Оценка возможности применения для заданной СЕ метода сборки по отверстиям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Возможность или невозможность применения сборки по отверстиям и о степени влияния этих факторов на схему сборки дает представление таблица приведенная ниже.

 

Конструктивно-технологические факторы, определяющие возможность сборки по отверстиям

 

Степень членения самолета Самолет расчленен на агрегаты, отсеки, секции, панели и узлы Возможна сборка по СО          и БО в сборочных приспособлениях и стапелях упрощенной конструкции
Жесткость элементов СЕ Узлы, панели и секции жесткой конструкции Возможна сборка по БО         в сборочных приспособлениях упрощенной конструкции
Жесткость элементов СЕ Узлы, панели и секции нежесткой конструкции (деформируются под собственным весом) Возможна сборка по СО        и БО в поддерживающих приспособлениях для установки деталей и СЕ        с заданной точностью и придания им требуемой жесткости в процессе сборки

Соотношение габаритных размеров СЕ

Узлы, панели и секции         с большим соотношением длины к ширине Возможна сборка по СО  и БО в сборочных приспособлениях упрощенной конструкции при изготовлении деталей СЕ на станках требуемой точности
Узлы, панели и секции           с малым соотношением длины к ширине Возможна сборка по СО  и БО в сборочных приспособлениях упрощенной конструкции

Форма сопрягаемых поверхностей

Плоские узлы и панели Возможна сборка по СО без приспособлений
Панели одинарной кривизны Возможна сборка по СО             в сборочных приспособлениях упрощенной конструкции
Панели двойной кривизны, обтекатели, зализы Возможна сборка по СО  и БО в сборочных приспособлениях упрощенной конструкции при изготовлении деталей СЕ на станках требуемой точности

Характеристика элементов каркаса

Продольные элементы каркаса Возможна сборка по СО без приспособлений
Поперечные элементы каркаса Возможна сборка                           по БО в сборочных приспособлениях упрощенной конструкции

                                                                                                             

Характеристика элементов каркаса Продольные и поперечные элементы каркаса Возможна сборка                  в сборочных приспо-соблениях упрощенной конструкции с базиро-ванием поперечных элементов каркаса по БО, продольных элементов каркаса – по СО в обшивке

Наличие компенсаторов в конструкции СЕ

Соединение элементов каркаса с обшивкой непосредственно Возможна сборка по БО               в сборочных приспособлениях и стапелях упрощенной конструкции
Соединение деталей каркаса с обшивкой через детали-компенсаторы Невозможна сборка по отверстиям

 

Принятая схема сборки служит основанием для разработки маршрутного технологического процесса и разработки технического задания на проектирование сборочной оснастки.

 

   4.  РАЗРАБОТКА УСЛОВИЙ ПОСТАВКИ ДЕТАЛЕЙ НА СБОРКУ

 

В проекте студент разрабатывает карту поставки (технические условия) для основных деталей – типовых представителей, входящих в состав конструкции СЕ и оформляет в виде таблицы.

В технических условиях (ТУ) поставки деталей и подсборок на сборку указываются:

· наименование детали (подсборки);

· номер чертежа;

· наличие в деталях СО, БО, КФО, НО;

· наличие, размер и расположение припусков в деталях из листов и профилей (как их отсутствие);

· степень законченности (условия поставки) под различные методы увязки (РПМ, ПРИМ);

· специальные требования (если есть);

· эскиз детали.

 

После разработки условий на поставку и заполнения карты поставки необходимо привести обоснование принятых решений, т.е. указать причины, по которым установлен диаметр отверстий и их количество, чем вызвано назначение технологических припусков и их величина. Дать характеристику оборудования, оснастки, на которых изготавливаются основные детали СЕ, и краткий техпроцесс их изготовления. Пояснения приводятся текстом в разделе пояснительной записки применительно к каждой из указанных в карте поставки деталей.

Условия поставки деталей на сборку в проекте студент представляет в виде «Карты поставки деталей на сборку», вариант которой представлен таблицей 4.1

 

 

Наимено-вание Эскиз Обозначение Степень завершенности Программы, шаблоны                          (ср-ва увязки)
Обшивка КП.10.160203.06.0304.150.003

Поставляются без припуска, окончательно обработанные по контуру и со вскрытыми СО

ÆСО = 3,1 мм

УП для обрезки контура, УП для обработки обтяжного пуансона, обтяжной пуансон, ШОК, шаблон для РХТ

Обшивка КП.10.160203.06.0304.150.007
Обшивка КП.10.160203.06.0304.150.005
Стрингеры -.0304.150.035 - .153.000 Стр.18-23, устанавливаемые между шп.56-67 поставляются со вскрытыми СО и НО. Остальные стрингеры поставляются без отверстий УП для обработки контура и вскрытия СО, обр. центр «Эндуро 1005, гибкий стол, ШОК
Шпангоуты гнутые -.570.003/590.003/ .610.125 Поставляются со вскрытыми КФО ÆКФО = 8 мм Формблок(ФБ) 1,2-го перехода, СЧПУ ВФ3-М8, УП обр. ФБ, ШВК, ШРД, КИМ
Шпангоуты гнутые               с одним профилем -.0304.521.003 -.650.003

Поставляются со вскрытыми КФО, в сборе с дополнительными усиливающими профилями ÆКФО = 8 мм

Формблок 1,2-го перехода, УП обр. ФБ, ШВК, ШРД,  КИМ
Шпангоуты гнутые              с двумя профилями -.0304.530.003 -.660.003 Для дополнительных усиливающих профилей – ШГ,формблок 1,2-го перехода УП для КДП и ФБ,  ШОК, КИМ
Шпангоуты            из профиля -.0304.581.001/.301.001 Поставляются во вскрытыми КФО Формблок(ФБ) 1,2-го перехода, СЧПУ ВФ3-М8, УП обр. ФБ, ШВК, ШРД, КИМ

 

 

                      

Наимено-вание Эскиз Обозначение Степень завершенности Программы, шаблоны                      (ср-ва увязки)
Лента КП.10.160203.06.0304.150.167 Поставляется окончательно обработанная по контуру, без отверстий УП для обрезки контура, РФП-2, ШРД
Профиль КП.10.160203.06.0304.151.001 Поставляется без отверстий Формблок, УП обр, ФБ,ВФ-3М8, ШВК,ШРД
Кницы   Поставляется без отверстий, окончательно обработанные по контуру ШРД, УП фрез. обработки, ФП-37
Таврики   Поставляется без отверстий, окончательно обработанные по контуру ШОК, УП фрез. Обработки, ФП-37
Гнутики   Поставляется без отверстий, окончательно обработанные по контуру ШГ, ШРД,
Подкладная лента   Поставляется без отверстий, окончательно обработанные по контуру УП фрез. обработки на обр. центре «Fusion»
Клиновые прокладки     УП фрез. обработки на обр. центре «Fusion»

 

                                                   Таблица 4.1

 

 

 5.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ ОБЪЕКТА СБОРКИ

 

-анализ параметров увязки и условий достижения взаимозаменяемости

 

Увязка геометрических параметров оснастки, деталей и СЕ планера проводится с целью обеспечения возможности установки деталей и подсборок во взаимоправильное положение (выполнение условия собираемости), замены деталей и СЕ в эксплуатации и при ремонте без подгонки по разъемам и стыкам.

Объектами увязки являются параметры:

· одной детали или СЕ (увязка отверстий и контура обшивки);

· деталей и СЕ, поверхности которых сопрягаются (увязка по стыкам и разъемам);

· деталей и СЕ, поверхности которых не сопрягаются (увязка отверстий в кронштейнах навески);

· сборочной оснастки, деталей и СЕ (увязка обвода детали и обводообразующего элемента оснастки, временно совмещаемых в процессе сборки);

· технологической оснастки (увязка СП сборки, подсборки или узла с СП для сборки отсека или агрегата, увязка оснастки МСП и деталей, увязка оснастки ЗШП и деталей).

 

Наиболее сложными и трудоемкими в увязке являются детали, изготавливаемые механической обработкой и пластическим деформированием с помощью обводообразующей оснастки – штампов, формблоков, гибочных и обтяжных пуансонов, контрольно-доводочных приспособлений (КДП).

Детали, входящие в конструкцию узлов, отсеков агрегатов планера современного самолета, за исключением силовых элементов, имеют небольшую жесткость и широкий диапазон размеров, поэтому обеспечение взаимозаменяемости методами общего машиностроения за счет использования системы допусков и посадок невозможно.

Создание взаимозаменяемых элементов их конструкций основывается на иных принци-пах – связанного (зависимого) выполнения размеров или несвязанного (независимого).

Связанный (зависимый) принцип реализуется за счет взаимной увязки расположения, формы и размеров сопрягаемых деталей и конструкций в целом. Увязка в этом случае может быть достигнута либо графическими методами отображения конструкции (плазовая увязка), либо аналитическими методами (расчетная), либо рациональным сочетанием этих методов увязки (расчетно-плазовая).

На взаимозаменяемость конструкции в этом случае будет влиять не только способ и точность увязки, но и способ,и точность переноса размеров с источника информации (плаза) на деталь и СЕ в целом. Этот перенос осуществляется использованием шаблонов, макетов, эталонов, средств измерения, оборудования, технологической и контрольной оснастки.

В настоящее время широкое распространение получил расчетно-плазовый метод увязки, его внедрение началось с начала 80-х годов прошлого века, когда у предприятий отрасли появились условия и возможности для его внедрения.

При этом методе построение всех теоретических линий конструкции (основных конструктивных осей, теоретических обводов и т.п.) осуществляется на основе первоисточников – теоретического чертежа агрегата и математической модели поверхности, информация о которых необходима и достаточна для разработки программы описания их взаимного расположения.

Формирование и взаимная увязка деталей конструкции, описанной теоретическим контуром (ТК), осуществляется в соответствии с конструктивным чертежом (КЧ) сборочной единицы (СЕ), в процессе изготовления конструктивного плаза (КП).

Эта информация может быть представлена в виде программного продукта в тех случаях, когда математическое обеспечение достаточно для ее описания.

Перенос размеров при этом методе увязки: на детали осуществляется через шаблоны; на оснастку ЗШП – через шаблоны и УП; на сборочную оснастку – через УП на обводообразующие элементы, шаблоны и универсальные специальные средства (инструментальные стенды) на опорные элементы (каркасы) оснастки. Контроль осуществляется с помощью контрольно- измерительных машин (КИМ) и оптических средств.

Структурная схема переноса размеров при этом методе выглядит следующим образом (схема 5.1).

 

Схема 5.1 – Последовательность переноса размеров при РПМ

 

Дальнейшим развитием и совершенствованием системы обеспечения взаимозаме-няемости летательного аппарата стал переход на независимые методы увязки. Наиболее существенным признаком независимого метода является наличие электронных (цифровых) моделей (ЭМД), необходимых и достаточных для воспроизведения и контроля деталей и узлов.

Независимые методы классифицируются по виду первоисточника увязки и средствам увязки. Полный переход на независимые методы увязки в настоящее время сдерживается рядом объективных причин (неосвоенные технологии, недостаточная техническая и кадровая оснащенность производства). Поэтому запуск и увязка новых изделий RRJ 100, ИЛ-476, имеющих электронные модели от предприятия разработчика, осуществляются независимым программно-инструментальным методом (ПРИМ), с обеспечением взаимозаменяемости ряда узлов и агрегатов, особенно в части стыков и узлов навески расчетно-плазовым методом.

Увязка сборочной оснастки и деталей заданной СЕ в условиях действия программно-инструментального метода (ПРИМ) осуществляется в следующей последовательности:

· разработка ММП объекта сборки (СЕ);

· создание ЭМ обводобразующих деталей СЕ, ЭМ сборки; их взаимная увязка;

· создание на базе ЭМ для обводобразующих деталей и сборки технологических электронных моделей (ТЭМ); их взаимная увязка;

· разработка схемы координатной системы БО;

· создание ЭМ сборочной оснастки на базе данных о ММП агрегата, ЭМ сборки и схемы координатной системы БО;

· разработка УП обработки контуров обводобразующих деталей СЕ и фиксаторов сборочной оснастки (фиксаторов БО, рубильников, ложементов, макетных шпангоутов/нервюр) на станках с ЧПУ, задание проектных значений координат контрольных точек и БО в ПО измерительных систем;

· изготовление обводобразующих деталей СЕ, фиксаторов сборочной оснастки на станках с ЧПУ;

· контроль обводобразующих деталей СЕ и фиксаторов сборочной оснастки с помощью КИМ «Альфа», «Сигма»;

· монтаж сборочной оснастки;

· контроль монтажа сборочной оснастки (правильности установки фиксаторов) с помощью оптико-механических средств и лазерного трекера АТ-901;

· сборка СЕ.

 

Последовательность увязки и основные этапы переноса размеров ПРИ- метода представлены на блок-схеме (схема 5.2).

 

Схема 5.2 – Последовательность действий                                                                                   по увязке сборочной оснастки и деталей СЕ

  -разработка схемы увязки геометрических параметров объекта сборки

 

Для увязки технологической оснастки, деталей и СЕ планера, в целях обеспечения геометрической взаимозаменяемости разрабатываются схемы увязки, представляющие собой графическое изображение в виде условных обозначений содержания и последовательности процесса согласования геометрических параметров оснастки, деталей и СЕ планера.

Содержание схемы увязки зависит от принятого метода увязки, увязываемых геометрических параметров и перечня деталей и подсборок, взаимозаменяемость которых следует обеспечить.

В схеме увязки обязательно указываются:

· первоисточники информации;

· первоисточники увязки;

· средства увязки, оборудования для изготовления;

· средства технологического оснащения и контроля;

· параметры геометрической взаимозаменяемости;

· объекты увязки.

 

В проекте схема увязки геометрических параметров объекта сборки выполняется на листе формата А1, А2 (рисунок 5.3).

Исходными данными для разработки схемы являются:

· требования к точности выполнения обводов, разъемов, стыков деталей и СЕ;

· директивные технологические процессы изготовления обводобразующих элементов оснастки и деталей планера;

· чертежи технологической оснастки, деталей и СЕ планера, ММП, СМГ, ЭМД, ЭМСЕ;

· схемы сборки СЕ;

· характеристика производственных условий предприятия: состав оборудования, освоенные техпроцессы, методы увязки и др.

 

Такая схема показывает количество связанных и несвязанных этапов в увязке, определяющих погрешность сборочной единицы (СЕ) – контура, БО деталей, обводообразующих элементов и фиксаторов КФО сборочного приспособления.

Для тех случаев, когда известны точностные характеристики этапов и влияние погрешностей на анализируемых этапах не одинаково, количественную оценку принятой схемы выполняют:

· методом максимума – минимума (учитывающим только предельные отклонения составляющих звеньев) – в условиях полной взаимозаменяемости;

· вероятностным методом (учитывающим явление рассеивания) – в условиях неполной взаимозаменяемости.

 

Вероятностный метод расчета погрешностей учитывает рассеивание действительных размеров при изготовлении деталей и сборке, а поэтому является более точным и рекомендуется для использования в курсовом проекте.

 

Окончательный вывод об обеспечении взаимозаменяемости объекта студент делает на основе расчетов точности сборки и обосновании выбранного метода базирования по методике раздела данного учебного пособия.

 

 

  1. Выбор варианта технологического процесса сборки.

6.1 Особенности разработки технологических процессов сборки в цифровой

          информационной среде.

        

Проектирование технологических процессов сборки выполняется с использованием системы автоматизированного проектирования ТеМП. В основе системы лежит метод многоуровнего моделирования технологического процесса с использованием электронных макетов деталей, узлов, элементов производственной системы и интеллектуальной информационной среды технологического проектирования.

В качестве исходных данных для проектирования процессов сборки и средств технологического оснащения используется электронная конструкторская модель изделия. Информация об узлах и агрегатах формируется в виде технологических электронных макетов различной степени детализации, а информационная среда включает модели проектирования и нормирования различных видов работ (технологических модулей). Результаты проектирования формируются в виде моделей технологических процессов (МТПС), которые являются компьютерными моделями, реализуемыми в программно-информационной среде и описывающие изменения состояния моделей сборочной единицы и элементов производственно-технологической среды в ходе исполнения технологического процесса. Структурными элементами МТПС являются модели выполнения операций различных видов работ.

Проектирование технологического процесса реализуется в автоматизированном режиме системой, однако часть процедур выполняется пользователем.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 352.