Наблюдение
Наблюдение в житейском смысле представляет собой умение ориентироваться, осуществлять непрерывную связь человека с окружающей средой.
Педагогическое наблюдение педагога состоит в восприятии деятельности детей, учащихся в разных ситуациях.
Исследовательское умение - универсальный инструмент ученого, какую бы область знания он не изучал.
Исследовательское наблюдение выборочно. Оно направлено на те стороны и детали, которые соответствуют целям наблюдения с охватом всего педагогического процесса.
Данный метод описан многими учеными (Л.В. Занков, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.).
Метод наблюдения определяется как «относительно» длительное целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительности на основе непосредственного восприятия. В педагогическом исследовании наблюдение - изначальная ступень изучения нового процесса.
Сущность наблюдения заключается в том, что это не просто восприятие, а восприятие-процесс и восприятие-результат, метод познания педагогического процесса.
Наблюдение как метод совершенствуется с техническим прогрессом, используется в связи с другими методами. Некоторые ученые считают метод наблюдения основным.
Существуют следующие виды наблюдений: непосредственное, опосредованное, открытое, скрытое.
1. При непосредственном наблюдении внимание уделяется живому педагогическому процессу.
При наблюдении исследователь может занимать три позиции и при этом быть исследователем-свидетелем, участником процесса, руководителем процесса.
Недостаточность позиций исследователя-свидетеля - в известной недостоверности данных. Присутствие исследователя искажает естественную картину педагогического процесса, так как педагог и воспитанники ощущают подконтрольность.. При использовании позиции наблюдателя-исследователя требуют пережить процесс привыкания.
Исследователь - участник процесса включается в ту или иную деятельность, в процессе которой ему открывается такие стороны процесса, которые при внешнем наблюдении скрыты.
Исследователь-руководитель осуществляет управление развитием педагогического явления.
2.Опосредованное или косвенное наблюдение. Оно осуществляется через лиц, работающих по разработанным заданиям и программам. Ценный материал получают участники комплексного исследования, одновременно наблюдая за разными сторонами педагогического процесса.
Интерес представляет самонаблюдение воспитанника по заданию педагога. Оно является вспомогательным, его необходимо организовывать.
3. Открытое наблюдение протекает в присутствии посторонних лиц. Дети и педагоги не безразличны к этому, ведут себя по иному. Поэтому данным этого вида наблюдений присущ элемент искусственности.
4. Скрытое наблюдение дает реальную картину педпроцесса. Осуществляется с помощью телевизионных установок на производстве, в медицинских учреждениях, в школах с односторонней прозрачной стеной, прямой микрофонной связи для дистанционного управления; наблюдение за деятельностью педагога в естественных условиях (занятия на природе).
Это наблюдение может порождать отрицательные эмоции у педагогов, поэтому при его использовании необходимо проявлять чувство такта, помнить, что это научное исследование, а не подсматривание и подслушивание.
Наблюдение может быть непрерывным и дискретным (прерывистым).
Наблюдение называется непрерывным, если оно отражает педагогическое явление в законченном виде (начало, развитие и завершение). Такое наблюдение возможно, если педагогическое явление протекает в короткие отрезки времени (занятия в детском саду).Дискретное наблюдение осуществляется через отдельные интервалы за длительным или скрытым педагогическим процессом.
Монографическое наблюдение охватывает большое количество педагогических явлений в их взаимосвязи, осуществляется длительное время, ведется по многим показателям. Например, наблюдение за развитием личности в течении ряда лет.
Узкоспециальное наблюдение - это вычленение и восприятие одного исследуемого явления в его собственных границах. Оно осуществляется в изоляции от всего инородного. Позднее изучается как полученные данные вписываются в живой процесс.
Наблюдение-поиск. Цель исследователя - найти в педагогическом процессе явления и факты, которые его интересуют. В этом случае исследователь одновременно наблюдает за рядом педагогических явлений или переходит от одного объекта к другому. Наблюдение-поиск - длительный процесс, требует много времени и терпения в получении результатов. Одновременно дает непредвиденные находки.
Методу наблюдения присуща известная ограниченность, так как при его использовании доступны лишь внешние проявления педпроцесса. Оно не раскрывает мотивов деятельности, существенных связей и отношений. Поэтому этот метод используется в сочетании с другими.
Организация наблюдений.
Метод есть способ познания педагогического акта; методика - есть система действий для реализации этого способа; техника - это инструментовка поиска.
Методика наблюдения зависит главным образом от существа и особенностей изучаемой проблемы, конечной цели, задач исследования, характера объекта, условий, в которых протекает исследование, опыта, личных качеств исследователя и др.
На основе учета этих обстоятельств отбираются виды наблюдений, составляется четкий план, где указываются объект наблюдения, цель, задачи, время его проведения, длительность, предварительный результат, ожидаемые изменения.
Техника фиксирования наблюдаемого.
Наблюдаемые педагогические явления записываются. Запись может быть протокольная, воссоздающая все увиденное; выборочная; при длительном наблюдении дневниковая; матричная — запись по заданной схеме.
Помимо словесных записей можно количественно отражать факты в форме хронометража, таблиц.
Записывая данные наблюдений надо указать время, учебное заведение, группу или класс, участников педпроцесса, место действия, условия, при которых протекают события, запись о качестве наблюдения. Технические средства.
В процессе наблюдения используются самые разнообразные технические средства от хронометража до записывающей аппаратуры; от кинофотосъемки до специальных аппаратов (например, для оценки физического состояния)и др.
После магнитофонной записи делается монтаж, выбрасываются пустоты и малозначимый материал. Ценность этого вида записи - в ее повторении.
Для фотосъемки составляется программа (что, когда, какие кадры, сколько снимков); для киносъемки делается сценарий.
Существуют сокращенные виды записей в виде кода, шифра, стенографии. Эти записи представляют собой черновики; после второй технической обработки переписываются набело. Затем следует истолкование добытых результатов. Обобщенные результаты могут оформляться в виде таблиц, матриц, картотеки и др. Этот материал сопоставляется с другими данными.
Беседа как метод исследования.
В практической деятельности педагога беседа используется как метод обучения и как метод изучения личности воспитанников.
Исследовательская функция беседы способствует обнаружению научных фактов, психолого-педагогических закономерностей.
Беседу сочетают с другими методами. Эффективность беседы зависит от опыта исследователя, его психолого-педагогической подготовки, искусства вести беседу, даже его личной привлекательности. Результат беседы зависит и от того, с кем беседуют, меру его откровенности, доверчивости. Важна эмоциональная и мотивационная значимость тех предметов, которые касаются в беседе.
Беседа по сравнению с другими методами имеет более неопределенную структуру, проведение беседы - искусство.
Есть также проблемы, связанные с изучением личности воспитанника, когда цель исследования не должна быть ему известна.
Стержнем беседы должна быть цель исследования. Материал, собранный в процессе беседы, будет подтверждать гипотезу или опровергать ее.
Исследователь постоянно наблюдает психологическое состояние испытуемого (мера откровенности, паузы, мимика и др.).
Подготовка к беседе заключается в составлении вопросов целевых и поддерживающих. Первые из них направлены на выяснение задач исследования, вторые помогают вести беседу, поддерживают разговор.
При использовании этого метода надо уметь вступить в контакт с испытуемым и поддерживать нужное направление разговора. Этим беседа отличается от интервью, то есть односторонней беседы, где один задает вопросы, а собеседник только отвечает.
Для беседы необходима атмосфера доверия, должен соблюдаться педагогический такт. Этот метод лучше использовать в естественной среде, там, где испытуемый воспитывается, учится, живет, отдыхает.
Результат беседы надо фиксировать на магнитофоне с дальнейшим анализом записи. Лучше использовать скрытый магнитофон. Стенографию делает кто-то другой. Результаты беседы самому экспериментатору не рекомендуется записывать. Надо запомнить услышанное и впоследствии воспроизвести.
Отдельные результаты беседы могут быть представлены в виде таблицы. Она может послужить исходным материалом для проверки гипотезы с помощью статистических критериев. Возможна математическая обработка беседы.
Анкета как метод исследования.
Анкетирование широко используется как в социологических, так и в психолого-педагогических исследованиях, когда изучается общественное мнение, эстетические и моральные оценки, отношение людей друг к другу, к событиям, родам деятельности.
Анкетный метод имеет сходство с методом беседы, так как в них ставятся вопросы и получается ответ. Анкетируемый называется респондентом.
В отличие от метода беседы в анкете существует жесткая логическая конструкция. Она неизменна в процессе анкетирования.
Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов. Анкета охватывает большой круг людей, может распространяться по почте.
При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики.
Вопросы анкеты могут быть прямыми и косвенными. В прямом вопросе его содержание и объект интереса совпадают: - Нравиться ли вам профессия воспитателя? В косвенном вопросе то и другое расходится. Согласны ли вы утверждать, что профессия воспитателя - одна из лучших? В этом случае выражается согласие, несогласие или определенная степень согласия. Подбор косвенных вопросов - трудна часть построения анкеты.
Содержание вопросов определяется также характером ситуации, которая задается в анкете. Она может быть реальной и воображаемой. Нравится ли Вам профессия воспитателя? Этот вопрос задан в реальной ситуации. - Хотели бы Вы, чтобы Ваша дочь в будущем избрала профессию воспитателя? Этот вопрос является условным.
Вид анкеты определяется формой вопросов. Вопросники могут быть открытыми и закрытыми.
Вопросы в анкете называются открытыми, если инструкция не ограничивает способ ответа на него. Анкета, содержащая открытые вопросы называется свободной. Данные такой анкеты не служат средством точного измерения мнения. С их помощью осуществляется предварительная ориентировка. Исследователь диктует вопросы в определенной последовательности, испытуемые на них отвечают самостоятельно.
Более точное измерение мнения осуществляется путем анкет с закрытыми вопросами. В этих анкетах даются несколько вариантов ответов. Полученный материал статистически обрабатывается. Респонденту разрешается записать свой ответ, если он не обнаружил подходящего.
Формы закрытых вопросов определяются способами ответа на них. Наиболее распространенными являются формы вопросов, ответы которых построены по схемам парных сравнении, последовательных категорий оценок и рангового ряда.
При парных сравнениях респондент выбирает то, что предпочитает. Например, одну из двух названных профессий.
Схема последовательных категорий предусматривает разбивку ответа по делениям шкалы оценок, каждое деление которой представляет собой категорию оценкам на вопрос. «Согласны ли Вы с утверждением, что одна из лучших профессий - профессия воспитатель?» Ответы на такой вопрос могут быть разбиты по категориям оценок согласия: «безусловно согласен», «согласен», «не согласен», «безусловно не согласен». Для подсчета достаточно приписать категориям соответственно числа 5,4,3,2,1.
Степень согласия респондентов определяется числом на шкале оценок путем нахождения средней арифметической, что записывается в таблицу частот оценок.
Анкета может являться средством измерения объектов исследования путем изучения высказываний людей. Многочисленные ответы на вопросы анкеты объединяются и систематически обрабатываются.
В анкетировании измеряемая величина отражается косвенно, в виде частот различных ответов.
Чтобы измерить отношение испытуемых к профессиям, можно использовать анкету как средство измерения с помощью ранговой шкалы. В анкете дается перечень профессий, а респондент располагает в порядке возрастания или убывания. Затем каждому объекту приписывается число, обозначающее его место в нарастающем или убывающем ряду. Это число называется рангом.
Изучение документации и продуктов деятельности.
Этот метод используется в основном как дополнительный.
При исследовании многих педагогических явлений большое число значение имеет изучение документации образовательных учреждений; продуктов деятельности детей или учреждения.
Так, изучая развитие личности ребенка необходимо изучить данные его физического развития; исследуя уровень овладения ребенком разными видами деятельности - подвергнуть анализу его рисунки, лепку, постройки из строительного материала.
Для исследования профессионального становления воспитателя собираются данные об успеваемости, уровне овладения специальными умениями навыками, проводится фотосъемка, запись на видео.
Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент - специально организованная деятельность педагога и детей с заранее заданными исследовательскими целями.
Педагогический эксперимент - сложный комплексный метод научного знания, который включает в себя целенаправленное наблюдение, беседы с испытуемыми, анкетирование, изучение творческих работ и др. Он опирается на множество данных наук о ребенке (естественнонаучные основы, психология и др.), требует педагогического мастерства от исследователя и тех, кто ему помогает.
Педагогический эксперимент — научная постановка опыта в точно учитываемых условиях. При этом устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием и ее результатом.
Существуют различные типы эксперимента: по времени действия он может быть кратковременным или длительным; от характера структуры изучаемых педагогических явлений - простым и сложным; в зависимости от цели исследования - преобразующим, контролирующим и т.д.; по организации - естественным, лабораторным, комплексным.
Существует ряд требований к методике педагогического эксперимента: предварительное целенаправленное наблюдение над изучаемыми педагогическими явлениями; создание необходимых условий; подбор объектов; разработка хода эксперимента; систематические наблюдения в процессе его, регистрация полученных фактов разными средствами; переход от наблюдения фактов к логическому их осмыслению.
Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, проявления интереса и желания исследовать ту или иную проблему.
Педагогический эксперимент обычно состоит из трех частей (констатирующей, формирующей и итоговой) и начинается с разработки аппарата научного исследования.
Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования. Основная его задача заключается в выяснении состояния дел по изучаемой проблеме. Эта часть педагогического эксперимента может включать ряд исследовательских методик: наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности и др.
Если данные констатирующего эксперимента подтверждают необходимость исследования названной проблемы, то приводится формирующая часть эксперимента, которая еще называется созидательно преобразующей.
Цель этой части эксперимента - в разработке нового содержания и методик, которые реализуются в практике. Завершается педагогический эксперимент третьей его частью, которая называется итоговой или заключительной. В методике ее проведения используются исследовательские методики констатирующей части эксперимента. Проверка полученных данных может осуществляться в нескольких учреждениях, территориях (район, область).
Метод изучения и обобщения
передового педагогического опыта
Метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики развития лучших детских садов и педучилищ. Известно, что опытным путем педагоги подходят к важным педагогическим находкам не известным в педагогике. Эти новшества надо изучать, обобщать, подводить под них теоретическую основу и делать достоянием других.
При необходимости массового изучения тех или иных вопросов исследования, для получения более достоверных данных используются социологические методы исследования: анкетирование и рейтинг(оценивание).
В последнее время все более широко используются математические методы исследования, в частности, методы статистической обработки исследовательского материала.
Требования, предъявляемые
к оформлению выпускной квалификационной работы
Требования по оформлению ВКР отражены в Положение о выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, приказом Башкирского государственного университета от 05.04.2016г. №382, расположено на сайте http://isbashgu.bashedu.ru/epb/GetFile.aspx?file_gid=a96de813-703d-49d3-b656-aca3886a7f3e})
Требования к содержанию, объему и структуре
Рекомендуемый объем выпускной квалификационной работы составляет 40-50 страниц печатного текста
Данная норма носит рекомендательный характер и может быть изменена в зависимости от требований ФГОС ВО.
Объем графического и иллюстрированного материала согласовывается с научным руководителем.
ВКР должна содержать элементы, расположенные в следующем порядке:
- титульный лист, содержащий название университета, название факультета, кафедры, тему, по которой выполнена работа, фамилию и инициалы студента, фамилию, инициалы и академические звания руководителя, название города, в котором находится университет, год написания работы;
- ОГЛАВЛЕНИЕ;
- ВВЕДЕНИЕ;
- ОСНОВНОЙ ТЕКСТ РАБОТЫ (ГЛАВЫ И ПАРАГРАФЫ);
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ;
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ;
- СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ;
- СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ;
- ПРИЛОЖЕНИЯ.
Введение Во введении даётся обоснование темы исследования, его актуальности, определяется объект и предмет исследования, формулируется цель, гипотеза и задачи исследования, указываются методы исследования, эмпирическая база исследования, определяется практическое значение исследования, структура выпускной квалификационной работы. Описываются этапы выполнения исследования: теоретический обзор по проблеме исследования, проведение собственно эмпирического исследования (констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования), обобщение результатов исследования, формулирование выводов. Также во введении обозначается степень разработанности проблемы исследования в литературе.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 246.