Технология изготовления и сборки самолетных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

         конструкций

Учебное пособие для курсового и дипломного проектирования

Для специальности 24.02.01.

 «Производство летательных аппаратов»         

(базовый уровень)

Ульяновск

 2015

 

ББК 39.53

П - 79

 

Учебное пособие для курсового и дипломного проектирования.

Ульяновск: 2015; УАвиаК, - стр 117., рис., табл.

 

   Пособие содержит основные методические, руководящие технические и справочные материалы необходимые студентам при поэтапном выполнении курсовых и дипломных проектов по технологии изготовления, узловой сборки конструкций планера ЛА, проектированию, изготовлению и монтажу технологического оснащения.

 

Одобрено, утверждено и рекомендовано к изданию на заседании                       ЦМК авиационных дисциплин

(протокол № _____ от ________________ г.)

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета авиационного колледжа (протокол  №  г.)

 

 

Рецензенты:

 

Филиппов В.В               ведущий конструктор отдела клепально-сборочных                   

                         работ (ОКСР) АО «Авиастар-СП» г. Ульяновск

Филичев Ю.И. заместитель начальника агрегатно-сборочного производства АО «Авиастар-СП» г. Ульяновск
    

 

 

Отзывы и предложения направлять по адресу:

432067, г. Ульяновск, проспект Созидателей, 13

тел. (8-422) 20-56-71; 20-09-20

факс: 54-54-66

e-mail: aircol@mv.ru

 

© А.Н. Леонтьев, 2015

© Ульяновский авиационный колледж, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие............................................................................................................................. 4

1. Содержание курсового проекта.................................................................................. 5

1.1 Структура и объем проекта................................................................................ 5

1.2 Требования к содержанию пояснительной записки курсового проекта…… 6

1.3 Требования к оформлению пояснительной записки…………………………. 7

1.4 Рекомендуемый состав курсового проекта (МДК.02.02)................................... 8

 

2. Конструктивно-технологический анализ объекта сборки........................................ 9

2.1 Описание конструкции сборочной единицы (СЕ)........................................... 9

2.2 Обоснование схемы конструктивно-технологического членения СЕ........ 10

2.3 Оценка производственной технологичности конструкции СЕ.................... 11

2.4 Оценка основных геометрических элементов СЕ в качестве                     технологических сборочных баз..................................................................... 18

2.5 Разработка схемы базирования...................................................................... 18

 

3. Обоснование и оценка метода сборки объекта...................................................... 21

3.1 Обоснование последовательности сборки заданной СЕ............................ 21

3.2 Разработка схемы сборки................................................................................ 23

3.3 Анализ возможных методов сборки................................................................ 23

3.4 Оценка технико-экономических показателей метода сборки..................... 26

3.5 Оценка возможности применения для заданной СЕ метода сборки                 по отверстиям......................................................................................................... 28

4. Разработка условий поставки деталей на сборку.................................................. 30

5. Обеспечение взаимозаменяемости объекта сборки………………………………..32

  1.        Выбор варианта технологического процесса сборки………………………………. 38

6.1 Особенности разработки технологических процессов сборки в цифровой информационной среде………………………………………………………………38

6.2  Проектирование альтернативного технологического процесса сборки…… 37          

6.3 Сравнивание вариантов технологических процессов сборки……………… 39

6.4 Разработка и обоснование циклового графика сборки………………………..44

7. Проектирование стапельно-сборочной оснастки .................................................. 47

7.1 Функциональное назначение сборочной оснастки........................................... 47

7.2 Классификация сборочных приспособлений,

их структура и основные требования к конструкции………………………….49                              

7.3 Исходные данные и разработка технического

задания на проектирование СП………………………………………………….. 51

7.4 Разработка  компоновочной (конструктивной) схемы СП…………………….54

7.5 Расчет на прочность базовых и установочных элементов СП………………56

7.6 Расчет каркаса приспособления на жесткость............................................ 58

7.7 Проектирование обводообразующих элементов приспособления............. 61

7.8 Расчет точности геометрических параметров объекта собираемого

по отверстиям.................................................................................................... 61

7.9 Разработка сборочного чертежа приспособления........................................ 77

8. Изготовление стапельно-сборочной оснастки........................................................ 77

8.1 Координатно-расчлененный метод изготовления сборочной оснастки......... 78

8.2 Изготовление и сборка опорных элементов конструкции СП........................ 84

8.3 Изготовление обводообразующих элементов (Б.Ф.Э) оснастки.................... 86

8.4 Монтаж стапельно-сборочной оснастки............................................................ 87

 

9. Оформление графических работ.............................................................................. 92

10. Приложение………………………………………………………………………………. 93

10.1 Приложение 1……………………………………………………………………. 93

10.2 Приложение 2……………………………………………………………………. 98

10.3 Приложение з……………………………………………………………………..99

10.4 Приложение 4…………………………………………………………………….103

 

Литература…………………………………………………………………………………………115

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Курсовое и дипломное проектирование являются важным этапом в деле подготовки молодых специалистов.

Основной целью проекта является выработка у студентов практических навыков анализа технологических проблем производства, понятий обоснованных решений, обеспечивающих эффективность процессов сборки узлов и агрегатов летательного аппарата.

Современные самолеты проектируются с учетом особых требований по экономической эффективности, надежности, безопасности, жестких условий эксплуатации и комфортности.

Опыт ведущих самолетостроительных предприятий и фирм показывает, что достижению ими высокого технико-экономического уровня производства и оптимизации показателя «цена – качество» продукции способствует применение современных «цифровых» технологий изготовления самолетных деталей версий и оптимальных методов сборки «по отверстиям» узлов и агрегатов планера самолета в сборочной оснастке упрощенной конструкции.

Сборочное производство является одним из завершающих и ответственных этапов производства самолетов. Уровень технического и организационного совершенствования агрегатно-сборочного производства в значительной степени определяет технологическую себестоимость летательного аппарата.

Ведущие мировые производители ЛА постоянно совершенствуют технологию сборочного производства, и автоматизация её процессов является важнейшим направлением развития производства ЛА.

В процессе работы над  проектом выявляется также степень усвоения студентом части курса технологии производства ЛА, посвященному изготовлению листовых деталей планера, выходящих на «ТК» и  сборочно-клепальным процессам,  понимание состава и значения работ, которые включает в себя технологическая подготовка производства.

Используя теоретическую подготовку, знания и умения, полученные при прохождении производственных практик. студент в процессе работы над проектом решает задачи и выполняет следующие работы:

   -  дает описание и служебное назначение заданной сборочной единицы (СЕ);

    - оценивает технологичность базовых деталей;

ü дает конструктивно-технологическую характеристику СЕ;

ü разрабатывает схемы базирования и сборки;

ü анализирует и оценивает возможность применения прогрессивных методов сборки;

ü анализирует и оценивает обеспечение взаимозаменяемости деталей СЕ и увязки элементов оснастки;

ü проектирует сборочную оснастку  упрощенной конструкции;

ü оценивает точность сборки и геометрических параметров СЕ;

ü оценивает возможность применения подсистем САПР для проектирования сборочной оснастки и изготовления обводообразующих элементов;

ü проводит необходимые расчеты на прочность и жесткость.

В процессе работы над проектом студент укрепляет полученные ранее навыки пользования нормативными материалами, системами автоматизированного проектирования «ТЭМП», «Компас», «Unigrafics», специальной технической и справочной литературой, ЕСКД, ЕСТД.

Решение всего комплекса задач выполняется каждым студентом самостоятельно и применительно к заданному объекту должно соответствовать требованиям указанным в данном учебном пособии.

 

    1. Содержание курсового проекта.

 

Курсовой проект практическая работа студента, где он подтверждает свое умение самостоятельно осуществлять поиск, подбор и анализ необходимых источников, демонстрирует умение грамотно сформулировать и изложить свои мысли и выводы.

Студенты, в отдельных случаях, имеют право выбора темы . Темы работ утверждаются не позднее, чем за один месяц до начала выполнения. Изменение темы работы возможно с разрешения ЦМК, но не позднее, чем по истечении 1/3 срока выполнения .

Работа над проектом начинается с получения студентом задания, согласованного руководителем проекта и утвержденного заместителем директора по учебно-производственной работе. Руководитель осуществляет ознакомление студента с объектом сборки,  технологией изготовления базовых деталей, основной литературой, руководящими техническими материалами (РТМ), типовыми технологическими процессами, дает характеристику источников по теме, оказывает помощь в разработке календарного графика на период выполнения проекта, проводит систематические, предусмотренные расписанием консультации, проверяет выполнение работы по частям и в целом.

 

После получения задания руководителя для студента наступает этап непосредственной работы над темой. С учетом предварительного ознакомления с техническими материалами по теме и анализа имеющихся сведений студент должен сформулировать цели и задачи проекта, составить календарный план работы. В календарном плане устанавливается последовательность, очередность и сроки выполнения определенных этапов работы. Сроки, как правило, определяются студентом с учетом конкретных условий и согласовываются с руководителем.

 В план, составленный перед началом работы над проектом, могут вноситься изменения, которые, однако, не должны нарушать сроки окончания работы. Это требование календарного плана предусматривает резерв времени для корректировки определенных этапов работы.

Все варианты плана необходимо фиксировать на бумаге, при этом важно стремиться к возможно большей точности формулировок. Наличие подробного плана позволяет целенаправленно подбирать источники, оптимизирует работу с ними. Накапливая материал в выписках, необходимо заранее определить его место в проекте. Это существенно расширяет круг поиска источников, необходимых при анализе и характеристике поставленных проблем. После изучения основных источников составляется окончательный вариант плана. В нём целесообразно наметить примерный объем каждого раздела. Это позволит выдержать соразмерность частей и не допустить увеличения объема работы.

 

1.1. Структура и объем курсового проекта (МДК 02.02)

 

 Курсовой проект строится в указанной ниже последовательности:

Пояснительная записка в составе:

•      титульный лист;

•      содержание;

•      введение;

•      основная часть;

•      заключение;

•      список литературы;

•      приложение.

Объем записки по специальности - в среднем 30-50 страниц машинописного текста.

Приложение к записке содержит: спецификации к чертежам заданной СЕ и спроектированного  приспособления, общие виды заданной СЕ на формате А4. Пояснительная записка и приложение оформляются в жесткой обложке и прошиваются тесьмой. Альтернативный и базовый технологические процессы сборки, также являются частью приложения, но оформляются в отдельную папку                                                     Графическая часть проекта – в среднем 4-6 листов формата А-1, включает в себя общие виды приспособления, компановочные (координатные) чертежи, чертежи элементов  спроектированной оснастки и схемы.

 

 

Требования к содержанию пояснительной записки курсового проекта

 

 

Содержание включает наименование всех пронумерованных арабскими цифрами разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала разделов (подразделов, пунктов). Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в проекте, в том числе "Введение", название глав работы, "Заключение", "Список литературы", "Приложения".

В содержании все номера подразделов должны быть смещены вправо относительно номеров разделов.

 

Введение

Во введении должно быть отражено:

•      обоснование выбора темы;

•      определение её актуальности и значимости;

•      определение основной цели работы;

•      выделение основных задач.

Объем введения - до 3% текста работы.

 

Основная часть состоит из 2 разделов: технологического и конструкторского. Раздел должен отражать самостоятельную часть проблемы. Следует сохранять логику изложения по пунктам раздела и техническую последовательность перехода от одного пункта раздела к другому.

Расчетно-пояснительная записка должна содержать необходимые пояснения и расчеты по всем разделам курсового проекта в последовательности их выполнения.

Не следует приводить длинных выписок из технической литературы, наиболее ценным является изложение собственных мыслей студента, его выводов, рекомендаций, расчетов и анализа.

Выполнение пояснительной записки должно соответствовать ГОСТ 2.105-95, ГОСТ 2.106-96.

Записка должна быть написана хорошим техническим языком, стилистически и орфографически грамотно. При написании текста следует применять общепринятые в самолетостроении термины, обозначения и сокращения.

Пояснения, расчеты сопровождаются эскизами, графиками, таблицами, чертежами на формате А4 и должны иметь порядковые номера, на которые в тексте даются ссылки.

Записка должна иметь титульный лист установленного образца, оглавление, приложения ,(модели СЕ, СП, схемы, РТК), список используемой литературы.

Записка представляется в сброшюрованном, прошитом виде в твердой обложке с приложением задания на проект. Базовый и альтернативный процессы сборки представляются как приложение к пояснительной записке в сброшюрованном виде и в отдельной папке.

После подписания руководителем всех чертежей, спецификация, техпроцессов и пояснительной записки выполненный проект защищается в комиссии в установленном порядке в сроки, определенные учебным планом.

 

 

              

 

 

1.3. Требования к оформлению пояснительной записки

 

В процессе выполнения работы необходимо учитывать положения:

•      ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

•      ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам»

•      ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»

•      ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»

•      ГОСТ 7.80-2000. «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»

•      СТБ 6.38–2004 «Унифицированные системы документации».

 

Текст работы должен быть набран на персональном компьютере и распечатан на принтере, шрифт 14 (Times New Roman), через полтора интервала. Требования к полям: левое – 35 мм, правое – 15 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм.  Абзацный отступ составляет 5 знаков. Текст выравнивается по ширине.

Содержание работы структурируется по разделам и подразделам (пунктам). Разделы и пункты должны иметь заголовки. Заголовки разделов  и приложений выравнивают по центру, заголовки пунктов разделов – имеют абзацный отступ, выравнивание по левому краю. Расстояние между заголовками и текстом должно быть увеличено по отношению к межстрочному интервалу для выделения заголовка на фоне текста. Расстояние между заголовком раздела  и заголовком подраздела (пункта) должно быть больше расстояния между заголовком пункта и текстом.

В оглавлении и по тексту заголовки разделов печатаются заглавными буквами, заголовки подразделов – строчными буквами, заголовки не подчеркиваются, жирным шрифтом не выделяются, в конце заголовков точки не ставятся. В оглавлении и по тексту заголовок ПРИЛОЖЕНИЕ пишется заглавными буквами, а название приложения – прописными. Текст заголовков, состоящих из нескольких строк, набирается через один интервал.

В оглавлении и по тексту заголовки разделов и подразделов нумеруются арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой, после последней цифры номер не ставится. Трехуровневое дробление заголовков  в работе не рекомендуется и допускается только в виде обоснованного исключения. Заголовки разделов СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ не нумеруются. Каждый заголовок должен состоять только из одного предложения.

Страницы текста работы нумеруются, номер страницы ставится по центру в нижней части листа без точки. Титульный лист считается первым, но номер на нем не проставляется. Затем следуют: ЗАДАНИЕ, ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, РАЗДЕЛЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Каждый раздел начинается с новой страницы. Подразделы начинать с новой страницы целесообразно, если предыдущий параграф заканчивается на второй половине страницы. В работе не должно быть неструктурированных частей (все разделы и подразделы должны иметь заголовки).

В тексте работы могут быть перечисления. Перед каждой позицией перечисления ставится дефис; числовые обозначения позиций при перечислении внутри текста не рекомендуются. Все перечисления следует записывать с абзацного отступа.

Формулы, содержащиеся в работе, располагают на отдельных строках, выравнивают по центру и нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы в крайнем правом положении в круглых скобках. Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит их номера главы и порядкового номера формулы, разделенных точкой.

Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены в тексте. В этом случае сразу после формулы (до ее номера) ставится запятая, а первая строка расшифровки (выравнивание по левому краю) начинается словом «где» без двоеточия после него. Все позиции перечисления при расшифровке делаются с абзацным отступом через один интервал. Формулы и расшифровки выполняются шрифтом 12. Выше и ниже каждой формулы, а также после расшифровки должно быть оставлено не менее одной свободной строки (через полтора интервала). Ссылки на источники по формулам необходимо делать только по тексту. На строках, где расположены формулы и расшифровки, ссылки размещать не следует.

Иллюстрации по тексту работы (рисунки, графики, диаграммы и др.) следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией или нумерацией в пределах главы. Иллюстрации должны иметь наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст). Надписи на иллюстрациях, наименования и подрисуночный текст выполняется шрифтом 12, и выравниваются по центру. В подрисуночном тексте применяют одинарный интервал между строк. После наименования рисунка точка не ставится. Выше и ниже каждой иллюстрации следует оставить не менее одной свободной строки (через полтора интервала). Перенос части иллюстрации на другую страницу не допускается. На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки и разъяснения.

Массивы цифровых данных, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы нумеруются по разделам или имеют сквозную нумерацию. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей.

При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 286.