Основные элементы педагогического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогическое исследование начинается с выяснения его актуальности. Исследователь определяет то, что сделано в теории и практике, что еще не раскрыто, чем необходимо заняться. На этой основе формируется противоречие как важнейшая логическая форма познания.

Это противоречие исследователю предстоит разрешить.

В педагогике противоречие проявляется, например, как несоответствие в требованиях к педагогу и его профессиональной подготовке в том или ином направлении.

Следующим элементом педагогического исследования является формулирование проблемы.

Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Следовательно, проблема вытекает из установленного противоречия.

Часто проблему формулируют в виде вопроса. Например, «Каковы условия необходимые и достаточные для формирования исследовательских умений у студентов факультетов воспитания?»

Далее необходимо определить объект и предмет исследования. Под объектом в философии понимается часть объективной реальности, которая на данном этапе становится предметом практической и теоретической деятельности человека как социального существа.

Один и тот же объект может быть предметом разных исследований. Так, например, объект «игра» может изучаться психологами, педагогами, методистами и т.д.

Объект исследования является более широким понятием, чем предмет исследования.

Развитие знаний об объекте открывает новые стороны, которые становятся предметом познания, то есть предмет является частью, стороной, элементом объекта.

Так, например, объектом исследования может быть нравственное воспитание детей, а предметом исследования - воспитание моральных качеств у детей.

Понятия объект и предмет относительны. Названную нами выше тему как предмет исследования можно выдвинуть как объект исследования. Тогда предмет исследования может быть сформулирован, например, так: «Формирование взаимопомощи у детей пяти лет в подвижной игре».

С определением объекта исследования выявляются место и значение предмета исследования. В исследовании надо не только назвать предмет исследования, а обязательно дать ему содержательную характеристику. Только при таком условии можно обеспечить более целостный подход к характеристике и изучению предмета исследования.

Предмет и проблема исследования органически связаны и даже могут совпадать. Проблема исследования всегда связана с определенным совершенствованием предмета исследования. Практически проблема исследования превращается в цель исследования, которую следует достичь в итоге работы.

Постановка цели исследования ставится с учетом предмета и направлена на решение поставленной проблемы.

Основная цель исследовательской работы - в получении нового научного знания. Она не может подменяться практическими целями, последние выступают как сопутствующие.

Формулировка цели исследования позволяет осуществить построение гипотезы. Гипотеза - предположение, истинность которого не очевидна. Гипотеза - это научное предположение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза - это главный метод научного знания. Выдвинутая гипотеза подвергается экспериментальной или теоретической проверке, которая ее утверждает или отвергает. В начале работы гипотеза формулируется в общих чертах, а в ходе исследования она уточняется, дополняется.

Существует два типа гипотез: описательные и объяснительные. К числу первых относятся те, в которых описываются причины и возможные последствия. Объяснительные гипотезы дают объяснения возможным следствиям из определенных причин, при их разработке выделяют условия, при которых эти следствия возникают.

Объяснительные гипотезы в отличии от описательных обладают свойством предвидения.

Гипотезы в педагогических исследованиях могут предполагать, что одно из средств будет более эффективным чем другие средства, что будет доказано в ходе эксперимента.

В настоящее время отдается предпочтение такому обоснованию гипотезы, когда автор ориентируется на получение оптимальных результатов в разработке системы педагогических воздействий, самый высокий уровень гипотезы связан с выявлением закономерностей, законов. Этим гипотезам принадлежит будущее.

Цель и гипотеза исследования определяют его задачи.

Цель выражается в ряде конкретных задач, каждая из которых выступает как частная, сравнительно самостоятельная цель по отношению к общей цели.

Задачи ставятся на основе теоретического анализа возникшей проблемы и оценки состояния ее решения в практике, который осуществляется через широкое ознакомление с литературой. При изучении литературных источников должно быть выявлено следующее:

– основная идея автора, его позиция по исследуемой проблеме;

– что особенно удалось автору при его изучении;

– чем отличается его позиция от традиционной, что нового внес он изучение этой проблемы;

– в чем автор полемизирует с другими исследователями;

– какие идеи автора особенно удачно аргументированы, а какие не имеют должной аргументации;

– какие идеи, выводы, рекомендации вызывают раздражения и почему;

– какие основные вопросы проблемы не нашли отражение в его работе;

– какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы.

При анализе литературы об опыте работы учреждения, педучилища или педколледжа выявляется следующее:

– что особенно успешно удается осуществить педагогу при решении данной проблемы;

– какие затруднения он испытывает при ее решении;

– какие типичные недостатки отмечаются в работе педагогов по данному вопросу;

– каковы основные причины затруднений и недостатков;

– как расходуется бюджет времени педагога, насколько он рационален.

В результате изучения литературы по двум названным направлениям (теория и практика) первично формируются задачи исследования.

Задачи исследования зависят от характера научной проблемы и могут включать в себя следующее содержание:

– решать теоретические задачи;

– экспериментально изучать практику решения данной проблемы: ее типичное состояние, характер недостатков и затруднений, их причин, типичных черт передового опыта. Такое экспериментальное исследование уточняет и проверяет имеющиеся в литературе данные о состоянии практики по изучаемой проблеме;

– выработать систему мер для решения теоретико-практических задач и осуществить их экспериментальную проверку;

– разработать методические рекомендации для тех, кто будет использовать результаты исследования в практике.

Задачи исследования должны быть относительно соизмеримы по своей весомости, то есть не сочетать объемную задачу со слишком частной.

Цель и задачи - понятия относительные. Задача одного исследования может быть целью для следующего.

Для того, чтобы убедиться в правильной формулировке выдвинутых задач, надо обратиться к цели исследования.

Совокупность выдвинутых задач составляет цель исследования.

Исследования могут быть собственно теоретическими или посвящены только анализу реальной практики, отдельным ее сторонам. В последнем из названных направлений исследования на основе известной теоретической концепции ставятся более конкретные задачи: освещение практики в литературных источниках, вскрываются типичные недостатки и затруднения в работе воспитателя с детьми, учащихся и студентов с преподавателями, изучается передовой опыт с целью его использования в процессе исследования, разрабатываются рекомендации для совершенствования практики.

Глубокий анализ практики в таком исследовании открывает новые возможности для внедрения теории и достижения практики в жизнь учреждений, педучилищ, педколледжей.

Определяя задачи исследования надо учитывать возможности самого исследователя, теоретическую и практическую подготовку, опыт научной работы и уровень его знания педагогической практики.

Следует заметь, что для формирования пути в науку необходим опыт работы в области тех знаний, которые исследователь хочет пополнить. Для исследователя в области воспитания это опыт работы в образовательных организациях, педучилищах, педколледжах.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 251.