Принятый метод сборки является центральным звеном всей технологии сборки заданной СЕ. Он определяет структуру всего техпроцесса, состав технологического оснащения и уровень ожидаемой точности (качества) объекта сборки.
Выбор того или иного метода сборки определяется комплексом факторов, зависящих от конструктивно-технологических характеристик объекта, экономической целесообразности их применения и производственных условий их выполнения.
Сборка представляет собой совокупность технологических операций по установке деталей в сборочное положение и соединению их в узлы, панели, агрегаты и самолет в целом.
Последовательность выполнения сборных операций во многом зависит от конструкции, габаритов и жесткости собираемых деталей.
Существует несколько методов сборки, отличающихся видом применяемого при сборке инструмента, сборочных приспособлений и оборудования.
В начале выбираются методы, позволяющие в принципе собрать сборочную единицу исходя из ее конструктивных особенностей, например, сборка на наружний или внутренний контур требует компенсаторов, сборка по КФО предполагает, что детали будут жесткими, а сборка с использованием обводообразующих элементов оснастки, предполагает, что базовая деталь обшивка нежесткая.
На втором этапе производится оценка ожидаемой точности сборки, этот прогноз сравнивается с допуском заданным конструктором.
На третьем этапе из выбранных методов сборки предпочтение отдается подходящему по точности и наиболее экономичному.
Методы сборки характеризуются способами установки деталей во взаимо правильное положение. Методы сборки, в зависимости от способа базирования деталей, можно разделить на 2 группы:
1. Сборка без приспособления по базам, расположенным на входящих в сборочную единицу деталях (сборка на базовой детали, по разметке, по сборочным отверстиям)
2. Сборка в приспособлениях по базам, образованным поверхностями и отверстиями базовых элементов приспособления. При этом различают сборку с базированием на внешнюю поверхность обшивки, на внутреннюю поверхность обшивки, по поверхности каркаса, по координатно-фиксирующим отверстиям.
От метода сборки в значительной степени зависит возможность обеспечения точности собираемого объекта, сложность оснастки и трудоемкость сборки. Порядок выбора метода сборки может быть следующим:
1. По заданной в технических условиях точности на форму и размеры собираемого объекта выбирается несколько способов сборки, удовлетворяющих по точности. Наибольшую точность обвода можно получить при базировании на внешней поверхности обшивки. Наименьшую точность дает сборка по каркасу и сборочным отверстиям.
2. Из методов, удовлетворяющих требованиям по точности, выбирают те, которые наиболее приемлемы с точки зрения конструктивных особенностей сборочной единицы.
Технологическая схема сборки – это документ, укрупнено показывающий порядок выполнения работ по подсборкам и последовательность поступления в них деталей на каждом этапе; порядок подачи подсборок, а также отдельных деталей при окончательной сборке изделия.
Сборочные приспособления обеспечивают требуемое взаимное положение собираемых деталей, определение положения обрабатывающего инструмента относительно детали, придания формы недостаточно жестким деталям и узлам в процессе сборки. При этом создаются следующие преимущества по сравнению со сборкой по разметке; исключается разметка и пригонка деталей; ускоряется и облегчается процесс сборки; достигается взаимозаменяемость собираемых узлов и агрегатов; возможна механизация процесса сборки.
Этим объясняется широкое применение сборочных приспособлений на серийных заводах при производстве самолетов и вертолетов.
При сборке узлов и агрегатов в приспособлениях специфические способы базирования. Которые во многом зависят от месторасположения назначения собираемых деталей в изделии. Так, при базировании деталей определяющих внешние обводы агрегатов, в качестве баз используют поверхности деталей каркаса и обшивки, КФО, а при базировании стыковых узлов крепления оборудовании к элементам планера – отверстия под стыковые болты.
Сборка с базой на внешнюю поверхность обшивки предусматривает возможность использования компенсаторов для соединения элементов поперечного набора с обшивками панелей. Метод характеризуется высокой точностью сборки, требует изготовления специальной оснастки с дорогостоящими обводообразующими элементами. Применяется при сборке узлов и агрегатов расчлененной конструкции с высокими требованиями к точности сборки и аэродинамическим качествам.
При сборке с базой на поверхность каркаса вначале собирается каркасно-силовой набор узла, причем сами элементы каркаса выставляются по поверхностям приспособления, по макетным шпангоутам (нервюрам) и по отверстиям, а затем на каркас устанавливаются обшивки.
Метод характеризуется приемлемой точностью сборки, применяется при сборке узлов и отсеков фюзеляжа как пассажирских, так и транспортных самолетов.
Сборочная оснастка достаточно трудоемкая и по цене сопоставима с оснасткой для сборки по ТК. Сборка с базой на внутреннюю поверхность обшивки иногда называют сборкой по технологическому каркасу. Она предусматривает применение обводообразую-щих элементов оснастки, выполненных по внутренней поверхности обшивки, а также в ряде случаев использованием макетных шпангоутов или нервюр.
После прижатия к этому технологическому каркасу обшивки крыла или фюзеляжа образуются сборочные базы (внутренняя поверхность обшивки), по которым устанавливаются элементы каркасно-силового набора.
Метод позволяет вести сборку с достаточно высокой точностью и имеет хорошие технико-экономические показатели.
Сборка по координатно-фиксирующим отверстиям в оснастке, базовым и сборочным отверстиям в самолетных деталях изначально разработана при освоении производства широкофюзеляжных самолетов. При этом методе базирование деталей и подсборок выполняется по КФО в фиксаторах сборочной оснастки упрощенной конструкции. КФО располагают на базовых осях узлов или на расстояниях, кратных 50 мм. Система КФО (БО) позволяет применять единые базы при обработке деталей и сборке СЕ.
В условиях современного бесплазового производства, когда первоисточником информации является электронная модель (ЭМСЕ), а средством увязки – станок с ЧПУ, целесообразность применения метода очевидна. Метод имеет лучшие технико-экономические показатели и в комбинированном варианте (с базированием по внутренней поверхности обшивки) дает хорошие точностные результаты.
Так при сборке агрегатов крыла и оперения рациональной является следующая схема:
· лонжероны устанавливаются по КФО;
· стыковые и макетные нервюры с обводами по внутреннему контуру обшивки устанавливают по СО в стойках лонжеронов;
· панели устанавливают по внутреннему контуру на обводы лонжеронов, макетных и стыковых нервюр, а затем соединяют с промежуточными нервюрами компенсаторами;
· макетные нервюры заменяют основными и через компенсаторы соединяют с панелями.
Основные методы сборки, связанные с образованием ТК агрегата, определяются директивно на этапе проектирования планера самолета. Студент должен подтвердить целесообразность применения этих методов на основе анализа технико-экономических показателей, конструктивно-технологических особенностей объекта и конкретных производственных условий, т.е. освоенных технологий и имеющегося на базовом предприятии оборудования.
методов сборки
При сборке одного и того же узла, панели, отсека, агрегата – для установки деталей каркаса и обшивки в сборочное положение применяют различные сборочные базы, рассмотренные выше.
Во всех случаях применения при сборке изделия нескольких сборочных баз основным методом базирования считается тот, при котором формируется внешний обвод агрегата с допустимыми отклонениями, указываемыми в технических условиях на изготовление вертолета.
При удовлетворении требований по точности несколькими методами базирования – выбирают метод, имеющий наилучшие технико-экономические показатели.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 359.