксируемые контуры собираемой СЕ.

 

6.Степень точности сборки по обводам.

 

7.Положение собираемой СЕ в СП.

 

 

8.Средство увязки и контроля.

 

 

9.Необходимые средства механизации.

 

10.Направление и средство закладки.

 

11.Необходимая вспомогательная.

 

 

12.Требование подводки энергопитания.

 

       

 

Разработ

   

 

Лист
       

 

 

   

 

1
       

 

 

   

 

Листов
       

 

 

   

 

1

Изм Лист №докум Подпись

Дата

№контр

   

 

                         

 

                               

                    

                                                                                                                                                                                                          7.4. Разработка компоновочной (конструктивной) схемы СП.

 

Техническое задание является документом, определяющим основные требования, которыми должен руководствоваться студент при проектировании СП.

Основные требования, которым должна удовлетворять проектируемая оснастка:

• обеспечение заданной точности сборки;

- создание удобных условий работы сборщиков;

• возможность качественной однозначной фиксации собираемых деталей СЕ;

• возможность свободной закладки деталей и подсборок и выемки готовой СЕ из СП;

• соблюдение принципа единства и постоянства баз и соей;

• технологичность конструкции оснастки, возможность монтажа и контроля универсальными средствами;

• максимальное использование стандартизованных элементов;

• жесткость конструкции при ее минимальной металлоемкости;

• выполнение норм по технике безопасности при закладке деталей и выемке готовой СЕ.

 

Проектирование начинается с разработки координатной системы базирующих отверстий (БО, КФО) и выбора базовых осей и плоскостей, относительно которых координируются детали и узлы приспособления.

Координатная система БО является единой базой для увязки, монтажа и контроля координируемых элементов оснастки (фиксаторов КФО, ложементов, макетных шпангоутов, нервюр).

Положение базовых осей и плоскостей для проектируемого СП задается как на период сборки СЕ, так и на время его выемки из приспособления. Правильное назначение расположения базовых плоскостей и осей СЕ, оказывает существенное влияние на габариты, металлоемкость, площадь СП, потребность в орг. оснастке и удобство эксплуатации.

Кроме того от расположения основных конструктивных осей и плоскостей в пространстве зависит возможность совмещения конструктивных баз с технологическими и соблюдения основных принципов базирования: единства, постоянства и совпадения баз.

За базовые плоскости принимаются следующие теоретические плоскости СЕ: строительные горизонтальные (СГФ, СПК) плоскости «0» дистанции, шпангоутов, плоскости симметрии (ПСС), плоскости нервюр.

Положение БО в системе координат должно удовлетворять следующим требованиям:

• для упрощения контроля идентичные БО разных сечений располагать на одной прямой, параллельной одной из теоретических осей СЕ;

• БО элементов сборочной оснастки и деталей должны совпадать в каждом сечении.

Положения БО, соответствующие схеме координатной системы, необходимо отражать в ЭМД и ЭМ элементов сборочной оснастки.

Координатная схема выстраивается вокруг контура объекта сборки, затем на ней размечается положение плоскостей и осей отверстий фиксаторов КФО и установочных элементов (вилок, ушей, кронштейнов) ложементов, стыковочных плит.

Эскизно прорабатываются контуры вилок, ушей, кронштейнов, упоров, обрезов, фиксаторов КФО, ложементов и других базирующих нормализованных элементов и с учетом их размеров по соответствующему ОСТу они привязываются к конструкции опорных элементов (каркасу) приспособления. Одновременно с этим предварительно прорабатываются типы и количество необходимых прижимных и фиксирующих элементов: прижимные ленты, винтовые фиксаторы, пружины и т.д.

Пример конструктивной схемы каркаса приспособления для сборки боковой панели фюзеляжа представлен в приложении 3.

Созданная и согласованная с руководителем проекта конструктивная схема служит базой для прочностного расчета элементов конструкции СП. В соответствии со схемой приспособления устанавливаются места приложения сосредоточенной нагрузки от действия массовых сил (веса фиксаторов, ложементов, стыковых плит и т.д.) определяется характер распределения переменной нагрузки от действия массовых сил объекта сборки, места расположения опор и характер крепления несущих элементов СП.

Эта информация является исходной при построении окончательной расчетной схемы.

Задачей расчета является определение сечения несущего элемента каркаса (балки или рамы), обеспечивающего жесткость, при которой максимальный прогиб от переменных нагрузок не превышает заданных значений (0,1 мм).

На основе проведенного расчета выбирается сечение и профиль несущих элементов каркаса.

Следующим шагом проектирования каркаса СП является выбор опор для несущих элементов. Ими могут быть стойки, колонны, кронштейны, они в свою очередь, имеют опорные площадки, через которые крепятся к полу цеха. Методика их расчета предполагает использование нормализованных элементов в виде площадок с ребрами жесткости, либо литых чугунных плит.

Зная габариты несущих элементов, размеры и материал базовых и фиксирующих элементов, можно приблизительно оценить массу проектируемого СП и установить необходимость использования в его конструкции фундаментных плит.

Размеры опорных площадок или фундаментальных плит выбираются по альбому нормалей (ОСТу), таким образом, чтобы площадь опорной поверхности обеспечивала на пол давление меньше допустимого.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 836.